г. Санкт-Петербург |
|
22 января 2021 г. |
Дело N А56-11882/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 января 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Денисюк М.И.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Кузнецовой Н.С.
при участии:
от заявителя: Ахмеровой Е.И. по доверенности от 11.01.2021
от заинтересованного лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-30548/2020) общества с ограниченной ответственностью "ЭнергоСвязьСтрой" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.09.2020 по делу N А56-11882/2020 (судья Селезнева О.А.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЭнергоСвязьСтрой"
к Государственной административно-технической инспекции
об оспаривании постановления от 24.01.2020 N 297
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ЭнергоСвязьСтрой" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной административно-технической инспекции (далее - административный орган, Инспекция, ГАТИ) от 24.01.2020 N 297 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 40263 от 10.12.2019, которым Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной пунктами 2, 3, 4 статьи 14 Закона Санкт-Петербурга от 30.05.2010 N 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге" (далее - Закон N 273-70).
Решением суда от 06.09.2020 в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением суда первой инстанции, ООО "ЭнергоСвязьСтрой" направило апелляционную жалобу, в которой просит отменить обжалуемое решение суда от 06.09.2020, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, в том числе, обстоятельства неисполнения заявителем требований, установленных законодательством в части производства земляных работ. Как указывает податель жалобы, перед началом производства работ по ордерам ГАТИ от 09.10.2019 N У-10529 и от 11.11.2019 N 11374 ограждение и информационный щит были установлены; часть ограждения зоны производства работ была снята для прохода рабочих непосредственно в зону производства работ; по этой причине ограждение не могло быть замкнуто по периметру постоянно. При этом, как указывает податель жалобы, безопасность для прохода пешеходов в зоне производства работ была обеспечена постоянным присутствием ответственного лица за производство работ на объекте. Также податель жалобы ссылается на отсутствие в его действиях состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена пунктом 2 статьи 14 закона N 273-70, поскольку Общество не могло восстановить элемент благоустройства (асфальтобетонное покрытие) за пределами агротехнического периода, который действовал до 06.04.2020, тогда как срок действия ордеров ГАТИ от 09.10.2019 N У-10529, от 11.11.2019 N У-11374 определен до 30.04.2020. В пределах агротехнического периода заявителем было выполнено первичное благоустройство: зона производства работ засыпана в щебне, восстановлен первичный слой асфальта. Кроме того, податель жалобы ссылается на явно избыточный и карательный характер примененной к Обществу меры ответственности в виде штрафа в размере 270000 рублей.
ГАТИ представлен отзыв, в котором доводы апелляционной жалобы Общества отклонены.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
ГАТИ извещена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы с учетом положений части 1 статьи 121 АПК РФ и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", в судебное заседание своих представителей не направила, что в силу статей 156 и 266 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, ООО "Энергосвязьстрой" являлось производителем работ по ордерам ГАТИ:
- N У-10529 от 09.10.2019 на производство земляных работ (по укладке электрокабеля) по адресу: Полюстровский пр. от д.32 до д.46; заказчик - ПАО "Ленэнерго"; срок производства работ с 09.10.2019 по 30.04.2020;
- N У-11374 от 11.11.2019 на производство земляных работ (электрокабель) по адресу: Пискаревский пр., Полюстровский пр., Чичуринский пр.; заказчик - ПАО "Ленэнерго"; срок производства работ с 11.11.2019 по 30.04.2020.
27.11.2019 специалистом ГАТИ с участием двух понятых и с применением средств фотофиксации проведен осмотр зоны производства работ, в ходе которого выявлены и зафиксированы в протоколе осмотра от 27.11.2019 с приложением материалов фотофиксации следующие нарушения:
1) по адресу Полюстровский пр. от д.32 до д.46:
- ограждение зоны производства работ и мест складирования строительных материалов отсутствует, выполняется засыпка траншеи, частично установленные секции ограждения выполнены в виде сетчатого металлического ограждения, периметр ограждения не замкнут, имеются проемы, секции ограждения отклонены от вертикали, имеется свободный доступ в зону производства работ, вследствие чего не обеспечен безопасный, беспрепятственный проход пешеходов по тротуару и проезд во внутридворовую территорию жилого квартала; информационный щит отсутствует.
