г. Хабаровск |
|
20 января 2021 г. |
Дело N А80-594/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 января 2021 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Швец Е.А.
судей Тищенко А.П., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Осадчей Н.П.
при участии в заседании:
от открытого акционерного общества "Чукотрыбпромхоз": не явились;
от отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биоресурсов и регулирования рыболовства по Чукотскому автономному округу Северо-Восточного территориального управления Федерального агентства по рыболовству; Северо-Восточного территориального управления Федерального агентства по рыболовству: не явились;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Северо-Восточного территориального управления Федерального агентства по рыболовству на решение от 14.02.2020 по делу N А80-594/2019 Арбитражного суда Чукотского автономного округа
по заявлению открытого акционерного общества "Чукотрыбпромхоз"
к отделу государственного контроля, надзора, охраны водных биоресурсов и регулирования рыболовства по Чукотскому автономному округу Северо-Восточного территориального управления Федерального агентства по рыболовству, Северо-Восточному территориальному управлению Федерального агентства по рыболовству
о признании незаконным отказа в принятии заявления о переоформлении договора
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Чукотрыбпромхоз" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Чукотского автономного округа с заявлением к отделу государственного контроля, надзора, охраны водных биоресурсов и регулирования рыболовства по Чукотскому автономному округу Северо-Восточного территориального управления Федерального агентства по рыболовству, Северо-Восточному территориальному управлению Федерального агентства по рыболовству, в соответствии с которым просит:
- признать незаконным отказ от 24.10.2019 исх.N 12-16/820 начальника отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биоресурсов и регулирования рыболовства по Чукотскому автономного округа Северо-Восточного территориального управления Федерального агентства по рыболовству Дегнега В.В. в принятии заявления о переоформлении договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства от 21.10.2019 N 01/2019-14пр без проведения торгов, путем заключения договора пользования рыболовным участком для осуществления промышленного рыболовства;
- обязать Северо-Восточное территориальное управление Федерального агентства по рыболовству (далее - Управление) принять к рассмотрению заявление о переоформлении договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства от 21.10.2019 N 01/2019-14пр без проведения торгов, путем заключения договора пользования рыболовным участком для осуществления промышленного рыболовства.
Решением суда от 11.02.2020 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Северо-Восточное территориальное управление Федерального агентства по рыболовству обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции ввиду неправильного применения судом норм материального права, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных ООО "Чукотрыбпромхоз" требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель, ссылаясь на пункт 6 Порядка заключения договора пользования рыболовным участком, утвержденного приказом Минсельхоза России от 25.07.2019 N 442, указывает на пропуск ООО "Чукотрыбпромхоз" срока подачи заявления о заключения договора пользования рыболовным участком, установленного до 15 октября 2019 года.
ООО "Чукотрыбпромхоз" в представленном отзыве отклонило доводы апелляционной жалобы как несостоятельные, просило оставить решение суда первой инстанции без изменения, как законное и обоснованное.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе с учетом опубликования соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, представителей в судебное заседание не направили, что в силу части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Исследовав представленные материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Из материалов дела следует, что на официальном сайте WWW.TORGI.GOV 25.05.2018 было размещено извещение N 240518/1106609/02 и конкурсная документация. Согласно извещению предметом конкурса является право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства во внутренних водах Российской Федерации (за исключением внутренних морских вод Российской Федерации) в отношении анадромных, катадромных и трансграничных видов рыб, расположенных на территории Чукотского автономного округа (Анадырский муниципальный район) в отношении 12 рыбопромысловых участков (лоты с 1 по 12), в том числе лот 11.
По лоту N 11 (рыбопромысловый участок N 14пр, расположенный р. Гырмэкууль, для осуществления промышленного рыболовства) победителем признано ООО "Деловые связи", заявке которого присвоен 1 номер, как участнику, предложившему размер платы за участок 600000 руб.
По результатам проведения конкурса и итогов определения победителей, заключены договоры о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства, в том числе от 10.08.2018 N 14пр/2018-12 между Северо-Восточным территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству и обществом с ограниченной ответственностью "Деловые связи" (ИНН 8709907516) по лоту N 11 (участок N 14пр) размер платы за участок внесен в сумме 600000 руб.
