г. Саратов |
|
23 января 2021 г. |
Дело N А57-8731/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 января 2021 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи С. А. Жаткиной,
судей О. И. Антоновой, Т. В. Волковой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем А. А. Пугачёвой,
при участии в судебном заседании:
от акционерного общества "Металлургический Завод Балаково" представитель Д. Г. Курамшин, действующий на основании доверенности от 01.12.2020,
от открытого акционерного общества "Балаковский порт" представитель Д. В. Шапошников, действующий на основании доверенности от 31.12.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Балаковский порт"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 03 ноября 2020 года по делу N А57-8731/2020
по исковому заявлению акционерного общества "Металлургический Завод Балаково" (ОГРН 1086439000152, ИНН 6439067450)
к открытому акционерному обществу "Балаковский порт" (ОГРН 1026401402940, ИНН 6439032017)
о взыскании платы за нарушение нормативных сроков разгрузки судов,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Саратовской области обратилось акционерное общество "Металлургический Завод Балаково" (далее - АО "МЗ Балаково", истец) с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Балаковский порт" (далее - ОАО "Балаковский порт", ответчик) о взыскании стоимости сверхнормативного простоя грузов в размере 2 974 385,72 руб.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 03 ноября 2020 года по делу N А57-8731/2020 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное.
Заявитель апелляционной жалобы полагает, что у ответчика нет обязательства по уплате демереджа, расчет заявленной суммы произведен АО "МЗ Балаково" не верно.
В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель истца в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, полагая, что оспариваемый судебный акт принят с соблюдением норм материального и процессуального права.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, с учетом отзыва на неё, исследовав материалы дела, выслушав в судебном заседании полномочных представителей сторон, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 27.08.2019 между АО "МЗ Балаково" (заказчик) и ОАО "Балаковский порт" (исполнитель) заключен договор об организации перевалки груза N 001-МТ-2019, по условиям которого заказчик предъявляет к перевалке груз, в том числе экспортный груз, а исполнитель принимает и осуществляет его хранение (в том числе льготное хранение - 20 суток) на территории исполнителя (причальной стенке), перевалку через причал исполнителя с автомобильного транспорта на водный по варианту "автомобиль-склад-судно" и в обратном порядке с водного транспорта на автомобильный по варианту "судно-склад-автомобиль", подаваемый заказчиком.
В соответствии с пунктом 1.3 указанного договора условия, учет количества груза, ставки и сроки перевалки и погрузки груза согласовываются сторонами дополнительно в протоколах согласования договорной цены (форма протокола - приложение N 3) в письменной форме с передачей по электронной почте.
Протоколом согласования договорной цены N 1 от 05.09.2019 согласованы условия, ставки и сроки перевалки и погрузки груза теплохода "Отрадный".
В соответствии с пунктом 2.2 протокола согласования договорной цены N 1 от 05.09.2019 норма на выполнение грузовых операций по погрузке и выгрузке судна составляет 1000 (одну тысячу) тонн в сутки.
Пунктом 2.3 протокола согласования договорной цены N 1 от 05.09.2019 установлено, что в случае невыполнения исполнителем норм на выгрузку, указанных в пункте 2.2 данного протокола исполнитель уплачивает заказчику штраф за сверхнормативный простой судна под грузовыми операциями пропорционально фактическому времени простоя (демередж составляет 90 000 рублей).
Согласно нотису теплоход "Отрадный" прибыл в рейд порта 09.09.2019 в 15 ч. 30 мин. и был готов к выгрузке 1430,034 тонн груза металлического лома с 9 сентября 2019 года 15 часов 30 минут.
В соответствии с таймшитом выгрузка теплохода "Отрадный" начата 10.09.2019 в 01 час 00 минут и окончена 13.09.2019 в 19 часов 30 минут.
Начало нормативного времени грузовых операций 10.09.2019, количество погруженного груза согласно таймшиту - 1430,03 тонн, нормативное время согласно норме выгрузки - 1,43 суток, окончание нормативного времени - 11.09.2019 18 ч. 19 мин., фактическое окончание грузовых операций и оформление документа - 13.09.2019 20 ч. 00 мин.
