г. Чита |
|
22 января 2021 г. |
Дело N А19-16439/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 января 2021 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ломако Н.В.,
судей Никифорюк Е.О., Желтоухова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Трофимовой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Братске и Братском районе Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 28 октября 2020 года по делу N А19-16439/2020 по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Братске и Братском районе Иркутской области (ОГРН 1023800838490, ИНН 3803000035) к Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению "Вихоревская средняя общеобразовательная школа N 10" (ОГРН 1023802316141, ИНН 3823029272) о взыскании 13000 руб.,
в отсутствие в судебном заседании лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Братске и Братском районе Иркутской области (далее - УПФР в г. Братске и Братском районе Иркутской области, Управление, Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с требованием о взыскании с муниципального казенного общеобразовательного учреждения "Вихоревская средняя общеобразовательная школа N 10" (далее - МКОУ "Вихоревская СОШ N10", учреждение, страхователь) финансовой санкции за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в размере 13000 руб.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 28 октября 2020 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Пенсионный фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Иркутской области от 28 октября 2020 года по делу N А19-16439/2020 отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Как следует из апелляционной жалобы Управления, поскольку страхователем представлена дополняющая форма СЗВ-М после установленного законодательством срока за отчетный период на застрахованных лиц, отсутствующих в исходных сведениях, привлечение учреждения к ответственности является обоснованным.
В материалы дела письменный отзыв относительно доводов апелляционной жалобы не поступал.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 08.12.2020.
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом. Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Учреждением 08.11.2017, 02.02.2018, 05.04.2018, 05.07.2018, 06.09.2018, 04.01.2019 и 03.10.2019 по телекоммуникационным каналам связи в Пенсионный фонд по месту учета представлены сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования в Российской Федерации, формы СЗВ-М (ИСХ) за октябрь 2017 года на 63 застрахованных лица, за январь 2018 года на 63 застрахованных лица, за март 2018 года на 64 застрахованных лица, за июнь 2018 года на 79 застрахованных лиц, за август 2018 года на 62 застрахованных лица, за декабрь 2018 года на 79 застрахованных лиц, за сентябрь 2019 года на 63 застрахованных лица, соответственно.
В дополнение к представленным сведениям страхователем 04.12.2019 г., 13.11.2019 г., 17.12.2019 г. и 31.01.2020 г. представлены сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования в Российской Федерации, формы СЗВ-М (ДОП) за октябрь 2017 года на 1 застрахованное лицо, за январь 2018 года на 1 застрахованное лицо, за март 2018 года на 1 застрахованное лицо, за июнь 2018 года на 1 застрахованное лицо, за август 2018 года на 1 застрахованное лицо, за декабрь 2018 года на 1 застрахованное лицо, за сентябрь 2019 года на 20 застрахованных лиц, в отношении которых ранее сведения по форме СЗВ-М (исходная) за указанные периоды не представлялись.
Поскольку сведения за октябрь 2017 года на 1 застрахованное лицо, за январь 2018 года на 1 застрахованное лицо, за март 2018 года на 1 застрахованное лицо, за июнь 2018 года на 1 застрахованное лицо, за август 2018 года на 1 застрахованное лицо, за декабрь 2018 года на 1 застрахованное лицо, за сентябрь 2019 года на 20 застрахованных лиц, были представлены учреждением после установленных законом сроков для представления отчетности за указанные периоды, Пенсионный фонд пришел к выводу о несвоевременном представлении страхователем сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
По результатам проверки представленных сведений составлены акты от 05.12.2019 г. N 048S18190030589, N048S18190030575, N048S18190030578, N 048S18190030583, от 24.01.2020 г. N 048S18190030575, N 048S18200001551, от 28.04.2020 г. N 048S18200010632, на основании которых приняты решения от 27.01.2020 г. N 048S19200002143, N 048S19200002139, N 048S19200002140, N 048S19200002141, от 10.03.2020 г. N048S19200006650, N048S19200006652, от 15.06.2020 г. N048S19200015803 о привлечении МКОУ "ВИХОРЕВСКАЯ СОШ N10" к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Указанными решениями учреждение привлечено к ответственности, предусмотренной абз. 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ) за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона в виде штрафа в общей сумме 13000 руб.
