г. Челябинск |
|
21 января 2021 г. |
Дело N А47-2541/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 января 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Плаксиной Н.Г.,
судей Ивановой Н.А., Киреева П.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Разиновой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 27 октября 2020 г. по делу N А47-2541/2020.
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Амурская" (далее - заявитель, ООО УК "Амурская") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области (далее также - заинтересованное лицо, ГЖИ, инспекция) о признании недействительными решений N 1803, N 1804 от 02.12.2019 о внесении изменений в реестр лицензий Оренбургской области в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Оренбург, ул. Беляевская, д. 21, обязании Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Амурская".
Заявителем были представлены уточнения требований, согласно которым заявитель просит суд:
1.Признать незаконными решения Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области от 02.12.2019 N 1803, N 1804 о внесении изменений в реестр лицензий Оренбургской области в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Оренбург, ул. Беляевская, д.21;
2.Признать незаконным решение Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области от 26.03.2020 N 370 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Оренбургской области в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Оренбург, ул. Беляевская, д.21;
3.Обязать Государственную жилищную инспекцию по Оренбургской области внести следующие изменения в Реестр лицензий Оренбургской области на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами:
-исключить из Реестра лицензий Оренбургской области па осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами сведения об управлении ООО "УКЖФ "Дельта" многоквартирным домом по адресу г. Оренбург, ул. Беляевская, д.21.
-включить в Реестр лицензий Оренбургской области на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами сведения об управлении ООО "УК "Амурская" многоквартирным домом по адресу г. Оренбург, ул. Беляевская, д.21.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищным фондом "Дельта" (далее - третье лицо, ООО УКЖФ "Дельта").
Определением Арбитражного суда Оренбургской области от 24.09.2020 дело N А47-2541/2020 (основное) было объединено с делом NА47-8268/2020 (присоединенное) в одно производство для совместного рассмотрения судьей Хижней Е.Ю. с присвоением объединенному делу номера NА47-2541/2020.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 27.10.2020 (резолютивная часть решения объявлена 20.10.2020) заявленные требования удовлетворены частично. Решения ГЖИ по Оренбургской области от 02.12.2019 N 1803, N 1804 о внесении изменений в реестр лицензий Оренбургской области в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Оренбург, ул. Беляевская, д.21. признаны недействительными. Суд обязал ГЖИ по Оренбургской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением суда, ГЖИ по Оренбургской области (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт) обратилась в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда.
В апелляционной жалобе ее податель ссылается на то, что на дату принятия решений от 02.12.2019 заявителем не были представлены доказательства недействительности протокола от 25.10.2019 общего собрания собственников помещений в МКД N 21 по ул. Беляевской г. Оренбурга. Решение районного суда вступило в силу только 07.07.2020. Более того, еще до вступления в законную силу решения суда в реестр лицензий Оренбургской области внесена запись об управлении данным МКД на основании другого протокола общего собрания от 10.03.2020. В связи с чем, решения от 02.12.2019 не влекут юридических последствий как для заявителя, так и для третьего лица.
Из резолютивной части решения суда первой инстанции следует, что инспекция обязана устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, однако, решение не содержит конкретизации действий, которая инспекция должна совершить.
До начала судебного заседания от ООО УК "Амурская" поступил отзыв на апелляционную жалобу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет, в судебное заседание не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, согласно протоколу N б/н от 25.10.2019 внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома N 21 по ул. Беляевская г. Оренбурга, проводимого в форме очно-заочного голосования, собственниками помещений приняты следующие решения: о выборе (изменении) способа управления МКД на управление управляющей организацией; выборе ООО "УКЖФ "Дельта" в качестве управляющей организации для управления МКД; утверждении условий договора управления МКД и его заключения с ООО "УКЖФ "Дельта"; утверждении состава общего имущества, тарифа на содержание и ремонт, перечня работ и (или) услуг по управлению МКД и т.д. (т. 1 л.д. 44-52).
В инспекцию от ООО "УКЖФ "Дельта" 29.10.2019 поступило заявление о внесении изменений в реестр лицензий Оренбургской области в связи с заключением договора управления многоквартирным домом N 21 по ул. Беляевской г. Оренбурга на основании протокола от 25.10.2019 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме N 21 по ул. Беляевской г. Оренбурга (далее - протокол от 25.10.2019).