Таким образом, сверхнормативный простой теплохода "Отрадный" под грузовыми операциями равен 2,070 суток, а сумма штрафа составляет 186 296, 94 рублей.
Протоколом согласования договорной цены N 2 от 19.09.2019 согласованы условия, ставки и сроки перевалки и погрузки груза по теплоходу "Окский-56".
В соответствии с пунктом 2.2 протокола согласования договорной цены N 2 от 19.09.2019 норма на выполнение грузовых операций по погрузке и выгрузке судна составляет 1000 (одну тысячу) тонн в сутки.
Пунктом 2.3 протокола согласования договорной цены N 2 от 19.09.2019, установлено, что в случае невыполнения исполнителем норм на выгрузку, указанных в пункте 2.2 данного протокола, исполнитель уплачивает заказчику штраф за сверхнормативный простой судна под грузовыми операциями пропорционально фактическому времени простоя (демередж составляет 90 000 рублей в сутки).
Согласно нотису теплоход "Окский-56" прибыл в рейд порта Балаково 20 сентября 2019 года в 00 часов 30 минут и был готов к выгрузке 1512,386 тонн металлолом с 20 сентября 2019 года с 00 часов 30 минут.
В соответствии с таймшитом выгрузка теплохода "Окский-56" начата 20.09.2019 в 01 час 00 мин и окончена 23.09.2019 в 19 часов 00 минут.
Начало нормативного времени грузовых операций 20.09.2020, количество погруженного груза согласно таймшиту - 1512,39 тонн, нормативное время грузовых операций согласно норме - 1,51 сут., окончание нормативного времени грузовых операций - 22.09.2019 02 ч. 17 мин., фактическое окончание грузовых операций и оформление документа - 23.09.2019 19 час. 00 мин.
Таким образом, сверхнормативный простой теплохода "Окский-56" под грузовыми операциями равен 1,696 сут., а сумма штрафа составляет 152 636, 26 рублей.
Протоколом согласования договорной цены N 3 от 27.09.2019 согласованы условия, ставки и сроки перевалки и погрузки груза теплохода "Оленегорск".
В соответствии с пунктом 2.2 протокола согласования договорной цены N 3 от 27.09.2019 норма на выполнение грузовых операций по погрузке и выгрузке судна составляет 1000 (одну тысячу) тонн в сутки.
Пунктом 2.3 протокола согласования договорной цены N 3 от 27.09.2019, установлено, что в случае невыполнения исполнителем норм на выгрузку, указанных в пункте 2.2 данного протокола, исполнитель уплачивает заказчику штраф за сверхнормативный простой судна под грузовыми операциями пропорционально фактическому времени простоя (демередж составляет 90 000 рублей в сутки).
Согласно нотису N 22 теплоход "Оленегорск" прибыл к грузовому причалу порта Балаково в 16 часов 00 минут 26 сентября 2019 года и был готов к выгрузке с 26 сентября 2019 года с 16 часов 00 минут.
В соответствии с таймшитом выгрузка теплохода "Оленегорск" начата 27.09.2019 года в 07 часов 30 минут и окончена 01.10.2019.
Количество погруженного груза согласно таймшиту - 1417,96 тонн, нормативное время грузовых операций согласно норме 1,42 сут., окончание нормативного времени грузовых операций - 28.09.2019 18 ч. 01 мин., фактическое время окончания грузовых операций и оформление документа - 01.10.2019 20 ч. 30 мин.
Таким образом, сверхнормативный простой теплохода "Оленегорск" под грузовыми операциями составил 3,103 суток, а сумма штрафа составляет 279 258,42 рублей.
Протоколом согласования договорной цены N 5 от 14.10.2019 согласованы условия, ставки и сроки перевалки и погрузки груза по теплоходу "Иван Малоземов".
В соответствии с пунктом 2.2 протокола согласования договорной цены N 5 от 14.10.2019 норма на выполнение грузовых операций по погрузке и выгрузке судна составляет 1000 (одну тысячу) тонн в сутки.
Пунктом 2.3 протокола согласования договорной цены N 5 от 14.10.2019, установлено, что в случае невыполнения исполнителем норм на выгрузку, указанных в пункте 2.2 данного протокола, исполнитель уплачивает заказчику штраф за сверхнормативный простой судна под грузовыми операциями пропорционально фактическому времени простоя (демередж составляет 90 000 рублей в сутки).