2) по адресу: Пискаревский пр., Полюстровский пр., Чичуринский пр.:
- ограждение зоны производства работ отсутствует, частично установленные секции ограждения выполнены в виде сетчатого металлического ограждения, периметр ограждения не замкнут, проемы, имеется свободный доступ в зону производства работ, вследствие чего не обеспечен безопасный, беспрепятственный проход пешеходов по тротуару и проезд во внутридворовую территорию жилого квартала; информационный щит отсутствует.
04.12.2019 специалистом ГАТИ в присутствии двух понятых и с применением средств фотофиксации повторно проведен осмотр территории по вышеуказанным адресам, в ходе которого установлено следующее:
1) по адресу Полюстровский пр. от д.32 до д.46:
- ограждение зоны производства работ и мест складирования строительных материалов отсутствует, выполнена засыпка траншеи, асфальтобетонное покрытие в существующей конструкции не уложено; частично установленные секции ограждения выполнены в виде сетчатого металлического ограждения, периметр ограждения не замкнут, проемы, секции ограждения отклонены от вертикали, имеется свободный доступ в зону производства работ, вследствие чего не обеспечен безопасный, беспрепятственный проход пешеходов по тротуару и проезд во внутридворовую территорию жилого квартала; информационный щит отсутствует.
2) по адресу: Пискаревский пр., Полюстровский пр., Чичуринский пр.:
- ограждение зоны производства работ отсутствует, выполняется прокладка электрокабеля, частично установленные секции ограждения выполнены в виде сетчатого металлического ограждения, периметр ограждения не замкнут, проемы, имеется свободный доступ в зону производства работ, вследствие чего не обеспечен безопасный, беспрепятственный проход пешеходов по тротуару и проезд во внутридворовую территорию жилого квартала; информационный щит отсутствует.
По результатам осмотра территории составлен протокол осмотра территории и находящихся там вещей и документов от 04.12.2019 с приложением фотоматериалов.
10.12.2019 специалистом ГАТИ в присутствии представителя Общества и двух понятых, а также с применением средств фотофиксации проведен осмотр территории зоны производства работ по вышеуказанным адресам, в ходе которого установлено, что ранее выявленные нарушения Обществом не устранены, а именно:
1) по адресу Полюстровский пр. от д.32 до д.46:
- ограждение зоны производства работ и мест складирования строительных материалов отсутствует, выполнена засыпка траншеи, асфальтобетонное покрытие в существующей конструкции не уложено, уложен нижний слой асфальта по ширине траншеи, частично установленные секции ограждения выполнены в виде сетчатого металлического ограждения, периметр ограждения не замкнут, проемы, секции ограждения отклонены от вертикали, имеется свободный доступ в зону производства работ, вследствие чего не обеспечен безопасный, беспрепятственный проход пешеходов по тротуару и проезд во внутридворовую территорию жилого квартала; информационный щит отсутствует.
2) по адресу: Пискаревский пр., Полюстровский пр., Чичуринский пр.:
- ограждение зоны производства работ отсутствует, выполняется прокладка электрокабеля, частично установленные секции ограждения выполнены в виде сетчатого металлического ограждения, периметр ограждения не замкнут, проемы, имеется свободный доступ в зону производства работ, вследствие чего не обеспечен безопасный, беспрепятственный проход пешеходов по тротуару и проезд во внутридворовую территорию жилого квартала; информационный щит отсутствует.
Указанные нарушения отражены в протоколе осмотра территории и находящихся там вещей и документов от 10.12.2019 с приложением фотоматериалов.
По факту выявленных правонарушений уполномоченным должностным лицом ГАТИ 10.12.2019 в отношении Общества составлены протоколы об административных правонарушениях:
- N 40261 по пункту 3 статьи 14 Закона N 273-70, которым Обществу вменено нарушение пунктов 3.2.1, 3.2.3, 3.2.6, 3.2.11 Правил благоустройства территории Санкт-Петербурга в части, касающейся правил производства земляных, ремонтных и отдельных работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга, утвержденных постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 06.10.2016 N875 (далее - Правила N 875), пунктов 15.1, 15.1.4 Приложения N 15 к Правилам благоустройства территории Санкт-Петербурга, утвержденных Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 N 961 (далее - Правила N 961), выразившееся в отсутствии надлежащего ограждения зоны производства работ, выполняемых Обществом на основании ордера ГАТИ N У-10529 от 09.10.2019, а также мест складирования материалов; отсутствии информационного щита при производстве работ;
- N 40262 по пункту 4 статьи 14 Закона N 273-70, которым Обществу вменено нарушение пункта 3.2.8 Правил N 875, выразившееся в неисполнении Обществом обязанности по обеспечению свободных проходов к зданиям и входам в них при производстве работ, выполняемых на основании ордера ГАТИ N У-10529 от 09.10.2019, а также свободных въездов во дворы; необеспечении безопасности пешеходов и безопасного пешеходного движения при производстве работ (отсутствие ограждения, обеспечивающего безопасность прохода граждан по тротуару);
- N 40263 по пункту 2 статьи 14 Закона N273-70, которым Обществу вменено нарушение пункта 11.2 Правил N 875, выразившееся в производстве Обществом работ с нарушением срока производства работ: не восстановлено дорожное покрытие тротуара после истечения трех суток после засыпки траншеи (котлована) при производстве работ по ордеру ГАТИ N У-10529 от 09.10.2019 (на момент осмотра 27.11.2019 зафиксирован факт засыпки траншеи, вместе с тем на момент осмотра 04.12.2019 дорожное покрытие отсутствовало);
- N 40264 по пункту 3 статьи 14 Закона N 273-70, которым Обществу вменено нарушение пунктов 3.2.1, 3.2.3, 3.2.6, 3.2.11 Правил N 875, пунктов 15.1, 15.1.4 Приложения N 15 к Правилам N 961, выразившееся в отсутствии надлежащего ограждения зоны производства работ, выполняемых Обществом на основании ордера ГАТИ N У-11374 от 11.11.2019; отсутствии информационного щита при производстве работ;
- N 40265 по пункту 4 статьи 14 Закона N 273-70, которым Обществу вменено нарушение пункта 3.2.8 Правил N 875, выразившееся в неисполнении Обществом обязанности по обеспечению свободных проходов к зданиям и входам в них при производстве работ, выполняемых на основании ордера ГАТИ N У-11374 от 11.11.2019, а также свободных въездов во дворы; необеспечении безопасности пешеходов и безопасного пешеходного движения при производстве работ (отсутствие ограждения, обеспечивающего безопасность прохода граждан по тротуару).
Определением от 24.01.2020 дела об административных правонарушениях N N 40261 40262, 40263, 40264, 40265 объединены в одно производство, объединенному делу присвоен N 40263.
Постановлением ГАТИ N 297 от 24.01.2020 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 40263 от 10.12.2019 Общество признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных пунктами 2, 3, 4 статьи 14 Закона N273-70, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 270000 рублей.
Общество, не согласившись с вынесенным постановлением, обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества составов вмененных административных правонарушений, не установил нарушения процедуры привлечения к административной ответственности и оснований для признания правонарушения малозначительным, в связи с чем в удовлетворении заявленных ООО "Энергосвязьстрой" требований отказал.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены решения суда от 06.09.2020 в связи со следующим.
Пунктом 2 статьи 14 Закона N 273-70 установлена административная ответственность за производство работ после окончания срока действия ордера, либо нарушение сроков производства работ, либо невосстановление объектов благоустройства, элементов благоустройства, нарушенных в результате производства работ после их завершения и окончания срока действия ордера, либо невосстановление после завершения работ объектов благоустройства, элементов благоустройства, нарушенных в результате производства работ без ордера, а также работ, производство которых разрешено без ордера, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Пунктом 3 статьи 14 Закона N 273-70 установлено, что отсутствие ограждения зоны производства работ, информационного щита, соответствующих требованиям, установленным правилами благоустройства территории Санкт-Петербурга в части, касающейся правил производства земляных, ремонтных и отдельных работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга, утвержденными Правительством Санкт-Петербурга (далее в настоящей статье - правила благоустройства), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Пунктом 4 статьи 14 Закона N 273-70 предусмотрена административная ответственность за неисполнение обязанности по обеспечению свободных проходов к зданиям и входам в них, а также свободных въездов во дворы, обеспечению безопасности пешеходов и безопасного пешеходного движения при производстве работ в виде наложения административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 06.10.2016 N 875 утверждены Правила благоустройства территории Санкт-Петербурга в части, касающейся правил производства земляных, ремонтных и отдельных работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга (далее - Правила N875).
Согласно пункту 1.4.20 Правил N 875 производитель работ - юридическое или физическое лицо, которое выполняет работы или организовывает производство работ путем привлечения субподрядчиков (генеральный подрядчик).
Согласно пункту 1.4.8 Правил N 875 зона производства работ - территория, используемая для производства земляных, ремонтных и отдельных работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга, в том числе для размещения временных зданий и сооружений, техники, строительных материалов, оборудования, временных знаков. При получении ордера на производство земляных, ремонтных и отдельных работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга, зона производства работ определяется условиями ордера на срок действия ордера до его закрытия.
В соответствии с пунктом 3.2.1 Правил N 875 производитель работ обязан установить на месте работ информационный щит с указанием вида работ, наименования заказчика, производителя работ и его подрядчиков (в случае наличия договоров субподряда), сроков начала и окончания работ, начала и окончания временного ограничения или временного прекращения движения транспортных средств (в случае такого ограничения или прекращения), фамилий, имен, отчеств должностных лиц, ответственных за производство работ, номеров их рабочих телефонов. Не допускается установка и размещение информационного щита со сведениями, не соответствующими действительности (в том числе с указанием истекших сроков работ).
Согласно пункту 3.2.3 Правил N 875 производитель работ обязан оградить зону производства работ ограждением, обеспечивающим безопасное движение транспорта и пешеходов, сохранность объектов и элементов благоустройства, входящих в зону производства работ, установить технические средства организации дорожного движения в соответствии со схемой организации дорожного движения, ограждающие и направляющие устройства, красные фонари на углах ограждений и не реже чем через каждые 50 м вдоль ограждения, используемого для организации дорожного движения. На углах ограждения, перегораживающего (частично или полностью) тротуар или проезжую часть, должна быть сделана вертикальная разметка в соответствии с действующими нормами. При производстве аварийных работ ограждение зоны производства работ должно иметь сигнальный бело-красный цвет и соответствовать требованиям, установленным приложением N 11 к Правилам. При производстве плановых земляных работ при работах на инженерных коммуникациях ограждение зоны производства работ должно быть сборно-разборным с унифицированными элементами соединения и деталями крепления, из металлических секций с арматурной сеткой, имеющих ширину - 3 м, высоту - 1,925 м, в соответствии с приложением N 12 к Правилам. Временное ограждение при производстве плановых работ должно быть выполнено из сплошных износостойких материалов, иметь серый цвет, соответствующий колерам 7040, 7038, 7035, 7004 согласно стандарту RAL или аналогу. При работах на проезжей части улиц в качестве ограждения могут использоваться специально предназначенные для этого блоки из полимерных материалов. Применение бетонных блоков и железобетонных свай в качестве ограждения зоны работ запрещено.
В силу пункта 3.2.8 Правил N 875 на производителя работ возложена обязанность по обеспечению при производстве работ свободных проходов к зданиям и входов в них путем установки через траншеи (зону производства работ) пешеходных мостиков с перилами, а также свободных въездов во дворы.
Также производитель работ обязан обеспечить безопасность пешеходов и безопасность пешеходного движения при производстве работ.
Согласно пункту 3.2.11 Правил N 875 производитель работ обязан обеспечить сохранность и содержание в исправном состоянии всех временных знаков, а также технических средств организации дорожного движения и их инженерных коммуникаций, находящихся в зоне производства работ и используемых при реализации проекта организации дорожного движения, а также временного ограждения зоны производства работ.
