Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 8 июня 2021 г. N Ф10-1568/21 настоящее постановление оставлено без изменения
город Воронеж |
|
21 января 2021 г. |
Дело N А35-11847/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 января 2021 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Осиповой М.Б.,
судей Протасова А.И.,
Капишниковой Т.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сакварелидзе Н.Г.,
при участии:
от акционерного общества "Тандер": Бутенко А.В., представитель по доверенности;
от Курской таможни: Евглевский Е.В., представитель по доверенности от 12.01.2021 N 05-49/2 сроком по 31.12.2021, Климаков К.В., представитель по доверенности от 12.01.2021 сроком по 31.12.2021 N 05-49/4, диплом о высшем образовании по специальности "Юриспруденция", Афонин Е.С., представитель по доверенности от 31.12.2020 сроком по 31.12.2021 N 05-47/85, диплом о высшем образовании по специальности "Юриспруденция", Ивахненко И.И., представитель по доверенности от 31.12.2020 сроком по 31.12.2021, диплом о высшем образовании по специальности "Юриспруденция";
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Курской таможни на решение Арбитражного суда Курской области от 10.06.2020 по делу N А35-11847/2019 по заявлению акционерного общества "Тандер" (ОГРН 1022301598549, ИНН 2310031475) к Курской таможне (ОГРН 1024600942904, ИНН 4629026434) о признании недействительными и отмене решений от 27.02.2019 о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товар, N 10108082/140417/0000996, N 10108082/210317/0000795, N 10108082/140317/0000739, N 10108082/130317/0000727, N 10108082/070317/0000650, N 10108082/020317/0000591, N 10108082/020317/0000582, N 10108082/200217/0000464, N 10108082/160217/0000425, N 10108082/140317/0000323, N 10108082/120117/0000032, N 10108082/190117/0000120, N 10108082/190117/0000122, N 10108082/260117/0000197, N 10108082/260117/0000200, N 10108082/260117/0000205, N 10108082/270117/0000217, N 10108082/300117/0000228, N 10108082/300117/0000233, обязании возвратить излишне взысканные платежи в размере 946 536 руб. 82 коп.,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Тандер" (далее - Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Курской таможне (далее - Таможня, таможенный орган) о признании недействительными и отмене решений от 27.02.2019 о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товар, N 10108082/140417/0000996, N 10108082/210317/0000795, N 10108082/140317/0000739, N 10108082/130317/0000727, N 10108082/070317/0000650, N 10108082/020317/0000591, N 10108082/020317/0000582, N 10108082/200217/0000464, N 10108082/160217/0000425, N 10108082/140317/0000323, N 10108082/120117/0000032, N 10108082/190117/0000120, N 10108082/190117/0000122, N 10108082/260117/0000197, N 10108082/260117/0000200, N 10108082/260117/0000205, N 10108082/270117/0000217, N 10108082/300117/0000228, N 10108082/300117/0000233, обязании возвратить АО "Тандер" излишне взысканные платежи в размере 946 536 руб. 82 коп.
Решением Арбитражного суда Курской области от 10.06.2020 заявленные акционерным обществом "Тандер" требования удовлетворены, признаны недействительными и отменены решения Курской таможни от 27.02.2019 о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товар, N 10108082/140417/0000996, N 10108082/210317/0000795, N 10108082/140317/0000739, N 10108082/130317/0000727, N 10108082/070317/0000650, N 10108082/020317/0000591, N 10108082/020317/0000582, N 10108082/200217/0000464, N 10108082/160217/0000425, N 10108082/140317/0000323, N 10108082/120117/0000032, N 10108082/190117/0000120, N 10108082/190117/0000122, N 10108082/260117/0000197, N 10108082/260117/0000200, N 10108082/260117/0000205, N 10108082/270117/0000217, N 10108082/300117/0000228, N 10108082/300117/0000233.
