г. Санкт-Петербург |
|
21 января 2021 г. |
Дело N А21-2354/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 января 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Денисюк М.И.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Вардиковой А.А.
при участии:
от заявителя: предст. Абрамова О.М. - доверенность от 11.06.2020
от заинтересованного лица: предст. Погорелюк Е.А. - доверенность от 18.09.2020
рассмотрев апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-25024/2020) общества с ограниченной ответственностью "КАРТЭ" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 31.07.2020 по делу N А21-2354/2020 (судья Зинченко С.А.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Картэ"
к Министерству природных ресурсов и экологии Калининградской области
об оспаривании отказа
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "КАРТЭ" (ОГРН 1073906020209; адрес: 236005, г. Калининград, ул. Печатная, д. 51, этаж 2, кабинет 5; далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением об оспаривании отказа Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области (ОГРН 1153926037165; место нахождения: 236007, г. Калининград, ул. Д. Донского, д. 1; далее - Министерство) в приеме лесной декларации, изложенного в письме от 28.11.2019 N 2442-лх, а также об обязании Министерства принять лесную декларацию N 7 от 21.11.2019.
Решением суда первой инстанции от 31.07.2020 в удовлетворении заявления Обществу отказано.
Не согласившись с вынесенным решением суда, ООО "КАРТЭ" направило апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить обжалуемое решение суда первой инстанции от 31.07.2020, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных Обществом требований, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального права. В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что подготовка (заполнение) лесной декларации выполнена Обществом в соответствии с требованиями Приказа Минприроды России от 16.01.2015 N 17 "Об утверждении формы лесной декларации, порядка ее заполнения и подачи, требований к формату лесной декларации в электронной форме" (далее - Приказ N17), в том числе в части указания сведений в лесной декларации об объеме древесины по породам подлежащей заготовке по результатам проведенных Обществом мероприятий по отводу и таксации лесосек. Министерство отказало в приеме лесной декларации письмом от 28.11.2019 N 2442-лх, сославшись на недостоверность сведений, указанных в лесной декларации в части указания объема древесины по породам подлежащей заготовке, при этом Министерство проверяло лесную декларацию не на соответствие проекту освоения лесов, а на соответствие проектам рубок ухода, тогда как Приказом N 17 и Административным регламентом, утвержденным приказом Минприроды России от 08.12.2016 N 641, не предусмотрена процедура проверки лесной декларации на соответствие проектам рубок ухода. По мнению подателя жалобы, обжалуемое решение суда первой инстанции от 31.07.2020 основано на исследовании не порядка заполнения, подачи и рассмотрения уполномоченным органом лесной декларации, предусмотренного Приказом N 17, а на оценке результатов "исследований" Министерством проектов рубок ухода, размещенных Министерством на своем официальном сайте. Податель жалобы также ссылается на то, что судом первой инстанции не была дана оценка доводам Общества о том, что достоверность сведений, указанных в лесной декларации в части указания объема древесины по породам подлежащей заготовке, подтверждается материалами по отводу лесосек, подготовленными Обществом в соответствии с Правилами заготовки древесины, утвержденными приказом Минприроды России от 13.09.2016 N 474 (ведомости перечета деревьев, назначенных в рубку, и ведомости материально денежной оценки лесосеки); сведения, внесенные в лесную декларацию, соответствуют Проекту освоения лесов ООО "КАРТЭ", прошедшему государственную экспертизу, а также договору аренды лесного участка.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе. От Общества поступили дополнительные письменные пояснения к апелляционной жалобе.
Представитель Министерства возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, между Министерством (арендодатель) и ООО "КАРТЭ" (арендатор) был заключен договор аренды лесного участка от 14.02.2012 N 200-з.д (в редакции дополнительного соглашения от 23.03.2018), в соответствии с которым арендодатель обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное пользование лесной участок, находящийся в федеральной собственности, общей площадью 26957,20 га, расположенный на территории Калининградской области (Балтийское участковое лесничество, Светлогорское участковое лесничество, Северное участковое лесничество, Семеновское участковое лесничество, Матросовское участковое лесничество, Переславское участковое лесничество, Романовское участковое лесничетсов).
