г. Вологда |
|
25 января 2021 г. |
Дело N А13-10895/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2021 года.
В полном объёме постановление изготовлено 25 января 2021 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Писаревой О.Г., судей Виноградова О.Н. и Кузнецова К.А.
при ведении протокола секретарём судебного заседания Ручкиновой М.А.,
при участии от апеллянта Корешковой И.В. по доверенности от 17.02.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федеральной налоговой службы в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Вологодской области на определение Арбитражного суда Вологодской области от 02.09.2020 по делу N А13-10895/2019,
УСТАНОВИЛ:
Федеральная налоговая служба в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Вологодской области обратилась в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой на определение Арбитражного суда Вологодской области от 02.09.2020 об отказе в удовлетворении заявления Федеральной налоговой службы в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Вологодской области о включении требования в размере 3 227 637 руб. 15 коп., в том числе 2 832 850 руб. основного долга, 360 209 руб. 15 коп. пеней, 34 578 руб. штрафа, в реестр требований кредиторов общества с ограниченной ответственностью "Энергопроект" (160000, г. Вологда, ул. Мира, д. 17, пом. 32; ОГРН 1073525005950; ИНН 3525183102; далее - Должник).
В её обоснование ссылается на нарушение судом норм материального права, просит определение отменить и удовлетворить заявленные требования в полном объёме. Указывает на непоступление в его адрес сведений об окончании исполнительного производства в отношении Должника.
Конкурсный управляющий Должника Колосов Дмитрий Николаевич в отзыве на апелляционную жалобу с доводами, изложенными в ней, не согласился.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель подателя жалобы доводы в ней изложенные поддержал.
Другие лица, участвующие в данном обособленном споре, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, определением Арбитражного суда Вологодской области от 02.07.2019 возбуждено производство по делу о банкротстве Должника.
Решением суда от 02.12.2019 (резолютивная часть объявлена 26.11.2019) ликвидируемый Должник признан несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утверждён Колосов Д.Н.
Уполномоченный орган обратился в суд с настоящим заявлением, уточнённым в порядке статьи 49 АПК РФ, ссылаясь на наличие у Должника задолженности по уплате налога на добавленную стоимость за 1, 2 и 3 кварталы 2018 года, по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование за 12 месяцев 2017 года, указывая на то, что возможность принудительного взыскания задолженности не утрачена, но меры принудительного взыскания задолженности после окончания исполнительных производств им не предпринимались.
Принимая судебный акт, суд первой инстанции указал на то, что заявителем утрачена возможность принудительного взыскания задолженности в пределах установленного законодательством о налогах и сборах срока.
Проверив материалы дела, апелляционная инстанция не находит оснований не согласиться с принятым судебным актом.
Согласно статье 32 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) и части 1 статьи 223 АПК РФ дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
В силу абзаца первого пункта 1 статьи 4 Закона о банкротстве состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей определяются на дату подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом, если иное не предусмотрено настоящим Законом. Иное установлено в абзаце третьем пункта 1 указанной статьи, из которой следует, что состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до принятия арбитражным судом заявления о банкротстве должника и заявленных после принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, определяются на дату открытия конкурсного производства.
Требования конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, вытекающие из денежных обязательств либо возникшие вследствие неисполнения обязанностей по уплате обязательных платежей, относятся к третьей очереди реестра требований кредиторов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 142 Закона о банкротстве установление размера требований кредиторов, предъявленных в ходе конкурсного производства, осуществляется в порядке, предусмотренном статьёй 100 Закона о банкротстве. Реестр требований кредиторов подлежит закрытию по истечении двух месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
Целью проверки обоснованности требований является недопущение включения в реестр требований кредиторов необоснованных требований, поскольку такое включение приводит к нарушению прав и законных интересов кредиторов, имеющих обоснованные требования.
На основании статьи 28 Закона о банкротстве сообщение о признании Должника банкротом и об открытии в отношении его конкурсного производства опубликовано 07.12.2019 в газете "Коммерсантъ".
Уполномоченный орган 30.01.2020 обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением, следовательно срок на его предъявление не пропущен.