На Курскую таможню возложена обязанность возвратить акционерному обществу "Тандер" излишне взысканные платежи в размере 946 536 руб. 82 коп.
С Курской таможни в пользу акционерного общества "Тандер" взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере 57 000 руб.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, таможенный орган обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы таможенный орган указывает, что, несмотря на подтверждение Республикой Сербией в письменном виде страны происхождения ввезенных Обществом товаров из Республики Сербия, в связи с не выполнением сербской стороной требований пункта 8 статьи 11 и на основании пункта 3 статьи 13 Правил, сертификаты о происхождении товаров формы СТ-2, предъявленные в качестве документального свидетельства подтверждения страны происхождения товаров в целях предоставления режима свободной торговли товарам, задекларированным по спорным декларациям, не могут быть рассмотрены в качестве достаточных оснований для предоставления тарифных преференций.
Таможня, отказывая в предоставлении тарифный преференций исходила из отсутствия документов, подлежащих представлению таможенными органами Республики Сербия в соответствии с нормами международного договора, и подтверждающих происхождение товара от конкретного производителя, находящегося в Республике Сербии, равно как и подтверждающих нахождение такого производителя в Республике Сербии.
Таким образом, непредставление указанных документов, по мнению таможенного органа, свидетельствует о невозможности предоставления спорной преференции (льготы), которая может быть предоставлена исключительно при представлении таможенными органами Республике Сербии документов, подтверждающих право на такую преференцию.
При этом представление АО "Тандер" в ходе судебного разбирательства документов - инвойсов, списков покупок-квитанций с переводом, подтверждений о статусе, выписок и накладных (без перевода на русский язык) не является доказательством, подтверждающим его право на преференцию и не заменяет собой документы, запрошенные уполномоченным таможенным органом страны ввоза, так как в соответствии с Правилами, такие документы должен предоставить компетентный орган страны происхождения товара (предоставление их участниками ВЭД не предусмотрено), а также невозможно доказать, что аналогичные документы были представлены экспортером в компетентный орган при получении сертификатов происхождения.
Таможенный орган настаивает на том, что нарушение установленного порядка предоставления и подтверждения права на преференции в силу действующего международного соглашения, влечет отказ в предоставлении декларанту соответствующих преференций.
В представленном суду апелляционной инстанции отзыве Общество возражает против доводов апелляционной жалобы, указывает на законность и обоснованность судебного акта, а также на отсутствие оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции. При этом Общество поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что совокупностью представленных в материалы дела доказательств, в частности подтвержденными таможенными органами Республики Сербия сертификатами происхождения товаров, а также представленными Обществом суду документами, свидетельствующими о происхождении ввезенного Обществом товара на территории Республики Сербия, подтверждается факт производства товара на территории Республики Сербия, и, соответственно, право Общества на заявленную в таможенных декларациях преференцию.
Изучив материалы дела, доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необходимости удовлетворения апелляционной жалобы таможенного органа и отмены решения суда первой инстанции ввиду неправильного толкования норм права, подлежащих применению к спорным правоотношениям.
Как следует из материалов дела, 01.07.2013 АО "Тандер" заключило с компанией "ПДМ АГРО-ФРУИТ д.о.о." (Республика Сербия) внешнеэкономический контракт N GK/3419/13, в соответствии с которым компания "ПДМ АГРО-ФРУИТ д.о.о." обязуется передать в собственность АО "Тандер", а АО "Тандер" - принять и оплатить товары.
Во исполнение указанного контракта АО "Тандер" по декларациям на товары N 10108082/140417/0000996, N 10108082/210317/0000795, N 10108082/140317/0000739, N 10108082/130317/0000727, N 10108082/070317/0000650, N 10108082/020317/0000591, N 10108082/020317/0000582, N 10108082/200217/0000464, N 10108082/160217/0000425, N 10108082/140317/0000323, N 10108082/120117/0000032, N 10108082/190117/0000120, N 10108082/190117/0000122, N 10108082/260117/0000197, N 10108082/260117/0000200, N 10108082/260117/0000205, N 10108082/270117/0000217, N 10108082/300117/0000228, N 10108082/300117/0000233 оформило в соответствии с таможенной процедурой "выпуск для внутреннего потребления" полученный товар (яблоки свежие) с применением тарифных преференций, заявив страной его происхождения Республику Сербию.
