г. Владимир |
|
22 января 2021 г. |
Дело N А79-2792/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 января 2021 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кастальской М.Н.,
судей Гущиной А.М., Захаровой Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитиной С.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СК "Куб" (ИНН 2130122821, ОГРН 1132130009560) на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 19 августа 2020 года по делу N А79-2792/2019, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СК "Куб" к Министерству экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики о признании недействительным уведомления от 29.12.2018 N 06/03-13785 о возврате в республиканский бюджет Чувашской Республики бюджетных средств, при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерства финансов Чувашской Республики, Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики
при участии:
от заявителя - не явились, извещены
от ответчика - не явились, извещены
от третьих лиц - не явились, извещены
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "СК "Куб" (далее по тексту - заявитель, ООО "СК "Куб") обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением к Министерству экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики (далее - ответчик, Минэкономразвития ЧР) о признании недействительным уведомления от 29.12.2018 N 06/03-13785 о возврате в республиканский бюджет Чувашской Республики бюджетных средств.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований привлечены Министерство финансов Чувашской Республики (далее - Минфин ЧР), Контрольно-счетная палата Чувашской Республики (далее - КСП ЧР).
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 19 августа 2020 года по делу N А79-2792/2019 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "СК "Куб" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 19.08.^ 020 по дет у N А79-2792/2019 и вынести по делу новый судебный акт, которым удовлетворись заявленные требования в полном объеме.
ООО "СК "Куб" не согласно с решением, указывает, что суд первой инстанции допустил неправильное применение норм материального права, которое выразилось в неприменении закона, подлежащего применению, кроме того, по мнению заявителя, выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом судебном акте, не соответствуют обстоятельствам дела.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о дате, времени и месте судебного заседания, извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257 - 262, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оценивая законность решения суда, апелляционная коллегия исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Как следует из материалов дела, 03.09.2018 ООО "СК "КУБ" подало в Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики заявку на получение субсидий на возмещение части затрат, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров.
28 сентября 2018 по результатам рассмотрения заявки между Минэкономразвития ЧР и ООО "СК "КУБ" был заключен Договор N 8 о предоставлении субсидии из республиканского бюджета Чувашской Республики субъектам малого и среднего предпринимательства, в том числе участникам инновационных территориальных кластеров, на возмещение части затрат, связанных с приобретением оборудования в целях создания, и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг), в соответствии с которым, ООО "СК "КУБ" была предоставлена субсидия в размере 11 410 804 руб. 08 коп.
По представлению Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Чувашской Республике от 14.12.2018 N 000043/СО о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления (других нарушений закона) в соответствии с приказом Минэкономразвития Чувашии от 18.12.2018 N 306 "О проведении внеплановой выездной проверки в отношении ООО "СК "КУБ" с целью проверки достоверности представленных документов на получение средств государственной поддержки.
По результатам проверки был составлен акт от 25.12.2018, согласно которому в ходе проверки было выявлено, что ООО "СК "КУБ" не выполнило условия предоставление субсидии, а также предоставило недостоверные сведения.
ООО "СК "КУБ" было направлено уведомление от 29.12.2018 N 06/03- 13785 о возврате в течении 10 дней с момента получения уведомления в республиканский бюджет Чувашской Республики бюджетных средств в сумме 11410804 руб. 08 коп.
09 января 2019 бюджетные средства ООО "СК "КУБ" были возвращены в полном объеме.
Не согласившись с уведомлением от 29.12.2018 N 06/03-13785, ООО "СК "КУБ" обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением.
Заявленные требования мотивированы тем, что Уведомлением от 29.12.2018 N 06/03-13785 Минэкономразвития Чувашии потребовало у общества возвратить предоставленную субсидию в размере 11 410 804 руб. 08 коп., в связи с предоставлением недостоверных сведений при получении субсидии. Платежным поручением N 7 от 14.01.2019 заявитель вернул полученную субсидию Министерству в полном объеме, с целью избежать последствий, предусмотренных п. 5.7. договора от 28.09.2018 в части лишения права в дальнейшем получать субсидии из республиканского бюджета. В обжалуемом уведомлении общество не согласно с выявленными нарушениями при проведении выездной внеплановой проверки от 19.12.2018.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из того, что суд не установил универсальную совокупность условий, необходимых и достаточных для признания оспариваемого Уведомления недействительным; оспариваемое Уведомление не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, так как не возлагает на него какие-либо незаконные обязанности и не создает препятствия для осуществления им экономической деятельности.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда и не усматривает оснований для их переоценки.
