город Ростов-на-Дону |
|
22 января 2021 г. |
дело N А32-13489/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 января 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Фахретдинова Т.Р.,
судей Глазуновой И.Н., Мисника Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Варавиной Е.Н.,
при участии:
от прокуратуру Краснодарского края: прокурор Суворов А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования Кореновский район
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 17.11.2020 по делу N А32-13489/2020 по заявлению прокуратуру Краснодарского края
к обществу с ограниченной ответственностью "Гелион"; к администрации муниципального образования Кореновский район
о признании недействительным дополнительного соглашения
УСТАНОВИЛ:
Прокуратура Краснодарского края (далее по тексту - прокуратура) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным (ничтожным) заключенного между некоммерческой унитарной организацией "Краснодарский краевой фонд капитального ремонта многоквартирных домов" в лице ее представителя заместителя главы муниципального образования Кореновский район и ООО "Гелион" дополнительного соглашения от 30.12.2019 об увеличении срока выполнения работ со 120 до 165 дней со дня передачи площадки по договору от 27.08.2019 на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме - фасада многоквартирных домов, расположенных по адресам: Краснодарский край, Кореновский район, пос. Новоберезанский, ул. Пионерская, 3 и 7, Кореновский район, ст. Платнировская, ул. Октябрьская, 14.
Решением суда от 17.11.2020 иск удовлетворен.
Ответчик обжаловал решение суда в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, просил решение отменить, в иске отказать.
Доводы жалобы сводятся к тому, что дополнительное соглашение, продлившее сроки выполнения работ, отменено соглашением от 31.12.2020.
От Прокуратуры поступил отзыв на жалобу, в котором он просил оставить решение без изменения.
Прокурор в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, дал пояснения по существу спора.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие представителей указанных лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между Некоммерческой унитарной организацией "Краснодарский краевой фонд капитального ремонта многоквартирных домов" в лице ее представителя заместителя главы муниципального образования Кореновский район и ООО "Гелион" заключен договор от 27.08.2019 на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме - фасада многоквартирных домов, расположенных по адресам: Краснодарский край, Кореновский район, пос. Новоберезанский, ул. Пионерская, 3 и 7, Кореновский район, ст. Платнировская, ул. Октябрьская, 14.
Согласно п. 4.1 договора от 27.08.2019 на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, сроки начала и окончания выполнения работ по каждому объекту, а также работ в целом, являются исходными для определения имущественных санкций в случае нарушения подрядчиком сроков производства работ.
Согласно техническому заданию, срок выполнения работ - 120 календарных дней с даты заключения договора.
Дополнительным соглашением от 30.12.2019 к договору РТС223А190482(Д) от 27.08.2019 на выполнение работ по капитальному ремонту в многоквартирном доме (далее по тексту - дополнительное соглашение от 30.12.2019) увеличен срок выполнения работ по заключенному между некоммерческой унитарной организацией "Краснодарский краевой фонд капитального ремонта многоквартирных домов" в лице ее представителя заместителя главы муниципального образования Кореновский район и ООО "Гелион" договору от 27.08.2019 на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме - фасада многоквартирных домов, расположенных по адресам: Краснодарский край, Кореновский район, пос. Новоберезанский, ул. Пионерская, 3 и 7, Кореновский район, ст. Платнировская, ул. Октябрьская, 14, со 120 дней до 165 дней со дня передачи площадки (п. 4.2 договора).
Основанием для увеличения сроков выполнения работ согласно вышеуказанному соглашению явились акты об изменении объемов работ.
Посчитав, что данное дополнительное соглашение нарушает права муниципального образования Кореновский район, поскольку орган местного самоуправления полномочие по размещению муниципального заказа реализовал ненадлежащим образом, а также права неопределенного круга лиц, прокуратура обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением о признании его недействительным (ничтожным).
Удовлетворяя иск, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований.
В силу пунктов 1 - 3 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе. Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия. В случаях, когда в соответствии с законом сделка оспаривается в интересах третьих лиц, она может быть признана недействительной, если нарушает права или охраняемые законом интересы таких третьих лиц. Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо.
