г. Москва |
|
21 января 2021 г. |
Дело N А41-50468/20 |
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Коновалова С.А.,
рассмотрев в порядке статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционную жалобу ГКУ Московской области "ДДС" на решение Арбитражного суда Московской области от 30 октября 2020 года по делу N А41-50468/20, рассмотренному в порядке упрощенного производства, по исковому заявлению ГКУ Московской области "ДДС" к ООО "ЮгГипроТранс" о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
ГКУ Московской области "ДДС" обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к ООО "ЮгГипроТранс" о взыскании пени по государственному контракту N 1/2019-57 от 03.09.2019 за период с 09.01.2020 по 23.07.2020 в размере 28 703,92 руб., расходов по оплате госпошлины в размере 2 000 руб.
Решением Арбитражного суда Московской области от 30 октября 2020 года по делу N А41-50468/20 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, истец обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом неправильно применены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке упрощенного производства с применением норм статей, содержащихся в главе 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
С учетом изложенного, судебное разбирательство проведено судьей апелляционного суда единолично без вызова сторон.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд находит апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, между ГКУ Московской области "ДДС" (заказчик) и ООО "ЮгГипроТранс" (подрядчик) заключен государственный контракт N 1/2019-57 на выполнение земельно-кадастровых работ по объекту: Строительство подъезда к объекту по обращению с отходами в Ногинском муниципальном районе Московской области от 03.09.2019, в соответствии с которым Подрядчик обязуется провести для Заказчика выполнение земельно-кадастровых работ (далее - работы) по объекту: Строительство подъезда к объекту по обращению с отходами в Ногинском муниципальном районе Московской области (далее - Объект) в соответствии с Заданием (Приложение N 5 к Контракту), в сроки, предусмотренные Календарным планом (Приложение N 7 к Контракту), а Заказчик обязуется оплатить их в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом. Работы выполняются в пять этапов, которые определены в Приложении N 7 к Контракту "Календарный план" (п. 1.1. контракта).
Цена Контракта составляет 772 995 рублей 83 копейки (п. 2.1. контракта).
Согласно п. 3.3 контракта срок выполнения Работ Подрядчиком по Контракту: в течение 120 календарных дней с даты заключения контракта Сторонами, в соответствии с Календарным планом.
По мнению истца, данное условие контракта было нарушено ответчиком, фактически обязательства в срок выполнены не были.
Истцом представлен расчет пени за период с 09.01.2020 г. по 23.07.2020 г. на сумму 28 703,92 руб.
Ввиду оставления ответчиком претензии об уплате пени без удовлетворения, истец обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
Сложившиеся между сторонами отношения, возникшие в связи с заключением контракта, по своей правовой природе, являются подрядными, регулируемые, помимо общих норм об обязательствах, положениями главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также Федеральным законом N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В соответствии с подпунктом 8 статьи 3 Федерального закона N 44-ФЗ под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона N 44-ФЗ определено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда (статья 746 ГК РФ).
Сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами (часть 4 статьи 753 ГК РФ).
В силу положений статьи 768 ГК РФ к отношениям по государственным или муниципальным контрактам на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд в части, не урегулированной настоящим Кодексом, применяется закон о подрядах для государственных или муниципальных нужд, то есть Закон N 44-ФЗ.
В соответствии со статьей 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. При этом односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается (ст. 310 ГК РФ).
Частью 4 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
На основании части 6 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
В соответствии с частью 7 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта (отдельного этапа исполнения контракта), уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом (соответствующим отдельным этапом исполнения контракта) и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пени.
Согласно статье 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения.
Неустойка как способ обеспечения обязательства должна компенсировать кредитору расходы или уменьшить неблагоприятные последствия, возникшие вследствие ненадлежащего исполнения должником своего обязательства перед кредитором.
Согласно п. 7.4.2 контракта пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Подрядчиком обязательства, предусмотренного Контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены Контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных Контрактом и фактически исполненных Подрядчиком.
Как усматривается из материалов дела, ООО "ЮгГипроТранс" действительно в указанный в п. 3.3 контракта срок не передал готовую документацию истцу.
Однако, 18.12.2019 письмом исх.N 229 ответчиком в адрес истца было направлено уведомление о приостановке работ по контракту на срок до исключения испрашиваемого для размещения объекта капитального строительства лесного участка из границ лесопарковых зон, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14.12.2009 N 1007 "Об утверждении Положения об определении функциональных зон в лесопарковых зонах, площади и границ лесопарковых зон, зеленых зон" и внесения соответствующих изменений в документацию по планировке территории для строительства объекта.