Статьями 28, 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования.
В Информационном письме от 22.12.2005 N 98 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации" Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что целевой характер выплат проявляется в возложении на получателя бюджетных средств обязанности осуществлять их расходование в соответствии с определенными целями либо, если соответствующие расходы к моменту получения средств из бюджета уже осуществлены получателем, в полном или частичном возмещении понесенных расходов.
Обязанность по целевому использованию бюджетных средств их получателем установлена статьей 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Таким образом, из анализа приведенных норм можно прийти к выводу, что под нецелевым использованием бюджетных средств понимается не только использование средств на иные цели, не соответствующие заранее определенным, но и использование средств с нарушением условий их получения.
Статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Пунктом 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Таким образом, субсидии предоставляются безвозвратно, то есть без установления обязательства по возврату.
Однако данное требование не действует в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий.
Согласно пункту 7 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в законе (решении) о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе.
Порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, если данный порядок не определен решениями, предусмотренными абзацем первым настоящего пункта.
По правилам пункта 3 части 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в том числе цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Следовательно, указанная норма также предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий их предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 23.07.2014 N 250 "Об утверждении порядка предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики субъектам малого и среднего предпринимательства, в том числе участникам инновационных территориальных кластеров, на возмещение части затрат, связанных с приобретением оборудования в целях создания, и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров" утвержден Порядок предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики субъектам малого и среднего предпринимательства, в том числе участникам инновационных территориальных кластеров, на возмещение части затрат, связанных с приобретением оборудования в целях создания, и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров" (далее - Порядок N 250).
В случаях выявления Минэкономразвития Чувашии или органами государственного финансового контроля фактов нарушения условий, установленных при предоставлении субсидии, нецелевого использования субсидии Минэкономразвития Чувашии в течение 10 рабочих дней со дня выявления факта нарушения и (или) поступления информации о наличии нарушений от органов государственного финансового контроля принимает решение о возврате субсидии и направляет получателю субсидии уведомление о возврате в республиканский бюджет Чувашской Республики указанных средств в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления (пункт 4.2 Порядка N 250).
Согласно пункту 2.6 Порядка N 250 не допускаются к участию в конкурсном отборе претенденты имеющие неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение договора (при наличии указанной неисполненной обязанности претендент представляет копии платежных документов, подтверждающих выполнение данной неисполненной обязанности на момент представления заявки).
В соответствии с Договором от 28.09.2018 N 8 о предоставлении субсидии из республиканского бюджета Чувашской Республики субъектам малого и среднего предпринимательства, в том числе участникам инновационных территориальных кластеров, на возмещение части затрат, связанных с приобретением оборудования в целях создания, и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг) Главный распорядитель средств республиканского бюджета Чувашской Республики обязуется отказать в предоставлении субсидии полностью или частично в случае, если после заключения договора выявлена недостоверность информации, представленной Получателем (пункт 4.1.1); получатель субсидии обязан: использовать оборудование для собственных нужд по целевому назначению в течение срока, указанного в пункте 3.2.2 договора (пункт 4.3.1); не допускать образование задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах в течение срока, указанного в пункте 3.2.2 договора (пункт 4.3.14); обеспечивать полноту и достоверность сведений, представляемых Главному распорядителю средств республиканского бюджета Чувашской Республики в соответствии с настоящим договором (пункт 4.3.17).
В ходе проведенной выездной проверки Минэкономразвития Чувашии было установлено, что ООО "СК "КУБ" не выполнило условия предоставления субсидии, а также предоставило недостоверные сведения, в частности были представлены акты монтажа оборудования, хотя на момент проверки оно было не смонтировано.
