город Омск |
|
21 января 2021 г. |
Дело N А46-5799/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 января 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Ивановой Н.Е., Шиндлер Н.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бралиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-13708/2020) Департамента имущественных отношений Администрации города Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 18.10.2020 по делу N А46-5799/2020 (судья Ярковой С.В.), принятое по заявлению акционерного общества "Нефтехимсервис" (ИНН 5501096775, ОГРН 1065501054684, адрес: 644035, г. Омск, проспект Губкина, д.30), акционерного общества "ЭКООЙЛ" (ИНН 5501032002, ОГРН 1025500514115, адрес: 644035, г. Омск, проспект Губкина, д.13), публичного акционерного общества "Омский каучук" (ИНН 551023216, ОГРН 1025500520297, адрес: 644035, г. Омск, проспект Губкина, д.30), акционерного общества "Группа компаний "Титан" (ИНН 5501100816, ОГРН 1065501059392, адрес: 644035, г. Омск, проспект Губкина, д.22), акционерного общества "Омский завод пиролиза" (ИНН 5501096729, ОГРН 1065501054630, адрес: 644035, г. Омск, проспект Губкина, д.30) к Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска (ИНН5508001003, ОГРН 1025500748613, адрес: 644024, г. Омск, ул. Краснофлотская, д.8) о признании незаконным бездействия Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска, выраженное в не предоставлении в установленный срок в собственность АО "ГК "Титан", АО "Омский завод пиролиза", АО "Нефтехимсервис", АО "ЭКООЙЛ", ПАО "Омский каучук" земельных участков с кадастровыми номерами: 55:36:030801:4087, 55:36:030801:4096, 55:36:030801:4089, 55:36:030801:4073, 55:36:030801:4024, 55:36:030801:4066, 55:36:030801:4057, 55:36:030801:4085, 55:36:030801:4094, 55:36:030801:4086, 55:36:030801:3206, 55:36:030801:4075, 55:36:030801:4093, 55:36:030801:4055,
при участии в судебном заседании представителей:
от Департамента имущественных отношений Администрации города Омска - представитель Раевская Е.Е. по доверенности от 03.06.2020 N ИСХ-ДИО/5200 сроком действия 1 год;
от акционерного общества "Нефтехимсервис" - представитель Кузнецова Е.А. по доверенности от 16.12.2020 N 27н/20 сроком действия по 31.12.2021;
от акционерного общества "ЭКООЙЛ" - представитель Кузнецова Е.А. по доверенности от 31.12.2020 N 33 сроком действия по 31.12.2021;
от публичного акционерного общества "Омский каучук" - представитель Кузнецова Е.А. по доверенности от 16.12.2020 N 208/20 сроком действия по 31.12.2021;
от акционерного общества "Омский завод пиролиза" - представитель Кузнецова Е.А. по доверенности от 16.12.2020 N 25п/20 сроком действия по 31.12.2021;
от акционерного общества "Группа компаний "Титан" - представитель Кузнецова Е.А. по доверенности от 31.12.2020 N 12-15/137 сроком действия по 31.12.2021,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Нефтехимсервис" (далее - АО "Нефтехимсервис"), акционерное общество "Экоойл" (далее - АО "Экоойл"), публичное акционерное общество "Омский каучук" (далее - ПАО "Омский каучук"), акционерное общество "Группа компаний "Титан" (далее - АО "ГК "Титан"), акционерное общество "Омский завод пиролиза" (далее - АО "Омский завод пиролиза", совместно именуемые далее - заявители) обратились в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска (далее - департамент, заинтересованное лицо) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непредоставлении в установленный срок в собственность АО "ГК "Титан", АО "Омский завод пиролиза", АО "Нефтехимсервис", АО "Экоойл", ПАО "Омский каучук" земельных участков с кадастровыми номерами: 55:36:030801:4087, 55:36:030801:4096, 55:36:030801:4089, 55:36:030801:4073, 55:36:030801:4024, 55:36:030801:4066, 55:36:030801:4057, 55:36:030801:4085, 55:36:030801:4094, 55:36:030801:4086, 55:36:030801:3206, 55:36:030801:4075, 55:36:030801:4093, 55:36:030801:4055.