Решением суда от 14.06.2019 по делу А80-478/2018 конкурс, проведенный 16.07.2018 в части лотов N 2, N 3, N 4, N 8, N 11 признан недействительным, поскольку незаконные действия конкурсной комиссии СВТУ Росрыболовство непосредственно повлияли на определение победителей конкурса по спорным лотам, в том числе по лоту N 11. Заключенные договоры о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства, в том числе по лоту N 11 в отношении участка 14-пр, признаны недействительными. Суд обязал Управление провести повторную процедуру оценки и сопоставления заявок на предмет определения победителей по лотам N 2, N 3, N 4, N 8, N 11 в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 14.04.2008 N 264 (ред. от 17.10.2017) "О проведении конкурса на право заключения договора пользования рыболовным участком для осуществления промышленного рыболовства и заключении такого договора".
Решение суда по делу А80-478/2018 вступило в законную силу 04.10.2019.
Кроме того, решением суда от 05.10.2018 по делу А80-359/2018, вступившим в законную силу, удовлетворены требования Общества о признании протокола рассмотрения заявок на предмет допуска к участию в конкурсе от 11.07.2018 по лоту N 11 и протокол оценки и сопоставления заявок на предмет определения победителей от 16.07.2018 по лоту N 11 недействительными, Управление по данному решению обязано было провести повторно процедуры рассмотрения, оценки и сопоставления заявок по лоту N 11 по проведению конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства во внутренних водах Российской Федерации (за исключением внутренних морских вод Российской Федерации) в отношении анадромных, катадромных и трансграничных видов рыб на территории Чукотского автономного округа (Анадырский муниципальный район). При рассмотрении дела суд установил незаконность действий Управления по отказу в допуске Общества до участия в конкурсе.
Управлением проведена повторная процедура оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства во внутренних водах Российской Федерации (за исключением внутренних морских вод Российской Федерации) в отношении анадромных, катадромных и трансграничных видов рыб, расположенных на территории Чукотского автономного округа (Анадырский муниципальный район) в отношении лотов 2,3,4,8,11.
Протоколом от 08.10.2019 Общество признано победителем по лоту N 11 в отношении рыбопромыслового участка N 14пр.
21.10.2019 между Управлением и Обществом заключен договор о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства N 01/2019-14пр, сроком на 20 лет (далее - Договор).
24.10.2019 Общество направило в Управление заявление N 587 о переоформлении договора, путем заключения договора пользования рыболовным участком для осуществления промышленного рыболовства во внутреннем водном объекте на оставшуюся часть срока действия Договора.
Ходатайством от 24.10.2019 N 588 Общество просило принять к рассмотрению заявление, пояснив невозможность обращения в Управление в срок до 15.10.2019, поскольку датой заключения Договора является 21.10.2019.
Письмом от 24.10.2019 N 12-16/820 Управление возвратило заявление Общества в связи с пропуском срока для обращения о переоформлении Договора.
Не согласившись с указанными действиями Управления, Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Из положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ следует, что основанием для принятия решения суда о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц являются одновременно два условия, несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о наличии указанных условий. При этом обоснованно суд исходил из следующего.
Отношения в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов регулируются Федеральным законом от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее - Закон N 166-ФЗ), Порядком N 442 и иными нормативно-правовыми актами.
В силу пункта 2 статьи 7 Закона N 166-ФЗ от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в отношениях в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов участвуют соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции, установленной нормативными правовыми актами, определяющими статус этих органов.
Пунктом 3 Правил организации и проведения конкурса на право заключения договора пользования рыболовным участком для осуществления промышленного рыболовства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.04.2008 N 264, установлено, что территориальные органы Федерального агентства по рыболовству - в случае проведения конкурса в отношении рыболовного участка для осуществления промышленного рыболовства во внутренних водах Российской Федерации (за исключением внутренних морских вод Российской Федерации) в отношении анадромных, катадромных и трансграничных видов рыб, а также для осуществления промышленного рыболовства в отношении анадромных видов рыб, добыча (вылов) которых регулируется статьей 29.1 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" являются организаторами конкурса, т.е. уполномоченными государственными органами, выступающими от имени государства в отношениях по предоставлению рыболовных участков.