Лесопользователю передается лесной участок для видов использования и в объемах, согласно приложениям N 3 и N 4 к договору (пункт 2 договора от 14.02.2012 N 200-з.д).
Как указано в подпункте 5 пункта 12 договора от 14.02.2012 N 200-з.д арендодатель обязан использовать лесной участок по назначению в соответствии с лесным законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящим Договором.
Подпунктом 7 пункта 12 договора от 14.02.2012 N 200-з.д предусмотрена обязанность арендатора ежегодно в установленном порядке подавать лесную декларацию.
В соответствии с условиями договора от 14.02.2012 N 200-з.д Обществом была подана в Министерство лесная декларация от 30.10.2019 N 7 (вх. N 14028-ос от 30.10.2019) на осуществление заготовки древесины.
Письмом от 07.11.2019 N 2363-лх Министерство отказало в принятии декларации от 30.10.2019 N 7 в связи с несоответствием лесной декларации форме и требованиям, установленным к ее содержанию, (подпункт 2 пункта 2.11.1 Административного регламента предоставления органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений государственной услуги по приему лесных деклараций и отчетов об использовании лесов от граждан, юридических лиц, осуществляющих использование лесов, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.12.2016 N 641; далее - Административный регламент).
Обществом вновь была подана в Министерство лесная декларация от 21.11.2019 N 7 (вх. N 14896-ос от 21.11.2019) на осуществление заготовки древесины (с учетом необходимых исправлений).
Письмом от 28.11.2019 N 2442-лх Министерство отказало в принятии декларации от 30.10.2019 N 7 в связи с недостоверностью сведений, указанных в лесной декларации (подпункт 2 пункта 2.11.1 Административного регламента).
Не согласившись с отказом Министерства от 28.11.2019 N 2442-лх в приеме лесной декларации, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, в удовлетворении которого судом первой инстанции отказано.
Исследовав обстоятельства дела, выслушав и оценив доводы сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены решения суда первой инстанции от 31.07.2020 в связи со следующим.
В силу положений части 1 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) лесное законодательство регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, лесоразведения (лесные отношения).
Одним из видов использования лесов в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 25 ЛК РФ является заготовка древесины.
В части 1 статьи 29 ЛК РФ установлено, что заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины.
В соответствии с частью 8 статьи 29 ЛК РФ граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков, если иное не установлено настоящим Кодексом
Согласно части 4 статьи 29 ЛК РФ запрещается заготовка древесины в объеме, превышающем расчетную лесосеку (допустимый объем изъятия древесины), а также с нарушением возрастов рубок.
В силу положений статьи 88 ЛК РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также лица, использующие леса на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса.
Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки утвержден приказом Рослесхоза от 29.02.2012 N 69 (далее - Приказ N 69), пунктом 3 которого предусмотрено, что проект освоения лесов содержит сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 21 ЛК РФ, также о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.
Пунктом 12 Приказа N 69 установлено, что подраздел Проекта освоения лесов "Заготовка древесины" должен содержать, в том числе сведения об установленном объеме заготовки древесины на участке, а также общие сведения о проектируемых ежегодных объемах заготовки древесины (приложение N 28).
Согласно части 1 статьи 26 ЛК РФ лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 26 ЛК РФ ежегодно лесная декларация подается в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса,
При этом форма лесной декларации, порядок ее заполнения и подачи, а также требования к формату лесной декларации в электронной форме утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минприроды России от 16.01.2015 N 17 утверждена форма лесной декларации, а также порядок ее заполнения и подачи, требования к формату лесной декларации в электронной форме (далее - Приказ N 17).
В пунктах 2, 3 Приказа N 17 определено, что лесная декларация подается не менее, чем за 10 дней до начала предполагаемого срока использования лесов.
Срок действия лесной декларации составляет не более 12 месяцев с даты начала предполагаемого срока использования лесов.
В соответствии с пунктом 6 Приказа N 17 уполномоченный орган, в случае выявления несоответствия лесной декларации форме и установленным требованиям к ее содержанию, проекту освоения лесов, недостоверности сведений, содержащихся в лесной декларации, в течение 5 рабочих дней со дня ее получения направляет лицу, подавшему лесную декларацию, письменное извещение об отказе в ее приеме, содержащее обоснование отказа.
Приказом Минприроды России от 08.12.2016 N 641 утвержден Административный регламент предоставления органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений государственной услуги по приему лесных деклараций и отчетов об использовании лесов от граждан, юридических лиц, осуществляющих использование лесов (далее - Административный регламент).
В пункте 2.11 Административного регламента установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме лесной декларации:
- непредставление документов, указанных в Административном регламенте;
- недостоверность сведений, указанных в лесной декларации;
- несоответствие лесной декларации форме и требованиям, установленным к ее содержанию;
- несоответствие лесной декларации проекту освоения лесов.
Как следует из материалов дела, письмом от 28.11.2019 N 2442-лх Министерство отказало в принятии декларации от 21.11.2019 N 7 в связи с недостоверностью сведений, указанных в лесной декларации (подпункт 2 пункта 2.11.1 Административного регламента). Отказ в принятии лесной декларации от 21.11.2019 N 7 был обоснован тем, что данной лесной декларации планируются мероприятия в соответствии с Проектами ухода за лесами, в отношении которых были выявлены замечания, осуществление мероприятий без устранения недостоверных сведений как в Проектах ухода за лесами, так и в лесной декларации невозможно, что соответственно, делает невозможным принятие спорной лесной декларации, основанной на недостоверных данных.
Судом апелляционной инстанции отклоняются доводы Общества о том, что Министерство неправомерно проверяло лесную декларацию не на соответствие проекту освоения лесов, а на соответствие проектам рубок ухода, тогда как Приказом N 17 и Административным регламентом не предусмотрена процедура проверки лесной декларации на соответствие проектам рубок ухода
Согласно пункту 3 Приказа N 69 проект освоения лесов содержит, в том числе сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов.
В силу части 1 статьи 26 ЛК РФ лесная декларация является заявлением об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов.
В соответствии с пунктом 3 Приказа N 17 в лесной декларации отражается информация, в том числе об объеме использования лесов; о видах использования лесов, которые предусмотрены договором аренды лесного участка, или иным документом, в соответствии с которым осуществляется использование лесов, проектом освоения лесов на декларируемый период.
В графе "Объем заготовки" указывается объем подлежащей заготовке древесины (в том числе при строительстве (сносе) объектов лесной инфраструктуры) по породам с точностью до одного кубического метра, живицы - с точностью до десятых долей тонны (пункт 4.1 Приказа N 17).
Таким образом, в силу приведенных нормативных положений конкретный объем заготовки на каждой лесосеке по каждой древесной породе проектом освоения лесов не устанавливается, а определяется на стадии подачи лесной декларации по результатам отвода и таксации лесосек в соответствии с Правилами заготовки древесины, утвержденными приказом Минприроды России от 13.09.2016 N 474 (далее - Правила заготовки древесины).
В рассматриваемом случае, в представленной Обществом лесной декларации от 21.11.2019 N 7 указаны лесные участки с намеченными выборочными рубками, вид рубки - рубка при уходе за лесом (проходная рубка).
Правила ухода за лесами, утвержденными приказом Минприроды России от 22.11.2017 N 626 (далее - Правила ухода за лесами) определяют порядок осуществления мероприятий по уходу за лесами во всех лесных районах Российской Федерации.
Уход за лесами осуществляется в соответствии с настоящими Правилами в объемах по видам мероприятий, указанных в лесных планах субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентах лесничеств (лесопарков), в проектах освоения лесов (пункт 3 Правил ухода за лесами).
К мероприятиям по уходу за лесами относятся рубки, проводимые в целях ухода за лесными насаждениями (пункт 3 Правил ухода за лесами).