Контрактом предусмотрены следующие этапы выполнения работ:
Этап 1 (Сопровождение изъятия земельных участков, необходимых для строительства объекта): - подготовка комплектов документов, необходимых для принятия уполномоченным органом решения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества; - сопровождение регистрации решения об изъятии земельных участков и объектов недвижимого имущества; - сопровождение регистрации права собственности и (или) регистрации прекращения права аренды или постоянного бессрочного пользования на изъятые земельные участки.
Этап 2 (Образование земельных участков, необходимых для строительства объекта): - формирование межевых планов земельных участков и согласование местоположения границ с правообладателями смежных земельных участков в случаях, установленных законодательством; - подготовка документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета; - получение выписок из Единого государственного реестра недвижимости, кадастровых выписок на образованные земельные участки.
Этап 3 (Подготовка документов для перевода земельных участков в категорию земель промышленности, для отнесения земельных участков к категории земель промышленности или населенных пунктов) - сбор, систематизация и анализ материалов, обосновывающих перевод/отнесение земельных участков в категорию земель промышленности (населенных пунктов); - подготовка комплекта документов, обосновывающих перевод/отнесение земельных участков к категории земель промышленности (населенных пунктов); - сопровождение процедуры принятия уполномоченным органом решения о переводе/отнесении земельных участков к категории земель промышленности (населенных пунктов); - сопровождение процедуры внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о категории земельных участков.
Этап 4 (Подготовка документов, обеспечивающих предоставление земельных участков Заказчику) - подготовка комплекта документов, необходимых для принятия уполномоченным органом решения о предоставлении земельных участков Заказчику и об определении (изменении) вида разрешенного использования земельных участков; - подготовка комплекта документов, необходимых для внесения изменений в Единый государственный реестр недвижимости сведений об измененном виде разрешенного использования; - сопровождение процедуры внесения изменений в Единый государственный реестр недвижимости сведений об измененном виде разрешенного использования.
Этап 5 (Подготовка документов, необходимых для переустройства коммуникаций) - подготовка проектов соглашений о временном занятии или сервитута с правообладателями земельных участков, сопровождение их согласования с Заказчиком и подписание; - формирование межевых планов земельных участков и согласование местоположения границ с правообладателями смежных земельных участков в случаях, установленных законодательством; - подготовка документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета (при необходимости); - обеспечение постановки земельных участков на кадастровый учет (при необходимости); - обеспечение предоставления в безвозмездное пользование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Основанием для выполнения работ по контракту является утвержденная Постановлением Правительства Московской области от 26.10.2018 N 785/37 документация по планировке территории для строительства подъезда к объекту по обращению с отходами в Богородском городском округе Московской области.
Как пояснил в отзыве ООО "ЮГГИПРОТРАНС", на момент приостановки ответчиком выполнены в полном объеме работы по 1,2 этапам, при выполнении работ по подготовке документов для перевода некоторых земельных участков в категорию земель промышленности или населенных пунктов ответчик столкнулся с проблемой.
Согласно сведениям ЕГРН участок строительства частично расположен в границах земельного участка с кадастровым номером 50:16:000000:1068 - земли лесного фонда. Испрашиваемая площадь участка лесного фонда для строительства объекта, согласно документации по планировке территории составляет 25189 кв. м (2,5189 га).
В соответствии с планово-картографическими материалами лесоустройства и лесохозяйственным регламентом Ногинского лесничества участок лесного фонда расположен в квартале N 48 Кудиновского участкового лесничества Ногинского лесничества ГКУ МО "Мособлес" Комитета лесного хозяйства Московской области в защитных лесах-лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов - лесопарковые зоны.
В соответствии с пп. 5 п. 2 ст. 114 Лесного кодекса РФ в лесах, расположенных в лесопарковых зонах запрещается строительство и эксплуатация объектов капитального строительства, за исключением гидротехнических сооружений.
Согласно ст. 11 Федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов" от 03.08.2018 N 341-ФЗ предоставление земельных участков в целях размещения линейных объектов федерального, регионального и местного значения осуществляется в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории независимо от принадлежности таких земельных участков к той или иной категории земель, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом не допускается размещение таких линейных объектов в границах определенных земель, зон, на определенной территории.
Приказом от 19.02.2020 г. N 29П-441 Комитета лесного хозяйства Московской области утверждена документация по проектированию (изменению) границ земель, на которых расположены леса, расположенные в лесопарковых зонах Ногинского и Московского учебно-опытного лесничеств Московской области, а также исключены из границ земель, на которых расположены леса, расположенные в лесопарковых зонах, а именно: лесной участок - части выделов 15,16,18,19,20 квартала 48 Кудиновского участкового лесничества Ногинского лесничества Московской области общей площадью 2,4771 га.
Однако проведенные изменения границ лесопарковых зон были выполнены не в полном объеме (выведено 2,4771 га, а испрашиваемые 2,5189 га), а также не были внесены в документацию по планировке территории для строительства подъезда к объекту по обращению с отходами в Богородском городском округе Московской области. Распоряжение N 28РВ-292 о подготовке изменений в документацию по планировке территории Комитетом по архитектуре и градостроительству Московской области было издано 23.07.2019 г.
Как указывает ответчик, предоставление земельного участка из состава земель лесного фонда, регистрация права с отнесением такого участка к категории земли промышленности и иного специального назначения невозможна до исключения испрашиваемого лесного участка из границ лесопарковых зон в полном объеме испрашиваемой площади, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14.12.2009 N 1007 "Об утверждении Положения об определении функциональных зон в лесопарковых зонах, площади и границ лесопарковых зон, зеленых зон" и внесения соответствующих изменений в документацию по планировке территории для строительства объекта, что не позволяет выполнить работы по контракту.
Согласно части 1 статьи 759 ГК РФ по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заказчик обязан передать подрядчику задание на проектирование, а также иные исходные данные, необходимые для составления технической документации.
В соответствии с частью 1 статьи 716 ГК РФ подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок, что и было сделано ответчиком.
В силу части 1 статьи 718 ГК РФ заказчик обязан в случаях, в объеме и в порядке, предусмотренных договором подряда, оказывать подрядчику содействие в выполнении работы.
В случае непредоставления обязанной стороной предусмотренного договором исполнения обязательства либо при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что такое исполнение не будет произведено в установленный срок, сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить исполнение своего обязательства или отказаться от исполнения этого обязательства и потребовать возмещения убытков Если предусмотренное договором исполнение обязательства произведено не в полном объеме, сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить исполнение своего обязательства или отказаться от исполнения в части, соответствующей непредоставленному исполнению (часть 2 статьи 328 ГК РФ).
Кроме того, статьей 762 ГК РФ предусмотрено, что по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заказчик обязан, если иное не предусмотрено договором оказывать содействие подрядчику в выполнении проектных и изыскательских работ в объеме и на условиях, предусмотренных в договоре.
Если неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства произошло по вине обеих сторон, суд соответственно уменьшает размер ответственности должника. Суд также вправе уменьшить размер ответственности должника, если кредитор умышленно или по неосторожности содействовал увеличению размера убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением, либо не принял разумных мер к их уменьшению (часть 1 статьи 404 ГК РФ).
Должник, просрочивший исполнение, отвечает перед кредитором за убытки, причиненные просрочкой, и за последствия случайно наступившей во время просрочки невозможности исполнения (часть 1 статьи 405 ГК РФ).
Должник не считается просрочившим, пока обязательство не может быть исполнено вследствие просрочки кредитора (часть 3 статьи 405 ГК РФ).
Кредитор считается просрочившим, если он отказался принять предложенное должником надлежащее исполнение или не совершил действий, предусмотренных законом, иными правовыми актами или договором либо вытекающих из обычаев или из существа обязательства, до совершения которых должник не мог исполнить своего обязательства (часть 1 статьи 406 ГК РФ).
Согласно части 1 статьи 328 ГК РФ встречным признается исполнение обязательства одной из сторон, которое обусловлено исполнением другой стороной своих обязательств.
В силу части 1 статьи 750 ГК РФ если при выполнении строительства и связанных с ним работ обнаруживаются препятствия к надлежащему исполнению договора строительного подряда, каждая из сторон обязана принять все зависящие от нее разумные меры по устранению таких препятствий.
Как пояснил ответчик, в связи с вышеперечисленными обстоятельствами он не имел объективной возможности закончить выполнение предусмотренных контрактом работ в установленные сроки.
Как разъяснено в пункте 60 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", на случай неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности при просрочке исполнения, законом или договором может быть предусмотрена обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму (неустойку), размер которой может быть установлен в твердой сумме - штраф или в виде периодически начисляемого платежа - пени (п. 1 ст. 330 ГК РФ).
При обращении в суд с требованием о взыскании неустойки кредитор должен доказать неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства должником, которое согласно закону или соглашению сторон влечет возникновение обязанности должника уплатить кредитору соответствующую денежную сумму в качестве неустойки.
По смыслу статьи 330 ГК РФ при рассмотрении требования о взыскания пени, суду необходимо проверить законность его предъявления истцом вследствие нарушения обязательства со стороны ответчика, за которое законом или соглашением сторон установлены такие пени.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, сделанных при рассмотрении настоящего спора по существу, апелляционным судом не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 30 октября 2020 года по делу N А41-50468/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Судья |
С.А. Коновалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-50468/2020
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ДИРЕКЦИЯ ДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА"
Ответчик: ООО "ЮГГИПРОТРАНС"