Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 27 мая 2021 г. N Ф09-3524/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Челябинск |
|
25 января 2021 г. |
Дело N А47-8846/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 января 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Томилиной В.А.,
судей Аникина И.А., Карпачевой М.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Придвижкиной В.Д., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя главы крестьянского фермерского хозяйства Горбунова Николая Ивановича на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 08.10.2020 по делу N А47-8846/2020.
Министерство сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области (далее -Министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Главе крестьянского (фермерского) хозяйства Горбунову Николаю Ивановичу (далее - ИП Горбунов Н.И., ответчик) о взыскании суммы субсидии в областной бюджет в размере 2 192 103 руб. 01 коп. (л.д. 4-9).
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 08.10.2020 (резолютивная часть объявлена 01.10.2020) исковые требования удовлетворены в полном объеме (л.д. 137-142).
С указанным решением суда не согласился ИП Горбунов Н.И. (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт), в апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Апеллянт полагает обжалуемое решение суда вынесенным с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, и подлежащим отмене по следующим основаниям.
По мнению подателя жалобы, судом первой инстанции не учтено то обстоятельство, что в представленной отчетности имелась техническая ошибка, поголовье скота осталось на прежнем уровне. Кроме того, не принят во внимание тот факт, что пунктом 4.3.3 соглашения, заключенного между истцом и ответчиком, допускается сохранить один из показателей или поголовья сельскохозяйственных животных или засеянных площадей. По мнению апеллянта, не имеет значения тот факт, что пшеница вымерзла, так как на момент сдачи отчетности 01.01.2020 данная площадь была сохранена и засеяна. Как указывает податель жалобы, при вынесении решения суд первой инстанции ошибочно ссылается на одностороннее составление акта списания посевов озимой пшеницы, так как в соответствии с п. 3.4 соглашения ответчик не обязан дополнительно уведомлять истца о составлении акта.
Определениями Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2020 апелляционная жалоба принята к производству и назначена к рассмотрению в судебном заседании 19.01.2021.
В соответствии с частями 3, 4 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в составе суда произведена замена судьи Богдановской Г.Н. судьей Томилиной В.А.
Соответствующий требованиям части 2 статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыв на апелляционную жалобу к дате судебного заседания не представлен.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения указанной информации на официальном сайте в сети Интернет, в судебное заседание представители участвующих в деле лиц не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом первой инстанции, государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции в соответствии со статьей 5 Закона Оренбургской области от 29.07.1998 N 85/12-03 "О государственном регулировании сельскохозяйственного производства в Оренбургской области" осуществляется в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете на соответствующий финансовый год, и в порядке, установленном Правительством Оренбургской области, по нескольким направлениям, одним из которых является компенсация части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования.
Порядок компенсации части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования в Оренбургской области регламентируется постановлением Правительства Оренбургской области от 12.04.2019 N 249-п "Об утверждении порядка предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям из областного бюджета субсидий на компенсацию части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования, оборудования и техники для приготовления и заготовки кормов, технологического оборудования для молочного скотоводства" (далее - Порядок N 249-п).
22.04.2019 ответчик направил в Министерство сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области заявление (вх. N 50/20) с документами о предоставлении субсидии на компенсацию части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования, оборудования и техники для приготовления и заготовки кормов, технологического оборудования для молочного скотоводства в соответствии с Порядком N 249-п.
В результате между истцом и ответчиком заключено соглашение N 50 от 28.05.2019 о предоставлении субсидий на компенсацию части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования, оборудования и техники для приготовления и заготовки кормов, технологического оборудования для молочного скотоводства в размере 2 192 103 руб. 01 коп.
Согласно указу Губернатора Оренбургской области от 05.11.2019 N 495-ук "О структуре исполнительных органов государственной власти Оренбургской области" и указа Губернатора Оренбургской области от 24.12.2019 N 623-ук "О внесении изменений в указ Губернатора Оренбургской области от 19.01.2011 N 19-ук", действовавшее на момент заключения соглашения наименование истца "Министерство сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области" изменено на "Министерство сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области".
Министерством платежным поручением N 301579 от 29.05.2019 перечислена ответчику субсидия в размере 2 192 103 руб. 01 коп. (л.д. 19).
Пунктом 4.3.3 соглашения для получателя субсидии установлен показатель результативности использования субсидии: сохранить на 1 января года, следующего за годом получения субсидии, посевных площадей зерновых, зернобобовых и кормовых культур на уровне 1 618 гектаров и (или) сохранить поголовье сельскохозяйственных животных на уровне: крупный рогатый скот -8 голов, коров -3 головы, овцы - 120 голов, свиней - 1 340 голов, овец - 120 голов, имеющихся на 1 января года, в котором предоставляются документы для получения субсидии.