Так, согласно представленным на конкурс документам ООО "СК "КУБ" было приобретено следующее оборудование: Вальцы гидравлические четырех валковые HR4WE-2022 - 1 шт. (Договор от25.06.2018 N 20-18); Колонна АР MD BF 30 с принадлежностями - 1 шт. (Договор поставки продукции от 26.06.2018 N 71); Полуавтомат ALPHA Q551 Progress puls MM D FDW с технологией coldArc -3 шт. (Договор поставки продукции от26.06.2018 N 71); Drive 4хНР универсальный механизм подачи проволоки с панелью HP - 3 шт. (Договор поставки продукции от 26.06.2018 N 71); Кран мостовой электрический однобалочный опорный г/п 10,0 т - 1 шт. (ОПИ-10.0-АЗ-16.5-9.0-380-У-3-С э/т) (Договор поставки от 30.05.2018 N 51/2018); Кран мостовой электрический однобалочный опорный г/п 12,5 т - 1 шт. (ОПИ-12.5-АЗ-16.5-9.0-380-У-3-С э/т) (Договор поставки от 30.05.2018 N 51/2018); 41.100.111 автоматизированная установка для выполнения сварки кольцевых швов, модель FCW- 1 шт. (Договор от 18.04.2018 N 93/00-18); Сварочный роликовый вращатель HGK-5 А (приводная секция) - 2 шт. (Договор от 26.06.2018 N451); Сварочный роликовый вращатель HGK-5 В (холостая секция) - 2 шт. (Договор от 26.06.2018 N 451); Комплект оборудования для порошковой покраски - 1 шт. (Договор от 29.06.2018 N 05/06).
Визуальным осмотром помещения установлено, что оборудование находится в заводской полиэтиленовой упаковке, в коробках, не смонтировано, не введено в эксплуатацию, а именно: Вальцы гидравлические четырех валковые HR4WE-2022 - 1 шт.; Колонна АР MD BF 30 с принадлежностями - 1 шт.; Полуавтомат ALPHA Q551 Progress puls MM D FDW с технологией coldArc - 3 шт.; Drive 4xHP универсальный механизм подачи проволоки с панелью HP - 3 шт.; 41.100.111 автоматизированная установка для выполнения сварки кольцевых швов, модель FCW - 1 шт.; Сварочный роликовый вращатель HGK-5 А (приводная секция) - 2 шт.; Сварочный роликовый вращатель HGK-5 В (холостая секция) - 2 шт. На момент проверки произведен монтаж комплекта оборудования для порошковой покраски - 1 шт. и кранов мостовых электрических одиобалочных опорных-2 шт.
При этом, в представленной на получение субсидии заявке ООО "СК "КУБ" имелись акты о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) по унифицированной форме ОС-1, инвентарные карточки объекта основных средств по унифицированной форме ОС-6, а также акты о приемке выполненных работ на следующего оборудования: Вальцы гидравлические четырех валковые HR4WE-2022 - 1 шт.; Колонна АР MD BF 30 с принадлежностями - 1 шт.; Полуавтомат ALPHA Q551 Progress puls MM D FDW с технологией coldArc - 3 шт.; Drive 4xHP универсальный механизм подачи проволоки с панелью HP - 3 шт.; Кран мостовой электрический однобалочный опорный г/п 10,0 т - 1 шт. (ОПИ-10.0-АЗ-16.5-9.0-380-У-3-С э/т); Кран мостовой электрический однобалочный опорный г/п 12,5 т - 1 шт. (ОПИ-12.5-АЗ-16.5-9.0- 380-У-3-сэ/т); 41.100.111 автоматизированная установка для выполнения сварки кольцевых швов, модель FCW - 1 шт.; Сварочный роликовый вращатель HGK-5 А (приводная секция) - 2 шт.; Сварочный роликовый вращатель F1GK-5 В (холостая секция) - 2 шт.; Комплект оборудования для порошковой покраски - 1 шт.
Минэкономразвития ЧР также были запрошены оригиналы документов на оборудование (паспорта), а также распечатка из 1С бухгалтерии по счету 01 с целью проверки достоверности представленных документов, а также даты принятия их к учету.