В силу пункта 2 Положения о Северо-Восточном территориальном управлении Федерального агентства по рыболовству, утвержденного Приказом Росрыболовства от 17.09.2013 N 696, Северо-Восточное территориальное управление Федерального агентства по рыболовству является территориальным органом Федерального агентства по рыболовству, которое создано для осуществления функций по контролю (надзору) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов на водных объектах рыбохозяйственного значения Камчатского края, Чукотского автономного округа, государственному надзору за торговым мореплаванием в части обеспечения безопасности плавания судов рыбопромыслового флота в районах промысла при осуществлении рыболовства, по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере рыбохозяйственной деятельности, охраны, рационального использования, изучения, сохранения, воспроизводства водных биологических ресурсов и среды их обитания, а также рыбоводства (аквакультуры), товарного рыбоводства, производства рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов, обеспечения безопасности плавания судов рыбопромыслового флота и аварийно-спасательных работ в районах промысла при осуществлении рыболовства, производственной деятельности на судах рыбопромыслового флота и в морских портах в отношении морских терминалов, предназначенных для комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота.
Согласно пункту 8.1.4. названного Положения Территориальное управление осуществляет по поручению Агентства полномочия организатора конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства, в отношении водных биологических ресурсов внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации, в отношении анадромных, катадромных и трансграничных видов рыб, а также для осуществления прибрежного рыболовства в отношении анадромных, катадромных и трансграничных видов рыб.
Договор пользования рыболовным участком для осуществления промышленного рыболовства в отношении анадромных видов рыб, добыча (вылов) которых регулируется статьей 29.1 указанного федерального закона, заключается с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, указанными в части 1 названной статьи, до 1 января 2020 года в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства (часть 2 статьи 61 Закона N 166-ФЗ).
По договору пользования рыболовным участком одна сторона - орган государственной власти - обязуется предоставить другой стороне - юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю - право на добычу (вылов) водных биоресурсов на рыболовном участке. В договоре пользования рыболовным участком указываются его стороны, предмет договора, срок его действия, вид рыболовства и иные условия. Договор пользования рыболовным участком заключается по результатам конкурса на право заключения такого договора (части 1, 2, 3 статьи 33.3 Закона о рыболовстве).
Федеральным законом от 26.11.2018 N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования отношений в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов и аквакультуры (рыбоводства)" Закон о рыболовстве дополнен рядом статей, которыми предусматривались переходные положения, определяющие порядок и сроки переоформления договоров о предоставлении рыбопромысловых участков на договоры пользования рыболовными участками без проведения торгов, а также условия осуществления добычи (вылова) водных биоресурсов на таких участках до переоформления договоров.
В соответствии с частью 1 статьи 61 Закона о рыболовстве (в редакции Федерального закона от 26.11.2018 N 421-ФЗ) в случае, если юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю до дня вступления в силу положений этой статьи (01.01.2019) предоставлено право на добычу (вылов) анадромных видов рыб, добыча (вылов) которых регулируется статьей 29.1 поименованного Федерального закона, для осуществления промышленного и (или) прибрежного рыболовства во внутренних морских водах Российской Федерации или в территориальном море Российской Федерации на основании договора о предоставлении рыбопромыслового участка, этот договор переоформляется без проведения торгов путем заключения договора пользования рыболовным участком для осуществления промышленного рыболовства на оставшуюся часть срока действия заключенного ранее договора о предоставлении рыбопромыслового участка.
Аналогичные нормы закреплены в части 1 статьи 63, части 1 статьи 64, части 1 статьи 65 Закона N 166-ФЗ.
При этом частью 5 статьи 61 Закона N 166-ФЗ предусмотрено, что договор о предоставлении рыбопромыслового участка считается прекратившим свое действие в случае, если лицо, с которым заключен указанный договор, не подало в уполномоченный орган в установленном порядке заявление о переоформлении указанного договора.
Аналогичные положения установлены частью 5 статьи 63, частью 5 статьи 64, частью 5 статьи 65 Закона N 166-ФЗ.