В соответствии с пунктом 4.3.1 соглашения получатель субсидии обязуется обеспечить достижение значений показателей результативности, установленных условиями Порядка предоставления субсидии и соглашением.
Согласно пункту 5.1 соглашения, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств по соглашению стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 21 Порядка N 249-п в случае нарушения получателем субсидии условий, установленных при ее предоставлении, выявленного по фактам проверок, а также невыполнения показателей результативности использования субсидии (или непредставление отчета о выполнении показателей результативности использования субсидии) субсидия подлежит возврату в областной бюджет.
Пункт 4.1.6 соглашения предусматривает, что если получателем субсидии допущены нарушения условий, целей и порядка предоставления субсидий, предусмотренные Порядком предоставления субсидии и соглашением, министерство обязано направить получателю требование об обеспечении возврата субсидии с указанием срока и денежной суммы, подлежащей возврату в областной бюджет.
Согласно представленному ответчиком сведениям о посевных площадях яровых и (или) озимых зерновых культур и (или) о наличии поголовья сельскохозяйственных животных за 2019 год количество поголовья сельскохозяйственных животных на 1 января года, следующего за годом получения субсидии, не сохранено: количество овец составило 90 голов, а также не сохранены посевные площади зерновых, зернобобовых и кормовых культур: площадь засевов составила 1551 гектаров, вместо предусмотренных 1 618 гектаров.
В целях урегулирования спора, истец 22.04.2020 направил ответчику претензию N 01-04-06/996 от 20.04.2020 с требованием произвести возврат бюджетных средств, использованных с нарушением обязательств (л.д. 21), которая осталась без ответа и без удовлетворения, в связи с чем, истец обратился в арбитражный суд с соответствующим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что условия предоставления субсидии по соглашению N 50 от 28.05.2019 ответчиком не выполнены, необходимый размер посевных площадей, а также поголовья сельскохозяйственных животных не обеспечен.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации отношения, возникающие в процессе осуществления бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств (статья 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с абзацем 5 статьи 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования на предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.
Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг.
В силу пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять в том числе порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В соответствии с пунктом 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае нарушения получателями предусмотренных данной статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 и абзацем четвертым пункта 8 данной статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Из анализа приведенных норм следует, что порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, подлежит обязательному регулированию нормативными правовыми актами субъектов, регламентирующих предоставление данных субсидий, при строгом соблюдении требований федерального законодательства (апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 21.02.2018 N 88-АПГ17-10).
В силу подпункта 10 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает контроль за соблюдением получателями субвенций, межбюджетных субсидий и иных субсидий, определенных настоящим Кодексом, условий, установленных при их предоставлении.
Пунктом 1 статьи 269 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что главные распорядители бюджетных средств осуществляют финансовый контроль за подведомственными распорядителями (получателями) бюджетных средств в части обеспечения правомерного, целевого, эффективного использования бюджетных средств.
Статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках предоставленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Порядок предоставления субсидий из бюджета Оренбургской области утвержден постановлением Правительства Оренбургской области от 12.04.2019 N 249-п.
В пункте 18 Порядка-249-п определена эффективность использования получателем субсидии оценивается министерством на основании достижения результата предоставления субсидии и показателей, необходимых для достижения результата предоставления субсидии, значения которых устанавливаются в соглашении:
а) в отношении субсидии на компенсацию части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования:
результат - обновление парка сельскохозяйственной техники и оборудования, используемых в сельском хозяйстве;
показатель:
наличие у сельскохозяйственного товаропроизводителя приобретенной сельскохозяйственной техники или оборудования на 1 января года подачи заявления на получение субсидии и на 1 января года, следующего за годом получения субсидии;
сохранение на 1 января года, следующего за годом получения субсидии, посевных площадей зерновых, зернобобовых и кормовых культур и сохранение поголовья сельскохозяйственных животных, имеющихся на 1 января года подачи заявления на получение субсидии;
б) в отношении субсидии на возмещение части затрат на приобретение оборудования и техники для приготовления и заготовки кормов, технологического оборудования для молочного скотоводства:
результат:
стабилизация поголовья крупного рогатого скота, в том числе коров;
совершенствование технологии содержания и кормления животных;
показатель:
наличие у сельскохозяйственного товаропроизводителя приобретенных оборудования и техники для приготовления и заготовки кормов, технологического оборудования для молочного скотоводства на 1 января года подачи заявления на получение субсидии и на 1 января года, следующего за годом получения субсидии;
сохранение на 1 января года, следующего за годом получения субсидии, посевных площадей зерновых, зернобобовых и кормовых культур и сохранение поголовья сельскохозяйственных животных, имеющихся на 1 января года подачи заявления на получение субсидии.
В соответствии с пунктом 3 названного Постановления контроль за целевым использованием субсидий осуществляет Министерство.