Согласно нотису теплоход "Иван Малоземов" прибыл в рейд порта 13 октября 2019 года в 22 часа 30 минут и был готов к выгрузке 1538,673 тонн груза (металлолома).
В соответствии с таймшитом выгрузка теплохода "Иван Малоземов" начата 14.10.2020 в 14 час. 30 мин. и окончена 21.10.2020 в 16 час. 00 мин.
Начало нормативного времени грузовых операций - 14.10.2019, количество погруженного груза согласно таймшиту - 1538,67 тонн, нормативное время согласно норме - 1,54 сут., окончание нормативного времени грузовых времени грузовых операций - 16.10.2019 03 ч. 25 мин., фактическое окончание грузовых операций и оформление документа - 21.10.2019 16 ч. 00 мин.
Таким образом, сверхнормативное время грузовых операций равно 5,79 суток (139,07 ч.), а сумма штрафа составляет 521 512,50 рублей.
Протоколом согласования договорной цены N 6 от 21.10.2019 согласованы условия, ставки и сроки перевалки и погрузки груза по теплоходу "Криуши".
В соответствии с пунктом 2.2 данного протокола норма на выполнение грузовых операций по погрузке и выгрузке судна составляет 1000 (одну тысячу) тонн в сутки.
Пунктом 2.3 протокола согласования договорной цены N 6 от 21.10.2019, установлено, что в случае невыполнения исполнителем норм на выгрузку, указанных в пункте 2.2 данного протокола, исполнитель уплачивает заказчику штраф за сверхнормативный простой судна под грузовыми операциями пропорционально фактическому времени простоя (демередж составляет 50 000 рублей).
Согласно нотису теплоход "Криуши" прибыл в рейд порта 20.10.2020 в 23 часа 00 минут и был готов к выгрузке груза (металлолома).
В соответствии с таймшитом выгрузка теплохода "Криуши" начата 21.10.2020 года в 23 часа 00 минут и окончена 27.10.2020 в 21 час 00 минут.
Количество погруженного груза, в соответствии с таймшитом составило 2005,489 тонн.
Сталийное время - 48,13 часов.
Согласно таймшиту, выгрузка судна закончена в 21 час 00 минут 27.10.2020, т.е. грузовые операции составили 148 часов.
Таким образом, сверхнормативное время грузовых операций равно 4,16 суткам (99,87 часов), а сумма штрафа составляет 208 062,17 рублей.
Протоколом согласования договорной цены N 7 от 24.10.2019 согласованы условия, ставки и сроки перевалки и погрузки груза по теплоходу "Березняки".
В соответствии с пунктом 2.2 данного протокола норма на выполнение грузовых операций по погрузке и выгрузке судна составляет 600 (шестьсот) тонн в сутки.
22.10.2019 в 06 ч. 00 мин. подан нотис теплохода "Березняки", начало сталийного времени - 22.10.2019 16 час. 00 мин., количество погруженного груза согласно таймшиту - 1532,334 тонн, сталийное время согласно норме - 2,55 сут., окончание сталийного времени - 25.10.2019 05 ч. 17 мин., фактическое окончание грузовых операций и оформление документа - 02.11.2019 13 ч. 00 мин., сверхсталийное время составило 8,32 сут. (199,71 час.).
Сумма сверхнормативного времени грузовых операций по теплоходу "Березняки" составляет 748 912,50 рублей.
В соответствии с пунктом 2.3 протокола согласования договорной цены N 1 от 05.09.2019 в случае невыполнения ответчиком норм на выгрузку, он выплачивает истцу штраф за сверхнормативный простой судов под грузовыми операциями пропорционально фактическому времени простоя, при этом демередж составляет 90 000 рублей за сутки простоя.
Сумма демереджа по теплоходу "Березняки" составляет 748 912,50 рублей (демередж рассчитан как произведение сверхсталийного времени на размер согласованной ставки за одни сутки).
Протоколом согласования договорной цены N 8 от 25.10.2019 согласованы условия, ставки и сроки перевалки и погрузки груза по теплоходу "Устюг".
