г. Москва |
|
21 января 2021 г. |
Дело N А40-80179/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 января 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ж.В.Поташовой,
судей: |
В.А.Свиридова, И.А.Чеботаревой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.А.Егоровой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ИП Малова М.В.
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 29.10.2020 по делу N А40-80179/20 (93-597)
по заявлению ИП Малова М.В.
к Департаменту г. Москвы по конкурентной политике
третье лицо: ГУП г. Москвы "Центр управления городским имуществом"
об оспаривании действия/решения
при участии:
от заявителя: |
Сафронов Я.Э. по дов. от 09.01.2020; |
от ответчика: от третьего лица: |
не явился, извещен; Абрамов К.Г. по дов. от 28.12.2020; |
УСТАНОВИЛ:
ИП Малов М.В. обратился в Арбитражный суд г.Москвы с исковым заявлением к Департаменту г. Москвы по конкурентной политике об оспаривании действия/решения организатора торгов по внесению изменений в п.2.2-2.4 извещений N 178fz05032000129, N 178fz0503200108, N 178fz05032000106, N 178fz05032000102, N 178fz05032000101, N 178fz05032000095 о проведении аукционов, опубликованных 07.04.2020 на официальном сайте электронной торговой площадки "РОСЭЛТОРГ".
Решением суда от 29.10.2020 в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.
ИП Малов М.В., не согласившись с выводами суда, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель третьего лица просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения. Представил письменный отзыв.
Ответчик в судебное заседание не явился. Суд рассмотрел дело в порядке ст.ст. 123 и 156 АПК РФ в его отсутствие.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ.
Сроки, предусмотренные ч. 4 ст. 198 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно счел соблюденными.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ, ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права.
Как следует из материалов дела, ИП Малов М.В. обратился с жалобой на действия организатора торгов в Московское УФАС России, которое решением от 22.04.2020 по делу N 077/07/00-7025/2020 признала жалобу Малова М.В. на действия Департамента г. Москвы по конкурентной политике при проведении Торгов необоснованной. В решении указано: "Департаментом города Москвы по конкурентной политике было принято решение о переносе дат проведения аукционов на май 2020 года в связи с возникшими чрезвычайными обстоятельствами".
Информация о внесении изменений опубликована на сайте 07.04.2020 года, Претендент получил извещение от площадки 07.04.2020 года, решения о внесении изменений в извещения приняты Организатором 07.04.2020. На дату совершения организатором аукциона обжалуемых действий, на сайте электронной торговой площадки РОСЭЛТОРГ отсутствовали сведения об изменении сроков или приостановлении назначенных электронных торгов (аукционов).
Департамента г. Москвы по конкурентной политике указал что, обстоятельствами, не позволяющими провести аукционы в установленные сроки, послужила угроза распространения в городе Москве новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) в марте 2020 года, в связи с чем на территории города Москвы введен режим повышенной готовности.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой обоснованно инстанции исходил из следующего.
Как следует из материалов дела, на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов по адресу www.torgi.gov.ru 05.03.2020 опубликованы извещения о проведении аукционов по продаже помещений, находящихся в хозяйственном ведении ГУП "ЦУГИ" (номера извещений 050320/0336103/70; 050320/0336103/72; 050320/0336103/74; 050320/0336103/75; 050320/0336103/76; 050320/0336103/77) (далее - аукционы).
Изначально, согласно Разделу 2 документации об аукционах датой окончания приема заявок на участие в аукционах являлось 09.04.2020, дата проведения аукционов -14.04.2020.
В связи с возникновением обстоятельств, не позволяющих провести аукционы в установленные сроки, 07.04.2020 в документации об аукционах внесены изменения в части изменения даты окончания приема заявок и проведения аукционов. После внесения изменений в документации об аукционах дата окончания приема заявок была перенесена на 07.05.2020, проведение аукционов - 12.05.2020.
Обстоятельствами, не позволяющими провести аукционы в установленные сроки, послужило следующее.
В связи с угрозой распространения в городе Москве новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) в марте 2020 года указом Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12- УМ "О введении режима повышенной готовности" (далее - указ Мэра Москвы N 12-УМ) на территории города Москвы был введен режим повышенной готовности.
В соответствии с п. 11.2 указа Мэра Москвы N 12-УМ (в редакции от 23.03.2020) с 23.03.2020 все работодатели, осуществляющие деятельность на территории города Москвы, были обязаны оказывать работникам содействие в обеспечении соблюдения режима самоизоляции на дому.
В связи с повышением опасности распространения коронавирусной инфекции, а также в целях реализации мероприятий по борьбе с дальнейшим распространением указанной инфекции на территории города Москвы, руководствуясь положениями пункта 6.2 указа Мэра Москвы N 12-УМ (в редакции от 23.03.2020), сотрудники Департамента, в том числе члены аукционной комиссии, с 23.03.2020 были переведены на работу в дистанционном режиме.
В состав аукционной комиссии входят сотрудники организатора торгов - Департамента, а также сотрудники продавца имущества - ГУП "ЦУГИ" (члены аукционной комиссии), в связи с чем на заседании аукционной комиссии одновременно должны присутствуют сотрудники Департамента и ГУП "ЦУГИ".
Непредвиденный перевод сотрудников Департамента, в том числе членов аукционной комиссии, на дистанционный режим работы, исключил возможность проведения совместных заседаний членов аукционной комиссии, в том числе с участием сотрудников продавца имущества - ГУП "ЦУГИ", в первоначально установленные даты.
В связи с возникновением непредвиденных обстоятельств исключающих возможность проведения аукционов в первоначально установленные даты, 07.04.2020 даты проведения аукционов были перенесены на более позднюю дату.
Перенос дат проведения аукционов был согласован Департаментом с ГУП "ЦУГИ" и соответствующая информация о переносе дат проведения аукционов была опубликована на сайте www.torgi.gov.ru.
П. 1.11.3 документации об аукционах установлено, что любое заинтересованное лицо со дня начала приема заявок до даты окончания срока приема заявок на участие в аукционе вправе осмотреть выставленное на продажу имущество. При этом запрос на осмотр выставленного на продажу имущества может быть направлен через "личный кабинет" на Едином информационном инвестиционном портале города Москвы http://www.invest moscow.ru/.
Указом Президента Российской Федерации от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (далее - Указ Президента N 239) были установлены нерабочие дни, а также определена необходимость ограничения передвижения физических лиц и транспортных средств субъектами Российской Федерации.
Учитывая положения Указа Мэра Москвы N 12-УМ и Указа Президента Российской Федерации N 239, в связи с повышением опасности распространения коронавирусной инфекции и в целях реализации мероприятий по борьбе с дальнейшим распространением указанной инфекции на территории города Москвы с 30.03.2020 на сайте http://www.investmoscow.ru/ была приостановлена возможность подачи заявок на осмотр имущества, выставленного на торги, и осмотр имущества не проводился.
Невозможность обеспечения проведения осмотра имущества, выставленного на торги, также являлось основанием для переноса первоначально установленных дат проведения аукционов на более позднее даты.
Кроме того, перенос дат проведения аукционов не нарушает права ИП Малова М.В., поскольку поданные ИП Маловым М.В. заявки до переноса сроков проведения аукционов, считаются поданными и после переноса, в связи с чем заявки ИП Малова М.В. подлежали рассмотрению в перенесенные даты проведения аукционов.
В соответствии с положениями п. 3 ст. 401 ГК РФ лицо, ненадлежащим образом исполнившее обязательство несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы.
Согласно п. 18.1 Указа Мэра Москвы распространение коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, носит чрезвычайный и непредотвратимый характер, в связи с чем является обстоятельством непреодолимой силы.
Согласно правовой позиции, содержащейся в пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", в силу п. 3 ст. 401 ГК РФ для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер.
При этом требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях.
В связи с возникновением обстоятельств неопределимой силы, учитывая, что в период подачи заявок на участие аукционах осмотр имущества не проводился, а также то, что сотрудники Департамента, в том числе члены аукционной комиссии, были переведены на дистанционной режим работы, что привело к невозможности заседания аукционной комиссии и, как в результате, к проведению аукционов в первоначально установленные сроки, 07.04.2020 даты окончания приема заявок на участие в аукционах и даты проведения аукционов были перенесены на более поздний период.
Учитывая, что в сложившейся ситуации внесение изменений в документацию об аукционах обусловлено обстоятельствами неопределимой силы, внесение Департаментом указанных изменений является допустимым и правомерным.
Помимо этого, заявленные ИП Малов М.В. требования удовлетворению не подлежат, поскольку отсутствует возможность повторно провести аукционы в даты, которые прошли.
На основании изменений, внесенных в извещения о проведении аукционов, даты окончания приема заявок перенесена на 07.05.2020, даты проведения аукционов -на 13.05.2020.
Учитывая, что в сложившейся ситуации внесение изменений в документацию об аукционах обусловлено обстоятельствами неопределимой силы, внесение Департаментом указанных изменений является допустимым и правомерным.
Помимо этого, продление сроков подачи заявок в настоящей ситуации не нарушает права ИП Малов М.В., поскольку заявки, поданные ИП Маловым М.В. до продления сроков проведения аукционов, считаются поданными и после продления указанных сроков, в связи с чем заявки ИП Малова М.В. были рассмотрены в перенесенные даты проведения аукционов.
Статьей 449 ГК РФ предусмотрено, что торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов. Торги могут быть признаны недействительными в случае, если: кто-либо необоснованно был отстранен от участия в торгах; на торгах неосновательно была не принята высшая предложенная цена; продажа была произведена ранее указанного в извещении срока; были допущены иные существенные нарушения порядка проведения торгов, повлекшие неправильное определение цены продажи; были допущены иные нарушения правил, установленных законом. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги, и применение последствий, предусмотренных ст. 167 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 447 ГК РФ договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги. В качестве организатора торгов может выступать собственник вещи или обладатель иного имущественного права на нее. Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.
Статьей 448 ГК РФ определены организация и порядок проведения торгов.
Исходя из указанных норм закона, объектом судебного исследования по требованию о признании недействительными итогов торгов (аукциона, конкурса) могут выступать лишь обстоятельства, касающиеся формальных правил процедуры конкурса, но не вопросы, связанные с существом решения, принятого конкурсной комиссией, мотивами, которыми руководствовалась комиссия при определении победителя конкурса.
Положениями п. 1 ст. 2 АПК РФ и п. 1 ст. 1 ГК РФ основной задачей судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права.
В соответствии со ст. 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
В силу п. 1 ст. 11 ГК РФ возможность обращения лица в арбитражный суд за защитой своих прав и законных интересов поставлена в зависимость от наличия имущественного интереса, подлежащего судебной защите.
Условиями предоставления судебной защиты лицу, обратившемуся в суд с соответствующим требованием, являются установление наличия у заявителя принадлежащего ему субъективного материального права или охраняемого законом интереса, при этом, лицо, обратившееся за судебной защитой, должно доказать, что его право или интерес действительно нарушены противоправным поведением заинтересованного лица, а также тот факт, что избранный способ защиты приведет к его восстановлению.
Кроме того, в соответствии с разъяснениями, приведенными в п. 1 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 101 лицо, обращающееся с требованием о признании торгов недействительными, должно доказать наличие защищаемого нрава или интереса с использованием мер, предусмотренных гражданским законодательством. Нарушения порядка проведения торгов не могут являться основаниями для признания торгов недействительными по иску лица, чьи имущественные права и интересы данными нарушениями не затрагиваются и не могут быть восстановлены при применении последствий недействительности заключенной на торгах сделки.
Согласно правовой позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в Постановлении N 10623/03 от 20.01.2004, применение п. 1 ст. 449 ГК РФ в отношении торгов, проведенных с нарушением правил, установленных законом, в случае признания их недействительными по иску заинтересованного лица должно повлечь восстановление нарушенных прав истца.
В рассматриваемом споре, в случае признания торгов недействительными и при применении последствий недействительности заключенной на торгах сделки, не приведёт к восстановлению нарушенных прав Истца, поскольку он, в результате указанных действий, не становится победителем торгов.
Таким образом, как правильно указал суд в своем решении, правовые основания для признания недействительными действия/решения организатора торгов по внесению изменений в п.2.2-2.4 извещений N 178fz05032000129, N 178fz0503200108, N 178fz05032000106, N178fz05032000102, N178fz05032000101, N178fz05032000095 о проведении аукционов, опубликованных 07.04.2020 на официальном сайте электронной торговой площадки "РОСЭЛТОРГ" отсутствуют.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены или изменения оспариваемого решения суда.
Нарушений норм процессуального права, влекущих в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловную отмену обжалуемого судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.10.2020 по делу N А40-80179/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Ж.В.Поташова |
Судьи |
В.А.Свиридов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-80179/2020
Истец: Малов Михаил Владимирович
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДА МОСКВЫ ПО КОНКУРЕНТНОЙ ПОЛИТИКЕ
Третье лицо: ГУП ГОРОДА МОСКВЫ "ЦЕНТР УПРАВЛЕНИЯ ГОРОДСКИМ ИМУЩЕСТВОМ"