При выявлении обстоятельств, служащих основанием для возврата субсидий, министерство в течение 15 календарных дней направляет получателю письменное уведомление о возврате субсидий в областной бюджет с указанием оснований возврата.
Возврат денежных средств осуществляется получателями: в течение финансового года, в котором установлено нарушение, на счет 40201 "Средства бюджетов субъектов Российской Федерации"; после окончания финансового года, в котором установлено нарушение, на счет 40101 "Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетов бюджетной системы Российской Федерации".
В случае не возврата получателями указанных средств в областной бюджет их взыскание осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов (статья 309 Гражданского кодекса Российской Федерации). Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Факт предоставления истцом и получения ответчиком субсидии в размере 2 192 103 руб. 01 коп. подтверждается представленным в материалы дела платежным поручением N 301579 от 29.05.2019 (л.д. 19) и не оспаривается сторонами.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В силу части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.
Как установлено судом первой инстанции, в силу пункта 4.3.3 соглашения, для получателя субсидии установлен показатель результативности использования субсидии: сохранить на 1 января года, следующего за годом получения субсидии, посевных площадей зерновых, зернобобовых и кормовых культур на уровне 1 618 гектаров и (или) сохранить поголовье сельскохозяйственных животных на уровне: крупный рогатый скот - 8 голов, коров - 3 головы, овцы - 120 голов, свиней - 1 340 голов, овец - 120 голов, имеющихся на 1 января года, в котором предоставляются документы для получения субсидии.
Вместе с тем, на момент рассмотрения дела по существу, ответчик доказательств надлежащего исполнения принятых на себя обязательств, в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил.
Так, согласно представленному ответчиком сведениям о посевных площадях яровых и (или) озимых зерновых культур и (или) о наличии поголовья сельскохозяйственных животных за 2019 год количество поголовья сельскохозяйственных животных на 1 января года, следующего за годом получения субсидии, не сохранено: количество овец составило 90 голов, вместо установленного количества в 120 голов, а также не сохранены посевные площади зерновых, зернобобовых и кормовых культур: 1551 гектаров, вместо предусмотренных 1 618 гектаров (л.д. 20).
Таким образом, материалами дела подтверждается факт нарушения ответчиком условий п. 4.3.3 соглашения.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о наличии оснований для взыскания с ответчика суммы невозвращенной субсидии в размере 2 192 103 руб. 01 коп.
Довод ответчика о том, что в представленной отчетности имелась техническая ошибка, поголовье скота осталось на прежнем уровне, отклоняется судом апелляционной инстанции, так как представленная апеллянтом в подтверждение довода справка Администрации Бугурусланского района Оренбургской области от 01.10.2020 N 61 содержит сведения о поголовье скота по состоянию на 01.10.2020 (л.д. 127).
Ссылка ИП Горбунова Н.И. на возможность сохранения одного из показателей, предусмотренных п. 4.3.3 соглашения: поголовья сельскохозяйственных животных или засеянных площадей, признается апелляционной коллегией несостоятельной, так как ответчиком не соблюдены условия сохранения поголовья овец, а также условия о площади засевов.
Утверждение подателя апелляционной жалобы о том, что на момент сдачи отчетности 01.01.2020 площадь 131 гектар была сохранена и засеяна, однако пшеница вымерзла, что подтверждается актом списания посевов озимой пшеницы, не принимается судебной коллегией во внимание, поскольку данный акт (л.д. 132) составлен ответчиком в одностороннем порядке.
Ссылка подателя апелляционной жалобы на п. 3.4 соглашения признается несостоятельной, поскольку условия данного пункта не предусматривают возможность ответчика по составлению односторонних актов относительно причин изменения необходимых параметров, установленных п. 4.3.3 соглашения.
Доводы апелляционной жалобы были предметом проверки суда первой инстанции, поскольку аналогичны правовой позиции ответчика, избранной в суде первой инстанции, им дана надлежащая оценка, и они правомерно отклонены. Судом первой инстанции при рассмотрении спора правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, и сделаны правильные выводы по делу.
Судебная коллегия отмечает, что ответчик, как субъект предпринимательской деятельности должен действовать с разумной степенью заботливости и осмотрительности. Заключая соглашение, ответчик осознавал особый характер правоотношений, в которые вступает, а также то, что приобретение им тех или иных прав и преимуществ возлагает на него определенные обязанности.
Каких-либо новых обстоятельств, которые могли бы повлиять на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, в апелляционной инстанции не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее подателя по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 08.10.2020 по делу N А47-8846/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя главы крестьянского фермерского хозяйства Горбунова Николая Ивановича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
В.А. Томилина |
Судьи |
И.А. Аникин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-8846/2020
Истец: МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА, ПИЩЕВОЙ И ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ИП Глава Крестьянско фермерского хозяйства Горбунов Николай Иванович, ИП КФХ ГОРБУНОВ Н.И.
Третье лицо: Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд