Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 18 мая 2021 г. N Ф01-1869/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Владимир |
|
20 января 2021 г. |
Дело N А79-3814/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13.01.2021.
Постановление в полном объеме изготовлено 20.01.2021.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Гущиной А.М., Кастальской М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Семиной И.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Новочебоксарского муниципального унитарного предприятия троллейбусного транспорта на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 02.11.2020 по делу N А79-3814/2020, принятое по заявлению Новочебоксарского муниципального унитарного предприятия троллейбусного транспорта о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новочебоксарску Чувашской Республики от 04.02.2020 N 343.
В судебном заседании приняли участие представители:
от Новочебоксарского муниципального унитарного предприятия троллейбусного транспорта - Монахов А.Ю. по доверенности от 03.07.2020 сроком действия до 03.07.2021 (представлен диплом о высшем юридическом образовании), Андреева Н.В. по доверенности от 30.07.2020 сроком действия до 30.07.2021, Петров Э.А. директор, распоряжение от 07.04.2017 N 02-08/40, приказ от 11.04.2017 N 93;
от Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новочебоксарску Чувашской Республики - Журавлева С.З. по доверенности от 11.01.2021 N 03-08/12 сроком действия до 31.12.2021 (представлен диплом о высшем юридическом образовании).
Управление Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике - надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку полномочного представителя в судебное заседание не обеспечило.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Новочебоксарску Чувашской Республики (далее по тексту - Инспекция) проведена камеральная проверка налоговой декларации по налогу на прибыль организации за 2017 год, представленной Новочебоксарским муниципальным унитарным предприятием троллейбусного транспорта (далее по тексту - Предприятие).
По результатам проверки Инспекцией составлен акт от 12.07.2019 N 906 и принято решение от 04.02.2020 N 34325 о привлечении Предприятия к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 166 689 рублей 95 копеек. Данным решением Обществу доначислен налог на прибыль организаций в размере 3 333 799 рублей, соответствующие пени в размере 1 073 702 рублей 33 копеек, а также предложено уменьшить убыток в размере 469 516 рублей.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Владимирской области от 03.04.2020 N 70 решение Инспекции от 04.02.2020 N 34325 отменено в части привлечения к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 125 017 рублей 46 копеек
Не согласившись с решением Инспекции, Предприятие обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о признании его недействительным.
Решением от 02.11.2020 заявленное требование удовлетворено в части 21 672 рублей 49 копеек штрафа. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Общество ссылается на неправильное применение подпункта 26 пункта 1, пункта 2 статьи 251, пункта 4.1 статьи 271 Налогового кодекса Российской Федерации. Считает, субсидия в размере 50 935 390 рублей 07 копеек, полученная Предприятием в 2017 году, не подлежит включению в доходы, поскольку обладает признаками целевого финансирования и получена от собственника Предприятия.
Представители Общества в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы.
Представитель Инспекция в судебном заседании и отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда законным и обоснованным.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Из решения Инспекции усматривается, что основанием к доначислению налога на прибыль организаций за 2017 год послужил вывод налогового о занижении Предприятием налоговой базы на 48 807 506 рублей в результате не включения в состав внереализационных доходов полученной в 2017 году субсидии на возмещение части затрат, связанных с перевозкой пассажиров по социально значимым маршрутам в 2017 году.
Как следует из материалов дела, в проверяемом периоде Предприятие оказывало услуги по перевозке пассажиров по социально значимым маршрутам на территории г. Новочебоксарск Чувашской Республики.
В соответствии с положениями статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2016 N 887 "Об общих требованиях к нормативно правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а так же физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, постановлением администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики от 27.12.2013 N 620 "Об утверждении муниципальной программы "Развитие транспортной системы города Новочебоксарска на 2014-2020 годы" принято постановление администрации города Новочебоксарска Чувашской республики от 27.03.2017 N 503, которым утвержден Порядок предоставления на 2017 год субсидий за счет средств бюджета города Новочебоксарска организациям городского электрического транспорта на возмещение части затрат, связанных с перевозкой пассажиров по социально значимым маршрутам (далее - Порядок) (том 2 л.д. 99-106).
Согласно пункту 1.4 Порядка субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения части затрат получателя субсидии, связанных с перевозкой пассажиров по социально значимым маршрутам.
В соответствии с пунктом 2.2 Правил субсидии предоставляются при соблюдении определенных условий, одним из которых является заключение получателем субсидии и администрацией города Новочебоксарска в лице Управления городского хозяйства администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики (далее - Управление городского хозяйства) соглашения о предоставлении из бюджета города Новочебоксарска субсидии организациям городского электрического транспорта на возмещение части затрат, связанных с перевозкой пассажиров по социально значимым маршрутам в границах города Новочебоксарска.
Для предоставления субсидии, между Управлением городского хозяйства администрации города Новочебоксарска Чувашской и Предприятием заключено Соглашение от 03.04.2017 о представлении субсидии из бюджета города Новочебоксарска.
В силу пункта 1.1. Соглашения Главный распорядитель средств бюджета города Новочебоксарска в целях возмещения части затрат Получателя субсидии, связанных с перевозкой пассажиров по социально значимым маршрутам, предоставляет на безвозмездной и безвозвратной основе в 2017 году субсидию из бюджета города Новочебоксарска в максимальной сумме 50 935 390 рублей 07 копеек.
