г. Пермь |
|
22 января 2021 г. |
Дело N А71-9591/2020 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Муравьевой Е.Ю.,
рассмотрел без проведения судебного заседания и вызова лиц, участвующих в деле, апелляционную жалобу заявителя, общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Ритм города",
На мотивированное решение Арбитражного суда Удмуртской Республики.
от 23 октября 2020 года,
принятое в порядке упрощенного производства,
по делу N А71-9591/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Ритм города" (ИНН 1840069553, ОГРН 1171832005620)
к Административной комиссии при Администрации Устиновского района г. Ижевска
об отмене постановления от 02.04.2020 N 245/2020,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Ритм города" г. Ижевск (далее - заявитель, ООО УК "Ритм города", общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления административной комиссии при Администрации Устиновского района г. Ижевска от 02.04.2020 N 245/2020 о назначении административного наказания.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики, принятым в порядке упрощенного производства (резолютивная часть решения вынесена 15.10.2020, мотивированное решение изготовлено 23.10.2020) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с судебным актом, ООО УК "Ритм города" обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель приводит доводы о том, что не понятно к чему относятся фотографии; не соблюдены требования к уведомлению о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, так как извещение-вызов вручено представителю общества, доверенность которого не представлена.
Административный орган с жалобой не согласен по основаниям, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу. Решение суда считает законным и обоснованным, просит оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Документы, приложенные к апелляционной жалобе, не подлежат приобщению к материалам дела в суде апелляционной инстанции на основании ч. 2 ст. 272.1 АПК РФ.
Апелляционная жалоба рассмотрена без проведения судебного заседания, без вызова участвующих в деле лиц, после срока, установленного определением суда о принятии апелляционной жалобы к производству для представления отзывов на апелляционную жалобу (20.01.2021).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 11.02.2020 года в 11 часов 30 минут и 12.02.2020 года в 11 часов 20 минут членом административной комиссии при осуществлении регулярного обхода территории района выявлены факты нарушения требований Правил благоустройства города Ижевска, утвержденных Решением Городской думы г. Ижевска от 28.06.2012 N 308 (далее Правила благоустройства N 308): при осмотре придомовой территории многоквартирного дома N 82 по ул. 40 лет Победы, г. Ижевска выявлено, что ООО УК "Ритм Города" не обеспечивает систематическое содержание территории, прилегающей к объекту недвижимости, а именно: не обеспечивает удаление снега с пешеходной дорожки и проезжей части придомовой территории, что создает неудобства передвижению пешеходов и движению автотранспорта. Придомовая дорога не обработана противогололедными материалами или пескосоляной смесью. На момент осмотра работы по уборке снега не проводились.
Нарушения зафиксированы в актах осмотра территории (объекта) от 11.02.2020, от 12.02.2020 со схемами осмотра, планами границ земельного участка, фото-таблицами.
Проверив сведения Государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, административным органом установлено, что дом N 82 по ул. 40 лет Победы, г. Ижевска находится в управлении ООО УК "Ритм Города", из чего сделан вывод, что именно на ООО УК "Ритм Города" лежит обязанность по содержанию данной территории в надлежащем виде и уборке её от снега.
Извещение - вызов на составление 10.03.2020 протокола об административном правонарушении направлено в адрес общества по почте, получено адресатом 26.02.2020. Согласно почтовому уведомлению о вручении (л.д. 34) указанное почтовая корреспонденция получена Дрынь О.Л. по доверенности от 03.12.2019.
В связи с удовлетворением административной комиссией ходатайства ООО УК "Ритм города" об ознакомлении в целях подготовки мотивированного пояснения с материалами административного дела (л.д. 31), составление протокола об административном правонарушении перенесено ответчиком на 13.03.2020, о чем представителю общества Анисимову А.Б. 10.03.2020 нарочно вручено извещение - вызов (л.д. 38).
По факту несоблюдения ООО УК "Ритм города" Правил благоустройства N 308 административным органом в отсутствие представителя общества составлен протокол об административном правонарушении от 13.03.2020 N 23ш.
Копия протокола, содержащего уведомление о времени и месте рас-смотрения материалов административного дела, направлена обществу по почте и получена последним 16.03.2020, что подтверждено соответствующим уведомлением о вручении (л.д. 40).
02.04.2020 административной комиссией в отсутствие заявителя рассмотрено дело об административном правонарушении, с учетом установления в действиях заявителя состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч.1 ст. 11.2 Закона Удмуртской Республики от 13.10.2011 N 57-РЗ "Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений" (далее - Закон УР N 57-РЗ), административным органом вынесено постановление от 02.04.2020 N 245/2020, на основании которого общество привлечено к административной ответственности в виде предупреждения.
Несогласие заявителя с вынесенным постановлением послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции не усмотрел оснований для признания постановления незаконным и отказал заявителю в удовлетворении требований.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
В соответствии с ч.1 ст. 11.2 Закона УР N 57-РЗ не проведение предусмотренных правилами благоустройства территорий поселений, городских округов работ по содержанию и уборке территорий и объектов благоустройства, повлекшее их загрязнение и засорение, либо нарушение установленных сроков и порядка проведения указанных работ, не повлекшие нарушения экологических и санитарно-эпидемиологических требований, а именно работ: по очистке от мусора, опавшей листвы, порубочных остатков деревьев и кустарников; по кошению травы; по поддержанию систем водоотвода (закрытой и открытой) в исправном состоянии, в том числе по очистке, промывке, ремонту коллекторов ливневой канализации, дождеприемных и смотровых колодцев, водопропускных труб, водоотводных лотков, дренажных и ливневых канав; по уборке (очистке) территорий, объектов благоустройства, в том числе кровель, карнизов, водостоков и иных поверхностей от снега, сосулек, ледяных наростов и удалению зимней скользкости, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей, на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей, на юридических лиц - от пятнадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (ч. 7 ст. 210 АПК РФ).
Согласно ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения поселения относится утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.
Правила благоустройства территории муниципального образования - муниципальный правовой акт, устанавливающий на основе законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения (ст. 2 Федерального закона N 131-ФЗ).
Согласно ст. 45.1 Федерального закона N 131-ФЗ правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать вопросы содержания территорий общего пользования и порядка пользования такими территориями; уборки территории муниципального образования, в том числе в зимний период; порядка участия граждан и организаций в реализации мероприятий по благоустройству территории муниципального образования; осуществления контроля за соблюдением правил благоустройства территории муниципального образования.
Решением Городской Думы г.Ижевска от 28.06.2012 N 308 утверждены Правила благоустройства города Ижевска. Правила устанавливают обязательные для исполнения требования в сфере благоустройства, обеспечения чистоты и порядка в городе Ижевске и распространяются на всех физических и юридических лиц независимо от форм собственности.
Согласно п. 3.1.3 Правил благоустройства города Ижевска в целях благоустройства, обеспечения чистоты и порядка в городе Ижевске юридические лица, физические лица в соответствии и в пределах, установленных настоящими Правилами, обязаны: обеспечивать содержание территорий, уборку мест общего пользования зданий, сооружений, очистку территорий от мусора, снега, скоплений дождевых и талых вод, технических и технологических загрязнений, ликвидацию зимней скользкости, гололеда, удаление обледенений.
Физические и юридические лица обязаны осуществлять содержание (в том числе очистку и уборку), а также обеспечивать благоустройство объектов благоустройства самостоятельно или посредством привлечения специализированных организаций за счет собственных средств (п. 4.1 Правил благоустройства N 308).
В силу п. 4.2 Правил благоустройства N 308 ответственными за благоустройство и содержание объектов благоустройства являются физические и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, в том числе на территориях земельных участков и зданиях многоквартирных домов - организации, осуществляющие управление жилищным фондом, либо собственники многоквартирного жилого дома, выбравшие непосредственный способ управления.
В соответствии с п. 4.3 Правил благоустройства содержание объектов благоустройства (в том числе территорий) в городе Ижевске осуществляется: в весенне-летний период - с 15 апреля по 31 октября; в осенне-зимний период - с 01 ноября по 14 апреля.
Согласно п. 4.5.1 Правил благоустройства N 308 мероприятия по содержанию территорий общего пользования, объектов благоустройства, в том числе включают в себя: 1) очистку территорий объектов благоустройства, а также улиц, дорог, проездов, тротуаров, бульваров и площадей от снега; 2) погрузку и вывоз складируемого снега до наступления весенне-летнего периода; 3) в случае скользкости - посыпку песком, обработку противогололедными материалами; 4) удаление снежно-ледяных образований и уплотненного снега; 5) рыхление снега и организацию отвода талых вод (в весенние месяцы); 6) работы по уборке территорий от мусора, грязи, опавших листьев; 7) подметание территорий.
В силу п. 4.5.2 Правил благоустройства к первоочередным операциям уборки и содержания улично-дорожной сети города относятся: обработка проезжей части дорог ПГМ, сгребание и подметание снега, формирование снежного вала для последующего вывоза, выполнение разрывов в валах снега на перекрестках, у остановок городского пассажирского транспорта, подъездов к зданиям, а также выездам из дворов, валы укладывать либо по обеим сторонам проезжей части, либо с одной стороны проезжей части вдоль тротуара с оставлением необходимых проходов и проездов. Укладка свежевыпавшего снега в валы и кучи разрешается на всех улицах, площадях, набережных, бульварах и скверах при условии последующей вывозки. Запрещено складировать снег на территории зеленых насаждений, если это наносит ущерб зеленым насаждениям.