На основании пункта 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом (пункты 1, 2 статьи 167 Кодекса).
Согласно части 3 статьи 178 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ) деятельность регионального оператора осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом, принятыми в соответствии с ним законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 1.1 статьи 180 ЖК РФ закупки региональным оператором товаров, работ, услуг в целях выполнения функций регионального оператора, установленных частью 1 настоящей статьи, осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Указанный порядок должен предусматривать конкурентные способы определения региональным оператором поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с учетом повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности, открытости и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, аудит и контроль закупок, порядок формирования и ведения реестра недобросовестных подрядчиков федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Информация о закупках региональным оператором товаров, работ, услуг размещается в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
К выполнению инженерных изысканий, подготовке проектной документации, осуществлению капитального ремонта объектов капитального строительства региональный оператор обязан привлечь индивидуального предпринимателя или юридическое лицо, являющихся членами соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (ч. 3 ст. 182 ЖК РФ).
Частью 5 статьи 182 ЖК РФ определено, что привлечение региональным оператором, в частности в случае, предусмотренном частью 3 настоящей статьи, органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными, муниципальными бюджетными, казенными учреждениями подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок привлечения специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, (далее - региональный оператор), подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме установлен "Положением о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 N 615 (далее по тексту - Положение).
Как следует из материалов дела, согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N РТС223А190482 на выполнение работ по капитальному ремонту фасада многоквартирных домов, расположенных по адресам: Краснодарский край, Кореновский район, пос. Новоберезанский, ул. Пионерская, 3 и 7, Кореновский район, ст. Платнировская, ул. Октябрьская, 14, между Некоммерческой унитарной организацией "Краснодарский краевой фонд капитального ремонта многоквартирных домов" и ООО "Гелион" заключен договор на выполнение подрядных работ.
В соответствии с п. 4.2 договора от 27.08.2019 срок передачи площадки составляет 5 календарных дней с момента подписания договора.
Согласно техническому заданию, срок выполнения работ - 120 календарных дней с даты заключения договора.
Срок выполнения работ по договору составляет 120 дней со дня передачи площадки. Срок выполнения работ по договору до календарных 120 дней со дня передачи площадки.
Аукционной документацией срок выполнения работ определен - не более 120 календарных дней с даты подписания договора (п. 15 раздела X аукционной документации).
Передача строительной площадки по данному договору осуществлена 30.08.2019 согласно акту.
Таким образом, срок исполнения договора начал течь с 31.08.2019 и истек 28.12.2019 (120 дней со дня подписания акта передачи строительной площадки).
В соответствии с п. 2.2.5 договора от 27.08.2019 на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, при его заключении стороны исходили из того, что согласно п. 223 Положения предмет договора, место проведения работ, виды работ, продолжительность этапов выполнения работ не могут изменяться в ходе исполнения настоящего договора.
Пунктом 223 Положения установлено, что предмет договора о проведении капитального ремонта, место оказания услуг и (или) проведения работ, виды услуг и (или) работ не могут изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев, предусмотренных Положением. Сроки оказания услуг и (или) выполнения работ по договору о проведении капитального ремонта по соглашению сторон могут быть продлены на период действия одного из следующих обстоятельств при наличии документов, подтверждающих такие обстоятельства:
- изменение объема оказываемых услуг и (или) выполняемых работ по договору о проведении капитального ремонта по соглашению сторон при согласовании таких изменений собственниками помещений в многоквартирном доме, уполномоченным представителем собственников таких помещений или органами местного самоуправления в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
- недопуск собственниками помещений в многоквартирном доме подрядной организации к оказанию услуг и (или) выполнению работ по капитальному ремонту по причинам, не связанным с неисполнением или ненадлежащим исполнением такой организацией договора о проведении капитального ремонта;
- приостановка оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту в связи с наступлением отопительного сезона и (или) неблагоприятных погодных условий.