В графе 36 "преференции" спорных деклараций заявлен код преференции "ОО ЛЛОО", что в соответствии с Классификатором льгот по уплате таможенных платежей (приложение N 7 к Решению Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 378) обозначает тарифную преференцию в отношении товаров, происходящих и ввозимых из Республики Сербии или Республики Черногории в рамках Соглашения о свободной торговле между Российской Федерацией и Союзной Республикой Югославией.
В подтверждение информации о стране происхождения ввезенного товара АО "Тандер" представлены оригиналы сертификатов происхождения по форме СТ-2 от 06.01.2017 N 11568/С1/354/06.01.2017, от 14.01.2017 N 11568/С1/1446/14.01.2017, от 14.01.2017 N 11568/С1/1445/14.01.2017, от 20.01.2017 N 11568/С1/2540/20.01.2017, от 20.01.2017 N 11568/С1/2456/23.01.2017, от 21.01.2017 N 11568/С1/2720/21.01.2017, от 21.01.2017 N 11568/С1/2709/21.01.2017, от 23.01.2017 N 11568/С1/2981/23.01.2017, от 01.02.2017 N 11568/С1/5047/01.02.2017, от 11.02.2017 N 11568/С1/7280/11.02.2017, от 11.02.2017 N 11568/С1/7278/11.02.2017, от 23.01.2017 N 11568/С1/9971/24.02.2017, от 23.02.2017 N 11568/С1/9948/24.02.2017, от 02.03.2017 N 11568/C1/11557/02.03.2017, от 06.03.2017 N 11568/С1/12232/06.03.2017, от 07.03.2017 N 11568/С1/12472/07.03.2017, от 13.03.2017 N 11568/С1/14105/13.03.2017, от 08.04.2017 N 11568/С1/21016/08.04.2017, в графах 9 данных сертификатов "Критерий происхождения" ("Origin criterion") указан символ "Р".
Товар выпущен Курской таможней в январе-марте 2017 года.
После выпуска товара Курской таможней была осуществлена камеральная проверка правомерности предоставления Обществом преференциального режима по спорным декларациям.
В ответ на запросы Федеральной таможенной службы в Департамент происхождения товаров Таможенной администрации Республики Сербия (письма от 13.11.2017 N 06-86/63998 от 16.11.2017 N06-86/64704) компетентный орган Республики Сербия письмом от 18.07.2018 N 148-07-483-0701383/5/2017 подтвердил факт выдачи вышеуказанных сертификатов о происхождении товаров формы СТ-2, представленных в таможенные органы России, а также указал, что товар - яблоки свежие - собраны на территории Сербии, однако документы, на основании которых был сделан вывод о выполнении в отношении товара "яблоки свежие" критерия происхождения "Р" и выданы соответствующие сертификаты о происхождении товаров формы СТ-2, сербской стороной в ФТС России не предоставлены.
Данные обстоятельства были доведены до сведения Курской таможни письмом Федеральной таможенной службы от 15.02.2019 N 06-94/08849.
Изложенное послужило для Курской таможни основанием для принятия 27.02.2019 решений о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товар, N 10108082/140417/0000996, N 10108082/210317/0000795, N 10108082/140317/0000739, N 10108082/130317/0000727, N 10108082/070317/0000650, N 10108082/020317/0000591, N 10108082/020317/0000582, N 10108082/200217/0000464, N 10108082/160217/0000425, N 10108082/140317/0000323, N 10108082/120117/0000032, N 10108082/190117/0000120, N 10108082/190117/0000122, N 10108082/260117/0000197, N 10108082/260117/0000200, N 10108082/260117/0000205, N 10108082/270117/0000217, N 10108082/300117/0000228, N 10108082/300117/0000233.
