г. Москва |
|
25 января 2021 г. |
Дело N А40-168335/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 января 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.А. Птанской,
судей В.Р. Валиева, О.Н. Лаптевой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем С.В. Саватюхиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 30 октября 2020 года
по делу N А40-168335/20, принятое судьей Ю.Ю. Лакобой,
по иску Общества с ограниченной ответственностью "ТПК "Восток-ресурс"
(ОГРН: 1021801180026; юр. адрес: 426000, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. М. Горького, д. 68, каб. 501)
к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги"
(ОГРН: 1037739510423; юр. адрес: 107174, г. Москва, ул. Новая Басманная, д. 2)
о взыскании убытков в размере 876 390 рублей
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Дубовцев А.С. по доверенности от 11.01.2021
от ответчика: Гречкина Е.В. по доверенности от 02.12.2020
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ТПК "Восток-ресурс" (далее - ООО "ТПК "Восток-ресурс", истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковыми требованиями к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", ответчик) о взыскании убытков в размере 876 390 рублей (с учётом принятых судом первой инстанции уточнений в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 30.10.2020 исковые требования удовлетворены в заявленном объёме.
Ответчик не согласился с принятым решением и обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил обжалуемый судебный акт отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов жалобы, заявитель ссылается на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения настоящего спора.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
В заседании суда апелляционной инстанции 13.01.2021 представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по доводам представленного им отзыва в порядке ст. 262 АПК РФ.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 АПК РФ, изучив доводы жалобы, заслушав объяснения представителей сторон, исследовав и оценив представленные доказательства, Девятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы от 30.10.2020 на основании следующего.
Как установлено судом апелляционной инстанции, в мае 2019 года на станции Агрыз Горьковской ж.д. по технической неисправности были отцеплены вагон -платформы: 92603034, 92603067, 92603182, 94932993, принадлежащие ООО ТПК "Восток-ресурс" с целью проведения текущего отцепочного ремонта.
Согласно уведомления ВУ-23-М, указанная вагон-платформа была отцеплена по причине повреждения колесных пар по коду 107 - выщербина обода колеса.
В целях удостоверения причин возникновения указанных дефектов, ООО ТПК "Восток-ресурс" в адрес представителей ОАО "РЖД" при станции Агрыз Горьковской ж.д. направило телеграмму с железнодорожной станции Ува-1 Горьковской ж.д., согласно которой представители ОАО "РЖД" были уведомлены о необходимости совместного осмотра поврежденной колесной пары на территории эксплуатационного вагонного депо Агрыз - филиала ОАО "РЖД".
20.05.2019 представители ООО ТПК "Восток-ресурс" совместно с представителями экспертной компании ООО "СОЮЗЭКСПЕРТИЗА-УДМУРТИЯ" осуществили осмотр колесных пар на территории эксплуатационного вагонного депо Агрыз - филиала ОАО "РЖД".
При осмотре колесных пар было установлено наличие "ползунов", о чем был составлен совместный акт осмотра от 20.05.2019 года, а также выдано экспертное заключение.
Представители эксплуатационного депо Агрыз Горьковской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД", на территории которого производился осмотр, от подписи в акте осмотра отказались без указания каких-либо причин.
14 сентября 2019 года в адрес ГТЦФТО - филиала ОАО "РЖД" была направлена претензия N 35/П от 09.09.2019 года (почтовый идентификатор 42726439100390) о возмещении убытков, понесенных в связи с ремонтом колесных пар из-под вагонов-платформ, принадлежащих ООО ТПК "Восток-ресурс". Данную претензию ответчик получать отказался, в силу чего конверт с указанной претензией вернулся в адрес ООО ТПК "Восток-ресурс" в связи с истечением срока хранения.
Согласно Классификатору ИТМ1-В Министерства путей сообщения, введенным в действие с 01 января 1979 года, который в силу закона N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", является действующим и не отмененным Минтрансом РФ, причинами такого повреждения как "ползун" являются неисправности тормозных приборов, нарушение правил регулировки рычажной передачи, неправильное управление тормозами локомотива, торможение съемным башмаком на сортировочной горке.
Согласно разделам 5 и 6 указанного Классификатора неисправность "ползун" отнесена к термомеханическим повреждениям колес.