Требованиями от 25.02.2020 г. N 048S01200004420, N 048S01200004417, N 048S01200004418, N 048S01200004419, от 06.04.2020 г. N 048S01200008495, N 048S01200008496, от 16.07.2020 г. N 048S01200017360 об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, направленными в адрес МКОУ "Вихоревская СОШ N 10" по почте заказными письмами с уведомлениями о вручении, учреждению было предложено уплатить финансовые санкции в срок до 18.03.2020 г., 27.04.2020 г. и 06.08.2020 г.
Неисполнение учреждением в установленные сроки требований от 25.02.2020 г. N 048S01200004420, N 048S01200004417, N 048S01200004418, N 048S01200004419, от 06.04.2020 г. N 048S01200008495, N 048S01200008496, от 16.07.2020 г. N 048S01200017360 явилось основанием для обращения Пенсионного фонда в соответствии со ст.17 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ в суд с настоящим заявлением.
Решением Арбитражного суда Иркутской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Пенсионный фонд обратился в суд апелляционной инстанции.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Судом первой инстанции правильно применены следующие нормы права и правовые позиции.
В силу ст.1 Федерального закона Российской Федерации "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ (далее Федеральный закон от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ) МКОУ "Вихоревская СОШ N 10" является страхователем.
Согласно пункту 2.2 части 2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ) страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 г. N 83п утверждена форма "Сведения о застрахованных лицах" (СЗВ-М).
В разделе 3 формы СЗВ-М указывается тип представляемой формы. Всего предусмотрено три типа: 1) исходная форма - впервые подаваемая страхователем о застрахованных лицах за данный отчетный период; 2) дополняющая - подаваемая с целью дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный 5 период; 3) отменяющая - подаваемая с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
Согласно статье 17 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Статьей 16 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Таким образом, для привлечения страхователя к ответственности на основании абзаца 3 статьи 17 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете необходимо доказать, что страхователь, имея обязанность по представлению органам Пенсионного фонда сведений индивидуального (персонифицированного) учета, не исполнил данную обязанность либо исполнил ее ненадлежащим образом, представив в фонд сведения с нарушением установленного срока либо неполные (недостоверные) сведения, не позволяющие вести индивидуальный (персонифицированный) учет.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, исходные формы СЗВ-М за октябрь 2017 года, январь 2018 года, март 2018 года, июнь 2018 года, август 2018 года, декабрь 2018 года, сентябрь 2019 года представлены страхователем в установленные сроки 08.11.2017, 02.02.2018, 05.04.2018, 05.07.2018, 06.09.2018, 04.01.2019 и 03.10.2019, соответственно.
Сведения по типу формы "Дополняющая" за октябрь 2017 года на 1 застрахованное лицо, за январь 2018 года на 1 застрахованное лицо, за март 2018 года на 1 застрахованное лицо, за июнь 2018 года на 1 застрахованное лицо, за август 2018 года на 1 застрахованное лицо, за декабрь 2018 года на 1 застрахованное лицо, за сентябрь 2019 года на 20 застрахованных лиц, которые ранее не были представлены в исходных формах, учреждение представило 04.12.2019 г., 13.11.2019 г., 17.12.2019 г. и 31.01.2020 г.
В соответствии с положениями Федерального закона N 27-ФЗ, Инструкции "О порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах", утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 N766н (далее - Инструкция), страхователь имеет право дополнять и уточнять (исправлять) ранее представленные в Пенсионный фонд сведения в отношении застрахованных лиц.
При этом статьей 17 Закона N 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения пенсионным фондом, и представить в пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).
Пунктом 37 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21 декабря 2016 г. N 766н (далее - Инструкция) установлено, что при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
В случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения этого уведомления считается шестой день, считая с даты отправления заказного письма.
Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.
В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются (пункт 39 Инструкции).
Согласно материалам настоящего дела, основанием для привлечения страхователя к ответственности послужил вывод Пенсионного фонда о представлении МКОУ "ВИХОРЕВСКАЯ СОШ N 10" дополняющих форм СЗВ-М за октябрь 2017 года на 1 застрахованное лицо, за январь 2018 года на 1 застрахованное лицо, за март 2018 года на 1 застрахованное лицо, за июнь 2018 года на 1 застрахованное лицо, за август 2018 года на 1 застрахованное лицо, за декабрь 2018 года на 1 застрахованное лицо, за сентябрь 2019 7 года на 20 застрахованных лиц, за пределами установленного пунктом 2.2 части 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ срока.