В соответствии со статьей 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Дополнительным соглашением от 30 декабря 2019 года N 1 к договору администрацией МО Кореновский районов лице заместителя главы администрации МО Кореновский район - Д В.А.) и ООО "Гелион" определены иные сроки выполнения работ - 165 дней со дня подписания договора в связи с изменением объема работ, который не подтвержден соответствующими актами изменения объемов работ (подтверждено фактическим их отсутствием).
Таким образом, по состоянию на дату изменения условий договора (30.12.2019) обстоятельств, предусмотренных п. 223 Положения, не имелось.
На момент подписания договора от 27.08.2019, а также в ходе осуществления работ по капитальному ремонту ни подрядчиком, ни собственниками помещений многоквартирного дома, в котором осуществляется ремонтный процесс, не заявлено об увеличении либо уменьшении объема проводимых работ. Акты об изменении объемов работ на день составления дополнительного соглашения не составлены, переписка о ходе выполнении работ сторонами договора не велась, контроль за выполнением условий договора не велся, что подтверждено объяснениями директора ООО "Гелион" Дибирова М.Д. и заместителя главы муниципального образования Добрывечер В.А.
Согласно части 8 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) условия приобретения товара, при которых хозяйствующий субъект поставлен в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или хозяйствующими субъектами, являются дискриминационными.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе путем создания дискриминационных условий.
Оспариваемой сделкой нарушены права муниципального образования Кореновский район, поскольку орган местного самоуправления полномочие по размещению муниципального заказа реализовал ненадлежащим образом.
Кроме того, данной сделкой нарушены права неопределенного круга лиц, поскольку администрацией муниципального образования Кореновский район созданы дискриминационные условия (преимущество) для ООО "Гелион" в виде изменения условий аукциона, в сравнении с иными хозяйствующим субъектами, что является препятствием для справедливой конкуренции в сфере муниципального заказа.
В материалы дела представлено постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 13.02.2020 наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 023/04/4.32.4522/2020, в соответствии с которым заместитель главы администрации муниципального образования Кореновский район привлечен к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 7.32.4 КоАП РФ ("Изменение организатором обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, продавцом государственного или муниципального имущества, а также лицом, являющимся стороной договора, условий договора при его заключении или исполнении, установленных в документации о таких торгах, извещении о проведении торгов, информационном сообщении о продаже государственного или муниципального имущества, проектах договоров, по соглашению сторон или в одностороннем порядке в случае, если федеральным законом предусмотрен запрет такого изменения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 7.32 настоящего Кодекса").
Действия сторон договора, направленные на заключение 31.12.2019 соглашения о признании внесенных ими в договор изменений 30.12.2019 недействительными, не могут свидетельствовать о добросовестности, поскольку заместитель главы администрации МО Кореновский район Добрывечер В.А. ни при даче пояснений (протокол опроса от 23.01.2020), ни при составлении в отношении него постановления по делу об административном правонарушении на данное обстоятельство не указывал (постановление N 023/04/7.32.4-522/2020 от 13.02.2020).
При таких обстоятельствах, заявленные требования прокурора о признании недействительным (ничтожным) заключенного между некоммерческой унитарной организацией "Краснодарский краевой фонд капитального ремонта многоквартирных домов" в лице ее представителя заместителя главы муниципального образования Кореновский район и ООО "Гелион" дополнительного соглашения от 30.12.2019 об увеличении срока выполнения работ со 120 до 165 дней со дня передачи площадки по договору от 27.08.2019 на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме - фасада многоквартирных домов, расположенных по адресам: Краснодарский край, Кореновский район, пос. Новоберезанский, ул. Пионерская, 3 и 7, Кореновский район, ст. Платнировская, ул. Октябрьская, 14,- являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованном судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
В целом доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Таким образом, оснований для отмены оспариваемого решения не имеется.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.11.2020 по делу N А32-13489/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев.
Председательствующий |
Т.Р. Фахретдинов |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-13489/2020
Истец: Краснодарская краевая прокуратура, Прокуратура Краснодарского края
Ответчик: Администрация муниципального образования Кореновский район, АМО Кореновский район, ООО "Гелион"