Классификатор устанавливает, что "ползун" - это локальный износ колеса, характеризующийся образованием плоской площадки на поверхности катания; основными причинами указанного повреждения являются скольжение колеса по рельсу, вызывающее местное истирание и деформацию металла колеса. Такое скольжение возможно вследствие неисправности тормозных приборов, нарушения правил регулировки рычажной передачи, неправильное управление тормозами локомотива.
В соответствии со ст. 20 ФЗ от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" техническую пригодность подаваемых под погрузку вагонов, контейнеров определяет перевозчик, то есть ответчик.
Перед перевозкой грузов все вышеуказанные вагоны перевозчиком (ОАО "РЖД") были осмотрены и признаны годными, как в коммерческом, так и техническом состоянии, согласно Инструкции N ЦВ-ЦЛ-408, утвержденной Советом по железнодорожному транспорту Государств участников Содружества Протокол от 21-22 мая 2009 года N 50 (Инструкции осмотрщика вагонов).
Пунктом 1.4 Инструкции осмотрщика вагонов предусмотрено то, что при техническом обслуживании вагонов необходимо проверить наличие деталей и узлов вагонов и их соответствие установленным нормативам; техническое обслуживание вагона предусматривает контроль технического состояния вагонов, находящихся в сформированных составах и транзитных поездках, а также порожних вагонов при подготовке к перевозкам без отцепки от состава или группы вагонов; выявление неисправностей (п. 2.5 Инструкции осмотрщика вагонов).
Согласно п. 1.5.1 Инструкции осмотрщика вагонов осмотрщик вагонов в работе должен руководствоваться : Инструкцией по осмотру, освидетельствованию, ремонту и формированию вагонных колесных пар, Инструктивными указаниями по эксплуатации и ремонту вагонных букс с роликовыми подшипниками.
В соответствии с п. 2.5.3 Инструкции запрещается подавать вагоны под погрузку без предъявления к техническому обслуживанию и записи в книге формы ВУ-14 признании их технически исправными.
Пунктом 2.5.4., 3.2.1 Инструкции установлено, что запрещается подавать по погрузку вагоны, имеющие такое повреждение, как "ползун" более 1 мм на поверхности катания.
Ввиду того, что вагоны были поставлены в сформированные поезда, ОАО "РЖД" признало их годными, детали признаны соответствующими установленным нормативам.
Ответчик принял вагоны истца к перевозке без замечаний, что подтверждается копиями квитанций о приеме груза к перевозке N N ЭИ808268, ЭЙ287461. Следовательно, в момент принятия вагонов к перевозке указанные вагоны были исправны.
Поскольку ответчиком в момент принятия вагонов не выявлено неисправностей, повреждения колесных пар произошли в результате действий ответчика.
В соответствии со ст. 105, ст. 20 ФЗ от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" при повреждении перевозчиком принадлежащих грузоотправителям, грузополучателям, другим юридическим или физическим лицам вагонов, контейнеров или их узлов и деталей перевозчик такие вагоны, контейнеры обязан отремонтировать или возместить владельцу вагонов, контейнеров стоимость ремонта или фактическую стоимость поврежденных или утраченных вагонов, контейнеров или их узлов и деталей. Кроме того, перевозчик возмещает убытки, понесенные владельцами вагонов, контейнеров следствие их повреждения или утраты.
С целью устранения неисправностей колесных пар (устранения ползунов) истец направил неисправные колесные пары в вагоноремонтное депо предприятия АО "ВРК-2".
Истец обеспечил оплату текущего отцепочного ремонта указанных вагонов. Общая стоимость текущего отцепочного ремонта составила 219 596 рублей, что подтверждается актами выполненных работ, расчетно-дефектными ведомостями. Кроме этого, ООО ТПК "Восток-ресурс" понесло затраты, связанные с приобретением колесной пары, которые составили сумму в размере 252 000 рублей.
Однако, кроме основных расходов по ремонту колесных, истец дополнительно понес следующие расходы :
убытки, связанные с утерей товарной стоимости колесных пар в результате их обточки и уменьшением толщины обода колеса в размере - 187 500 рублей;
убытки, вызванные простоем вагонов-платформ во время проведения ремонтных работ из расчета - 204 494 рублей;
- затраты на техническую экспертизу колесных пар в размере 12 800 рублей.
Указанные убытки подтверждаются прилагаемыми в обоснование иска документами.
