г. Москва |
|
21 января 2021 г. |
Дело N А40-182945/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 января 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ж.В.Поташовой,
судей: |
Т.Б.Красновой, И.А.Чеботаревой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.А.Егоровой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ООО "Сертифика"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.11.2020 по делу N А40-182945/20 (17-1308)
по заявлению Федеральной службы по аккредитации (Росаккредитация) (125039, г. Москва, Пресненская наб., д. 10, стр. 2)
к ООО "Сертифика" (ОГРН: 1187746577061, ИНН: 7719479522)
о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.47 КоАП РФ
при участии:
от заявителя: |
Верулидзе Н.Д. по дов. от 14.09.2020; |
от ответчика: |
Палатова Ю.В. по дов. от 14.10.2020; |
УСТАНОВИЛ:
Федеральная служба по аккредитации (заявитель, Росаккредитация) обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о привлечении ООО "Сертифика" (заинтересованное лицо, общество) к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.47 КоАП РФ.
Решением от 25.11.2020 Арбитражный суд г. Москвы удовлетворил заявленные требования, признал общество виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.47 КоАП РФ, назначив ему наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 руб.
Не согласившись с решением суда, общество подало апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе. Кроме того, представил письменные пояснения к апелляционной жалобе.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель ответчика просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения. Представил письменные пояснения в порядке ст. 81 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность принятого решения в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ, заслушав позицию заявителя и общества, изучив материалы дела, исследовав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Сроки, предусмотренные ч. 4 ст. 198 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно счел соблюденными.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ, ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права.
Как следует из материалов дела, ООО "Сертифика" аккредитовано в качестве органа по сертификации (уникальный номер записи об аккредитации в реестре аккредитованных лиц RA.RU.11HB11).
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии письмом от 20.04.2020 N 1019-ОГ/05 (вх. от 20.04.2020 NОГ-467) представило в адрес Федеральной службы по аккредитации (далее - Росаккредитация) жалобу гражданки Алешиной А.С. на действия Общества с ограниченной ответственностью "Сертифика" (далее - ООО "Сертифика"), связанные с неправомерной, по мнению подателя жалобы, выдачей сертификатов соответствия.
В рамках проведения предварительной проверки установлены обстоятельства свидетельствующие о выдаче сертификатов соответствия без фактического проведения испытаний образца (образцов) низковольтного оборудования, что является нарушением требования статьи 7 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности низковольтного оборудования", принятого Решением Комиссии Таможенного союза от 16.08.2011 N 768 (далее - ТР ТС 004/2011) в части нарушения порядка сертификации, связанного с не проведением испытаний образца (образцов) продукции, как одного из обязательных элементов сертификации, пункта 22.3 Положения о порядке применения типовых схем оценки (подтверждения) соответствия требованиям Технических регламентов Таможенного союза, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 07.04.2011 N621 (далее - Положение), пунктов 11, 38-55 Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 18.04.2018 N 44 "О типовых схемах оценки соответствия" (далее -Типовые схемы оценки соответствия), а равно является нарушением пункта 6 в части несоблюдения требований подпункта "е" пункта 14.8, пункта 14.11, пункта 8 Приказа Минэкономразвития России от 30.05.2014 N326 "Об утверждении Критериев аккредитации, перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, и перечня документов в области стандартизации, соблюдение требований которых заявителями, аккредитованными лицами обеспечивает их соответствие критериям аккредитации" (далее - Критерии аккредитации).
В соответствии с п. 3.3 ч. 3 ст. 10 Федерального закона N 294-ФЗ должностным лицом Росаккредитации по результатам предварительной проверки подготовлено мотивированное представление N МП/73 от 07.05.2020 (далее - Мотивированное представление N МП/73).
Нарушение пунктов 6 (в части несоблюдения подпункта "е" пункта 14.8; пункта 14.11), пункта 8 (в части нарушения технического регламента) Критериев аккредитации относится к подпунктам "а, в" пункта 2 Приложения 2 Перечня несоответствий заявителя критериям аккредитации, которые при осуществлении аккредитации влекут за собой отказ в аккредитации, и Перечня несоответствий аккредитованного лица требованиям законодательства Российской Федерации к деятельности аккредитованных лиц, влекущих за собой приостановление действия аккредитации, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 18.01.2019 N 14 и в силу п. 2 ч. 2 ст. 27 Федерального закона N 412-ФЗ является безусловным основанием для проведения внеплановой проверки.
В целях проверки сведений, содержащихся в мотивированном представлении N МП/73 в отношении ООО "Сертифика", приказом Федеральной службы по аккредитации N 32-П-ВД от 08.05.2020 (далее - Приказ N 32-П-ВД) инициирована внеплановая документарная проверка.