В соответствии с пунктами 3.2.18, 11.2 Правил N 875 после завершения работ с временным нарушением объектов и элементов благоустройства производитель работ обязан в пределах срока действия ордера выполнить восстановление объектов и элементов благоустройства, в том числе демонтировать временное ограждение нарушенные объектов и элементы благоустройства подлежат восстановлению в сроки действия ордера ГАТИ. Работы по восстановлению покрытия должны быть начаты после засыпки траншеи (котлована): в местах поперечных разрытий улиц в пределах территорий, на которых расположены трамвайные и другие рельсовые пути, - немедленно и закончены в течение 24 часов; во всех остальных случаях - выполнены в течение трех суток. Покрытие должно быть восстановлено в существующей конструкции.
В силу положений пунктов 15.1, 15.1.4 Приложения N 5 к Правилам благоустройства территории Санкт-Петербурга, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 N 961 (далее - Правила N 961), до начала производства работ производитель работ обязан установить забор по периметру строительной площадки либо ограждение зоны производства работ в соответствии с правилами производства земляных, ремонтных и отдельных работ, связанных с благоустройством, содержание забора (ограждения) в чистоте и исправном состоянии, а также выполнение своевременного ремонта и окраски его, но не реже одного раза в год в весенний период, содержание забора без проемов, поврежденных участков, отклонений от вертикали, посторонних наклеек, объявлений, надписей.
Таким образом, из содержания приведенных пунктов Правил N 875 и Приложения N 5 к Правилам N 961 следует, что исполнение обязанностей, предусмотренных указанными нормами, возложено на производителя работ.
Как установлено административным органом и следует из материалов административного дела, Общество являлось производителем работ по ордеру ГАТИ N У-10529 от 09.10.2019, выданного на производство земляных работ (по укладке электрокабеля) по адресу: Полюстровский пр. от д.32 до д.46, сроком производства работ с 09.10.2019 по 30.04.2020; а также ордера ГАТИ N У-11374 от 11.11.2019, выданного на производство земляных работ (электрокабель) по адресу: Пискаревский пр., Полюстровский пр., Чичуринский пр.; сроком производства работ с 11.11.2019 по 30.04.2020.
Соответственно, субъектом административных правонарушений, ответственность за которые установлена пунктами 2, 3, 4 статьи 14 Закона N 273-70 в данном случае является производитель работ, то есть ООО "Энергосвязьстрой".
Факт нарушения Обществом вышеуказанных требований Правил N 875, Правил N 961 (невосстановление благоустройства (дорожного покрытия тротуара) после засыпки траншеи, отсутствие надлежащего ограждения зоны производства работ, необеспечение безопасного и беспрепятственного прохода и проезда, отсутствие информационного щита при производстве работ) установлен административным органом и подтверждается представленными в материалы дела доказательствами: протоколы осмотров от 27.11.2019, 04.12.2019, 10.12.2019 с материалами фотофиксации.
Из протоколов осмотра и материалов фотофиксации, приложенных к протоколам осмотра от 27.11.2019, 04.12.2019, 10.12.2019 усматривается, что надлежаще установленное ограждение зон производства работ, выполняемых Обществом по ордерам ГАТИ N У-10529 от 09.10.2019, N У-11374 от 11.11.2019, отсутствует, частично установленные секции ограждений выполнены в виде сетчатого металлического ограждения, периметр ограждения не замкнут, имеются проемы, секции ограждений отклонены от вертикали, частично ограждение зоны производства работ вообще отсутствует, в связи с чем имеется свободный доступ в зону производства работ, вследствие чего не обеспечен безопасный, беспрепятственный проход пешеходов по тротуару и проезд во внутридворовую территорию жилого квартала; информационный щит в зонах производства работ отсутствует. Материалами фотофиксации также не подтверждается постоянное нахождение в зоне производства работ ответственного лица.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях Общества объективной стороны составов вмененных административных правонарушений, ответственность за которые установлена пунктами 2, 3, 4 статьи 14 Закона N 273-70.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательства невозможности соблюдения Обществом вышеуказанных требований Правил N 875 и Правил N 961 в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, равно как и доказательства принятия заявителем всех необходимых и своевременных мер, направленных на соблюдение указанных требований, которые от него требовались, в материалы дела не представлены, что свидетельствует о наличии в действиях Общества вины во вмененных правонарушениях применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Доводы Общества (со ссылками на СНиП 3.06.03-85) об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена пунктом 2 статьи 14 закона N 273-70, в силу невозможности восстановления элемента благоустройства (асфальтобетонное покрытие) вне агротехнического периода, который действовал до 06.04.2020, подлежит отклонению судом апелляционной инстанции.