В соответствии с указанными решениями Курская таможня обязала АО "Тандер" внести изменения в спорные декларации в соответствующей части в связи с отказом в предоставлении тарифных преференций на основании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Союзным Правительством Союзной Республики Югославии о свободной торговле между Российской Федерацией и Союзной Республикой Югославией, заключенного 28.08.2000.
В связи с отказом в предоставлении тарифных преференций таможенным органом на заявителя также возложена обязанность по корректировке граф 47 спорных деклараций, что привело к доначислению и взысканию с Общества таможенных платежей на общую сумму 946 536 руб. 82 коп.
Полагая решения Курской таможни от 27.02.2019 о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товар, незаконными, заявитель обратился с жалобой Центральное таможенное управление.
Решением Центрального таможенного управления от 29.08.2019 N 83-13/116 в удовлетворении жалобы Общества отказано.
Полагая решения таможенного органа о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товар, незаконными, а свои права и законные интересы нарушенными, Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции Обществом были представлены документы о происхождении ввезенного товара в Республике Сербия и подтверждающие его право на преференцию.
С учетом изложенного, суд первой инстанции посчитал, что факт происхождения товара в стране, входящей в перечень стран-пользователей схемой преференций, подтвержден материалами дела, а отказ таможенного органа в рассматриваемом случае ставит декларанта в неравное положение с другими участниками внешнеэкономической деятельности, в отношении которых компетентными органами страны происхождения товара представлены документы, на основании которых были выданы сертификаты о происхождении товаров, предоставление льготного режима по уплате таможенных платежей не должно ставиться в зависимость от действий компетентного органа страны происхождения товара при условии подтверждения права декларанта на преференцию.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводами суда первой инстанции и полагает необходимым при рассмотрении настоящего спора руководствоваться следующим.
Согласно пункту 1 статьи 179 Таможенного кодекса Таможенного союза (действовавшего на момент спорных правоотношений, далее - ТК ТС) товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 180 ТК ТС при таможенном декларировании товаров в зависимости от заявляемых таможенных процедур и лиц, перемещающих товары, декларантом подается, в том числе, декларация на товары.
Подпункт 6 пункта 2 статьи 181 ТК ТС устанавливает, что в декларации на товары указываются сведения об исчислении таможенных платежей, в том числе ставки таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, а также применение льгот по уплате таможенных платежей.
К льготам по уплате таможенных платежей относятся тарифные преференции (подпункт 1 пункта 1 статьи 74 ТК ТС).
Частью 2 статьи 74 ТК ТС предусмотрено, что тарифные преференции предоставляются в соответствии с законодательством и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза. Порядок применения ставок вывозных таможенных пошлин, установления ставок вывозных таможенных пошлин и перечня товаров, в отношении которых они применяются, случаи освобождения от уплаты вывозной таможенной пошлины, особенности применения ставок ввозных таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товаров и условий их ввоза, а также особенности предоставления тарифных преференций и тарифных квот установлен Законом Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе".
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 указанного Закона, Российская Федерация предоставляет тарифные преференции в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, международными договорами Российской Федерации.
Для целей названной статьи под тарифной преференцией понимается освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны, или снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, пользующихся единой системой тарифных преференций Таможенного союза.
В соответствии с пунктом 2 статьи 58 ТК ТС, определение страны происхождения товаров производится во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования зависит от страны происхождения товаров.
Как следует из пункта 1 статьи 62 ТК ТС, при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза документ, подтверждающий страну происхождения товаров, предоставляется в случае, если стране происхождения этих товаров на территории Таможенного союза предоставляются тарифные преференции в соответствии с таможенным законодательством и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза.