Порядок устанавливает процедуру заключения договора пользования рыболовным участком для осуществления промышленного рыболовства в отношении анадромных видов рыб, добыча (вылов) которых регулируется статьей 29.1 Закона о рыболовстве, договора пользования рыболовным участком для осуществления рыболовства в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, договора пользования рыболовным участком для осуществления промышленного рыболовства во внутренних водах Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации, договора пользования рыболовным участком для организации любительского и спортивного рыболовства (пункт 1 Порядка).
Договор пользования рыболовным участком заключается с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, указанными в пункте 2 Порядка, до 01.01.2020 (пункт 3 Порядка), при этом основанием для его заключения является ранее заключенный договор о предоставлении рыбопромыслового участка и сведения о нем.
Пунктами 6, 7 и 8 Порядка определены требования к заявлению, прилагаемым к нему документам и срок подачи заявления в уполномоченный орган.
Из вышеприведенных положений законодательства следует, что порядок переоформления ранее заключенных договоров о предоставлении рыбопромысловых участков для осуществления промышленного рыболовства без проведения торгов носит заявительный характер.
Минсельхоз России, реализуя делегированное ему полномочие, определил срок подачи заявления о заключении договора о предоставлении рыбопромыслового участка до 15 октября 2019 года с целью соблюдения всех последующих процедур переоформления договоров, включая время, необходимое для устранения замечаний по заявлению, которые должны быть завершены до 01 января 2020 года в соответствии с частью 2 статьи 61 Закона N 166-ФЗ (аналогичные положения содержатся в статьях 63 - 65 данного закона).
При этом часть 4 статьи 61 Закона N 166-ФЗ предусматривает возможность промышленного рыболовства в период переоформления договоров.
В рамках делегированных полномочий Минсельхоз России в абзаце втором пункта 16 Порядка предусмотрел, что заявления и прилагаемые к ним документы, поступившие после указанного срока (15 октября 2019 г.), не рассматриваются и возвращаются, что согласуется с частью 5 статьи 61 Закона N 166-ФЗ.
Данные нормы регламентируют порядок подачи заявлений и документов для заключения соответствующих договоров и призваны обеспечить соблюдение требований части 2 статьи 61 Закона N 166-ФЗ о завершении к 1 января 2020 г. всех процедур по переоформлению договоров.
Поскольку Общество заключило договор о предоставлении рыбопромыслового участка 21.10.2019 в результате проведения повторной конкурсной процедуры оценки и сопоставления заявок в связи с решениями суда по делам А80-478/2018, А80-359/2018 по конкурсу, объявленному и состоявшемуся первоначально в 2018 году, возвращение его заявления, поданного до 01.01.2020, на переоформление договора, нарушает право Общества на пользование рыболовным участком, поскольку действие договора о предоставлении рыбопромыслового участка в таком случае будет прекращено.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, учитывая обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решениями Арбитражного суда Чукотского автономного округа по делам N А80-478/2018, А80-359/2018 суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о невозможности ООО "Чукотрыбпромхоз" реализации права на своевременную подачу заявления для заключения договора о предоставлении рыбопромысловых участков по причине недобросовестных действий со стороны Территориального управления, ввиду чего правомерно признал незаконными действия по возврату заявления без рассмотрения.
Доводы Территориального управления о соответствии оспариваемых действий по возврату заявления без рассмотрения, с указанием на пункт 6 Порядка N 422, являются несостоятельными.
Действия Северо-Восточного ТУ Росрыболовства по возвращению заявления общества носят в данном случае формальный характер и нарушают права и законные интересы заявителя, ставшего победителем по результатам участия в конкурсной процедуре и имеющим право на пользование рыбопромысловым участком (победитель по лоту N 11).
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чукотского автономного округа от 14.02.2020 по делу N А80-594/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.А. Швец |
Судьи |
А.П. Тищенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А80-594/2019
Истец: ОАО "Чукотрыбпромхоз"
Ответчик: АО Отдел государственного контроля, надзора, охраны водных биоресурсов и регулирования рыболовства по Чукотскому Северо-Восточного территориального управления Федерального агентства по рыболовству
Третье лицо: Северо-Восточное территориальное управление Федеральное агенство по рыболовству