Решением Арбитражного суда Омской области от 18.10.2020 по делу N А46-5799/2020 требования заявителей удовлетворены. Признано незаконным бездействие департамента, выразившееся в не рассмотрении в установленный срок заявлений АО "Нефтехимсервис", АО "Экоойл", ПАО "Омский каучук", АО "ГК "Титан", АО "Омский завод пиролиза" о предоставлении в собственность земельных участков с кадастровыми номерами: 55:36:030801:4087, 55:36:030801:4096, 55:36:030801:4089, 55:36:030801:4073, 55:36:030801:4024, 55:36:030801:4066, 55:36:030801:4057, 55:36:030801:4085, 55:36:030801:4094, 55:36:030801:4086, 55:36:030115:3206, 55:36:030801:4075, 55:36:030801:4093, 55:36:030801:4055. На заинтересованное лицо возложена обязанность по рассмотрению по существу заявления АО "ГК "Титан" о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 55:36:030801:4024; ПАО "Омский каучук" и АО "ГК "Титан" о предоставлении в собственность земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:030801:4096, 55:36:030801:4057; АО "Омский завод пиролиза" о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 55:36:030801:4087; АО "Нефтехимсервис" о предоставлении в собственность земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:030801:4073, 55:36:030801:4075, 55:36:030801:4055; АО "Экоойл" о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 55:36:030801:4089; ПАО "Омский каучук" о предоставлении в собственность земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:030801:4066, 55:36:030801:4094, 55:36:030115:3206, 55:36:030801:4093; заявления ПАО "Омский каучук" и АО "Нефтехимсервис" о предоставлении в собственность земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:030801:4085, 55:36:030801:4086 и принятию решения по существу изложенной в заявлениях просьбы в течение десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу. С департамента в пользу заявителей взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в общей сумме 3 000 руб., по 600 руб. в пользу каждого.
Не соглашаясь с принятым по делу решением, департамент в апелляционной жалобе просит его отменить и вынести по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы ее податель указывает, что существенным условием договоров купли-продажи земельных участков является выкупная стоимость этих участков, рассчитанная в зависимости от кадастровой стоимости земельного участка, которая оспаривается департаментом в судебном порядке, ввиду чего не является возможным определение выкупной стоимости по соответствующим договорам купли-продажи. До подачи соответствующих заявлений в департамент о выкупе указанных земельных участков, заявители обратились в уполномоченный орган за установлением кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной. Кадастровая стоимость земельных участков была определена в размере рыночной. Последовавшее оспаривание в судебном порядке кадастровой стоимости спорных земельных участков послужило основанием для отложения департаментом принятия решений о предоставлении обозначенных земельных участков в собственность заявителей, на основании поданных в 2019 году заявлений, до завершения спора относительного размера кадастровой стоимости земельных участков
В письменном отзыве на жалобу заявители просят оставить решение по делу без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции представителем департамента поддержаны доводы жалобы. Представитель заявителей высказался в соответствии с письменным отзывом на жалобу.