В силу части 2 статьи 109 действовавшей на момент ввоза спорного товара Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон о таможенном регулировании) при необходимости определения страны происхождения товаров, происходящих из государств - членов Таможенного союза, применяются правила определения страны происхождения товаров, установленные в соответствии с международными договорами Российской Федерации, заключенными в рамках зоны свободной торговли Содружества Независимых Государств, если иное не установлено международными договорами государств - членов Таможенного союза.
Страна происхождения товаров определяется декларантом, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, таможенным органом. Страна происхождения товаров заявляется декларантом таможенному органу при таможенном декларировании товаров. Происхождение товаров из заявляемой декларантом страны происхождения товаров должно быть документально подтверждено в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза (часть 3 статьи 109).
На основании частей 1 - 3 статьи 110 Закона о таможенном регулировании, таможенные органы осуществляют контроль правильности определения страны происхождения товаров в целях обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования в случаях, когда применение таких мер зависит от страны происхождения товаров, до и после выпуска товаров.
По результатам осуществления контроля правильности определения страны происхождения товаров таможенный орган принимает решение о стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций по форме и в порядке, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.
Если в ходе контроля правильности определения страны происхождения товаров таможенным органом обнаружено, что не соблюдены условия предоставления тарифных преференций, установленные таможенным законодательством Таможенного союза, таможенный орган в установленном порядке принимает решение об отказе в предоставлении тарифных преференций.
Частью 2 статьи 59 ТК ТС предусмотрено, что документами, подтверждающими страну происхождения товаров, являются декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара. Сертификат о происхождении товара - документ, однозначно свидетельствующий о стране происхождения товаров и выданный уполномоченными органами или организациями этой страны или страны вывоза, если в стране вывоза сертификат выдается на основе сведений, полученных из страны происхождения товаров (часть 1 статьи 61 ТК ТС).
Согласно пункту 4 статьи 61 ТК ТС, если сертификат о происхождении товара оформлен с нарушениями требований к его оформлению и (или) заполнению, установленных таможенным законодательством таможенного союза, таможенный орган самостоятельно принимает решение об отказе в рассмотрении такого сертификата в качестве основания для предоставления тарифных преференций.
Статьей 35 Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) (далее - Договор) установлено, что режим свободной торговли товарами в понимании ГАТТ 1994 устанавливается в торговле с третьей стороной на оснований международного договора Евразийского экономического союза с такой третьей стороной с учетом положений статьи 102 Договора.
В соответствии с пунктом 1 статьи 102 Договора, несмотря на положения статьи 35 договора, государства - члены вправе в одностороннем порядке предоставлять преференции в торговле с третьей стороной на основании заключенных до 01.01.2015 международного договора этого государства - члена с такой третьей стороной или международного договора, участниками которого являются все государства - члены.
Пунктом 4 статьи 37 Договора установлено, что для целей предоставления тарифных преференций в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза из государств, в торгово-экономических отношениях с которыми Союзом применяется режим свободной торговли, применяются правила определения происхождения товаров, установленные соответствующим международным договором Союза с третьей стороной, предусматривающим применение режима свободной торговли.
Режим свободной торговли в отношении товаров, происходящих из Республики Сербии, предоставляется в соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Союзным Правительством Союзной Республики Югославии о свободной торговле между Российской Федерацией и Союзной Республикой Югославией, заключенным в г. Белграде 28.08.2000 (далее - Соглашение).
Как следует из статьи 1 Соглашения, Российская Федерация и Югославия (далее - Стороны) либерализуют взаимную торговлю в соответствии с положениями Соглашения и правилами Всемирной торговой организации в целях установления режима свободной торговли.
Согласно статье 4 Соглашения, Стороны ежегодно согласуют изъятия из режима, предусмотренного статьей 1 Соглашения, которые будут применяться на основе двусторонних протоколов, подписываемых Сторонами в соответствии с законодательством своих государств.