К операциям второй очереди относятся удаление (вывоз) снега, зачистка дорожных лотков после удаления снега, скалывание льда и удаление снежно-ледяных образований механизированным и ручным способом. В первую очередь ПГМ обрабатываются наиболее опасные для движения транспорта участки магистралей и улиц - спуски, подъемы, перекрестки, места остановок общественного транспорта, пешеходные переходы, тормозные площадки на перекрестках улиц и остановках общественного транспорта (п. 4.5.3 Правил благоустройства).
Согласно п. 4.5.4 Правил благоустройства механизированное подметание проезжей части должно начинаться с началом снегопада. Очистка дорожных покрытий от снега производится путем сгребания и сметания снега подметально-уборочными машинами и тракторами. Работу снегоочистителей начинают с улиц, имеющих наиболее интенсивное движение транспорта и на которых ПГМ распределялись в первую очередь - с тем, чтобы на каждом участке дороги выдержать заданный период между внесением материалов, сгребанием и сметанием снега. Маршруты работы распределителей противогололедных материалов, подметально-уборочных машин и тракторов должны по возможности совпадать, что позволяет выдержать интервал для равномерного перемешивания снега с внесенными ПГМ на всей протяженности маршрута, и достигнуть технологического эффекта.
В соответствии с п. 4.5.7 Правил благоустройства в результате уборки тротуаров на всех территориях должно быть обеспечено безопасное движение пешеходов независимо от погодных условий. Уборка тротуаров осуществляется как механизированным, так и ручным способом. Тротуары должны очищаться до покрытия.
В силу п. 4.5.8 Правил благоустройства в период снегопадов, образования зимней скользкости, гололеда, обледенений объекты улично-дорожной сети должны обрабатываться ПГМ, песком с примесью хлоридов. Посыпка должна производиться немедленно с начала снегопада или появления зимней скользкости, гололеда, обледенений. Тротуары посыпаются песком, песко-соляной смесью, ПГМ. Механизированное подметание и ручная зачистка на тротуарах, лестничных сходах и пешеходных дорожках начинаются с момента начала снегопада. Время для выполнения снегоуборочных работ на тротуарах не должно превышать 24 часов после окончания снегопада.
Все тротуары, дворы с асфальтовым покрытием, лотки проезжей части улиц, площадей, набережных, рыночные площади и участки с асфальтовым покрытием очищаются от снега и обледенелого наката под скребок и посыпаются песком, песко-соляной смесью, ПГМ до 8 часов утра (п. 4.5.12).
Пунктом 4.5.17 Правил благоустройства предусмотрено, что при осуществлении мероприятий по содержанию территорий зданий и сооружений, тротуаров, пешеходных дорожек, проездов, дорог должна быть обеспечена посыпка противогололедным материалом, обеспечивающая безопасное передвижение пешеходов и транспортных средств. В любом случае должна быть ликвидирована зимняя скользкость, гололед, обледенения территории в течение одного рабочего дня с момента обращения граждан, государственных органов, органов местного самоуправления или заинтересованных лиц.
Все работы по уборке и содержанию территорий общего пользования, объектов благоустройства (в том числе территорий) в осенне-зимний период должны быть закончены к 8 часам утра. В результате выполнения мероприятий по содержанию и уборке должны быть обеспечены порядок и чистота. При невозможности выполнения работ в указанный срок в связи с погодными условиями уборочные работы могут быть продолжены в течение дня (п. 4.5.23).
Пунктом 4.6.1 Правил благоустройства предусмотрено организация, осуществляющая управление жилищным фондом, либо собственники многоквартирного жилого дома, выбравшие непосредственный способ управления, обязаны обеспечить благоустройство и содержание территории многоквартирного дома в надлежащем санитарном состоянии в соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170.
В соответствии с п. 4.6.3.4 Правил благоустройства участки тротуаров, покрытые уплотненным снегом, следует убирать в кратчайшие сроки. Сгребание и уборка скола должна производиться одновременно со скалыванием или немедленно после него и складироваться вместе со снегом. Складируемый снег должен быть вывезен до наступления весенне-летнего периода.
В соответствии с п. 4.6.3.5 Правил благоустройства N 308 снег при ручной уборке тротуаров у подходов к подъездам должен убираться полностью под скребок. Тротуары, за исключением тротуаров у подходов к подъезду, следует убирать под движок, оставляя слой снега для последующего его уплотнения.
Согласно п. 4.6.3.6 Правил благоустройства при возникновении скользкости должна быть обеспечена обработка покрытий тротуаров, пешеходных дорожек, проездов и дорожных покрытий песко-соляной смесью или противогололедными материалами в сроки, установленные Правилами и нормами технической эксплуатации. Срок окончания всех работ по обработке песко-соляной смесью или противогололедными материалами не должен превышать 3 часов с момента образования зимней скользкости.