Размер субсидии на возмещение части затрат, связанных с перевозкой пассажиров городским наземным электрическим транспортом на муниципальных маршрутах регулярных перевозок города Новочебоксарска, определяется в виде непокрытого убытка предыдущего отчетного периода и разницы, образовавшейся между затратами и доходами от перевозки пассажиров текущего периода (пункт 1.3. Соглашения).
Указанная субсидия в размере 50 935 390 рублей 07 копеек Управлением городского хозяйства перечислена Предприятию платежным поручением от 03.04.2017.
Предприятие полученную в 2017 году субсидию учло при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций за 2016 и 2017 годы в доходах от реализации в размере 48 807 506 рублей и 2 127 8884 рублей 07 копеек соответственно.
В статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии предоставляются из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, из местного бюджета в случаях и порядке, предусмотренных нормативными актами соответствующего уровня.
Согласно пункту 1 статьи 247 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью для российских организаций в целях главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 248 Налогового кодекса Российской Федерации к доходам относятся: доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (далее - доходы от реализации); внереализационные доходы.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 249 Налогового кодекса Российской Федерации доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах. В зависимости от выбранного налогоплательщиком метода признания доходов и расходов поступления, связанные с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, признаются для целей главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации в соответствии со статьей 271 или статьей 273 Налогового кодекса Российской Федерации.
В целях главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации внереализационными доходами признаются доходы, не указанные в статье 249 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 1 статьи 250 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 271 Налогового кодекса Российской Федерации в целях главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (метод начисления).
При кассовом методе датой получения дохода признается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, поступления иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашение задолженности перед налогоплательщиком иным способом (пункт 2 статьи 273 Налогового кодекса Российской Федерации).
Порядок признания в составе внереализационных доходов средств в виде субсидий, полученных организациями, определен положениями пункта 4.1 статьи 271 Налогового кодекса Российской Федерации.
В частности, в абзаце четвертом пункта 4.1 статьи 271 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что субсидии, полученные на компенсацию ранее произведенных расходов, не связанных с приобретением, созданием, реконструкцией, модернизацией, техническим перевооружением амортизируемого имущества, приобретением имущественных прав, или недополученных доходов, учитываются единовременно на дату их зачисления.
Поскольку согласно пункту 2.9 Порядка и пункту 1.3 Соглашения размер субсидии на возмещение части затрат, связанных с перевозкой пассажиров городским наземным электрическим транспортом на муниципальных маршрутах регулярных перевозок города Новочебоксарска, определяется в виде непокрытого убытка предыдущего отчетного периода и разницы, образовавшейся между затратами и доходами от перевозки пассажиров текущего периода, полученные денежные средства налоговым органом правомерно квалифицированы как субсидии, полученные на компенсацию ранее произведенных расходов, не связанных с приобретением, созданием, реконструкцией, модернизацией, техническим перевооружением амортизируемого имущества, приобретением имущественных прав, или недополученных доходов, и подлежащие учёту в порядке абзаца четвертого пункта 4.1 статьи 271 Налогового кодекса Российской Федерации.
Доводы налогоплательщика о необходимости применения к спорным денежным суммам положений подпункта 26 пункта 1, пункта 2 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации обоснованно отклонены судом первой инстанции.
В силу подпункта 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. Также не учитываются доходы в виде средств и иного имущества, которые получены унитарными предприятиями от собственника имущества этого предприятия или уполномоченного им органа (подпункт 26 пункта 1 в редакции, действовавшей в 2017 году).
Пунктом 2 той же статьи предусмотрено, что доходы в виде целевых поступлений также не учитываются.
Между тем, перечисленные Управлением городского хозяйства 03.04.2017 денежные средства в данном случае не могут быть квалифицированы как средства и иное имущество, полученные унитарным предприятием от собственника имущества этого предприятия или уполномоченного им органа в смысле подпункта 26 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации. В данном случае положения абзаца четвертого пункта 4.1 статьи 271 Налогового кодекса Российской Федерации являются специальной нормой, подлежащей применению в рассматриваемой ситуации.
Кроме того, как верно указано судом первой инстанции, спорные денежные средства не могут рассматриваться в качестве средств целевого финансирования (подпункт 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации) либо целевых поступлений из бюджета (пункт 2 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации), так как целевой характер выплат проявляется в возложении на получателя бюджетных средств обязанности осуществлять их расходование в соответствии с определенными целями либо (если соответствующие расходы к моменту получения средств из бюджета уже осуществлены получателем) в полном или частичном возмещении понесенных расходов.
В данном случае субсидия предоставлена на покрытие уже произведённых расходов, при этом конкретный перечень таких расходов не определён ни Порядком ни Соглашением, в связи с чем оснований для квалификации полученных Предприятием денежных средств как целевых не имеется.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы в обжалуемой части по изложенным в ней доводам не имеется.
Таким образом, Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
В соответствии со статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на Предприятие.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 02.11.2020 по делу N А79-3814/2020 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Новочебоксарского муниципального унитарного предприятия троллейбусного транспорта оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
Т.В. Москвичева |
Судьи |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-3814/2020
Истец: МУП Новочебоксарское троллейбусного транспорта
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Новочебоксарску ЧР
Третье лицо: Первый Арбитражный апелляционный суд, Управление Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике