г. Хабаровск |
|
22 января 2021 г. |
А73-7970/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 января 2021 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Дроздовой В.Г.,
судей Волковой М.О., Иноземцева И.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коковенко Д.С.,
при участии в заседании:
от публичного акционерного общества "Ростелеком" (ОГРН 1027700198767, ИНН 7707049388): представитель не явился,
от федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Хабаровского края" (ОГРН 1022701136028, ИНН 2722010202): представитель не явился,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Хабаровского края"
на решение от 12.11.2020
по делу N А73-7970/2020
Арбитражного суда Хабаровского края
по иску публичного акционерного общества "Ростелеком"
к федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Хабаровского края"
о взыскании 49 014,46 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Ростелеком" (далее - ПАО "Ростелеком", истец) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края к федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Хабаровского края" (далее - ФКУ "Военный комиссариат Хабаровского края", ответчик) с иском о взыскании 49 014,46 руб., составляющих задолженность по государственному контракту от 05.12.2018 N 180 в сумме 10 039,20 руб., задолженность по государственному контракту от 18.03.2019 N 51 в сумме 38 975,26 руб.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 12.11.2020 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
ФКУ "Военный комиссариат Хабаровского края" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение от 12.11.2020 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска. В обоснование жалобы указывает, что ФКУ "Военный комиссариат Хабаровского края" является федеральным казенным учреждением, финансирование деятельности которого осуществляется исключительно в пределах выделенных лимитов бюджетных обязательств Министерства обороны Российской Федерации, в связи с недостаточным выделением лимитов оплата долга не производилась, но ответчик принимал все меры для погашения долга; суд первой инстанции неправомерно взыскал с ответчика расходы по уплате государственной пошлины по иску. Ссылается на то, что по решению суда истцу возвращена из федерального бюджета государственная пошлина в сумме 1000 руб., которая оплачена платежным поручением от 18.03.2020 N 392321. Считает, что истец не оплачивал государственную пошлину по иску и не понес судебные расходы в сумме 2 000 руб. Поэтому, как считает заявитель, отнесение судебных расходов в сумме 2 000 руб. на ответчика не обосновано судом, ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины.
В отзыве на апелляционную жалобу ПАО "Ростелеком" просит оставить решение от 12.11.2020 без изменения, жалобу - без удовлетворения.
ПАО "Ростелеком" представлено ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя.
Шестым арбитражным апелляционным судом удовлетворено названное ходатайство.
Ответчик извещался о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представитель в суд не прибыл.
Жалоба рассмотрена в порядке, установленном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав приобщенные к материалам дела доказательства, Шестой арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, ФКУ "Военный комиссариат Хабаровского края" является юридическим лицом, деятельность которого связана с обеспечением военной безопасности.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 23.11.1995 N 1173 "О мерах по осуществлению устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства" в целях осуществления устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства (воинских частей, учреждений, предприятий и организаций федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых предусмотрена военная служба), исключения случаев, ставящих под угрозу выполнение возложенных на них задач, руководствуясь статьей 80 Конституции Российской Федерации, определено считать ограничение или прекращение отпуска топливно - энергетических ресурсов (электрической и тепловой энергии, газа и воды), оказания услуг связи и коммунальных услуг воинским частям, учреждениям, предприятиям и организациям федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых предусмотрена военная служба, действиями, нарушающими безопасность государства.
Между ПАО "Ростелеком" (оператор) и ФКУ "Военный комиссариат Хабаровского края" (абонент) заключены государственные контракты об оказании услуг связи юридическому лицу финансируемому из соответствующего бюджета от 05.12.2018 N 180, от 18.03.2019 N 51 с дополнительным соглашением от 28.03.2019 N 1, согласно условиям которых осуществление закупки по контракту производится на основании пункта 1 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44) у единственного исполнителя - ПАО "Ростелеком", внесенного под номером 77-27 в перечень организаций, осуществляющих деятельность в сфере оказания услуг электросвязи, включенных в реестр субъектов естественных монополий, утвержденный Приказом ФСТ РФ от 11.03.2005 N 76-с (п.п. 1.1 контрактов).
Пунктами 1.2 контрактов от 05.12.2018 N 180, от 18.03.2019 N 51 согласовано, что в соответствии с условиями контрактов оператор обязуется оказывать абоненту услуги, оказанные в дополнительном соглашении к контракту (далее - услуги), а абонент обязуется принимать и оплачивать оказываемые ему услуги. Состав и перечень услуг, а также дополнительные права и обязанности сторон, определяются дополнительным соглашением к контракту.
В соответствии с пунктами 1.3 контрактов от 05.12.2018 N 180, от 18.03.2019 N 51 объем оказываемых услуг по контракту определяется в пределах лимитов бюджетных обязательств, установленных на текущий финансовый год абоненту.
Согласно пункту 1.4 контракта от 05.12.2018 N 180 цена контракта составляет 1 269 646,60 руб., а пункту 1.4 контракта от 18.03.2019 N 51 цена контракта составляет 2 218 060,17 руб., в том числе НДС, в соответствии с действующим законодательством. Цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, указанного в пункте 4.10 контракта. В формировании цены контракта применяется тарифный метод. Изменение цены контракта возможно в следующих случаях: увеличение или уменьшение объема услуг не более, чем на 10%, изменение регулируемых государством тарифов на услуги.
На основании пунктов 3.1 контрактов стоимость услуг, оказываемых абоненту оператором по контракту, определяется действующими на момент оказания соответствующих услуг тарифами оператора. Тарифы на услуги утверждаются оператором самостоятельно, изменение тарифов производится оператором в соответствии с изменением тарифов для оператора как субъекта естественных монополий. Сумма к оплате за услуги определяется с учетом стоимости и объема оказанных услуг за отчетный период.
В соответствии с пунктами 3.2 контрактов от 05.12.2018 N 180, от 18.03.2019 N 51 при изменении цены контракта по основаниям, указанным в пункте 1.4. контракта, абонент обязан подписать с оператором дополнительное соглашение о соответствующих изменениях.
Пунктами 3.3 контрактов от 05.12.2018 N 180, от 18.03.2019 N 51 предусмотрено, что отчетный период устанавливается с первого до последнего числа (включительно) календарного месяца оказания оператором услуг, подлежащих оплате.
Согласно пунктам 3.4 контрактов от 05.12.2018 N 180, от 18.03.2019 N 51 оператор выставляет абоненту счет, счет-фактуру и акт оказанных услуг в течение 5 (пяти) дней с момента окончания отчетного периода.
В пунктах 3.5 контрактов от 05.12.2018 N 180, от 18.03.2019 N 51 определено, что оплата услуг производится путем безналичных расчетов в течение 20 календарных дней, с даты выставления платежных документов (счета, счета-фактуры, акта оказанных услуг).
Абоненту выставляются единые платежные документы за вес услуги, оказываемые по контракту (пункты 3.6 контрактов от 05.12.2018 N 180, от 18.03.2019 N 51).
В соответствии с пунктами 3.11 контрактов от 05.12.2018 N 180, от 18.03.2019 N 51 абонент вправе производить авансовые платежи за оказываемые услуги на основании счетов, выставленных оператором. Сумма авансового платежа учитывается оператором при выставлении счета а соответствующем отчетном периоде.
Согласно пункту 4.10 контрактов: контракт от 05.12.2018 N 180 вступает в силу с 01.07.2018 и действует по 31.12.2018; а контракт от 18.03.2019 N 51 вступает в силу с 01.03.2019 и действует по 31.12.2019; а в части оплаты услуг до выполнения денежных обязательств.
Как установлено судом, в период декабрь 2018 года, март - декабрь 2019 года ПАО "Ростелеком" оказало ФКУ "Военный комиссариат Хабаровского края" услуги телефонной связи с предоставлением доступа к услугам местной, внутризоновой и междугородной телефонной связи.
Для учета начислений и расчетов в биллинговой системе ПАО "Ростелеком" абоненту присвоен главный лицевой счет N 727000042441, который включает в себя еще 13 подчиненных лицевых счетов: л/сч. 727000042448, л/сч. 727000042449, л/сч. 727000042456, л/сч. 727000042457, л/сч. 727000042444, л/сч. 727000042443, л/сч. 727000042445, л/сч. 727000042451, л/сч. 727000042452, л/сч. 727000042453, л/сч. 727000042454, л/сч. 727000042447, л/сч. 727000042455.
ПАО "Ростелеком" во исполнение условий контрактов выставило абоненту для оплаты счета-фактуры на общую сумму 95 262,42 руб., из которых:
- по контракту от 05.12.2018 N 180 - 10 066,34 руб.;
- по контракту от 18.03.2019 N 51- 85 196,08 руб.
Платежными поручениями от 25.07.2019 N 669888 на сумму 10 023,48 руб., от 12.08.2019 N 889222 на сумму 7 145,52 руб., от 11.09.2019 N 363569 на сумму 4 463,76 руб., от 16.10.2019 N 838072 на сумму 6 360,78 руб., от 20.11.2019 N 432825 на сумму 10 333,20 руб., от 16.12.2019 N 822867 на сумму 7 894,08 руб. ФКУ "Военный комиссариат Хабаровского края" частично оплатило оказанные ему услуги связи.
Поскольку абонентом не исполнено в полном объеме обязательство, ПАО "Ростелеком" направило в его адрес претензию от 23.04.2020 N 8121/0880, в которой просило погасить образовавшуюся задолженность по контрактам от 05.12.2018 N 180, от 18.03.2019 N 51 в течение 5 банковских дней со дня получения претензии.