Во исполнение статьи 4 Соглашения 22.07.2011 Стороны подписали Протокол между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Сербии об изъятиях из режима свободной торговли и Правилах определения страны происхождения товаров к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Союзным Правительством Союзной Республики Югославии о свободной торговле между Российской Федерацией и Союзной Республикой Югославией от 28.08.2000 (далее - Протокол).
В соответствии со статьей 3 Протокола, происхождение товаров определяется на основе Правил определения страны происхождения товаров, содержащихся в приложении 3 к Протоколу, которое является его неотъемлемой частью (далее - Правила).
Согласно пункту 1 статьи 8 Правил, товар пользуется режимом свободной торговли на территориях государств Сторон, если он соответствует критериям происхождения, установленным Правилами, а также если, в числе прочего, государством Стороны соблюдены требования по административному сотрудничеству, предусмотренные статьей 11 Правил.
Пунктом 3 статьи 11 Правил установлено, что уполномоченные органы Сторон осуществляют последующую проверку (верификацию) сертификатов и деклараций о происхождении товаров на выборочной основе или в случае, если у таможенных органов страны ввоза есть обоснованные сомнения относительно подлинности этих документов или достоверности содержащихся в них сведений.
Таможенный орган страны ввоза товара вправе обратиться с запросом к уполномоченному органу, удостоверившему сертификат, или к органам, уполномоченным осуществлять верификацию сертификатов и деклараций о происхождении товаров, с мотивированной просьбой подтвердить подлинность сертификата (декларации о происхождении товара) и (или) достоверность содержащихся в них сведений или представить дополнительные либо уточняющие сведения, в том числе о выполнении критерия происхождения товаров, и (или) копии документов, на основании которых был выдан такой сертификат (пункт 4 статьи 11 Правил).
Последующая проверка (верификация) осуществляется уполномоченными органами экспортирующего государства Стороны, для чего они должны иметь право запрашивать необходимые документы и проверять документацию и счета производителя (экспортера). До получения результатов последующей проверки (верификации) таможенные органы принимают решение об отказе в предоставлении тарифных преференций (режима свободной торговли) в отношении ввозимых товаров (пункты 5 и 6 статьи 11 Правил).
В соответствии с п. 7 ст.11 Правил в случае выполнения требований, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, последующая проверка (верификация) должна быть осуществлена в возможно короткий срок и информация о ее результатах должна быть направлена в таможенный орган, направивший запрос, не позднее 6 месяцев с даты направления запроса.
Эти результаты должны ясно указывать, являются ли документы подлинными и могут ли конкретные товары рассматриваться как товары, происходящие с территории государства Стороны, а также выполняются ли другие требования Правил.
При этом согласно п. 8 статьи 11 Правил, тарифные преференции (режим свободной торговли) не предоставляются, в том числе в случае, если копии документов, на основании которых был выдан такой сертификат, не представлены.
Товар не считается происходящим из государств Сторон, если не будет представлен надлежащим образом оформленный сертификат или запрошенная информация. (п.9 ст.11 Правил).
Таким образом, Правилами установлены обстоятельства, при наступлении которых таможенный орган стороны импорта должен отказать в предоставлении тарифных преференций, к числу которых относится нарушение условий административного сотрудничества, а именно неполучение в установленные Правилами сроки (6 месяцев) ответа на верификационный запрос, и (или) не предоставление копий документов, на основании которых был выдан сертификат (статья 13 Правил).
Подобные положения основаны на взаимных договоренностях и обязательствах сторон международных соглашений и создают механизм, направленный на недопустимость нарушений со стороны органов и организаций договаривающихся сторон, которые вовлечены в реализацию данных соглашений.
В рассматриваемом случае, из материалов дела усматривается, что в отношении представленных Обществом сертификатов происхождения товаров, задекларированных по спорным таможенным декларациям, таможенными органами Российской Федерации в адрес таможенных органов Республики Сербия были направлены верификационные запросы от 13.11.2017 N 06-86/63998, от 16.11.2017 N06-86/64704 с просьбой о проверке представленных сертификатов формы "СТ-2", а также о направлении в адрес ФТС России копий документов, на основании которых Таможенной службой Республики Сербия выданы сертификаты. ( т.8 л.д.70, 77).