В соответствии с пунктом 11 Правил ухода в защитных лесах проходные рубки, рубки прореживания, рубки сохранения лесных насаждений, рубки обновления лесных насаждений, рубки переформирования лесных насаждений, рубки реконструкции, ландшафтные рубки должны осуществляться в соответствии с проектом ухода за лесами, который составляется лицом, осуществляющим такие рубки; Проект ухода за лесами должен содержать сведения, перечисленные в пункте 12 Правил ухода за лесами.
В силу пункта 13 Правил ухода за лесами за 30 дней до начала проведения в защитных лесах рубок сохранения лесных насаждений, рубок обновления лесных насаждений, рубок переформирования лесных насаждений, рубок реконструкции, ландшафтных рубок, рубок прореживания, проходных рубок, лицо, осуществляющее указанные рубки, направляет проект ухода за лесами в орган государственной власти, орган местного самоуправления для его размещения на официальном сайте соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с пунктами 11, 12 и 13 Правил ухода за лесами Общество составило проекты ухода за лесами, которые размешены на официальном сайте Министерства в сети Интернет (далее - Проекты ухода).
В рассматриваемом случае Министерством в ходе проверки лесной декларации от 21.11.2019 N 7 установлено, что согласно представленной декларации общий объем вырубаемой древесины составлял 2306 куб.м, что не соответствует заявленным вырубаемым объемам в представленных Обществом Проектах ухода (2191 куб.м), разница составила 115 куб.м
Так, Проектом ухода по Северному участковому лесничеству квартал 148 выдел 3 на площади 2,4 га (том 1 л.д.91-94) Общество указало вырубаемый объем ликвидной древесины - 96,0 куб.м, в то время как заявленный вырубаемый объем в лесной декларации составляет 175,0 куб.м. (том 1 л.д.17-18), разница между Проектом и Декларацией составила 79 куб. м. в большую сторону.
В соответствии с нормативами рубок, предусмотренными Правилами ухода за лесами, в дубовых насаждениях в составе 5-7 единиц (с мягколиственными породами и твердолиственными породами при проведении проходной рубки полнота после рубки не должна снижаться ниже 0,6 единиц.
В таблице N 2 раздела 3.2 Проекта ухода по Северному участковому лесничеству квартал 148 выдел 3 на площади 2,4 га при изъятии объема ликвидной древесины - 96,0 куб. м. Обществом указано снижение полноты после рубки до 0,5, что само по себе уже является нарушением Правил ухода за лесами.
При этом в лесной декларации от 21.11.2019 N 7 заявлен объем изъятия древесины по Северному участковому лесничеству квартал 148 выдел 3 на площади 2,4 га - 175,0 куб.м, что приведет к снижению полноты после рубки до 0,4, что не соответствует Правилам ухода, а также сведениям, указанным в Обществом в Проекте ухода по Северному участковому лесничеству квартал 148 выдел 3.
Указанный факт нарушения Правил ухода за лесами установлен при проверке натурного отвода деревьев в рубку в Северном участковом лесничестве квартале 148 выделе 3 на площади 2,4 га участковым лесничим Северного участкового лесничества Зубровым В.А.
05.11.2019 был произведен контрольный перечет, который показал изъятие ликвидной древесины в объеме 198,0 куб. м. Разница между контрольным перечетом и Лесной декларацией составила 102,0 куб.м. в большую сторону. Интенсивность рубки ликвидной древесины на 13% превысила интенсивность, указанную в Проекте ухода по Северному участковому лесничеству квартал 148 выдел 3 на площади 2,4 га, и составила 26% интенсивности снижения полноты.
При этом, пунктом 8 раздела 9 главы 3 договора аренды лесного участка от 14.02.2012 N 200-з.д установлено право арендодателя проверять сведения, изложенные в лесной декларации.
Таким образом. Министерство, осуществляя правомочия собственника федерального имущества и являясь арендодателем по договору аренды лесного участка от 14.02.2012 N 200-з.д проводило натурное обследование федерального имущества в соответствии с полномочиями собственника имущества и условиями договора аренды лесного участка.