ООО "СК "КУБ" не была представлена распечатка из 1С бухгалтерии, а также паспорта на следующее оборудование: Вальцы гидравлические четырех валковые HR4WE-2022 - 1 шт.; Колонна АР MD BF 30 с принадлежностями - 1 шт.; Полуавтомат ALPHA Q551 Progress puls MM D FDW с технологией coldArc - 3 шт.; Drive 4xHP универсальный механизм подачи проволоки с панелью FIP - 3 шт.; 41.100.111 автоматизированная установка для выполнения сварки кольцевых швов, модель FCW - 1 шт.; Сварочный роликовый вращатель HGK-5 В (холостая секция) - 2 шт.
В представленных паспортах на краны мостовые электрические однобалочные опорные в сертификатах соответствия имеются отметки о заверении с датами от 07.09.2018 и 12.09.2018.
Минэкономразвития ЧР пришло к выводу о том, что в нарушение пунктов 3.2.2, 4.1.1, 4.3.17 Договора ООО "СК "КУБ" к заявке на получение субсидии были представлены недостоверные сведения; на момент проверки большая часть оборудования не использовалось по целевому назначению; не обеспечена сохранность учетной документации, подтверждающей выполнение условий предоставления субсидий и обязательств по договору, а также не обеспечена полнота и достоверность сведений, представленных Минэкономразвития ЧР.
Использование средств полученных из бюджета не в соответствии с целями их предоставления свидетельствует о нарушении принципа использования бюджетных средств и о праве уполномоченных органов выдавать таким получателям бюджетных средств уведомления о возврате средств использованных не по нецелевому назначению в советующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
При этом, как верно указал суд первой инстанции, вступившим в законную силу (08.06.2020) приговором Ленинского районного суда г. Чебоксары от 18.02.2020 по делу N 1- 3/2020, было установлено, что заявка ООО "СК "КУБ" на получение субсидий не соответствовала требованиям ее предоставления; оборудование, указанное в заявке было поставлено не в полном объеме; у ООО "СК "КУБ" имелась налоговая недоимка, что также является условием для отказа в предоставлении субсидии; было установлено несоответствие приложенных к заявке бухгалтерских форм ОС-1 и ОС-6, ОКОФы, оборудование было отнесено к неверной амортизационной группе, отсутствовала дата изготовления оборудования; предоставление ООО "СК "КУБ" субсидии стало возможным лишь в результате незаконных действий, действующего на тот момент министра Минэкономразвития Чувашии Аврелькина В.А., злоупотребившего своими должностными полномочиями, действующим вопреки интересам службы, из корыстной или иной личной заинтересованности.
В силу пункта 4 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для арбитражного суда по вопросам о том, имели ли место определенные действия и совершены ли они определенным лицом.
Указанные обстоятельства, также подтверждают установленные Министерством в ходе проверки факты.
При этом, статьей статье 169 Гражданского кодекса Российской Федерации также предусмотрено, что сделка, совершенная с целью, заведомо противной основам правопорядка или нравственности, ничтожна и влечет последствия, установленные статьей 167 настоящего Кодекса.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о нарушении ООО "СК "КУБ" условий предоставления субсидии и обязанности последнего возвратить денежные средства в бюджет.
Доводы заявителя о нарушении Минэкономразвития ЧР при проведении проверки положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", судом первой инстанции правомерно отклонены, поскольку исходя из характера взаимоотношений Минэкономразвития ЧР и ООО "СК "Куб", как при заключении Договора, так и при проведении последующей проверки целевого использования субсидии, правоотношения регулируются бюджетным законодательством и касаются института бюджетного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере.
В силу пункта 3 части 3.1 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ, положения настоящего закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в финансово-бюджетной сфере.
Доводы заявителя о нарушении порядка уведомления ООО "СК "Куб" о проведении проверки и принятия решения о возврате субсидии, суд первой инстанции правомерно признал необоснованными.