Рассмотрев апелляционную жалобу, письменный отзыв на нее, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Из материалов дела следует, что в период с 06.11.2019 по 20.11.2019 и 18.12.2019 АО "Нефтехимсервис", АО "Омский завод пиролиза", ПАО "Омский каучук", АО "ГК "Титан", АО "Экоойл" обратились в Администрацию города Омская с заявлениями о предоставлении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и на которых расположены здания, строения, сооружения, принадлежащие на праве собственности заявителям (в рамках статьи 39.3. части 2, подпункт 6, статья 39.20 Земельного Кодекса Российской Федерации, далее - ЗК РФ), в собственность, в том числе на следующие земельные участки:
- с кадастровым номером 55:36:030801:4024, площадью 33357 кв. м, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир здание РУСН. Почтовый адрес ориентира: Омская область, город Омск, Советский административный округ, проспект Губкина, дом 13,
- с кадастровым номером 55:36:030801:4055, площадью 13579 кв. м, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир здание дегазации обессоленной воды. Почтовый адрес ориентира: Омская область, город Омск, Советский административный округ, проспект Губкина, дом 13,
- с кадастровым номером 55:36:030801:4057, площадью 5081 кв. м, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир здание лабораторного корпуса 20Б. Почтовый адрес ориентира: Омская область, город Омск, Советский административный округ, проспект Губкина, дом 13,
- с кадастровым номером 55:36:030801:4066, площадью 11152 кв. м, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир здание ремонтно-механического цеха. Почтовый адрес ориентира: Омская область, город Омск, Советский административный округ, проспект Губкина, дом 13,
- с кадастровым номером 55:36:030801:4073, площадью 9629 кв. м, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир здание насосной отделения 102. Почтовый адрес ориентира: Омская область, город Омск, Советский административный округ, проспект Губкина, дом 13,
- с кадастровым номером 55:36:030801:4075, площадью 9867 кв. м, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир здание электроцеха и КИП. Почтовый адрес ориентира: Омская область, город Омск, Советский административный округ, проспект Губкина, дом 13,
- с кадастровым номером 55:36:030801:4085, площадью 76122 кв. м, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир здание цеха канифольного эмульгатора. Почтовый адрес ориентира: Омская область, город Омск, Советский административный округ, проспект Губкина, дом 13,
- с кадастровым номером 55:36:030801:4086, площадью 8171 кв. м, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир здание цеха N 30. Почтовый адрес ориентира: Омская область, город Омск, Советский административный округ, проспект Губкина, дом 13,
- с кадастровым номером 55:36:030801:4087, площадью 84057 кв. м, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир здание головного корпуса цеха газораспределения. Почтовый адрес ориентира: Омская область, город Омск, Советский административный округ, проспект Губкина, дом 13,
- с кадастровым номером 55:36:030801:4089, площадью 130792 кв. м, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир здание головного корпуса цеха газораспределения. Почтовый адрес ориентира: Омская область, город Омск, Советский административный округ, проспект Губкина, дом 13,
- с кадастровым номером 55:36:030801:4093, площадью 12497 кв. м, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир цех КИП и А. Почтовый адрес ориентира: Омская область, город Омск, Советский административный округ, проспект Губкина, дом 13,
- с кадастровым номером 55:36:030801:4094, площадью 16533 кв. м, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир здание цеха Е-12. Почтовый адрес ориентира: Омская область, город Омск, Советский административный округ, проспект Губкина, дом 13,
- с кадастровым номером 55:36:030801:4096, площадью 17168 кв. м, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир нежилое пятиэтажное здание с пятиэтажной пристройкой. Почтовый адрес ориентира: Омская область, город Омск, Советский административный округ, проспект Губкина, дом 13,
- с кадастровым номером 55:36:030115:3206, площадью 16531 кв. м, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир здание. Участок находится примерно в 4600 метрах по направлению на северо-запад от ориентира. Почтовый адрес ориентира: Омская область, город Омск, Советский административный округ, проспект Губкина, дом 1, корпус 2.
Всего поданы заявления о предоставлении 59 земельных участков.
Вид разрешенного использования поименованных выше участков сформулирован следующим образом: для производственных целей под здания, строения, для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок.
Рассмотрев представленные заявления, департамент отказал в предоставлении в собственность 36 земельных участков, расположенных по адресу: г. Омск, пр. Губкина, 13, со ссылкой на пункт 1 статьи 39.16, статьи 39.17, 39.20 ЗК РФ и указанием на то, что с заявлениями о предоставлении земельных участков обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов, поскольку площадь земельных участков превышает нормативный размер земельных участков, установленный для промышленных предприятий.
Решением Арбитражного суда Омской области от 19.03.2020 по делу N А46- 792/2020 требования заявителей о признании незаконным данного распоряжения об отказе в предоставлении земельных участков в Советском административном округе города Омска удовлетворены в полном объеме.
В отношении еще 7 земельных участков Арбитражный суд Омской области на основании решений по делам N N А46-17678/2019, А46-13709/2019 обязал департамент заключить договоры купли-продажи земельных участков.
