г. Воронеж |
|
20 января 2021 г. |
Дело N А36-13196/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 января 2021 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семенюта Е.А.,
судей Миронцевой Н.Д.,
Ушаковой И.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Багрянцевой Ю.В.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Усманский лесопункт": Попов А.В., представитель по доверенности от 01.09.2019, сроком на три года;
от Управления лесного хозяйства Липецкой области: Юдин Н.Н., представитель по доверенности от 14.09.2020, сроком на три года,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Усманский лесопункт" на решение Арбитражного суда Липецкой области от 03.08.2020 по делу N А36-13196/2019, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Усманский лесопункт" (ОГРН 1024800730459, ИНН 4816000242) к Управлению лесного хозяйства Липецкой области (ОГРН 1064823069695, ИНН 4823029482) о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ :
Общество с ограниченной ответственностью "Усманский лесопункт" (далее - ООО "Усманский лесопункт", Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению лесного хозяйства Липецкой области (далее - Управление) о признании незаконным бездействия по организации выполнения кадастровых работ в отношении лесных участков, испрашиваемых заявителем.
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 03.08.2020 по делу N А36-13196/2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Считая принятое решение незаконным и необоснованным ООО "Усманский лесопункт" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить данное решение и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что кадастровому учету подлежат лесные участки, предназначенные для передачи их в пользование или аренду.
Отмечает, что кадастровый учет проводится в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства" на 2013-2020 годы, согласно которой постепенное вытеснение декларативных участков надлежаще учтенными лесными участками с установленными границами повысит достоверность и актуальность сведений государственного кадастра недвижимости, будет способствовать сбережению лесов, контролируемому использованию, а также реальному сохранению в государственной собственности.
В судебном заседании представитель Общества просил обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
В представленных суду возражениях на апелляционную жалобу Управление соглашается с выводами суда первой инстанции, настаивает на несостоятельности доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представитель Управления просил обжалуемое решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав мнение участников судебного процесса, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 14.11.2019 Общество обратилось в Управление с письмом N 10, в котором просило поставить на кадастровый учет лесные участки Первомайского участкового лесничества ОКУ "Усманское лесничество", расположенного на территории Усманского муниципального района, предназначенные для заготовки древесины.
Письмом от 09.12.2019 N 32-1826И32-2660 Управление уведомило Общество о том, что средства федерального бюджета для проведения кадастровых работ по образованию испрашиваемых лесных участков в необходимом объеме на 2019-2020 годы отсутствуют. Денежные средства областного бюджета на проведение указанных работ также не предусмотрены.
Полагая, что бездействие заинтересованного лица, выразившееся в непостановке лесных участков на государственный кадастровый учет, нарушает права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, заявитель обратился в суд с заявлением о признании данного бездействия незаконным.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Апелляционная коллегия не усматривает оснований для отмены судебного акта и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании статьи 92 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременении лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются:
1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;
2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;
3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
4) свидетельства о праве на наследство;
5) вступившие в законную силу судебные акты;
6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории);
7.1) утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости;
9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.
В письме Общества от 14.11.2019 N 10 заявитель указывает, что основанием для постановки лесных участков на государственный кадастровый учет являются статья 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации, статья 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации, а также Положение об Управлении лесного хозяйства Липецкой области от 29.01.2010 N 26р.
Частью 1 статьи 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации лесных участков в соответствии с настоящей статьей, за исключением случаев проектирования лесных участков в целях размещения линейных объектов.
В соответствии с частью 6 статьи 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации проектная документация лесного участка утверждается решением органа государственной власти, органа местного самоуправления, осуществляющих полномочия по предоставлению в пользование лесного участка в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса.
В силу положений части 12 статьи 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации требования к составу и к содержанию проектной документации лесного участка, порядок ее подготовки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 2 Требований к составу и к содержанию проектной документации лесного участка, порядок ее подготовки, утвержденных Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 03.02.2017 N 54, подготовка проектной документации лесного участка должна осуществляться при проектировании лесных участков при предоставлении лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование.
Пунктом 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:
1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;
2) проектная документация лесных участков;
3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Исходя из анализа изложенных норм законодательства, суд первой инстанции правомерно указал, что основанием для подготовки проектной документации лесных участков является предоставление лесных участков в аренду.
Вместе с тем, установлено, что из содержания письма заявителя от 14.11.2019 N 10 не следует, что он просит предоставить лесные участки в аренду, а лишь просит только поставить лесные участки на государственный кадастровый учет.
Вместе с тем, безусловной обязанности в данном случае поставить лесные участки на кадастровый учет, законодательно не предусмотрено.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда области в том, что у Управления отсутствует обязанность осуществления государственного кадастрового учета спорных лесных участков при отсутствии волеизъявления заявителя о предоставлении ему в аренду спорных лесных участков.
Кроме того, судом области верно учтено, что письмо Управления от 09.12.2019 N 32-1826И32-2660, в котором указано на отсутствие денежных средств на осуществление государственного кадастрового учета, само по себе не нарушает прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При изложенных обстоятельствах, оснований для признания бездействия Управления в рассматриваемом случае апелляционный суд также не усматривает.
Кроме того, суд апелляционной инстанции учитывает, что в рамках дела N А36-6568/2019 заявитель в качестве восстановления прав также указывал на необходимость постановки на кадастровый учет земельных участков.
Ссылка на решение суда по указанному делу, в рамках которого рассматривался вопрос о правомерности отказа в проведении аукциона на право заключения договора аренды земельных участков, в связи с чем, по мнению Общества, Управлению должно быть известно о намерении приобрести спорные участки в аренду, не принимается во внимание судом апелляционной инстанции, поскольку данный вывод заявителя по настоящему спору является предположительным, противоречащим представленным материалам, в т.ч. заявлению, поданному в Управление, не опровергает правильность выводов суда первой инстанции в данном случае, и не свидетельствует о нарушении судом норм материального права.
Каких-либо аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемое решение, Обществом на момент рассмотрения апелляционной жалобы не заявлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции также не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее заявителя.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 03.08.2020 по делу
N А36-13196/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.А. Семенюта |
Судьи |
Н.Д. Миронцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-2331/2020
Истец: АО "Почта России"
Ответчик: Управление Роспотребнадзора по Тамбовской области
Третье лицо: 19 Арбитражный апелляционный суд, Арбитражный суд Центрального округа, Горовенско Л.В.