Приказом Минэкономразвития ЧР от 26.10.2016 N 231 утвержден Административный регламент исполнения Министерством экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики государственной функции "Контролирует на основании документарных и (или) выездных проверок: достоверность представленных документов, направленных на получение средств государственной поддержки, выделяемых из республиканского бюджета Чувашской Республики, целевое использование средств, выделяемых из республиканского бюджета Чувашской Республики на государственную поддержку инновационной деятельности, субъектов малого и среднего предпринимательства, поддержку (за исключением информационной) социально ориентированных некоммерческих организаций, соблюдение условий, установленных при их предоставлении".
В соответствии с пунктом 3.3 указанного регламента копия приказа о проведении плановой проверки направляется должностным лицом соответствующего уполномоченного структурного подразделения объекту контроля не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения посредством направления копии приказа заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.
Действительно, в рассматриваемом случае, с приказом от 18.12.2018 N 306 о проведении проверки заявитель был ознакомлен в день проведения проверки - 19.12.2018.
Вместе с тем, заявителем не представлено доказательств, что в данном конкретном случае, указанное обстоятельство нарушило его права и законные интересы и могло каким-либо иным образом отразиться на решении о возврате в республиканский бюджет денежных средств.
В соответствии с пунктом 3.6 Административного регламента при выявлении фактов нарушения объектом контроля условий предоставления субсидии, установленных Правилами и договором (соглашением) о предоставлении субсидии, нецелевого использования субсидии средства субсидии подлежат возврату в республиканский бюджет Чувашской Республики в полном объеме. При этом Минэкономразвития Чувашии в течение 5 рабочих дней со дня составления акта и (или) поступления информации о наличии нарушений от иных органов государственного финансового контроля принимает решение о возврате субсидии и направляет объекту контроля уведомление о возврате в республиканский бюджет Чувашской Республики указанных средств в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления. В случае выявления фактов нарушения объектом контроля обязательств, предусмотренных договором (соглашением) о предоставлении субсидии, Минэкономразвития Чувашии в течение 5 рабочих дней со дня выявления указанных фактов составляет акт, в котором указываются выявленные нарушения и сроки их устранения. Минэкономразвития Чувашии в течение 5 рабочих дней со дня составления акта направляет его объекту контроля. В случае неустранения нарушений в сроки, указанные в акте, Минэкономразвития Чувашии направляет соответствующее уведомление, содержащее сумму, сроки, код бюджетной классификации Российской Федерации, по которому должен быть осуществлен возврат субсидии, реквизиты лицевого счета, на который должны быть перечислены средства. В течение одного рабочего дня со дня подписания уведомления оно направляется объекту контроля. Объект контроля обязан осуществить возврат субсидии в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления.
В данном случае информация о фактах нарушения ООО "СК "Куб" условий предоставления субсидии были получены Минэкономразвития ЧР от Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Чувашской Республике, а также выявлены в ходе проведения собственной проверки, о чем был составлен акт от 25.12.2018.
Решение о возврате денежных средств в республиканский бюджет уполномоченным органом было принято в форме уведомления, подписанного непосредственно руководителем Минэкономразвития Чувашии - и.о. обязанности министра Ананьевой С.И.
Согласно пункту 4.2.1 Порядка N 250 возврат субсидии в республиканский бюджет Чувашской Республики осуществляется в случае выявления фактов нарушения условий, установленных при предоставлении субсидии, - в размере всей предоставленной суммы субсидии.
С учётом изложенного, апелляционная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии совокупности условий, необходимых и достаточных для признания оспариваемого Уведомления недействительным; оспариваемое Уведомление не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, так как не возлагает на него какие-либо незаконные обязанности и не создает препятствия для осуществления им экономической деятельности.
Доводы ООО "СК "Куб", изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
Несогласие заявителя с выводами суда, основанными на оценке доказательств, равно как и иное толкование норм законодательства, не свидетельствуют о наличии в принятом судебном акте существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 19 августа 2020 года по делу N А79-2792/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СК "Куб" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
М.Н. Кастальская |
Судьи |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-2792/2019
Истец: ООО "СК "Куб"
Ответчик: Министерство экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики
Третье лицо: КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ, МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ, Ленинский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики, Министерство экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики, Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики, Первый арбитражный апелляционный суд