Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 27 апреля 2021 г. N Ф05-8586/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
21 января 2021 г. |
Дело N А40-278687/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 января 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Суминой О.С.,
судей: |
Марковой Т.Т., Кочешковой М.В., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Алексеевой Е.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ЗАО "Энерготехпром ИнвестСтрой"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 16.09.2020 по делу N А40-278687/19
по заявлению ЗАО "Энерготехпром ИнвестСтрой"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Москве,
третьи лица: 1) ДИГМ, 2) АО "СУ-155"
о признании незаконным уведомления от 19.07.2019 г. об отказе (по вх. N 77-0-1-71/3149/2019, 77/005/255/2019-457)
при участии:
от заявителя: |
Фокеев А.А. по доверенности от 07.10.2020; |
от заинтересованного лица: |
Семенова Н.В. по доверенности от 18.08.2020; |
от третьих лиц: |
не явились, извещены; |
УСТАНОВИЛ:
ЗАО "Энерготехпром ИнвестСтрой" (далее - Заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным уведомления Управления Росреестра по Москве от 19.07.2019 г. (на основании заявлений вх. N 77-0-1-71/3149/2019, 77/005/255/2019-457) об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав, о возложении обязанности поставить на кадастровый учет и провести государственную регистрацию права ЗАО "Энертехпром ИнвестСтрой" на объект незавершенного строительства по адресу: г. Москва, Высоковольтный проезд, вл. 1.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 16.09.2020 в удовлетворении требований Обществу отказано.
Не согласившись с решением суда, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Полагает, что судебный акт является незаконным, необоснованным и подлежащим отмене в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд посчитал установленными, неправильным применением норм материального и процессуального права.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, решение просил отменить.
Представитель Управления возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, решение просил оставить без изменения.
В судебное заседание не явился представители третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации в картотеке арбитражных дел на сайте (www.//kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями ч. 6 ст. 121 АПК РФ.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, не усматривает оснований для отмены решения суда и удовлетворения жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, решением Арбитражного суда г. Москвы от 16 мая 2016 года по делу N А40-214706/14-123-403Б ЗАО "Энерготехпром Инвестстрой" признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыта процедура конкурсного производства.
Определением Арбитражного суда г. Москвы от 02 июня 2017 года Конкурсным управляющим ЗАО "Энерготехпром Инвестстрой" утвержден Шишкин Виктор Михайлович.
Заявитель 05.04.2019 обратился в Управление с заявлениями N 77-0-1-71/3149/2019-196, 77/005/225/2019-457 в осуществлении действий по государственному кадастровому учету в отношении объекта незавершенного строительства, с местоположением: г. Москва, пр-д Высоковольтный, вл. 1.
Заинтересованным лицом 19.04.2019 г. принято решение о приостановлении осуществления действий на срок до 19.07.2019 на основании п. 5, 7, ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о недвижимости).
19.07.2019 Управлением отказано в осуществлении действий по государственному кадастровому учету в отношении объекта незавершенного строительства, с местоположением: г. Москва, пр-д Высоковольтный, вл. 1, в связи с не устранением причин, препятствующих осуществлению кадастрового учета.
Заявитель, считая уведомление об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на объект незавершенного от 19 июля 2019 года незаконным, обратился в суд с настоящим заявлением.
Принимая решение по настоящему делу, суд первой инстанции, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права и на их основании сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных обществом требований.
Доводы апелляционной жалобы о незаконности решения суда первой инстанции признаются коллегией несостоятельными.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Закона о недвижимости государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются, на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Документы, прилагаемые к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, указаны в ч. 4 ст. 18 Закона о недвижимости.
Ст. 29 Закона о недвижимости на Управление возложена обязанность по проведению правовой экспертизы документов, на предмет наличия или отсутствии установленных Законом о регистрации оснований для приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в рамках которой государственным регистратором проводится проверка юридической силы правоустанавливающих и других представленных на государственную регистрацию документов.
Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на объект незавершенного строительства в соответствии с ч. 10 ст. 40 Закона о недвижимости осуществляются на основании разрешения на строительство такого объекта и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости.
На основании распоряжения Правительства Москвы от 16.09.2004 N 1848-РП "О реабилитации производственной территории по адресу: Высоковольтный проезд, владение 1 со строительством многофункционального жилого комплекса с объектами социального обслуживания" и от 01.09.2006 N 1717-РП "О мерах по реализации распоряжения Правительства Москвы от 16 сентября 2004 N 1848-РП" на территории с адресными ориентирами: Высоковольтный пр-д, вл. 1 должно было осуществиться в 2006-2009 гг. строительство многофункционального жилого комплекса, а также детского образовательного учреждения и гаражей на 550 машиномест, включая городские магистральные инженерные коммуникации и сооружения за счет собственных и привлеченных средств инвестора - закрытого акционерного общества "Энерготехпром ИнвестСтрой".
В целях реализации данного инвестиционного проекта между Правительством Москвы и ЗАО "Энерготехпром ИнвестСтрой" был заключен Инвестиционный контракт (реестровый N 13-032695-5201-0050-00001-10 от 08.06.2010), который постановлениями Девятого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2011 и Федерального арбитражного суда Московского округа от 14.11.2011 по делу N А40-110108/2010-54-715 признан незаключенным.
Объект незавершенного строительства расположен на земельном участке с кадастровым номером 77:02:0007001:163 (договор аренды N М-02-022816 от 13.09.04 сроком на 49 лет).
Строительство на участке велось с 2008 года в связи с выданным 05.08.2008 разрешением на строительство сроком действия до 05.02.2011.