Таким образом, исходя из вышеуказанных обстоятельств, представленных в материалы дела доказательств, суд первой инстанции правомерно определил, что сумма непокрытых убытков в соответствии с общим расчетом составила 876 390 рублей, которая подлежит взысканию с ответчика.
Доводы апелляционной жалобы ответчика подлежат отклонению исходя из нижеследующих оснований.
Согласно Классификатору ИТМ1-В Министерства путей сообщения, введенным в действие с 01 января 1979 года, который в силу закона N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", является действующим и не отмененным Минтрансом РФ, причинами такого повреждения как "ползун" являются неисправности тормозных приборов, нарушение правил регулировки рычажной передачи, неправильное управление тормозами локомотива, торможение съемным башмаком на сортировочной горке.
Согласно разделам 5 и 6 указанного Классификатора неисправность "ползун" отнесена к термомеханическим повреждениям колес.
Классификатор устанавливает, что "ползун" - это локальный износ колеса, характеризующийся образованием плоской площадки на поверхности катания; основными причинами указанного повреждения являются скольжение колеса по рельсу, вызывающее местное истирание и деформацию металла колеса. Такое скольжение возможно вследствие неисправности тормозных приборов, нарушения правил регулировки рычажной передачи, неправильное управление тормозами локомотива.
В Классификаторе ИТМ1-В Министерства путей сообщения, введенным в действие с 01 января 1979 года, который в силу Закона N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", является действующим и не отмененным Минтрансом РФ, приведена таблица основных неисправностей колесных пар с указанием конкретных причин их возникновения и способа устранения.
В соответствии с текстом Классификатора ИТМ1-В "выщербина обода колеса" -выкрашивание твердых участков поверхности катания, образующихся в результате кратковременного скольжения заклиненных колесных пар по рельсам. То есть причина образования не естественный износ в течении длительного времени, а разрушение поверхности катания в результате пар, ход юзом и перегрев колодок.
Основные причины заклинивания колесных пар и образования выщербин на колесах - нарушение правил регулировки рычажной передачи, неправильное управление тормозами локомотива.
Таким образом, причиной возникновения данной неисправности является нарушение перевозчиком ОАО "РЖД" правил эксплуатации подвижного состава -неисправность тормозных приборов, нарушение правил регулировки рычажной передачи. неправильное управление тормозами локомотива, роспуск вагонов на немеханизированных сортировочных горках со скоростями, превышающими допустимые. Все указанные действия находятся в зоне ответственности ОАО "РЖД" как перевозчика и являются нарушение правил эксплуатации подвижного состава, в том числе эксплуатации тормозного оборудования.
В соответствии с "Классификатором неисправностей грузовых вагонных колесных пар и их элементов 1.20.001-2007", разработанным ФГУП "Всероссийский научно - исследовательский институт железнодорожного транспорта", "ползун" является термомеханическим повреждением поверхности катания бандажа или безбандажного колеса, которое выражается в появлении на круговой поверхности катания плоского места, вызванного сильным торможением, при котором колеса заклиниваются из-за неправильной эксплуатации колесной пары.
В Классификаторе К ЖА 2005 04 в зависимости от причины возникновения неисправности разделены на три группы (присвоен соответствующий цифровой код):
Технологические - связанные с качеством изготовления и выполнения плановых и неплановых ремонтов грузового вагона;
Эксплуатационные - вызванные естественным износом деталей и узлов вагона в процессе его эксплуатации или произошедшие по причинам, не связанным с низким качеством изготовления или ремонта вагона;
Повреждение - неисправность, вызванная нарушением установленных правил и условий эксплуатации вагона при маневровых и погрузочно-выгрузочных операциях на путях промышленных предприятий и путях общего пользования.
Таким образом, исходя из текста документа, к эксплуатационным неисправностям относятся не только неисправности, связанные с естественным износом узлов и деталей, но и возникшие по иным причинам, не связанным с некачественным изготовлением и ремонтом. То есть код "2" присваивается всем неисправностям, которые не являются технологическими и повреждениями.
При этом под повреждением в данном Классификаторе понимается не любое повреждение узлов и деталей вагона, а только возникшие при маневровых и погрузочно-выгрузочных операциях.
Исходя из буквального текста классификатора, отнесение неисправности к категории эксплуатационной не означает, что ее единственной причиной является естественный износ узлов и деталей вагона.
Классификатор К ЖА 2005 4 не дает полную информацию о причинах возникновения эксплуатационных неисправностей, присвоение в данном классификаторе неисправности "ползун" кода "2", не означает отсутствие вины ОАО "РЖД" в возникновении неисправности.
Таким образом, Классификатор ИТМ1-В МПС РФ и Классификатор К ЖА 2005 04 не противоречат, а дополняют друг друга. Классификатор неисправностей колесных пар ИТМ1-В 1977 дает более детальную, по сравнению с Классификатором неисправностей грузовых вагонов К ЖА 2005 04 характеристику причин возникновения неисправностей именно колесных пар.
Классификатор основных неисправностей грузовых вагонов К ЖА 2005 не содержит описания неисправностей и причин их возникновения, ввиду чего, сам по себе, без дополнительной нормативно-технической документации, при классификации неисправностей вагонов применяться не может.
При этом, классификатор неисправностей вагонных колесных пар и их элементов 1.20.001-2007, утв. 07.12.2007, дополняет Классификатор К ЖА 2005, поскольку содержит детальное описание неисправностей колесных пар грузовых вагонов с указанием причин их возникновения.
Вывод о необходимости применения вышеуказанного классификатора неисправностей вагонных колесных пар и их элементов (1.20.001-2007), при определении причин возникновения неисправностей вагона/колесной пары, следует и из анализа действующего Руководящего документа по ремонту и техническому обслуживанию колесных пар с буксовыми узлами грузовых вагонов магистральных железных дорог колеи 1520 (1524 мм).
Раздел 25 данного Руководящего документа "Нормы браковки колесных пар и их элементов по видам неисправностей и способы их устранения" содержит наименования, описание и коды неисправностей согласно Классификатора неисправностей вагонных колесных пар и их элементов (1.20.001-2007), утв. 07.12.2007.
Факт отмены Распоряжением ОАО "РЖД" от 17.11.2016 N 2332/р Классификатора 1.20.001-2007 не может изменить механизм и причин образования "ползунов".
Как в Классификаторе неисправностей вагонных колесных пар и их элементов (1.20.001-2007), как и в Классификаторе ИТМ1-В указано, что повреждения в виде "ползуна" не несут эксплуатационного характера и фактически связаны с неправильной эксплуатацией колесной пары.
Причины неисправности указанных вагонов определены в акте осмотра и расследования дефектов колесных пар, составленного с участием представителя ООО ТПК "Восток-ресурс", ОАО "РЖД" и соответствующего вагонного ремонтного предприятия, производившего ремонт колесных пар.
На сети железных дорог РФ действуют Правила технического обслуживания тормозного оборудования и управления тормозами железнодорожного подвижного состава, утвержденные Советом по железнодорожному транспорту государств -участников Содружества (приложение N 18 к протоколу от 07.05.2014 N 60), в соответствии с которыми, на перевозчика возложена обязанность по такой эксплуатации подвижного состава, которая исключала бы скольжение заклиненных колесных пар по рельсам, а следовательно, и торможение, приводящее к возникновению ползунов на поверхности катания колес, а впоследствии и выщербин по ползунам (Раздел IX, п. 151, п. 156, п. 157, п. 177, п. 178); при этом п. 4 раздела I установлено, что контроль соблюдения требований настоящих Правил возлагается на руководителей подразделений владельца инфраструктуры, обеспечивающих эксплуатацию железнодорожного подвижного состава, а также работников и руководителей подразделений владельца инфраструктуры, отвечающих за безопасность движения поездов.
Аналогичные требования содержатся и в Инструкции по эксплуатации тормозов подвижного состава железных дорог от 16.05.1994 N ЦТ-ЦВ-ЦЛ-ВНИИЖТ/277, утвержденной МПС РФ (п.п. 10.1.1., 10.1.10., раздел 2 Инструкции).
Пунктом 7.5 Распоряжения ОАО "РЖД" от 13.07.2007 N 1305р установлено, что в случаях наличия на поверхности катания колес следов схода с рельс железнодорожного подвижного состава, а также отколов обода, выщербин, неравномерного проката, ползунов или наваров выше допустимых в эксплуатации размеров (со стороны аварийного буксового узла) событие относить за эксплуатационным вагонным депо, производившими последнее технического обслуживание поезда.
Исходя из приведенных выше нормативных актов, следует, что скольжение заклиненных колесных пар по рельсам является нарушение правил эксплуатации подвижного состава со стороны перевозчика, то есть ответчика.
Кроме того, стоит упомянуть, что Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23.06.2011 N 142-ст, введен в действие в качестве национального стандарта ГОСТ 10791-2011 "Колеса цельнокатные", в соответствии с п. 10.1 которого изготовитель гарантирует качество стали и отсутствие дефектов технологического происхождения на поверхности колес на весь срок службы колес со дня получения заказчиком; изготовитель не несет ответственность за дефекты эксплуатационного происхождения типа ползунов, наваров и кольцевых выработок на поверхности катания колес.
В соответствии со ст. 20 ФЗ от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" техническую пригодность подаваемых под погрузку вагонов, контейнеров определяет перевозчик, то есть ответчик.
Перед перевозкой грузов все вышеуказанные вагоны перевозчиком (ОАО "РЖД") были осмотрены и признаны годными, как в коммерческом, так и техническом состоянии, согласно Инструкции N ЦВ-ЦЛ-408, утвержденной Советом по железнодорожному транспорту Государств - участников Содружества Протокол от 21-22 мая 2009 года N 50 (Инструкции осмотрщика вагонов).
Пунктом 1.4 Инструкции осмотрщика вагонов предусмотрено то, что при техническом обслуживании вагонов необходимо проверить наличие деталей и узлов вагонов и их соответствие установленным нормативам; техническое обслуживание вагона предусматривает контроль технического состояния вагонов, находящихся в сформированных составах и транзитных поездках, а также порожних вагонов при подготовке к перевозкам без отцепки от состава или группы вагонов; выявление неисправностей (п. 2.5 Инструкции осмотрщика вагонов).
Согласно п. 1.5.1 Инструкции осмотрщика вагонов осмотрщик вагонов в работе должен руководствоваться : Инструкцией по осмотру, освидетельствованию, ремонту и формированию вагонных колесных пар, Инструктивными указаниями по эксплуатации и ремонту вагонных букс с роликовыми подшипниками.
В соответствии с п. 2.5.3 Инструкции запрещается подавать вагоны под погрузку без предъявления к техническому обслуживанию и записи в книге формы ВУ-14 о признании их технически исправными.
Пунктом 2.5.4., 3.2.1 Инструкции установлено, что запрещается подавать под погрузку вагоны, имеющие такое повреждение, как "ползун" более 1 мм на поверхности катания.
Ввиду того, что вагоны были поставлены в сформированные поезда, ОАО "РЖД" признало их годными, детали признаны соответствующими установленным нормативам.
Ответчик принял вагоны истца к перевозке без замечаний, что подтверждается копиями квитанций о приеме груза к перевозке N N ЭИ808268, ЭЙ287461. Следовательно, в момент принятия вагонов к перевозке указанные вагоны были исправны.
Поскольку ответчиком в момент принятия вагонов не выявлено неисправностей, повреждения колесных пар произошли в результате действий ответчика.
В соответствии со ст. 105, ст. 20 ФЗ от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" при повреждении перевозчиком принадлежащих грузоотправителям, грузополучателям, другим юридическим или физическим лицам вагонов, контейнеров или их узлов и деталей перевозчик такие вагоны, контейнеры обязан отремонтировать или возместить владельцу вагонов, контейнеров стоимость ремонта или фактическую стоимость поврежденных или утраченных вагонов, контейнеров или их узлов и деталей. Кроме того, перевозчик возмещает убытки, понесенные владельцами вагонов, контейнеров следствие их повреждения или утраты.
Ответственность перевозчика (ответчика) за повреждение вагонов, их узлов и деталей, предусмотренная ст. 105 Устава железнодорожного транспорта РФ, не зависит от наличия или отсутствия вины перевозчика, поскольку повреждение или утрата перевозчиком принадлежащих иным лицам вагонов, их узлов и деталей являются основаниями особой ответственности перевозчика, так как деятельность перевозчика по перевозке подвижного состава связана с повышенной опасностью для окружающих. Вопрос вины перевозчика (ответчика), а также причины возникновения повреждений колесных пар вагонов не входят в перечень обстоятельств, подлежащих установлению в рамках настоящего дела, поскольку повреждение перевозчиком принадлежащих иным лицам вагонов, их узлов и деталей является основанием особой ответственности, т.к. деятельность перевозчика по перевозке подвижного состава связана с повышенной опасностью для окружающих. Юридически значимым по данному делу является то обстоятельство, что ответчик осуществляет деятельность, связанную с повышенной опасностью для окружающих.