Для проведения внеплановой документарной проверки было направлено в Прокуратуру города Москвы заявление от 13.05.2020 N N 87-У о согласовании органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с органом прокуратуры проведения внеплановой документарной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя. Решением первого заместителя прокурора г.Москвы согласована внеплановая документарная проверка (письмо от 14.05.2020 N 7/31-08-234-2020/Исорг3582).
Согласно пункту 11 Приказа Росаккредитации N 32-П-ВД в процессе проверки надлежало провести мероприятия по контролю, необходимые для достижения целей и задач проведения проверки в том числе рассмотрение документов и (или) сведений, имеющихся в распоряжении Росаккредитации, включая Федеральную государственною информационную систему в области аккредитации, реестр сертификатов соответствия (срок с 18.05.2020 по 15.06.2020); оценке соблюдения в деятельности органа по сертификации правил документооборота (соблюдение в процессе деятельности органа по сертификации требований документов, устанавливающих требования к сертификации), установленных в Руководстве по качеству в соответствии с подпунктом "е" пункта 14.8 Критериев аккредитации, по сертификатам соответствия, выданных в период с января 2020 года по май 2020 года (срок с 18.05.2020 по 15.06.2020); оценке соблюдения в деятельности органа по сертификации правил выполнения работ по сертификации, установленных в Руководстве по качеству в соответствии с пунктом 14.11 Критериев аккредитации, по сертификатам соответствия, выданных в период с января 2020 года по май 2020 года (срок с 18.05.2020 по 15.06.2020); проверке соблюдения в процессе деятельности органа по сертификации требований нормативных правовых актов, документов в области стандартизации и иных документов, устанавливающих требования к подтверждению соответствия и объектам подтверждения соответствия, указанных в области аккредитации в заявлении об аккредитации или в реестре аккредитованных лиц, при выполнении работ по сертификации продукции (по сертификатам соответствия, выданных в период с января 2020 года по май 2020 года (срок с 18.05.2020 по 15.06.2020).
16.09.2020 начальником отдела аккредитации в сфере подтверждения соответствия продукции легкой промышленности Управления аккредитации в сфере подтверждения соответствия продукции легкой, пищевой, химической и фармацевтической промышленности Федеральной службы по аккредитации Л.А. Кайль в отсутствие законного представителя ООО "Сертифика" генерального директора Никонорова Дмитрия Николаевича, извещенного надлежаще и заблаговременно в установленном законом порядке, был составлен протокол об административном правонарушении N 167/2020.
Согласно п. 95 ч.2 ст.28.3 КоАП РФ должностные лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции национального органа Российской Федерации по аккредитации вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.47 КоАП РФ.
Материалы административного производства в отношении общества по ч. 1 ст.14.47 КоАП РФ на основании ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ направлены для рассмотрения в Арбитражный суд города Москвы.
Судом проверено и установлено, что протокол об административном правонарушении составлен должностным лицом заявителя в пределах полномочий, предусмотренных п. 95 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ и с соблюдением процессуальных гарантий лица, привлекаемого к административной ответственности.
В соответствии с ч. 1 ст. 14.47 КоАП РФ нарушение правил выполнения работ по сертификации либо выдача сертификата соответствия с нарушением требований законодательства о техническом регулировании - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии с п. 3.2 ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) Управлением аккредитации в сфере подтверждения соответствия легкой пищевой, химической и фармацевтической промышленности инициирована предварительная проверка поступившей информации.
Пунктом 5 Приложения N 11 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 440 "О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году", установлено, что при наличии в Федеральной службе по аккредитации подтвержденных сведений о нарушениях, связанных с заведомо незаконной выдачей аккредитованным лицом сертификатов соответствия в сфере обязательной сертификации, протоколов испытаний, проводятся внеплановые (выездные или документарные) проверки аккредитованных лиц, при этом требуется предварительное согласование с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности аккредитованных лиц.
В соответствии с императивным предписанием подпункта "а" пункта 1 части 1 статьи 26 Федерального закона N 412-ФЗ и согласно подпункту "а" пункта 8 Правил формирования и ведения реестра аккредитованных лиц, реестра экспертов по аккредитации, реестра технических экспертов, реестра экспертных организаций и предоставления сведений из указанных реестров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2014 N 604 (далее - Правила формирования и ведения реестров), реестр аккредитованных лиц содержит сведения об аккредитованных лицах в виде наименования юридического лица, его места нахождения, номера телефона, факса и адреса электронной почты (в случае, если имеется), фамилии, имени и отчества (в случае, если имеется) руководителя юридического лица. Исходя из взаимосвязанных положений пункта 4 части 1 статьи 8, статьи 26 Федерального закона N 412-ФЗ, содержания Правил формирования и ведения реестров, реестр аккредитованных лиц обладает признаком публичной достоверности.