Все работы по уборке и содержанию территории многоквартирного дома должны быть закончены к 10 часам утра. При невозможности выполнения работ в указанный срок в связи с погодными условиями уборочные работы могут быть продолжены в течение дня (п. 4.6.3.8).
Нарушение настоящих Правил благоустройства влечет ответственность в соответствии со ст. 11 Закона Удмуртской Республики от 13.10.2011 N 57-РЗ "Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений".
Судом установлено, подтверждается материалами дела и не оспаривается заявителем, что многоквартирный дом N 82 по ул. 40 лет Победы г. Ижевска находится в управлении ООО УК "Ритм города", следовательно, общество является лицом, ответственным за организацию и надлежащее содержание общего имущества собственников помещений указанного многоквартирного дома и на него распространяется действие Правил благоустройства.
Представленными в материалы дела доказательствами, в том числе актами осмотра территории (объекта) от 11.02.2020 и 12.02.2020, фототаблицами, приложенными к актам, протоколом об административном правонарушении от 13.03.2020 подтверждается факт нарушения обществом установленного Правилами благоустройства порядка проведения работ по содержанию вышеуказанного многоквартирного дома, а именно: общество не обеспечивает удаление снега с пешеходной дорожки и проезжей части придомовой территории, что создает неудобства передвижению пешеходов и движению автотранспорта; придомовая дорога не обработана противогололедными материалами или пескосоляной смесью.
Доказательств, опровергающих установленные административным органом обстоятельства, в материалы дела заявителем не представлено.
Доводы общества о том, что фототаблицы не являются надлежащими доказательствами, отклонены апелляционным судом. Представленные в материалы дела фотографии сделаны именно по адресу, указанному в акте, протоколе и постановлении, которые позволяют их соотнести с территорией осмотра. Копии фотографий, подтверждающие факт выявленных нарушений, являются неотъемлемой частью актов осмотра территории (объекта), о чем имеется ссылка в указанных актах; обществом не оспорено и не опровергнуто, что на них изображена придомовая территория спорного дома.
Апелляционный суд отмечает, что КоАП РФ не устанавливает исчерпывающего и обязательного перечня доказательств по делу об административном правонарушении. Фотографии являются одним из доказательств, в данном случае носят характер факультативных доказательств по отношению к актам осмотра.
Таким образом, представленные административным органом доказательства позволяют достоверно установить факт, время и место совершения правонарушения. Указанные действия (бездействие) образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.2 Закона УР N 57-РЗ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты исчерпывающие меры по их соблюдению.
Вопрос о наличии вины общества в совершении административного правонарушения исследован в ходе производства по делу об административном правонарушении, соответствующие выводы отражены в оспариваемом постановлении. Доказательств, подтверждающих принятие обществом исчерпывающих мер по соблюдению Правил благоустройства, отсутствие возможности для их соблюдения, материалы дела не содержат.
Таким образом, в действиях заявителя имеется и подтвержден надлежащими доказательствами состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.2 Закона N 57-РЗ.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности административным органом не допущено.
Приведенный в жалобе довод о том, что административным органом не соблюдены требования к уведомлению о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, так как извещение-вызов вручено представителю общества, доверенность которого не представлены, были предметом исследования суда первой инстанции, им в решении дана надлежащая правовая оценка, оснований для иных суждений и переоценки фактических обстоятельств дела апелляционный суд не усматривает.
При этом суд первой инстанции пришел к верному выводу, что представленные в дело доказательства не вызывают сомнений относительно получения извещения - вызова на протокол представителем общества и обеспечении заявителю возможности реализовать предоставленные законом права и гарантии.
В решении суда указанные выводы сделаны с учетом того обстоятельства, что дата и время составления протокола об административном правонарушении были перенесены административным органом по ходатайству самого общества. Иного суду апелляционной инстанции в порядке ст. 65 АПК РФ не доказано.
Постановление о привлечении к административной ответственности принято в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Постановлением обществу назначено наказание в виде предупреждения в соответствии со статьей 4.1.1 КоАП РФ.
Каких-либо исключительных обстоятельств, позволяющих признать правонарушение малозначительным, судом не установлено. С учетом характера и степени общественной опасности правонарушения, суд апелляционной инстанции оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ не усматривает.
Таким образом, доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, с учетом установленных фактических обстоятельств, выводов суда первой инстанции не опровергают.
Суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
По приведенным в постановлении мотивам оснований для отмены решения суда первой инстанции, принятого законно и обоснованно, и для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики, принятое в порядке упрощенного производства (резолютивная часть решения вынесена 15.10.2020, мотивированное решение изготовлено 23.10.2020) по делу N А71-9591/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Судья |
Е.Ю. Муравьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-9591/2020
Истец: ООО Управляющая компания "Ритм города"
Ответчик: Административная комиссия при Администрации Устиновского района г. Ижевска