Заявленные требования не относятся к текущим платежам, что соответствуют правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 1 постановления от 06.12.2013 N 88 "О начислении и уплате процентов по требованиям кредиторов при банкротстве".
Согласно пункту 11 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утверждённого Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016, требование уполномоченного органа об установлении в деле о банкротстве задолженности по обязательным платежам признаётся судом необоснованным, если возможность принудительного взыскания этой задолженности к моменту введения первой процедуры банкротства утрачена.
Соответственно, надлежит установить, не утрачена ли возможность принудительного взыскания задолженности по состоянию на 26.11.2019 (дату введения первой процедуры банкротства - конкурсного производства).
Возможность принудительного взыскания утрачивается при истечении срока давности взыскания налогов в судебном порядке (пункт 3 статьи 46, пункт 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), пункт 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации"), а также при пропуске налоговым органом срока предъявления судебному приставу-исполнителю для принудительного исполнения постановления о взыскании налогов за счёт имущества должника.
Указанные сроки подлежат применению судом независимо от того, заявлялись ли соответствующие возражения со стороны должника.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 НК РФ. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.
Кроме того, согласно части 6.1 статьи 21 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ) оформленные в установленном порядке акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств без приложения документов, указанных в части 6 настоящей статьи, могут быть предъявлены к исполнению в течение шести месяцев со дня их вынесения.
В соответствии с частью 1 статьи 46 Закона N 229-ФЗ исполнительный документ, по которому взыскание не производилось или произведено частично, возвращается взыскателю в том числе, если у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.
В силу части 4 статьи 46 Закона N 229-ФЗ возвращение взыскателю исполнительного документа не является препятствием для повторного предъявления исполнительного документа к исполнению в пределах срока, установленного статьей 21 данного Закона.
Таким образом, согласно действующему законодательству после получения от судебного пристава-исполнителя постановления об окончании исполнительного производства, Уполномоченный орган в течение 6 месяцев имел право снова направить постановления на исполнение судебному приставу. При этом с момента предъявления исполнительного документа к исполнению срок предъявления его к исполнению прерывается (статья 22, части 4 - 5 статьи 46 Закона N 229-ФЗ). Непринятие таких мер влечёт утрату права на принудительное взыскание задолженности и пеней.
Арбитражным судом установлено, что исполнительные производства по принудительному взысканию образовавшейся задолженности по налогам, а также начисленным пеням окончены 28.11.2018, 13.10.2018, 15.03.2019.
Заявителем подтверждено, что повторно в службу судебных приставов постановления о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счёт имущества налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента, банка) не направлялись.
С учётом изложенного суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что к моменту обращения в суд Уполномоченный орган утратил возможность принудительного взыскания с Должника спорной задолженности и соответствующих пеней, поскольку пресекательные сроки на принудительное взыскание истекли 28.05.2019, 13.04.2019, 15.09.2019, то есть до 26.11.2019 (принятия решения суда о признании Должника банкротом).
Иное толкование заявителем положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств дела не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального права.
Таким образом, выводы суда основаны на обстоятельствах дела, установленных в полном объёме, соответствуют действующему законодательству. Предусмотренных статьей 270 АПК РФ оснований для отмены судебного акта первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Вологодской области от 02.09.2020 по делу N А13-10895/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федеральной налоговой службы в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Вологодской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в течение месяца со дня принятия.
Председательствующий |
О.Г. Писарева |
Судьи |
О.Н. Виноградов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-10895/2019
Должник: ООО "Энергопроект"
Кредитор: ООО "Миракс групп"
Третье лицо: А/У Колосов Дмитрий Николаевич, Маркова А.С., АС Вологодской обл., Ассоциация "Межрегиональная Северо-Кавказская саморгеулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих "Содружество", Бабуренков Алексей Петрович, Гнусова Д.Д., Ед. уч. Труничев Ю.А., МИФНС N 11 по Вологодской области, Русаков А.Ю., Управление ГИБДД УМВД России по Вологодской области, Управление государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники ВО, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области, Управление Федеральной службы судебных приставово по Вологодской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации и картографии" в Вологодской области, ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по ВО"