Также Пенсионный фонд сослался на уведомление страхователя об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда.
Постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 23 ноября 2016 г. N 1058п утверждены формы документов, используемых в целях привлечения страхователей к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете.
Приложением N 1 к указанному постановлению утверждена форма акта о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, в пункте 2 которого приводятся документально подтвержденные факты нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Приложением N 2 к указанному постановлению утверждена форма решения о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, согласно которой после слов "установил" указываются документально подтвержденные факты нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие обстоятельства.
Таким образом, в силу прямого указания приведенных положений акт проверки и решение о привлечении к ответственности должны содержать конкретные обстоятельства вмененного лицу правонарушения, а также указание, в чем выразились противоправные деяния этого лица.
Согласно имеющимся в материалах дела актах проверки, проверка проведена на основании сведений СЗВ-М (доп.) за октябрь 2017 года, январь 2018 года, март 2018 года, июнь 2018 года, август 2018 года, декабрь 2018 года, сентябрь 2019 года.
Проверкой установлено, что 13.11.2019 г. учреждением представлены сведения с типом формы "Дополняющая" за октябрь 2017 года на 1 застрахованное лицо, за январь 2018 года на 1 застрахованное лицо, за март 2018 года на 1 застрахованное лицо, за август 2018 года на 1 застрахованное лицо, 17.12.2019 г. учреждением представлены сведения за июнь 2018 г. на 1 застрахованное лицо, за декабрь 2018 г. на 1 застрахованное лицо, 31.01.2020 г. учреждением представлены сведения за сентябрь 2019 г. на 20 застрахованных лиц, которые ранее не были представлены в исходных формах.
В актах проверок Пенсионным фондом сделан вывод о том, что поскольку сведения о застрахованных лицах за октябрь 2017 года, январь 2018 года, март 2018 года, июнь 2018 года, август 2018 года, декабрь 2018 года, сентябрь 2019 года, представленные по форме СЗВ-М (доп.), были представлены впервые, то страхователем допущено нарушение установленного пунктом 2.2 части 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ срока их представления.
Аналогичные сведения содержатся и в решениях о привлечении к ответственности от 27.01.2020 г. N 048S19200002143, N 048S19200002139, N 048S19200002140, N 048S19200002141, от 10.03.2020 г. N048S19200006650, N048S19200006652, от 15.06.2020 г. N048S19200015803.
Судом первой инстанции установлено, что ни акты проверок от 05.12.2019 г. N 048S18190030589, N048S18190030575, N048S18190030578, N 048S18190030583, от 24.01.2020 г. N 048S18190030575, N 048S18200001551, от 28.04.2020 г. N 048S18200010632, ни решения о привлечении к ответственности, на основании которых выставлены требования об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 25.02.2020 г. N048S01200004420, N048S01200004417, N048S01200004418, N048S01200004419, от 06.04.2020 г. N048S01200008495, N048S01200008496, от 16.07.2020 г. N048S01200017360 не содержат сведений о том, что дополняющие сведения представлены на основании направленного Пенсионным фондом уведомления об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда и с нарушением срока направления исправленных сведений, установленного частью 5 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, пунктом 39 Инструкции.
При этом абзац третий статьи 17 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете не предусматривает ответственности страхователя за нарушение срока представления скорректированных сведений.
Таким образом, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что учреждение реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за спорные отчетные периоды, откорректировав их путем представления в Пенсионный фонд дополнительных сведений за эти отчетные периоды.
Учитывая, что формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым, а любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Ссылки в апелляционной жалобе на положения пункта 40 Инструкции, утвержденной Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.04.2020 N 211Н, не принимаются апелляционным судом, поскольку названная инструкция в период спорных правоотношений не действовала.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 28 октября 2020 года по делу N А19-16439/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Ломако |
Судьи |
Е.О.Никифорюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-16439/2020
Истец: ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г.Братске и Братском районе Иркутской области
Ответчик: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Вихоревская средняя общеобразовательная школа N10"
Третье лицо: АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