Так как на момент рассмотрения заявления было выявлено противоречие сведений, представленных ООО "УКЖФ "Дельта", уже имеющимся сведениям в реестре лицензий Оренбургской области (запись об управлении домом ООО "УК "Амурская"), в соответствии с пунктом 10 Порядка N 938/пр жилищной инспекцией было принято решение от 11.11.2019 N1621 о приостановлении рассмотрения заявления о внесении изменений в реестр лицензий Оренбургской области.
В соответствии с пунктом 15 Порядка N 938/пр жилищная инспекция направила в адрес ООО "УКЖФ "Дельта", ООО "УК "Амурская" запросы о предоставлении информации об управлении МКДN 21 по ул. Беляевской г. Оренбурга.
По результатам рассмотрения материалов, представленных на запросы инспекции, на основании пунктом 7 Порядка N 938/пр были приняты решения: внести с 01.01.2020 изменения в реестр лицензий Оренбургской области (исключение сведений ООО "УК "Амурская") в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Оренбург, ул. Беляевская, д. 21, в связи с расторжением договора управления, на основании протокола от 25.10.2019; внести с 01.01.2020 изменения в реестр лицензий Оренбургской области (включение сведений ООО "УКЖФ "Дельта") в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Оренбург, ул. Беляевская, д. 21, в связи с заключением договора управления, на основании протокола от 25.10.2019.
Полагая, что решения N 1803, N 1804 от 02.12.2019 о внесении изменений в реестр лицензий Оренбургской области в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Оренбург, ул. Беляевская, д. 21 не соответствует действующему законодательству и нарушают права и законные интересы общества, заявитель 27.02.2020 обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В инспекцию от ООО "УК "Амурская" 25.02.2020 поступило заявление о внесении изменений в реестр лицензий Оренбургской области в связи с заключением договора управления многоквартирным домом N 21 по ул. Беляевской г. Оренбурга на основании протокола от 09.02.2020 N 2 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме N 21 по ул. Беляевской г. Оренбурга (далее - протокол 09.02.2020 N 2).
Так как на момент рассмотрения заявления было выявлено противоречие сведений, представленных ООО "УК "Амурская", уже имеющимся сведениям в реестре лицензий Оренбургской области (запись об управлении домом ООО "УКЖФ "Дельта"), в соответствии с пунктом 10 Порядка N 938/пр жилищной инспекцией было принято решение от 10.03.2020 о приостановлении рассмотрения заявления о внесении изменений в реестр лицензий Оренбургской области. Указанное решение было принято инспекцией в срок, установленный пунктом 4 Порядка N 938/пр.
В соответствии с требованиями пункта 15 Порядка N 938/пр обоим лицензиатам (ООО "УК "Амурская", ООО "УКЖФ "Дельта") были направлены запросы о предоставлении информации об управлении многоквартирным домом N 21 по ул. Беляевской г. Оренбурга, а также в отношении ООО "УКЖФ "Дельта" организована проверка, на основании распоряжения N 561 от 11.03.2020.
На запрос инспекции от 11.03.2020 N 40/03-2341 ООО "УКЖФ "Дельта" представлены письменные пояснения (исх. от 23.03.2020 N 189), с приложением копии заявления N 166 от 13.03.2020 о внесении изменений в реестр лицензий и протокола от 10.03.2020 N 1/2020 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме N 21 по ул. Беляевской г. Оренбурга.
На дату завершения документарной проверки в инспекцию поступили подлинники решений и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме N 21 по ул. Беляевской г. Оренбурга от 10.03.2020, которым оформлены решения, и том числе, о выборе в качестве управляющей организации - ООО "УКЖФ "Дельта" и о заключении с обществом договора управления.
Таким образом, на 26.03.2020 решения собственников помещений указанного многоквартирного дома, оформленные протоколом общего собрания от 10.03.2020, являлись последними по дате принятия и в установленном судебном порядке недействительными признаны не были.