В силу п. 1 ст. 1079 ГК РФ, юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих, обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего, либо его грубой неосторожности.
Железная дорога, представляя собой совокупность инфраструктуры, локомотивов, а так же непосредственно перевозочный процесс в целом, безусловно, является источником повышенной опасности. Это следует из сложившейся в Российской Федерации судебной практики, а так же из текста ст. 21 Федерального закон "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации". Таким образом, основанием для освобождения ОАО "РЖД" от ответственности являются следующие обстоятельства: -действия непреодолимой силы; 10 - умысел потерпевшего; - грубая неосторожность потерпевшего.
Доказательств наличия указанных обстоятельств ответчиком не представлено. Указанная позиция также озвучена в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Так, в соответствии с абз. 4 п. 12 указанного Постановления, если лицо несет ответственность за нарушение обязательства или за причинение вреда независимо от вины, то на него возлагается бремя доказывания обстоятельств, являющихся основанием для освобождения от такой ответственности (например, пункт 3 статьи 401, пункт 1 статьи 1079 ГК РФ). Аналогичная правовая позиция озвучена и в п.5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2016 года N 7: Если должник несет ответственность за нарушение обязательства или за причинение вреда независимо от вины, то на него возлагается бремя доказывания обстоятельств, являющихся основанием для освобождения от такой ответственности, например, обстоятельств непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ).
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации). По общему правилу лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.
Вышеизложенные обстоятельства опровергают доводы ответчика об отсутствии подлежащих применению актов МПС СССР, устанавливающих, что "выщербины" и "ползуны" на колесах грузовых вагонов могут проявляться из-за действий перевозчика и нормативно-правовые документах, устанавливающих презумпцию ответственности перевозчика за повреждение колес грузовых вагонов.
Доводы ответчика о том, что "Акты осмотра колесных пар, представленные истцом, не устанавливают, что ответчик повредил колеса, подлежат отклонению.
В соответствии со ст. 20 ФЗ от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" техническую пригодность подаваемых под погрузку вагонов, контейнеров определяет перевозчик, то есть ответчик.
Перед перевозкой грузов все вышеуказанные вагоны перевозчиком (ОАО "РЖД") были осмотрены и признаны годными, как в коммерческом, так и техническом состоянии, согласно Инструкции N ЦВ-ЦЛ-408, утвержденной Советом по железнодорожному транспорту Государств - участников Содружества Протокол от 21-22 мая 2009 года N 50 (Инструкции осмотрщика вагонов).
Ввиду того, что вагоны были поставлены в сформированные поезда, ОАО "РЖД" признало их годными, детали признаны соответствующими установленным нормативам.
Ответчик принял вагоны истца к перевозке без замечаний, что подтверждается копиями квитанций о приеме груза к перевозке. Следовательно, в момент принятия вагонов к перевозке указанные вагоны были исправны.
Поскольку ответчиком в момент принятия вагонов не выявлено неисправностей, повреждения колесных пар произошли в результате действий ответчика.
Акты осмотра колесных пар фиксируют наличие повреждений колесных пар, произошедших в результате действий перевозчика, так как повреждение колесных пар вагонов произошло в период их эксплуатации перевозчиком. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации). По общему правилу лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.
Акт осмотра колесных пар составлен в присутствии представителей перевозчика, осмотр вагона производился на подведомственной ответчику территории, поэтому ОАО "РЖД" было осведомлено о действиях представителей истца при осмотре вагонов.
Акт осмотра колесных пар подписан уполномоченным представителем истца, а также привлеченным экспертом, представители ответчика, принимавшие участие в осмотре от подписи отказались, о чем сделана соответствующая отметка в акте осмотра.
Осмотр колесных пар осуществлялся при участии привлеченного истцом эксперта, квалификация которого подтверждается приобщенными к материалам дела документами (диплом, сертификат компетентности эксперта).
Соответственно, акт осмотра колесных пар, а также акт экспертизы являются надлежащим доказательством повреждения колесных пар, достоверным и достаточным.
Исходя из вышеизложенного, доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения Арбитражного суда.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 30 октября 2020 года по делу N А40-168335/20 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.А. Птанская |
Судьи |
В.Р. Валиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-168335/2020
Истец: ООО ТПК "ВОСТОК-РЕСУРС"
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"