В ответ на указанный запрос Таможенная администрация Республики Сербия подтвердила подлинность и точность сертификатов, однако документы, на основании которых были выданы проверяемые сертификаты, в адрес ФТС России направлены не были ( т.8 л.д.85).
Таким образом, учитывая невыполнение требований ст.11 Правил в части предоставления таможенными органами страны- экспортера запрашиваемых документов по верификационному запросу страны-импортера и, соответственно, в связи с невозможностью таможенными органами Российской Федерации осуществить проверку достоверности сведений о происхождении указанных товаров, в том числе выполнения соответствующих критериев происхождения, таможенный орган обоснованно исходил из того, что тарифные преференции в отношении спорных товаров не могут быть представлены, что прямо следует из пунктов 8 и 9 ст.11 Правил.
Согласно пункту 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 N 8 "О действии международных договоров Российской Федерации применительно к вопросам арбитражного процесса", суд, применяя нормы международных договоров, руководствуется тем, что толкование международных правил производится в порядке, определенном разделом 3 части 3 Венской Конвенции о праве международных договоров, заключенной в г. Вене 23.05.1969 (далее - Конвенция).
Суды трактуют международно-правовую норму добросовестно, в контексте и в соответствии с объемом и целями международного договора Российской Федерации.
Согласно пункту "b" части 3 статьи 31 Конвенции, при трактовке международного договора наряду с его контекстом должна учитываться последующая практика применения договора, которая устанавливает соглашение участников относительно его трактовки.
На основании статьи 26 Конвенции, каждый действующий международный договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно выполняться.
Согласие государства на обязательность для него международного договора может быть выражено подписанием договора, обменом документами, образующими договор, ратификацией договора, его принятием, утверждением, присоединением к нему или любым другим способом, о котором условилось.
Согласие Республики Сербии и Правительства Российской Федерации на обязательность для них международного договора выражено подписанием Соглашения от 22.07.2011.
Из материалов дела также следует, что в сентябре 2017 года в ФТС России поступило письмо ГТК Республики Беларусь, в котором белорусской стороной до ФТС России доведена информация о выявлении роста объемов ввоза как на территорию Республики Беларусь, так и на территорию Российской Федерации товара "яблоки свежие", происходящего с территории Республики Сербия. При этом в ходе проведенной проверки происхождения товаров таможенными органами Республики Беларусь значительное количество сертификатов о происхождении товаров, выданных уполномоченными органами Республики Сербия, были не признаны.
Учитывая данные обстоятельства, у таможенных органов Российской Федерации имелись достаточные основания для направления соответствующих запросов с целью как подтверждения выдачи сертификатов, так и для получения документов, на основании которых были выданы соответствующие сертификаты.
Из материалов дела также следует, что в ходе рассмотрения настоящего спора в суде первой инстанции Обществом представлены документы, свидетельствующие, как полагает Общество, о происхождении ввезенного товара на территории Республики Сербия. В частности, Обществом представлены инвойсы, списки покупок-квитанции с переводом, подтверждения о статусе, выписки, накладные (т.2 л.д. 146-150, т. 3 л.д. 1-164, т. 4 л.д. 1-175, т. 5 л.д. 1-86).
Из пояснений Общества следует, что указанные документы получены им от своего контрагента.
Однако, получение указанных документов Обществом вне рамок процедуры, установленной Соглашением между Российской Федерацией и Республикой Сербия, исходя из буквального толкования вышеприведенных положений Правил, не свидетельствует о подтверждении Обществом права на заявленные преференции.
В обоснование возражений против доводов таможенного органа Общество сослалось на то обстоятельство, что сертификаты подлежат выдаче при наличии у таможенного органа, выдавшего сертификат, необходимых документов, подтверждающих происхождение товара ( письмо департамента таможенных тарифов Таможенного управления Министерства финансов Республики Сербия от 30.03.2017). По указанной причине Общество полагает, что факт подтверждения подлинности сертификатов свидетельствует одновременно и о наличии документов, подтверждающих происхождение товаров.
Указанные доводы судом апелляционной инстанции отклоняются.
В рассматриваемом случае, представление декларантом документов, подтверждающих его право на преференцию, в ходе рассмотрения дела судом, как полагает апелляционная коллегия, направлено на преодоление порядка, установленного Правилами, соблюдение которого является необходимым условием для реализации права на преференции. По сути приведенные Обществом доводы относительно возможности подтверждения права на преференции в обход установленного Соглашением порядка нивелируют существо и цели заключенного Соглашения в части регулирования условий предоставления преференций и порядка их подтверждения, что недопустимо.
По указанной причине доводы Общества о непредставлении таможенным органом обоснованных возражений против представленных Обществом в подтверждение происхождения товара на территории Республики Сербия документов, судом апелляционной инстанции отклоняются, как не имеющие правового значения
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о законности оспариваемых решений таможенного органа от 27.02.2019 о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товар, N 10108082/140417/0000996, N 10108082/210317/0000795, N 10108082/140317/0000739, N 10108082/130317/0000727, N 10108082/070317/0000650, N 10108082/020317/0000591, N 10108082/020317/0000582, N 10108082/200217/0000464, N 10108082/160217/0000425, N 10108082/140317/0000323, N 10108082/120117/0000032, N 10108082/190117/0000120, N 10108082/190117/0000122, N 10108082/260117/0000197, N 10108082/260117/0000200, N 10108082/260117/0000205, N 10108082/270117/0000217, N 10108082/300117/0000228, N 10108082/300117/0000233 и, соответственно о правомерности взыскания таможенных платежей в спорном размере.
Расходы по уплате государственной пошлины с учетом результатов рассмотрения апелляционной жалобы подлежат отнесению на Общество.
При таких обстоятельствах, апелляционную жалобу Курской таможни следует удовлетворить, решение Арбитражного суда Курской области от 10.06.2020 по делу N А35-11847/2019 отменить, отказав в удовлетворении требований акционерного общества "Тандер".
Суд первой инстанции не допустил нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ, влекущих отмену судебного акта в любом случае.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Курской таможни удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Курской области от 10.06.2020 по делу N А35-11847/2019 отменить.
В удовлетворении требований акционерного общества "Тандер" (ОГРН 1022301598549, ИНН 2310031475) к Курской таможне (ОГРН 1024600942904, ИНН 4629026434) о признании недействительными и отмене решений от 27.02.2019 о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товар, N 10108082/140417/0000996, N 10108082/210317/0000795, N 10108082/140317/0000739, N 10108082/130317/0000727, N 10108082/070317/0000650, N 10108082/020317/0000591, N 10108082/020317/0000582, N 10108082/200217/0000464, N 10108082/160217/0000425, N 10108082/140317/0000323, N 10108082/120117/0000032, N 10108082/190117/0000120, N 10108082/190117/0000122, N 10108082/260117/0000197, N 10108082/260117/0000200, N 10108082/260117/0000205, N 10108082/270117/0000217, N 10108082/300117/0000228, N 10108082/300117/0000233, обязании возвратить излишне взысканные платежи в размере 946 536 руб. 82 коп. - отказать.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
М.Б. Осипова |
Судьи |
А.И. Протасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-11847/2019
Истец: АО "Тандер"
Ответчик: Курская таможня
Третье лицо: Арбитражный суд Краснодарского края, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
Хронология рассмотрения дела:
03.06.2022 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1568/2021
11.03.2022 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-3869/20
08.06.2021 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1568/2021
21.01.2021 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-3869/20
10.06.2020 Решение Арбитражного суда Курской области N А35-11847/19