Апелляционный суд полагает, что в данном случае у заявителя имелась возможность не допустить совершения административного правонарушения. Общество должно было не только знать о нормативном регулировании указанных правоотношений, но и предпринять все зависящие от него действия для обеспечения выполнения предусмотренных Правилами N 875 требований и выполнить необходимые работы по восстановлению асфальтобетонного покрытия после засыпки траншеи, либо не снимать ограждение зоны производства работ для обеспечения безопасности прохода граждан. Кроме того, доказательств того, что температурный режим в период действия ордеров ГАТИ от 09.10.2019 N У-10529, от 11.11.2019 N У-11374 не позволил Обществу восстановить асфальтобетонное покрытие в установленный срок после засыпки траншеи, в материалы дела Обществом не представлено.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях Общества состава вмененных административных правонарушений, ответственность за которые установлена пунктами 2, 3, 4 статьи 14 Закона N 273-70.
Судом апелляционной инстанции не установлено существенных нарушений процедуры привлечения Общества к административной ответственности, влекущих безусловную отмену оспариваемого постановления. Постановление от 24.01.2020N 297 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 40263 от 10.12.2019 вынесено в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
Суд первой инстанции также обоснованно не установил оснований для применения в рассматриваемом случае положений статьи 2.9 КоАП РФ, согласно которой при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Как указано в пунктах 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Оценив характер и степень общественной опасности допущенного Обществом правонарушения с учетом конкретных обстоятельств дела, учитывая, что отсутствие надлежаще установленного ограждения зоны производства работ может повлечь угрозу причинения вреда здоровью граждан (не обеспечивается безопасный проход пешеходов), а также принимая во внимание отсутствие исключительных обстоятельств совершения правонарушения, суд апелляционной инстанции также не усматривает оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного заявителем правонарушения малозначительным.
Согласно части 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 3 статьи 4.1 КоАП РФ).
Обстоятельства, смягчающие административную ответственность и отягчающие административную ответственность установлены статьями 4.2 и 4.3 КоАП РФ. При этом, перечень обстоятельств, смягчающих административную ответственность, является открытым, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
По мнению суда апелляционной инстанции, назначенное Обществу административным органом наказание в виде штрафа в пределах санкции пункта 2 статьи 14 Закона N 273-70 в размер 270000 рублей, отвечает требованиям статей 3.1 и 4.1 КоАП РФ и согласуется с принципами юридической ответственности.
Суд апелляционной инстанции полагает, что наказание в указанном размере является справедливым и соразмерным характеру и тяжести совершенного Обществом правонарушения, отвечает принципам разумности и неотвратимости юридической ответственности и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Оснований для применения положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ и снижения штрафа ниже низшего предела санкции пункта 2 статьи 14 Закона N 273-70, равно как и оснований для замены административного штрафа на предупреждение не имеется, с учетом наличия сведений о повторном привлечении Общества к административной ответственности за совершение однородных правонарушений (постановление N 4194 от 04.09.2019), а также при отсутствии доказательств устранения нарушений на момент вынесения оспариваемого постановления.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал Обществу в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным и отмене постановления ГАТИ от 24.01.2020 N 297 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 40263 от 10.12.2019.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены решения суда от 06.09.2020 не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06 сентября 2020 года по делу N А56-11882/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЭнергоСвязьСтрой" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.И. Денисюк |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-11882/2020
Истец: ООО "ЭНЕРГОСВЯЗЬСТРОЙ"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ИНСПЕКЦИЯ