В соответствии с пунктом 2.2 данного протокола норма на выполнение грузовых операций по погрузке и выгрузке судна составляет 600 (шестьсот) тонн в сутки.
26.10.2019 в 07 ч.00 мин. подан нотис теплохода "Устюг", начало сталийного времени - 26.10.2019 16 ч. 00 мин., количество погруженного груза согласно ПСА - 1204,570 тонн, сталийное время согласно норме - 2,007 сут., окончание сталийного времени - 29.10.2019 16 ч. 11 мин., фактическое окончание грузовых операций и оформление документа - 06.11.2019 19 ч. 00 мин., сверхсталийное время составило 9,117 сут. (218,82 час.).
В соответствии с пунктом 2.3. протокола согласования договорной цены N 8 от 25.10.2019 в случае невыполнения ответчиком норм на выгрузку, он выплачивает истцу штраф за сверхнормативный простой судов под грузовыми операциями пропорционально фактическому времени простоя, при этом демередж составляет 50 000 рублей за сутки простоя.
Таким образом, сумма штрафа за сверхнормативный простой теплохода "Устюг" составляет 455 874,27 рублей.
Протоколом согласования договорной цены N 11 от 05.10.2019 согласованы условия, ставки и сроки перевалки и погрузки груза по теплоходу "СТ-2002".
В соответствии с пунктом 2.2 данного протокола норма на выполнение грузовых операций по погрузке и выгрузке судна составляет 600 (шестьсот) тонн в сутки.
03.11.2019 в 22 ч. 30 мин. подан нотис теплохода "СТ-2002", начало сталийного времени - 04.11.2019 08 ч. 00 мин., количество погруженного груза согласно ПСА - 1313,069 тонн, сталийное время согласно норме - 2,188 сут., окончание сталийного времени - 06.11.2019 12 ч. 31 мин., фактическое окончание грузовых операций и оформление документа - 14.11.2019 23 ч. 00 мин., сверхсталийное время составило 8,436 сут. (202,48 ч.).
В соответствии с пунктом 2.3 протокола согласования договорной цены N 11 от 05.10.2019 в случае невыполнения ответчиком норм на выгрузку, он выплачивает истцу штраф за сверхнормативный простой судов под грузовыми операциями пропорционально фактическому времени простоя, при этом демередж составляет 50 000 рублей за сутки простоя.
Таким образом, сумма штрафа за сверхнормативный простой теплохода "СТ-2002" составляет 421 832,66 рублей.
14.10.2020 ответчиком получена претензия исх.N 01/01-05-1026 от 11.10.2019 с требованием об оплате демереджа в размере 618 190,62 рублей в связи со сверхнормативным простоем судов "Отрадный", "Окский-56", "Оленегорск".
23.01.2020 ответчиком получена претензия исх. N 01/01-05-1619 от 11.12.2019 с требованием об оплате демереджа в размере 748 912,50 рублей в связи с сверхнормативным простоем теплохода "Березники".
27.01.2020 ответчиком получена претензия исх. N 01/01-05-28 от 14.01.2020 с требованием об оплате демереджа в размере 455 874,27 рублей в связи с сверхнормативным простоем теплохода "Устюг".
27.01.2020 ответчиком получена претензия исх. N 01/01-05-30 от 14.01.2020 с требованием об оплате демереджа в размере 421 832,66 рублей в связи с сверхнормативным простоем теплохода "СТ-2020".
27.01.2020 ответчиком получена претензия исх. N 01/01-05-31 от 14.01.2020 с требованием об оплате демереджа в размере 521 512,50 рублей в связи с сверхнормативным простоем теплохода "Иван Малоземов".
13.03.2020 ответчиком получена претензия исх. N 01/01-05-444 от 10.03.2020 с требованием об оплате демереджа в размере 208 062,17 рублей в связи с сверхнормативным простоем теплохода "Криуши".
Общая сумма сверхнормативного простоя судов составили 2 974 385,72 рублей.
В претензиях истец предлагал ответчику урегулировать спор в досудебном порядке путем примирительных процедур, в частности заключения соглашений.
В письме N 144 от 17.12.2019 ответчик признал предъявленные требования и предложил истцу заключить соглашение о внесудебном урегулировании спора, в котором обязался возместить стоимость сверхнормативного простоя судов "Отрадный", "Окский-56", "Оленегорск" в размере 618 190,62 рублей в течение двух месяцев с даты подписания такого соглашения (т.1 л.д.77).
Согласившись с предложенным порядком урегулирования спора в части возмещения штрафа за сверхнормативный простой судов "Отрадный", "Окский-56", "Оленегорск", истец направил в адрес ответчика подписанное со своей стороны соглашение о внесудебном урегулировании спора, в котором предлагал ответчику выплатить сумму штрафа за простой судов "Отрадный", "Окский-56", "Оленегорск" в сумме 618 190,62 рублей равными долями в течение двух месяцев с даты подписания соглашения (письмо исх.N 27.12.2019).
Указанное соглашение было получено ответчиком 27.01.2020, что подтверждается отметкой на уведомлении о вручении почтового отправления. Однако, данное соглашение было ответчиком оставлено без рассмотрения, подписанный экземпляр соглашения истцу возвращен не был.
Иные заявленные претензии ответчик оставил без ответа и удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в арбитражный суд с заявленными исковыми требованиями.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, правомерно исходил из следующего.
Согласно статьям 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Согласно статье 20 Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" услуги по перевалке грузов оказываются операторами морских терминалов на основании договора перевалки груза.
В силу статьи 129 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации уведомление о готовности судна к погрузке подается при одновременном соблюдении двух условий:
1) судно находится в порту погрузки или в обычном для данного порта месте ожидания;
2) судно фактически готово к проведению грузовых операций или будет готово в определенное время к погрузке груза.
Срок, в течение которого перевозчик предоставляет судно для погрузки груза и держит его под погрузкой груза без дополнительных к фрахту платежей (сталийное время), определяется соглашением сторон, при отсутствии такого соглашения сроками, обычно принятыми в порту погрузки.
Сталийное время исчисляется в рабочих днях, часах и минутах начиная со следующего дня после подачи уведомления о готовности судна к погрузке груза (статья 130 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации).
В апелляционной жалобе ответчик, как и в суде первой инстанции, ссылается на незаконность начисления штрафа, ввиду того, что демередж применяется к договорам морской перевозки.
Между тем, как верно указано в обжалуемом судебном акте со ссылками на статью 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422). Стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами.
В протоколах согласования договорной цены, являющихся неотъемлемой частью договора N 001-МТ-2019 от 27.08.2019, сторонами согласовано условия о начислении штрафа за сверхнормативный простой судна под грузовыми операциями (демередж). Данные протоколы подписаны сторонами без замечаний и возражений, имеют подписи и печати.
Кроме того, ответчик своими действиями подтвердил демередж в отношении судов "Отрадный", "Окский-56", "Оленегорск", начисленная сумма им не оспаривалась.
Учитывая согласованные сторонами условия начисления демереджа, также несостоятелен довод ОАО "Балаковский порт" о неверном расчете заявленной истцом суммы, условий об исчислении сталийного времени после принятия нотиса представителем порта между сторонами достигнуто не было.
Письма от 19.09.2019 N 106 и от 30.09.2019 N 110, вопреки доводам апелляционной жалобы, не свидетельствуют о неисполнении истцом условий договора.
Таким образом, представленные в материалы дела доказательства подтверждают сверхнормативный простой судов под грузовыми операциями по вине ответчика. Доказательств обратного ОАО "Балаковский порт" суду не представлено.
Позиция заявителя апелляционной жалобы дублирует отзыв на исковое заявление, представленный в суде первой инстанции, которому дана надлежащая правовая оценка. Иных довод апелляционная жалоба не содержит.
Учитывая вышеизложенное, апелляционная коллегия считает вывода суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований правомерными.
При таких обстоятельствах у арбитражного суда апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта в соответствии с положениями статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 03 ноября 2020 года по делу N А57-8731/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С. А. Жаткина |
Судьи |
О. И. Антонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-8731/2020
Истец: АО "Металлургический завод Балаково", АО МЗ "Балаково"
Ответчик: ОАО "Балаковский порт"