Впоследствии было выдано повторное разрешение на строительство от 22.05.2013, срок действия которого истек 29.02.2016.
В Департаменте документального подтверждения того, что объект капитального строительства законсервирован в установленном порядке, не имеется.
Порядок осуществления консервации объекта незавершенного строительства установлен постановлением Правительства РФ от 30.09.2011 N 802 "Об утверждении Правил проведения консервации объекта капитального строительства".
В соответствии с п. 2 постановления решение о консервации объекта принимается в случае прекращения его строительства или в случае необходимости приостановления строительства объекта на срок более 6 месяцев с перспективой его возобновления в будущем.
Согласно п. 7 постановления при консервации объекта застройщик (заказчик) совместно с подрядчиком проводит инвентаризацию выполненных работ по строительству (реконструкции) объекта с целью зафиксировать фактическое состояние объекта, наличие проектной документации, конструкций, материалов и оборудования.
На момент прекращения строительства здания наземного гаража его фактическое состояние документально не было зафиксировано.
Как упоминалось ранее, разрешение на строительство, выданное 22.05.2013, прекратило свое действие 29.02.2016. Отсутствие информации о консервации данного объекта незавершенного строительства ведет к неопределенности в установлении момента фактического прекращения строительных работ.
Помимо этого, Заявителем не представлено доказательств того, что у него возникло право собственности на все здание наземного гаража.
Согласно пункту 7 части 2 статьи 14 Закона о недвижимости основаниями для государственного кадастрового учета является в том числе, межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ.
Требования к подготовке технического плана, утверждены Приказом Минэкономразвития РФ от 18 декабря 2015 г. N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений" (далее - Требования).
В силу ч. 1 ст. 24 Закона о недвижимости технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машиноместе, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в ЕГРН сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера.
В качестве документа-основания для осуществления государственного кадастрового учета был представлен Технический план объекта незавершенного строительства от 03.04.2019.
Строительство объекта осуществлялось на основании Разрешения на строительство от 22.05.2013 г. N RU77175000-008024.
Как следует из п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации объектами незавершенного строительства являются объекты, строительство которых не завершено.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.09.2011 г. N 802 "Об утверждении правил проведения консервации объекта капитального строительства" в случае прекращения строительства объекта застройщик принимает решение о консервации объекта и в течение 10 календарных дней после принятия решения о консервации объекта уведомляет об этом подрядчика, орган, выдавший разрешение на строительство (п. 2, 4, 10 Правил проведения консервации объекта капитального строительства).
Вместе с тем, на регистрацию не представлен документ, подтверждающий наличие такого уведомления для подтверждения приостановления строительных работ в отношении указанного объекта.
Согласно п. п. 16 п. 43 Требований степень готовности объекта незавершенного строительства определяется кадастровым инженером по правилам указанного пункта.
Однако представленный технический план не содержит информации о формуле, на основании которой была определена степень готовности.
По сведениям, имеющимся в Управлении строительство здания по указанному адресу осуществлялось на основании инвестиционного контракта в соответствии с распоряжением Правительства Москвы от 01 сентября 2006 г. N 1717-РП.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 25.02.1999 г. N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" объект инвестиционной деятельности, строительство которого осуществляется с привлечением внебюджетных источников финансирования на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, по договору, заключенному с соответствующим государственным органом до 1 января 2011 г. и предусматривающему последующее распределение площади соответствующего объекта инвестиционной деятельности между сторонами данного договора, признается долевой собственностью сторон данного договора.
Технический план подготовлен с нарушением п. 20, п. 27 Требований в соответствии с которым сведения об объекте незавершенного строительства, за исключением сведений о местоположении такого объекта недвижимости на земельном участке и степени готовности объекта незавершенного строительства, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на строительство такого объекта и проектной документации такого объекта недвижимости, если ее изготовление предусмотрено законодательством Российской Федерации, реквизиты которых указываются в разделе "исходные данные".
Согласно ч. 2 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Технический план подготовлен на основании следующих документов: выписка из ЕГРН, проект, декларация об объекте, координаты пунктов опорной геодезической сети г. Москвы, письмо Мосгосстройнадзора, заключение государственной экспертизы, свидетельство об утверждении архитектурно-градостроительного решения, градостроительный план земельного участка, договор аренды земли.
Однако в представленном техническом плане отсутствует проектная документация и разрешение на строительство.
Кроме того, 09.07.2019 г. Департамент городского имущества г. Москвы обратился в Управление с заявлением N 77-0-1-71/3148/2019-5995, 77/017/215/2019-5508 о постановке на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на спорный объект недвижимости.
При этом в декларации об объекте недвижимости на 09.07.2019 Департамент просил зарегистрировать степень готовности объекта - 59%, площадь застройки - 1498,7 кв. м.
Заявитель обратился 05.04.2019 с заявлением о постановке на учет 60% готовности и с площадью застройки - 1520 кв. м.
При этом, как верно отметил суд первой инстанции, установить степень готовности объекта незавершенного строительства на основании вышеуказанных документов невозможно.
При таких обстоятельствах, решение Управления Росреестра по Москве является законным.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Таким образом, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела, что установлено при рассмотрении спора и в апелляционном суде, поскольку в обоснование жалобы заявитель указывает доводы, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в судебном решении.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 16.09.2020 по делу N А40-278687/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.С. Сумина |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-278687/2019
Истец: ЗАО "ЭНЕРГОТЕХПРОМ ИНВЕСТСТРОЙ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: АУ Шишкин В.М.
Хронология рассмотрения дела:
27.04.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-8586/2021
21.01.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-62305/20
16.09.2020 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-278687/19
22.10.2019 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-278687/19