Пунктом 3 Правил формирования и ведения реестров определено, что реестр аккредитованных лиц относится к числу государственных информационных ресурсов, обладателем информации которых является Российская Федерация, и ведутся посредством использования федеральной государственной информационной системы в области аккредитации.
Сведения, содержащиеся в реестре аккредитованных лиц, по юридической силе равнозначны сведениям, размещенным в едином государственном реестре юридических лиц, поскольку, как и последний, реестр аккредитованных лиц является государственным информационным ресурсом, статус и необходимость которого подтверждены соответствующим федеральным законом.
Учитывая, что внеплановая документарная проверка в силу своей правовой природы отличается чрезвычайным, экстренным характером, направленным на пресечение нарушений, связанных с причинением вреда жизни, здоровью граждан, поскольку предметом контроля Росаккредитации является деятельность аккредитованных лиц (органов по сертификации, испытательных лабораторий), которые подтверждают соответствие продукции или иных объектов требованиям технических регламентов, принимаемых в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее -Федеральный закон N 184-ФЗ), в том числе в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, письмо Росаккредитации с копией уведомления о проведении проверки N 96-У и копией Приказа N 32-П-ВД было направлено в адрес ООО "Сертифика" посредством электронной почты на электронный адрес ООО "Сертифика": 6459819@sertifica.net. Доставка получателю выполнена. Ошибки отправки либо сообщения почтового сервера получателя о невозможности приема сообщения отсутствуют.
Уведомление о проведении проверки N 96-У также было направлено Росаккредитацией почтовым отправлением по следующему адресу: 105122, г.Москва, ш.Щёлковское, д.2а, этаж 10, помещение I, офис 1062-1070.
Таким образом, Росаккредитация исполнила обязанность по надлежащему уведомлению юридического лица о проведении в отношении него внеплановой проверки, в то время как юридическое лицо несет риск неполучения указанного уведомления в случае если оно фактически не находится по данному адресу.
Пунктом 7 Приказа N 32-П-ВД определено, что предметом проверки является соблюдение обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами.
В силу п. 8 Приказа Росаккредитации N 32-П-ВД к проверке следовало приступить с 18.05.2020 и окончить не позднее 15.06.2020.
Пунктом 1 ч. 1 ст. 13 Федерального закона N 412-ФЗ установлена обязанность аккредитованных лиц соблюдать критерии аккредитации при осуществлении своей деятельности. Пунктом 8 Критериев аккредитации определена необходимость органа по сертификации соблюдать требования нормативных правовых актов, документов в области стандартизации и иных документов, устанавливающих требования к подтверждению соответствия и объектам подтверждения соответствия, указанных в области аккредитации в заявлении об аккредитации или в реестре аккредитованных лиц, а также соблюдение в процессе деятельности органа по сертификации требований документов, устанавливающих требования к подтверждению соответствия.
Из п. 1 ч. 1 ст. 1, п. 1,5,9 ст. 4 Федерального закона N 412-ФЗ следует, что деятельность аккредитованного лица в своей области аккредитации представляет собой деятельность по оценке соответствия.
Отношения, возникающие при оценке соответствия, регулирует Федеральный закон N 184-ФЗ.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона N 184-ФЗ оценка соответствия - прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к объекту.
Частью 3 ст. 7 Федерального закона N 184-ФЗ установлено, что оценка соответствия проводится в формах государственного контроля (надзора), испытания, регистрации, подтверждения соответствия, приемки и ввода в эксплуатацию объекта, строительство которого закончено, и в иной форме. Тем самым, одной из форм оценки соответствия является подтверждение соответствия.
Подтверждение соответствия - документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов проектирования (включая изыскания). Производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказание услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил и условиями договоров (статья 2).
Сертификация - форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, документам по стандартизации или условиям договоров (статья 2).
Сертификат соответствия - документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, документам по стандартизации или условиям договоров.
В соответствии со ст. 20 Федерального закона N 184-ФЗ подтверждение соответствия на территории Российской Федерации может носить добровольный или обязательный характер. Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах принятия декларации о соответствии и обязательной сертификации.
В силу ч.1 ст. 26 Федерального закона N 184-ФЗ обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации, аккредитованным в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.
Согласно положениям ч. 4 ст. 26 Федерального закона N 184-ФЗ исследования и измерения продукции при осуществлении обязательной сертификации проводятся аккредитованными испытательными лабораториями (центрами).
Аккредитованные испытательные лаборатории (центры) проводят исследования (испытания) и измерения продукции в пределах своей области аккредитации на условиях договоров с органами по сертификации. Органы по сертификации не вправе предоставлять аккредитованным испытательным лабораториям (центрам) сведения о заявителе.
Аккредитованная испытательная лаборатория (центр) оформляет результаты исследований (испытаний) и измерений соответствующими протоколами, на основании которых орган по сертификации принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче сертификата соответствия. Аккредитованная исполнительная лаборатория (центр) обязана обеспечить достоверность результатов исследований (испытаний) и измерений.
Приказом Минэкономразвития России N 326 от 30.05.2014, которым утверждены Критерии аккредитации, также утвержден Перечень документов в области стандартизации, соблюдение требований которых заявителями, аккредитованными лицами обеспечивает их соответствие критериям аккредитации, в который включен ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065-2012 "Национальный стандарт Российской Федерации. Оценка соответствия. Требования к органам по сертификации продукции, процессов и услуг" (далее - ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065-2012). При таких обстоятельствах, для того чтобы аккредитованное лицо удовлетворяло установленным критериям аккредитации, оно сообразно своему статусу обязано соблюдать положения стандартов, входящих в названный перечень. Следовательно, аккредитованное лицо способно обеспечить в своей деятельности соответствие критериям аккредитации только при условии соблюдения требований ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065-2012.
Пунктом 1 ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065-2012 определено, что данный стандарт содержит требования к компетентности, последовательности действий и беспристрастности органов по сертификации продукции, процессов и услуг, представляющей собой деятельность по оценке соответствия, проводимую третьей стороной (5.5 ИСО/МЭК 17000:2004).
Пункт 7 "Требования к процессу" ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065-2012 регламентирует порядок действий, осуществляемых органом по сертификации в процессе сертификации, от подачи заявки (пункт 7.2) до инспекционного контроля (п. 7.9 и далее согласно уточняющих положений) с указанием на обязанность органа по сертификации применять одну или несколько схем сертификации для осуществления своей деятельности (п. 7.1.1 ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065-2012).
Пунктом 7.3.1 ГОСТ ИСО/МЭК 17065-2012 установлено, что орган по сертификации должен провести анализ полученной информации, чтобы удостовериться в том, что:
a) информация о заказчике и продукции достаточна для проведения работ по сертификации;
b) любое расхождение в понимании между органом по сертификации и заявителем устранено, включая достижение согласия по поводу стандарта или нормативного документа;
c) требуемая область сертификации определена (см. 3.10);
d) в наличии имеются средства для выполнения всех оценочных работ;
e) орган по сертификации обладает компетентностью и способностью для выполнения всех работ.
В приложении "А" к ГОСТ ИСО/МЭК 17065-2012 закреплены принципы, относящиеся к органам по сертификации и выполняемой ими деятельности. Из пункта А.6.2 данного приложения следует, что орган по сертификации несет ответственность за оценивание достаточных объективных свидетельств, на основании которых принимается решение по сертификации; на основании анализа свидетельств орган по сертификации принимает решение о выдаче сертификата, если имеются достаточно веские доказательства соответствия, или об отказе в выдаче, если отсутствуют достаточно веские доказательства соответствия, или о не подтверждении результатов сертификации.
29.05.2014 страны Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация подписали Договор о евразийском экономическом союзе. Согласно пункту 3 части 1 статьи 51 Договора о Евразийском экономическом союзе техническое регулирование в рамках Союза осуществляется, в том числе, исходя из принципа применения и исполнение технических регламентов Союза в государствах-членах без изъятий.
В силу пункта 3 статьи 51 Договора о Евразийском экономическом союзе порядок, правила и процедуры технического регулирования в рамках Союза устанавливаются согласно приложению N 9 к данному Договору.
Пунктом 5 Приложения N 9 "Протокол о техническом регулировании в рамках Евразийского экономического союза" к Договору о Евразийском экономическом союзе установлено следующее:
"Оценка соответствия объектов технического регулирования, устанавливаемая в технических регламентах Союза, проводится в формах регистрации (государственной регистрации), испытаний, подтверждения соответствия, экспертизы и (или) в иной форме.
Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах декларирования соответствия и сертификации.
Формы, схемы и процедуры оценки соответствия устанавливаются в технических регламентах Союза на основе типовых схем оценки соответствия, утверждаемых Комиссией.
Оценка соответствия выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов Союза осуществляется до выпуска ее в обращение.
Обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом Союза, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента Союза...".
ООО "Сертифика" аккредитовано в качестве органа по сертификации (уникальный номер записи об аккредитации в реестре аккредитованных лиц RA.RU.11HB 11).
В ходе проведения внеплановой документарной проверки было установлено, что согласно размещенным во ФГИС Росаккредитации в реестре сертификатов соответствия ООО "Сертифика" выдало 650 сертификатов соответствия на продукцию за период с января по май 2020 года, подтверждающие безопасность требованиям ТР ТС 004/2011.
Уведомлением от 15.05.2020 N 96-У Росаккредитацией у органа по сертификации запрошены материалы дел по сертификатам соответствия за период с января по май 2020.
Однако вопреки требованиям законодательства о государственном контроле аккредитованным лицом не представлена запрашиваемая информация.
В ходе проведения внеплановой документарной проверки выборочно проверены сертификаты соответствия в том числе N ЕАЭС RU С-118.НВ11.А.00503/20 от 03.02.2020.
В соответствии со сведениями ФГИС Росаккредитации сертификат соответствия N ЕАЭС RU С-Ш.НВ11.А.00503/20 от 03.02.2020 выдан органом по сертификации по схеме 3 с на производство партии продукции: "Аппараты электрические для управления электротехническими установками: пускатель магнитный" с целью подтверждения соответствия требованиям ТР ТС 004/2011.
Изготовитель: "General Electric Company" (место нахождения и осуществления деятельности: Соединенные Штаты, 1 River Road, Schenectady, NY 12345).
Требования ТР ТС 004/2011 включены в область аккредитации органа по сертификации ООО "Сертифика", следовательно, при осуществлении работ по подтверждению соответствия продукции требованиям данного технического регламента на указанном аккредитованном лице лежит обязанность без изъятий соблюдать установленные им требования.
В соответствии с п. 2 предисловия ТР ТС 004/2011 настоящий технический регламент разработан с целью установления на единой таможенной территории Таможенного союза единых обязательных для применения и исполнения требований к низковольтному оборудованию, обеспечения свободного перемещения низковольтного оборудования, выпускаемого в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза.
В силу п. 1 ст. 7 ТР ТС 004/2011 перед выпуском в обращение на рынке низковольтное оборудование должно пройти подтверждение соответствия требованиям безопасности настоящего технического регламента Таможенного союза. Подтверждение соответствия низковольтного оборудования осуществляется по схемам в соответствии с Положением о порядке применения типовых схем оценки (подтверждения) соответствия в технических регламентах Таможенного союза, утвержденным Комиссией Таможенного союза (далее - Комиссия).
Согласно абз. 2 п. 3 ст. 7 ТР ТС 004/2011 сертификация партии низковольтного оборудования осуществляется по схеме 3с. Партию низковольтного оборудования (единичное изделие), изготовленного на единой таможенной территории Таможенного союза, представляет изготовитель, партию низковольтного оборудования (единичное изделие), ввозимую на единую таможенную территорию Таможенного союза, представляет импортер или изготовитель (уполномоченное изготовителем лицо).
В соответствии с п. 4 ст. 7 ТР ТС 004/2011 сертификация низковольтного оборудования проводится аккредитованным органом по сертификации (оценке (подтверждению) соответствия), включенным в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза.
Пунктом 5 ст.7 ТР ТС 004/2011 установлен порядок проведения сертификации, в соответствии с которым:
Изготовитель (уполномоченное изготовителем лицо), импортер предоставляет органу по сертификации (оценке (подтверждению) соответствия) комплект документов на низковольтное оборудование, подтверждающий соответствие низковольтного оборудования требованиям безопасности настоящего технического регламента Таможенного союза, который включает контракт (договор на поставку) или товаросопроводительную документацию (для партии низковольтного оборудования (единичного изделия) (схемы 3 с, 4с).
Изготовитель предпринимает все необходимые меры, чтобы процесс производства был стабильным и обеспечивал соответствие изготавливаемого низковольтного оборудования требованиям настоящего технического регламента Таможенного союза.
Орган по сертификации (оценке (подтверждению) соответствия):
осуществляет отбор образца (образцов);
проводит идентификацию низковольтного оборудования путем установления тождественности его характеристик признакам, установленным в статье 1 настоящего технического регламента Таможенного союза, положениям, установленным статьей 5 настоящего технического регламента Таможенного союза, и документам, перечисленным в подпункте 5.1 пункта 5 настоящей статьи;
организует проведение испытаний образца (образцов) низковольтного оборудования на соответствие требованиям стандартов из Перечня стандартов, указанных в п. 1 ст. 6 настоящего технического регламента Таможенного союза, и проводит анализ протокола (протоколов) испытаний;
выдает сертификат соответствия по единой форме, утвержденной Комиссией.
Пунктом 22.3 Положения установлено, что схема 3C, по которой проводились работы по подтверждению соответствия экспертами по сертификации по вышеуказанному сертификату соответствия, включает следующие процедуры:
- подачу заявителем в орган по сертификации продукции заявки на проведение сертификации с прилагаемой технической документацией;
- рассмотрение заявки и принятие органом по сертификации продукции решения о проведении сертификации продукции;
- отбор органом по сертификации продукции образцов для проведения испытаний;
- проведение испытаний образцов продукции аккредитованной испытательной лабораторией;
- анализ результатов испытаний и выдачу заявителю сертификата соответствия;
- маркировка партии продукции единым знаком обращения. Согласно пункту 11 раздела III Типовых схем оценки соответствия
типовые схемы сертификации включают в себя следующие процедуры,
выполняемые последовательно, если иное не установлено актами органов Союза:
а) подача заявителем в орган по сертификации продукции заявки на проведение работ по сертификации (далее - заявка), в которой указывается информация, предусмотренная п. 13 настоящего документа, с приложением документов, указанных в пункте 14 настоящего документа;
б) рассмотрение и анализ органом по сертификации продукции заявки и прилагаемых документов, принятие решения о проведении работ по сертификации или об отказе в проведении работ по сертификации и информирование заявителя о принятом решении (непосредственно или путем направления информации заказным почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении);
в) проведение органом по сертификации продукции идентификации
и (или) отбора образцов (проб) продукции (типовых образцов продукции)
(далее - образцы (пробы) продукции) для проведения их исследований (испытаний) и измерений, если это предусмотрено схемой сертификации;
г) привлечение органом по сертификации продукции на договорной основе (при необходимости) для проведения исследований (испытаний) и измерений аккредитованной испытательной лаборатории (центра) из числа тех, с которыми взаимодействует орган по сертификации продукции для проведения исследований (испытаний) и измерений (если проведение исследований (испытаний) и измерений предусмотрено схемой сертификации). В случае если заявитель по каким-либо причинам считает невозможным проведение исследований (испытаний) и измерений в привлеченной аккредитованной испытательной лаборатории (центре),
он должен информировать об этом орган по сертификации продукции (с обоснованием причин отказа). В этом случае для проведения исследований (испытаний) и измерений орган по сертификации продукции привлекает иную аккредитованную испытательную лабораторию (центр), с которой он взаимодействует;
д) проведение аккредитованной испытательной лабораторией (центром) исследований (испытаний) и измерений отобранных образцов (проб) продукции, если это предусмотрено схемой сертификации;
е) проведение органом по сертификации продукции исследования типа продукции, если это предусмотрено схемой сертификации;
ж) проведение органом по сертификации продукции исследования проекта продукции, если это предусмотрено схемой сертификации;
з) проведение органом по сертификации продукции анализа состояния производства, если это предусмотрено схемой сертификации;
и) анализ органом по сертификации продукции полученных результатов работ по сертификации продукции и принятие решения о выдаче или об отказе в выдаче сертификата соответствия продукции требованиям технического регламента (далее - сертификат соответствия продукции);
к) оформление и выдача органом по сертификации продукции сертификата соответствия продукции;
л) внесение сведений о выданном сертификате соответствия продукции в единый реестр выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии;
м) обеспечение заявителем маркировки продукции единым знаком обращения продукции на рынке Союза (далее - единый знак обращения) в порядке, утверждаемом Евразийской экономической комиссией (далее -Комиссия);
н) осуществление органом по сертификации продукции периодической оценки сертифицированной продукции, если это предусмотрено схемой сертификации;
о) приостановление (возобновление) или прекращение органом по сертификации продукции действия выданных им сертификатов соответствия продукции.
Сертификат соответствия N ЕАЭС RU С-Ш.НВ11.А.00503/20 выдан ООО "Сертифика" на основании товаросопроводительной документации от 03.12.2019.
Пунктом 22.3 Положения, п. 18 раздела III Типовых схем оценки соответствия, ТР ТС 004/2011 предусмотрено, что орган по сертификации продукции проводит в присутствии заявителя идентификацию партии продукции или идентификацию и отбор образцов (проб) продукции из партии для проведения исследований (испытаний) и измерений в соответствии с разделом VI Типовых схем оценки соответствия (в случае если техническим регламентом не установлена возможность использования результатов исследований (испытаний) и измерений для последующих партий аналогичной продукции).
Порядок отбора образцов регламентирован ГОСТ 31814-2012 "Оценка соответствия. Общие правила отбора образцов для испытаний продукции при подтверждении соответствия", в соответствии с которым отбор образцов проводят для партии продукции - на месте нахождения партии (на складе готовой продукции изготовителя, складе временного хранения, таможенном складе или на складе получателя при ответственном хранении, в емкости транспортного средства).
После отбора образцов орган по сертификации в соответствии с статьей 7 ТР ТС 004/2011 организует проведение испытаний образца (образцов) низковольтного оборудования.
Согласно пункту 22.3 Положения, пунктам 11, 38-55 Типовых схем оценки соответствия, ТР ТС 004/2011 испытания партии продукции (выборки из партии) проводятся аккредитованной испытательной лабораторией по поручению органа по сертификации, которому предоставляется протокол испытаний.
Названные нормоположения устанавливают, что при положительных результатах испытаний орган по сертификации оформляет сертификат соответствия и выдает его заявителю.
В соответствии с официальными разъяснениями ФТС России совместно с Росаккредитацией, опубликованными на официальном сайте Федеральной службы по аккредитации, "в соответствии с правом ЕАЭС и законодательством Российской Федерации получению разрешительных документов предшествует процедура проведения исследований и испытаний продукции, для которой необходим ввоз в Российскую Федерацию проб и образцов. Подконтрольные товары, ввозимые в Российскую Федерацию, в том числе пробы и образцы, предназначенные для проведения исследований испытаний, которая в последующем будет выпускаться в обращение на территории Российской Федерации в ходе коммерческой деятельности и сопровождаться разрешительными документами, полученными на основе протоколов испытаний везенных подконтрольных товаров, подлежат таможенному декларированию в общеустановленном порядке (ст. 104 ТК ЕАЭС).".
Подконтрольные товары для целей подтверждения соответствия могут декларироваться следующими способами:
1) с подачей отдельной декларации на товары (далее - ДТ) с указанием кода особенностей перемещения товара.
В случае подачи таможенному органу отдельной ДТ на подконтрольные товары она заполняется со следующими особенностями:
в графе 31 указывается пробы для целей подтверждения соответствия;
в графе 37 указывается - код особенностей перемещения товаров "061" -товары, перемещаемые в качестве проб и образцов для проведения исследований и испытаний в соответствии с Классификатором - решение КТС от 20.09.2010 N 378;
в графе 44 под кодом вида продукции 01999 указываются реквизиты документов, подтверждающих необходимое количество (вес и объем) ввозимых проб (копия договора с аккредитованным лицом или письмо аккредитованного лица).
2) с подачей заявления в соответствии с подпунктом пункта 6 Решения КТС от 20.05.2010 N 263 "О порядке использования транспортных...".
Такое заявление может подаваться в следующих случаях: в сопровождаемом или несопровождаемом багаже при соблюдении условий перевозки и хранения продукции. Подконтрольные товары помещаются в места временного хранения под таможенным контролем в соответствии со статьей 99 ТК ЕАЭС; при пересылке в международных почтовых отправлениях, с ограничениями, указанными в Решении КТС от 17.08.2010 N 338.
3) с подачей реестров экспресс-грузов в соответствии с подпунктом 2 пункта 6 Решения КТС N 263.
Документы, подтверждающие гражданско-правовые отношения указываются между заявителем и аккредитованным лицом (копия договора и (или) письмо аккредитованного лица) указываются в графе 13.
В ходе проверки должностными лицами, уполномоченными на проведение проверки, у органа по сертификации запрошены документы, свидетельствующие о ввозе отобранных образцов, необходимых для проведения испытаний в рамках сертификации продукции, на территорию Российской Федерации, в том числе, декларации - транспортные накладные со штампом таможенного органа.
ООО "Сертифика" вышеуказанные документы представлены не были.
В связи с не предоставлением органом по сертификации документов, свидетельствующих о ввозе отобранных образцов, необходимых для проведения испытаний в рамках сертификации продукции, на территорию Российской Федерации, в том числе, декларации - транспортные накладные со штампом таможенного органа, Росаккредитацией был направлен запрос N 10286/03-НД от 21.05.2020 в Управление торговых ограничений, валютного и экспортного контроля Федеральной таможенной службы с просьбой предоставить информацию о ввозе в Российскую Федерацию образцов продукции с целью их испытаний в лабораториях на предмет подтверждения соответствия обязательным требованиям Технических регламентов, с указанием даты ввоза.
В соответствии с информацией, представленной таможенным органом, образцы, отобранные для целей проведения испытаний сертифицированной продукции, на территорию Российской Федерации не ввозились (проведен анализ представленной информации в разрезе ИНН; продукции ТН ВЭД; ОК; изготовителя; получателя; отправителя; декларанта; даты ввоза).
Наличие приведенных фактических обстоятельств свидетельствует о том, что орган по сертификации вопреки требованиям статьи 7 ТР ТС 004/2011 не обеспечило проведение: отбора образцов, проведение испытаний в рамках проведения сертификации продукции, что привело к оформлению сертификата соответствия с нарушением правил проведения сертификационных работ.
Указанные обстоятельства отражены в Акте внеплановой документарной проверки N 46-АДП от 15.06.2020.
Ответственность за допущенные ООО "Сертифика" правонарушения предусмотрена ч. 1 ст. 14.47 КоАП РФ, объективная сторона которой заключается в выдаче сертификата соответствия с нарушением требований законодательства о техническом регулировании.
В соответствии с положением ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за выдачу сертификата соответствия с нарушением требований законодательства Российской Федерации в сфере технического регулирования составляет один год.
В соответствии с положением ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за выдачу сертификата соответствия с нарушением требований законодательства Российской Федерации в сфере технического регулирования составляет один год. Таким образом, срок давности привлечения к административной ответственности за выдачу сертификата соответствия N ЕАЭС RU C-US.HB11.A.00503/20 от 03.02.2020 истечет 03.02.2021.
Согласно п. 16.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (ст. 2.2 КоАП РФ) не выделяет. Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в ч. 1 или ч. 2 ст. 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
В данном случае факт совершения ответчиком вмененного административного правонарушения подтверждается материалами дела, в том числе актом проверки, протоколом об административном правонарушении и Обществом не отрицается.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает установленным и подтвержденным материалами дела об административном правонарушении факт совершения ответчиком вмененного административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена ч. 1 ст. 14.47 КоАП РФ.
Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Общество не представило доказательств, подтверждающих принятие им всех возможных и необходимых мер по соблюдению требований законодательства в области аккредитации.
Доказательств невозможности соблюдения указанных требований действующего законодательства в материалы дела не представлено.
Собранные по настоящему делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи позволяют сделать вывод о наличии вины общества в совершении вмененного ему административного правонарушения, в связи с чем, принимая во внимание изложенные выше обстоятельства, имеются законные основания для привлечения ответчика к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.47 КоАП РФ.
Нарушений процедуры привлечения ответчика к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено.
Срок давности привлечения ответчика к административной ответственности судом соблюден.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о необходимости привлечения общества к административной ответственности является обоснованным.
Штраф назначен обществу в минимальном размере санкции, предусмотренной ч. 1 ст. 14.47 КоАП РФ.
Вопреки доводам жалобы, оснований для снижения штрафа ниже низшего предела санкции ч. 1 ст. 14.47 КоАП РФ не установлено.
Оснований для освобождения общества от административной ответственности в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ, также не усматривается.
Довод апелляционной жалобы ООО "Сертифика" о неприменении к правонарушению, указанному в протоколе об административном правонарушении положений ГОСТа 31814-2012 несостоятелен в виду следующего.
В разделе 1 Область применения ГОСТа 31814-2012 указано, что настоящий стандарт устанавливает общие правила отбора образцов, их использования при осуществлении подтверждения соответствия продукции установленным требованиям.
Стандарт предназначен для заявителей, органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров), участвующих в проведении работ по обязательному подтверждению соответствия.
Довод ООО "Сертифика" о неприменении в рассматриваемом случае Решения N 44, поскольку в соответствии с ТР ТС 004/2011 подтверждение соответствия низковольтного оборудования осуществляется только по схемам установленным Решением N 621 основан на неверном понимании и толковании норм законодательства.
Ссылка общества об отсутствии в протоколе об административном правонарушении сведений о свидетелях, что предусмотрено ст. 28.2 КоАП РФ, а именно о гражданке Алешиной А.С., жалоба которой стала основанием для проведения проверки в отношении органа по сертификации, является несостоятельной в виду следующего.
В соответствии с ч.1 ст.26.3 КоАП РФ показания свидетелей представляют собой сведения, имеющие отношение к делу и сообщенные указанными лицами в устной или письменной форме.
Согласно ч.1 ст.25.6 КоАП РФ в качестве свидетеля по делу об административном правонарушении может быть вызвано лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению.
В ч.1 ст.26.2 КоАП РФ сказано, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно ч.2 ст.26.2 КоАП РФ эти данные устанавливаются, в том числе показаниями свидетелей.
Вместе с тем гражданка Алешина А.С. не является свидетелем, то есть лицом, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению, а именно обстоятельства выдачи ООО "Сертифика" сертификата соответствия N ЕАЭС RU C-US.HB11.A.00503/20 от 03.02.2020.
Таким образом сведения о гражданке Алешиной А.С. не подлежали включению в протокол об административном правонарушении в соответствии со ст.28.2 КоАП РФ.
Аналогичные нарушения были предметом рассмотрения арбитражного дела N А40-183170/2020.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловную отмену обжалуемого судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.11.2020 по делу N А40-182945/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Ж.В.Поташова |
Судьи |
Т.Б.Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-182945/2020
Истец: ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО АККРЕДИТАЦИИ
Ответчик: ООО "СЕРТИФИКА"