Предыдущий договор управления с ООО "УКЖФ "Дельта" (сведения внесены в реестр лицензий с 01.01.2020) расторгнут на основании протокола общего собрания от 09.02.2020. Договор управления с ООО "УК "Амурская" от 25.01.2020 расторгнут на основании протокола общего собрания от 10.03.2020 в связи с принятым собственниками помещений дома решением о заключении договора управления с ООО "УКЖФ "Дельта".
В инспекцию 16.03.2020 поступило заявление от ООО "УКЖФ "Дельта" вх. N 2605 о внесении изменений в реестр лицензий в связи с заключением договора управления многоквартирным домом N 21 по ул. Беляевской г. Оренбурга от 10.03.2020.
По результатам рассмотрения вышеуказанных материалов, представленных на запросы инспекции, на основании пункта 17 Порядка N 938 согласно заключению от 26.03.2020 приняты решения о внесении изменений в реестр лицензий Оренбургской области: отказать ООО "УК "Амурская" (ИНН 5610233301) во внесении в реестр лицензий сведений об управлении в отношении многоквартирного дома N 21 по ул. Беляевской г. Оренбурга на основании протокола общего собрания от 09.02.2020; исключить с 01.04.2020 из реестра лицензий сведения об управлении ООО "УКЖФ "Дельта" (ИНН 5611074904) в отношении многоквартирного дома N 21 по ул. Беляевской г. Оренбурга на основании протокола общего собрания 09.02.2020.
Полагая, что решение N 370 от 26.03.2020 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Оренбургской области в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Оренбург, ул. Беляевская, д. 21 не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы общества, заявитель 25.06.2020 обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, по результатам анализа применимых в рассматриваемом споре положений Жилищного кодекса Российской Федерации, Порядка N 938, Положения о государственной жилищной инспекции по Оренбургской области (утв. указом Губернатора Оренбургской области от 15.02.2010 N 25-ук) и материалов дела, пришел к выводу о неправомерности вынесения инспекцией решений от 02.12.2019N 1803, N 1804 и правомерности решения от 26.03.2020 N370.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В силу положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходима совокупность двух условий: несоответствие закону или иному нормативному правовому акту оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отсутствие хотя бы одного из указанных условий исключает удовлетворение заявленных требований.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии с частью 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения.
Как следует из части 1 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора.
В части 1 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.
В случае изменения перечня многоквартирных домов в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора (часть 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Орган государственного жилищного надзора после получения указанных сведений вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 3 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр утверждены Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 2 Порядка изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании представленного лицензиатом заявления о внесении изменений в реестр, содержащего предусмотренные пунктом 2 Порядка сведения.
Пунктом 5 Порядка предусмотрено, что в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий:
а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка;
б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 настоящего Порядка.
Пунктом 7 Порядка предусмотрено, что по результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений:
а) о внесении изменений в реестр;
б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов;
в) о приостановлении рассмотрения заявления.
Согласно пункту 10 Порядка основанием для принятия решения о приостановлении рассмотрения заявления являются:
а) несоответствие заявления и документов условиям, установленным подпунктами "б", "в" пункта 5 настоящего Порядка;
б) поступление в орган государственного жилищного надзора в течение срока, указанного в пункте 4 настоящего Порядка, заявления от другого лицензиата, содержащего сведения в отношении того же многоквартирного дома.
в) поступление в орган государственного жилищного надзора заявления о внесении изменений в реестр в связи с заключением договора управления многоквартирным домом или изменением способа управления многоквартирным домом при отсутствии заявления о прекращении, расторжении договора управления данным многоквартирным домом от иного заявителя.
Пунктом 15 Порядка предусмотрено, что при приостановлении рассмотрения заявления по основаниям, указанным в пункте 10 настоящего Порядка, орган государственного жилищного надзора:
а) в случае наличия в реестре сведений об управлении многоквартирного дома, указанного в заявлении, другим лицензиатом, запрашивает необходимые материалы и информацию у обоих лицензиатов;
б) в случае поступления в орган государственного жилищного надзора в течение срока, указанного в пункте 4 настоящего Порядка, заявления от другого заявителя, содержащего сведения в отношении того же многоквартирного дома, запрашивает необходимые материалы и информацию у обоих заявителей;
в) в случае поступления в орган государственного жилищного надзора заявления о внесении изменений в реестр в связи с заключением договора управления многоквартирным домом или изменением способа управления многоквартирным домом при отсутствии заявления о прекращении, расторжении договора управления данным многоквартирным домом от иного заявителя, проводит проверку полученного заявления и документов, указанных в пункте 3 настоящего Порядка.
В силу пункта 17 Порядка по результатам рассмотрения материалов, указанных в пункте 15 настоящего Порядка, орган государственного жилищного надзора принимает в отношении каждого заявителя соответствующее решение из предусмотренных подпунктами "а" и "б" настоящего Порядка.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, согласно решению Ленинского районного суда города Оренбурга от 27.02.2020 по делу N 2-1357/2020 решение общего собрания собственников помещений в МКД, оформленное протоколом от 25.10.2019, признано недействительным по всем вопросам повестки дня.
Данное решение было обжаловано в Оренбургский областной суд. По итогам рассмотрения апелляционной жалобы вынесено постановление - оставить решение (определение) без изменения, а жалобу или представление без удовлетворения. Решение Ленинского районного суда города Оренбурга от 27.02.2020 по делу N 2- 1357/2020 вступило в законную силу 07.07.2020.
Из смысла положений части 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что преюдициальное значение могут иметь только фактические обстоятельства, установленные при рассмотрении дела судами и имеющие отношение к лицам, участвующим в настоящем деле, при этом арбитражный суд не лишен возможности дать им иную правовую оценку, тем более, если представлены новые доказательства.
Частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
С учетом применения по аналогии пункта 3 статьи 69 АПК РФ вышеприведенное решение районного суда от 27.02.2020 обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных данных решением и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Поскольку установленные районным судом при рассмотрении дела 2- 1357/2020 фактические обстоятельства, не подлежат повторному судебному установлению при последующем разбирательстве между теми же лицами и имеют преюдициальное значение при рассмотрении настоящего дела, суд первой инстанции пришел к правомерно признал, что оспариваемые решения ГЖИ Оренбургской области от 02.12.2019 N 1803 и N 1804 о внесении изменений в реестр лицензий Оренбургской области принятые на основании протокола общего собрания собственников от 25.10.2019 вынесены в отсутствие установленных для этого правовых оснований и нарушает права и законные интересы заявителя при осуществлении им предпринимательской деятельности.
Ссылка подателя жалобы на то, что при проведении проверки протокол общего собрания от 25.10.2019 не был признан недействительным, решение районного суда вступило в силу только 07.07.2020, не принимается, поскольку в каждом конкретном случае суд устанавливает фактические обстоятельства дела и применяет нормы права к установленным обстоятельствам с учетом представленных доказательств. В данном случае на момент рассмотрения дела установлена незаконность протоколов, положенных в основу оспариваемых решений ГЖИ Оренбургской области, не учитывать данные обстоятельства суд не вправе.
Относительно решения жилищной инспекции от 26.03.2020 N 370 апелляционная коллегия считает необходимым отметить, что в рассматриваемом случае совокупностью имеющихся в деле доказательств подтверждено, что поскольку протокол общего собрания собственников МКД, представленный третьим лицом, датирован более поздней датой (10.03.2020), относительно представленного заявителем (09.02.2020), в связи с чем, у Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области отсутствовали законные основания для внесении изменений в реестр лицензий Оренбургской области в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Оренбург, ул. Беляевская, д. 21 и включении информации о заявителе, как управляющей организации спорного МКД, в реестр лицензий Оренбургской области.
В данной части апелляционная жалоба не содержит доводов.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Согласно статье 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Жилищная инспекция освобождена от уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 27 октября 2020 г. по делу N А47-2541/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Г. Плаксина |
Судьи |
П.Н. Киреев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-2541/2020
Истец: ООО "Управляющая компания "Амурская"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция по Оренбургской области
Третье лицо: ООО "Управляющая компания жилищным фондом "Дельта", Восемнадцатый арбитражный апелляционынй суд