По Светлогорскому участковому лесничеству квартал 30 выдел 16 согласно Проекту ухода (том 1 л.д.116-124) на данном участке преобладают березовые насаждения и планируется выборка деревьев с интенсивностью 30% и снижением полноты до 0,5, что противоречит Правилам ухода за лесами (снижение полноты допустимо до 0,6). При этом в рубку взяты лучшие деревья с наибольшими диаметрами, что также не соответствует Правилам ухода за лесами, так как проходные рубки должны быть направлены на создание благоприятных условий роста лучших деревьев, увеличение их прироста. Как установлено Министерством в рубку необоснованно взяты деревья породы дуб, составляющей 1 в составе, занижен разряд высот до 3 (по натурным и таксационным данным 1-1А по березе), что приведет к превышению допустимого объемного изъятия древесины. Предъявленная технология разработки лесосеки противоречит Правилам заготовки древесины (трелевка за пределами границ лесосеки).
По Светлогорскому участковому лесничеству квартал 30 выдел 20 согласно Проекту ухода (том 1 л.д.125-133) на данном участке преобладают березовые насаждения и планируется выборка деревьев с интенсивностью 30% и снижением полноты до 0,5, что противоречит Правилам ухода за лесами (снижение допустимо до 0,6, являющимся критическим показателем, направленным на обеспечении насаждения устойчивостью). При этом в рубку взяты лучшие деревья с наибольшими диаметрами, что также противоречит Правилам ухода, так как проходные рубки должны быть направлены на создание благоприятных условий роста лучше деревьев, увеличение их прироста. Как установлено Министерством средний диаметр насаждения составляет до рубки 24 см, в рубку взяты деревья 36 см, при этом диаметр насаждения неизменно упадет ниже 24 см. Т.о. заявленная рубка не соответствует мероприятию по уходу за лесами.
Таким образом, при проверке лесной декларации от 21.11.2019 N 7 на соответствие порядку заполнения и подачи лесной декларации, требованиям к формату лесной декларации в электронной форме, установленным Приказом N 17, Министерство осуществило проверку указанной декларации на соответствие Правилам ухода за лесами.
В соответствии с частью 3 статьи 16 ЛК РФ порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
В силу указанной нормы лесные декларации должны проверяться на соответствие не только проектам освоения лесов, но и правилам заготовки древесины, правилам санитарной безопасности в лесах, правилам пожарной безопасности в лесах, правилам ухода за лесами, а довод Общества об обратном основан на неправильном толковании норм действующего законодательства Российской Федерации в области лесных отношений.
Таким образом, поскольку в лесной декларации от 21.11.2019 N 7 планировались мероприятия в соответствии с Проектами ухода, в отношении которых были выявлены вышеуказанные замечания, осуществление мероприятий без устранения недостоверных сведений как в Проектах ухода, так и в лесной декларации от 21.11.2019 N 7, Министерство правомерно в соответствии с пунктом 2.11 Административного регламента отказало в принятии указанной лесной декларации, основанной на недостоверных данных.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Нарушения или неправильного применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены решения суда от 31.07.2020 не имеется.
На основании статьи 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы в размере 1500 руб. подлежат оставлению на заявителе.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.21, статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации и разъяснениями, изложенными в пункте 34 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46, Обществу надлежит возвратить из федерального бюджета 1500 руб. излишне уплаченной государственной пошлины по апелляционной жалобе, перечисленной платежным поручением от 10.08.2020 N 607.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 31 июля 2020 года по делу N А21-2354/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "КАРТЭ" - без удовлетворения.
Возвратить общества с ограниченной ответственностью "КАРТЭ" из федерального бюджета 1500 руб. излишне уплаченной государственной пошлины по апелляционной жалобе, перечисленной платежным поручением от 10.08.2020 N 607.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.И. Денисюк |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-2354/2020
Истец: ООО "КАРТЭ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