город Томск |
|
25 января 2021 г. |
Дело N А67-5807/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 января 2021 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Павлюк Т.В., |
судей |
|
Кривошеиной С.В., |
|
|
Хайкиной С.Н., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Волковой Т.А., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лана" (07ап-11459/20) на решение Арбитражного суда Томской области от 25.09.2020 по делу N А67-5807/2020, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Лана" (ОГРН 1127014000585, ИНН 7014056013, 634507 Томская область Томский район п.Зональная станция ул.Солнечная,5 кв.26) к заместителю начальника Сибирского МУГАДН Коротких С.В. (634034 г.Томск ул.Котовского,19), Сибирскому МУГАДН (ИНН 2463109390, ОГРН 1172468042119, 660028 г.Красноярск ул.Академика Киренского,87 корп. Б) о признании незаконным требования о предоставлении документов, изложенного в письме N657 от 13.07.2020 г., взыскании судебных расходов в размере 23000 руб.,
В судебном заседании приняли участие:
от заявителя: Исхаков Р.М., представитель по доверенности от 23.04.2020, паспорт;
от заинтересованного лица: без участия (извещен);
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Лана" (далее - ООО "Лана", заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к заместителю начальника Сибирского МУГАДН Коротких С.В., Сибирскому МУГАДН (далее - ответчики, Управление) о признании незаконным требования о предоставлении документов, изложенного в письме N 657 от 13.07.2020 г., взыскании судебных расходов в размере 23000 руб.
Решением суда от 02.10.2020 требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда, Общество обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, удовлетворить требования в полном объеме. В обоснование жалобы ее податель указывает на то, что запрос может быть направлен только в другие государственные органы, органы местного самоуправления либо должностным лицам, которыми ООО "Лана" не является, действия должностного лица Управления по направлению в адрес Общества требования являются незаконными.
В соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал, по основаниям изложенным в жалобе.
В соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие заинтересованного лица, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как установлено судом первой инстанции, на основании жалобы, поступившей от Президента Томского автотранспортного союза Бубеннова И.И. о нарушениях, допущенных при организации и обслуживании муниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа ООО "Лана", направленной в прокуратуру Томской области и переданной на рассмотрение в Сибирское Управление МУГАДН, заместителем начальника Сибирского МУГАДН в адрес ООО "Лана" направлено письмо от 13.07.2020 N 657 в котором указано, что в связи с поступившей жалобой в Территориальный отдел государственного автодорожного надзора по Томской области Сибирского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и в рамках исполнения Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" предлагаем Вам до 21.07.2020 предоставить копии путевых листов на транспортные средства, выпущенные на линию, в период с 01.04.2020 по 10.04.2020: ПАЗ 32054 гос.номер к714тм70, ПАЗ 32054 гос.номер е778сх70, ПАЗ 32054 гос.номер е792сх70, ПАЗ 32054 гос.номер е818сх70. В письме отражено, что предоставление копий путевых листов возможно в электронном: варианте, надлежаще заверенные, с последующим предоставлением их в письменном виде.
15.07.2020 ООО "Лана" направлен ответ из которого следует, что данное письмо не основано на Законе, вместе с тем указано, что ООО "Лана" готово предоставить документы на основании мотивированного запроса.
Полагая, что указанное требование заместителя начальника Сибирского МУГАДН Коротких С.В. о предоставлении документов (путевых листов), изложенных в письме от 13.07.2020 N 657 не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, ООО "Лана" обратилось в суд с требованием о признании его незаконным.
Принимая обжалуемое решение, суд пришел к выводу о не обоснованности заявленных требований.
Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с данными выводами суда по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Сибирское межрегиональное управление государственного автодорожного надзора на основании положения, утвержденного приказом Ространснадзора от 27.06.2017 N ВБ533фс, является территориальным органом межрегионального уровня федерального органа исполнительной власти - Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, осуществляющим функции по контролю и надзору в области автомобильного транспорта, городского наземного электрического транспорта (кроме вопросов безопасности дорожного движения) и дорожного хозяйства на территории Красноярского края, Республики Тыва, Республики Хакасия и Томской области.
В соответствии с пунктом 5 положения Управление осуществляет контрольные (надзорные) функции в сфере автомобильного транспорта, городского наземного электрического транспорта, дорожного хозяйства за соблюдением законодательства Российской Федерации, в том числе международных договоров Российской Федерации, а также иные функции, возложенные на него законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 6 Положения, Управление осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: осуществляет в случае и в порядке, установленных законодательством, иными нормативными актами Российской Федерации, государственный контроль и надзор за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, их должностными лицами, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами, организующими и осуществляющими деятельность по обеспечению процесса перевозки пассажиров и грузов на автомобильном транспорте и иную, связанную с транспортным процессом и в сфере дорожного хозяйства деятельность, установленных федеральными законами, другими нормативными актами Российской Федерации требований.
Пунктом 11 Положения предусмотрено, что Управление организует прием граждан, в установленном порядке осуществляет рассмотрение заявлений, предложений и жалоб граждан, юридических лиц по вопросам, отнесенным к компетенции Управления, обеспечивает принятие по ним решений и направление заявителям ответов в установленный законодательством срок, а также оказывает государственные услуги, в том числе в электронном виде.
В соответствии с пунктом 27.3 Положения, Управление имеет право запрашивать в установленном порядке от федеральных органов исполнительной власти, территориальных управлений государственного автодорожного надзора, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических лиц, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, индивидуальных предпринимателей материалы, необходимые для решения вопросов, входящих в компетенцию Управления.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 1 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Закон N 59-ФЗ) указанным Законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
Согласно части 4 статьи 1 Закона N 59-ФЗ установленный данным Законом порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением указанными органами, должностными лицами обращений объединений граждан, в том числе юридических лиц, а также на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами.
Как следует из материалов дела, 12.05.2020 в прокуратуру Томской области поступила жалоба президента Томского автотранспортного союза Бубеннова И.И. на действие (бездействие) органов муниципальной власти с указанием в т.ч., на осуществление ООО "Лана" перевозок по муниципальному маршруту N 4 тогда как контракт заключен на осуществление регулярных перевозок по муниципальному маршруту N 11.
Прокуратурой области заявление в порядке части 3 статьи 8 Федерального Закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" перенаправлено в Западно-Сибирское межрегиональное управление государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (г.Новосибирск), которое 01.06.2020 перенаправлено в адрес Сибирского МУГАДН для рассмотрения.
Пунктом 4 части 1 статьи 10 Закона N 59-ФЗ установлено, что государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.
В силу части 1 статьи 12 Закона N 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
На основании анализа приведенных выше положений действующего законодательства суд первой инстанции пришел к правильным выводам о том, что: для рассмотрения обращений граждан территориальный орган вправе запросить, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращений документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц; реализация административным органом своих полномочий предполагает направление (вручение) им мотивированных требований (запросов) с четкими и однозначными формулировками.
В силу приведенных нормативных положений поступление в адрес Сибирского МУГАДН письменного обращения породило обязанность уполномоченного органа рассмотреть поставленный в них вопрос по существу и направить ответ на обращение.
Из материалов дела следует, что заместителем начальника Сибирского МУГАДН в адрес ООО "Лана" направлено письмо от 13.07.2020 N 657 в котором указано, что в связи с поступившей в связи с поступившей жалобой в Территориальный отдел государственного автодорожного надзора по Томской области Сибирского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и в рамках исполнения Федерального закона от 02.05.2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", Обществу предложено до 21.07.2020 предоставить копии путевых листов на транспортные средства, выпущенные на линию, в период с 01.04.2020 по 10.04.2020: ПАЗ 32054 гос.номер к714тм70, ПАЗ 32054 гос.номер е778сх70, ПАЗ 32054 гос.номер е792сх70, ПАЗ 32054 гос.номер е818сх70. В письме отражено, что предоставление копий путевых листов возможно в электронном варианте, надлежаще заверенные, с последующим предоставлением их в письменном виде. В письме имеется ссылка на поступившую жалобу и нормы Федерального закона от 02.05.2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", что свидетельствует о наличии оснований для направления в адрес ООО "Лана" данного требования.
При этом судом первой инстанции верно отклонены ссылки заявителя на п.1 Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 N 438 (ред. от 22.04.2020) "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" - "Установить, что в 2020 году в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии со статьей 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого и среднего предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, а также в отношении некоммерческих организаций, среднесписочная численность работников которых за 2019 год не превышает 200 человек, за исключением политических партий и некоммерческих организаций, включенных в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, проверки не проводятся, поскольку из материалов дела не следует, что ответчиком проводилась какая-либо проверка, в т.ч. в рамках Федерального Закона N294-ФЗ.
В данном случае, обращение Бубеннова И.И. принято в порядке, предусмотренном Законом N 59-ФЗ, далее обращение рассматривалось в порядке, предусмотренном данным Законом.
13.07.2020 Сибирским МУГАДН в адрес ООО "Лана" направлено письмо о предоставлении информации в целях рассмотрения обращения. Указанное письмо не содержит указаний о проведении предварительной проверки в рамках Закона N 294-ФЗ, письмо направлено на основании права Сибирского МУГАДН на запрос и получение документов, необходимых для принятия решения по поступившему обращению Бубеннова И.И. в рамках Закона N 59- ФЗ.
Общество указывает, что ООО "Лана" не является государственным органом, органом местного самоуправления, в связи с чем у Сибирского МУГАДН не было прав запрашивать документы.
Между тем, коллегия суда апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о наличии у должностных лиц Сибирского Управления МУГАДН права в рамках своей компетенции истребовать у ООО "Лана" указанные документы.
Согласно позиции ВС РФ, отраженной в Определении судебной коллегии по экономическим спорам от 18.07.2017 N 305-АД17-1484 следует, что должностными лицами организации является сотрудник, который имеет в служебном подчинении других работников, обладает полномочиями по формированию кадрового состава и определению трудовых функций работников, по применению мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий, обладает полномочиями по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия, обладает полномочиями по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организации, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием).
ООО "Лана" является субъектом предпринимательской деятельности, согласно выписке из ЕГРЮЛ основной вид деятельности - ОКВЭД 49.31.2 - регулярные перевозки пассажиров прочим сухопутным транспортом в городском и пригородном сообщении, имеет соответствующую лицензию на деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами, должностное лицо Общества - директор Литвинцев П.В.
При таких обстоятельствах оспариваемое требование и действия заместителя начальника Сибирского МУГАДН по его направлению в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", не противоречат требованиям действующего законодательства и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и правильно установил фактические обстоятельства, правильно применил нормы материального и процессуального права.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При изложенных обстоятельствах принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
На основании изложенного, у суда апелляционной инстанции отсутствуют законные основания для удовлетворения апелляционной жалобы.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины в апелляционной инстанции, согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и подпункту 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с отсутствием оснований для удовлетворения апелляционной жалобы относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Томской области от 25.09.2020 по делу N А67-5807/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лана" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Томской области.
Председательствующий |
Т.В. Павлюк |
Судьи |
С.В. Кривошеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-5807/2020
Истец: ООО "ЛАНА"
Ответчик: Коротких Сергей Владимирович, Сибирское межрегиональное управление государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, Сибирское МУГАДН
Третье лицо: Шеховцов Антон Алексеевич