Претензия оставлена без ФКУ "Военный комиссариат Хабаровского края" без удовлетворения.
Приведенные обстоятельства явились основанием обращения ПАО "Ростелеком" в арбитражный суд.
Оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.
Правоотношения сторон возникли из договора возмездного оказания услуг, регулируются нормами главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), положениями Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи).
В силу пункту 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Пунктом 1 статьи 781 ГК РФ установлено, что заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
На основании пунктов 1, 2 статьи 44 Закона о связи услуги связи оказываются на основании договора об оказании услуг.
В пункте 1 статьи 44 Закона о связи, в редакции, подлежащей применению к спорным правоотношениям, установлено, что на территории Российской Федерации услуги связи оказываются операторами связи пользователям услугами связи на основании договора об оказании услуг связи, заключенного в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи.
Согласно пункту 2 статьи 54 Закона о связи основанием для осуществления расчетов за услуги связи являются показания средств измерений, средств связи с измерительными функциями, учитывающих объем оказанных услуг связи операторами связи, а также условия заключенного с пользователем услугами связи договора об оказании услуг связи.
В соответствии с пунктом 4 статьи 51.1 Закона о связи при исполнении государственных контрактов на оказание услуг связи, услуг присоединения и услуг по пропуску трафика для нужд органов государственной власти, нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка оператор связи, заключивший указанные государственные контракты, не вправе приостанавливать и (или) прекращать оказание услуг связи, услуг присоединения и услуг по пропуску трафика без согласия в письменной форме государственного заказчика.
Дав оценку по правилам статьи 71 АПК РФ имеющимся в материалах дела доказательствам, в том числе: условиям государственных контрактов от 05.12.2018 N 180, от 18.03.2019 N 51, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что учет объема и продолжительности оказанных услуг связи осуществлялся оборудованием, соответствующим требованиям технических регламентов, документам по стандартизации и условиям контрактов, заключенных сторонами.
Объем оказанных услуг подтверждается представленными в материалы дела детализациями исходящих разговоров, полученными с помощью автоматизированной системы расчетов "Старт", в период декабрь 2018 года, март - декабрь 2019 года.
Приняв во внимание изложенные обстоятельства, суд пришел к выводу о подтверждении материалами дела факта оказания оператором услуг связи за спорный период ответчику на общую сумму 49 014,46 руб., в том числе:
- по контракту от 05.12.2018 N 180 на сумму 10 039,20 руб.;
- по контракту от 18.03.2019 N 51 на сумму 38 975,26 руб.
Расчет задолженности судом проверен, признан осуществленным с учетом действующих в спорный период тарифов.
Ответчиком не представлены доказательства того, что услуги связи в указанном истцом объеме не оказывались, равно как не представлены доказательства наличия со стороны абонента претензий по качеству, объему спорных услуг.
Доказательства оплаты в полном объеме оказанных истцом услуг ответчиком, в нарушение статьи 65 АПК РФ, в материалы дела не представлены, равно как и доказательства обращения ответчика к истцу с претензиями по фактам неоказания услуг связи.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно признал иск обоснованным и подлежащим удовлетворению в полном объеме.
Довод жалобы об отсутствии бюджетного финансирования ответчика, не является основанием для отмены решения, поскольку приведенное обстоятельство не является основанием прекращения обязательства, предусмотренного главой 26 ГК РФ.
Требование о привлечении учреждения к гражданско-правовой ответственности истец не заявлял, а просил взыскать с ответчика долг за оказанные услуги связи.
Судебные расходы, составляющие уплаченную истцом государственную пошлину по иску, в порядке статьи 110 АПК РФ отнесены судом первой инстанции на ответчика.
Отклоняются доводы жалобы о необоснованном взыскании судебных расходов с ФКУ "Военный комиссариат Хабаровского края".
Как следует из разъяснений, приведенных в абзаце 4 пункта 21 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), должностного лица такого органа, за исключением прокурора, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению соответствующим органом в составе судебных расходов (часть 1 статьи 110 АПК РФ).
Ссылка ответчика на то, что истцом не оплачивалась государственная пошлина при подаче иска, отклонена апелляционным судом, как противоречащая материалам дела. ПАО "Ростелеком" в дело представлен оригинал платежного поручения от 18.03.2020 N 392521 на сумму 3 000 руб. (т. 1 л. 45).
В ходе повторного рассмотрения дела, с учетом доводов апелляционной жалобы, правовых оснований для ее удовлетворения не установлено. Нарушений, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для безусловной отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
От уплаты государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы заявитель освобожден на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 12.11.2020 по делу N А73-7970/2020 оставить без изменений, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Г. Дроздова |
Судьи |
М.О. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-7970/2020
Истец: ПАО "РОСТЕЛЕКОМ"
Ответчик: Военный комиссариат Хабаровского края