Решениями Арбитражного суда Омской области от 19.03.2020 по делу N А46-792/2020, от 27.11.2019 по делу N А46-17678/2019, от 26.11.2019 по делу N А46-13709/2019 суд возложил на департамент обязанность по заключению договоров купли-продажи с перечисленными выше организациями в отношении 43 земельных участков.
В отношении 2 земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:030801:4061, 55:36:030801:4064 департамент известил заявителей о подготовке договоров купли-продажи земельных участков.
Департаментом не приняты решения о предоставлении или об отказе в предоставлении в собственность в отношении оставшихся 14 земельных участков из 59, по которым поданы заявления о предоставлении, а именно - в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: 55:36:030801:4087, 55:36:030801:4096, 55:36:030801:4089, 55:36:030801:4073, 55:36:030801:4024, 55:36:030801:4066, 55:36:030801:4057, 55:36:030801:4085, 55:36:030801:4094, 55:36:030801:4086, 55:36:030115:3206, 55:36:030801:4075, 55:36:030801:4093, 55:36:030801:4055.
Земельные участки, в отношении которых поданы заявления о предоставлении в собственность, находятся в аренде заявителей с 2005 года и предоставлены для использования под здания, строения, сооружения, что подтверждается выписками из ЕГРН на каждый из земельных участков и договором аренды земельного участка Д-С-14-5357
До 2005 года заявители осуществляли пользование данными земельными участками (входившими в состав единого земельного участка с кадастровым номером 55:36:030801:63) на основании права постоянного бессрочного пользования такими земельными участками.
С целью уточнения статуса рассмотрения обращений о выкупе участков 28.01.2020 организациями направлено соответствующее обращение в адрес департамента.
14.02.2020 от департамента поступило письмо от 10.02.2020 N Исх-ДИО/1203, в котором указано, что департаментом проводятся мероприятия, направленные на оспаривание кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: 55:36:030801:4087, 55:36:030801:4096, 55:36:030801:4089, 55:36:030801:4073, 55:36:030801:4024, 55:36:030801:4066, 55:36:030801:4057, 55:36:030801:4085, 55:36:030801:4094, 55:36:030801:4086, 55:36:030115:3206, 55:36:030801:4075, 55:36:030801:4093, 55:36:030801:4055. В декабре 2019 года департаментом поданы заявления в Омский областной суд к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области об оспаривании решений комиссий по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, в отношении вышеозначенных земельных участков.
Изложенное явилось основанием для отложения департаментом вопроса о принятия решений о предоставлении обозначенных земельных участков в собственность, на основании поданных в 2019 году заявлений, до завершения спора относительного размера кадастровой стоимости земельных участков.
Департаментом не предоставлены проекты договоров купли-продажи вышеуказанных земельных участков, равно как не приняты и не доведены до заявителей решения об отказе в предоставлении участков.
Указав, что в результате бездействия департамента нарушено право заявителей на приобретение желаемых земельных участков, перечисленные заявители обратились в суд с настоящими требованиями.
Заявление удовлетворено судом первой инстанции, с чем заинтересованное лицо не согласилось, реализовав право апелляционного обжалования вынесенного по делу судебного акта.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены или изменения.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу требований статьи 201 Кодекса для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий в совокупности:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Часть 5 статьи 200 АПК РФ предусматривает, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, урегулирован главой V.1 ЗК РФ.
В соответствии с положениями статьи 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления. Уполномоченным органом на предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Омска, земельных участков, расположенных на территории города Омска, государственная собственность на которые не разграничена, распоряжение которыми осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с федеральным и областным законодательством (уполномоченным органом) в пределах компетенции, является департамент имущественных отношений администрации г. Омска (пункт 2 статьи 20 Положения, утвержденного решением Омского городского совета от 26.10.2011 N 452).
В соответствии с положениями абзаца второго пункта 1 статьи 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи (пункт 1 статьи 39.3 ЗК РФ).
В соответствии с абзацем шестым пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов собственникам расположенных на земельном участке зданий, сооружений, либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Кодекса.
Статья 39.17 ЗК РФ регламентирует процедуру предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Согласно пункту 5 статья 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи. договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
В соответствии с пунктом 6 статьи 39.17 ЗК РФ проекты договоров и решения, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 5 настоящей статьи, выдаются заявителю или направляются ему по адресу, содержащемуся в его заявлении о предоставлении земельного участка. Проекты договоров, направленные заявителю, должны быть им подписаны и представлены в уполномоченный орган не позднее чем в течение тридцати дней со дня получения заявителем проектов указанных договоров (пункт 7 статьи 39.17 Кодекса).
Аналогичные положения содержатся в Административном регламенте, предоставления муниципальной услуги "Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Омска, а также государственная собственность, на которые не разграничена, на территории города Омска, на которых расположены здания, сооружения", утвержденным постановлением Администрации г. Омска от 23.09.2016 N 1178-п "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги "Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Омска, а также государственная собственность на которые не разграничена, на территории города Омска, на которых расположены здания, сооружения"", в силу требований которого результатом указанной муниципальной услуги является, в том числе, договор купли-продажи земельного участка. Срок предоставления муниципальной услуги - 30 календарных дней со дня регистрации заявления о предоставлении земельного участка (пункт 6 Административного регламента).
Вместе с тем в нарушение указанных выше положений земельного законодательства, а также поименованного выше административного регламента департамент не исполнил обязанности, указанные в пункте 5 статьи 39.17 ЗК РФ, и в тридцатидневный срок не осуществил подготовку проектов договоров купли-продажи земельных участков, не обеспечил их подписание и не направил проекты указанных договоров для подписания заявителям, а также не принял решение об отказе в предоставлении земельных участков.
При этом обстоятельства, которым департаментом придано значение оснований для отложения принятия решения по обращениям заявителей, не имеют признаков и правового значения таковых. Иное не следует из положений земельного законодательства: процедуры оспаривания кадастровой стоимости земельных участков не приостанавливают установленный ЗК РФ срок рассмотрения заявления.
Суд апелляционной инстанции принимает во внимание также то, что в силу положений части 3 статьи 39.4 ЗК РФ, регламентирующих цену договора купли-продажи земельного участка, при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, цена такого земельного участка не может превышать его кадастровую стоимость или иной размер цены земельного участка, если он установлен федеральным законом.
В соответствии с Обзором судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017), утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.12.2017, согласно пункту 2 статьи 39.4 ЗК РФ при заключении без проведения торгов договора купли-продажи земельного участка, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или земельного участка государственная собственность на который не разграничена, цена такого земельного участка определяется в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами. Цена названного земельного участка не может превышать его кадастровую стоимость или иной размер цены земельного участка, если он установлен федеральным законом (пункт 3 статьи 39.4 Кодекса).
Правоотношения по приобретению земельных участков в собственность в данном случае возникли у сторон спора с момента обращения заявителей с заявлениями. Возложение действующим законодательством на уполномоченный орган обязанности по принятию решений о предоставлении в собственность испрашиваемых земельных участков в месячный срок предполагает для целей выкупа применение значения кадастровой стоимости, утвержденной и внесенной в государственный кадастр недвижимости на дату подачи заявлений.
Удовлетворив заявление, суд первой инстанции принял по делу законное и обоснованное решение. В настоящем случае допущенное заинтересованным лицом бездействие не соответствует закону и нарушает права и охраняемые законом интересы заявителей в сфере экономической деятельности и землепользования.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Оснований для отмены обжалуемого решения не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины в связи с подачей апелляционной жалобы не распределяются ввиду освобождения подателя жалобы от обязанности по уплате таковой.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Департамента имущественных отношений Администрации города Омска оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 18.10.2020 по делу N А46-5799/2020 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-5799/2020
Истец: АО "ГРУППА КОМПАНИЙ "ТИТАН", АО "НЕФТЕХИМСЕРВИС", АО "ОМСКИЙ ЗАВОД ПИРОЛИЗА", АО "ЭКООЙЛ", ПАО "ОМСКИЙ КАУЧУК"
Ответчик: Департамент имущественных отношений Администрации города Омска