г. Санкт-Петербург |
|
24 января 2021 г. |
Дело N А21-4982/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 января 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Денисюк М.И.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Новоселовой В.В.
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен
от ответчика (должника): не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-29830/2020) общества с ограниченной ответственностью "ЖЭК N 17" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 03.09.2020 по делу N А21-4982/2020 (судья Зинченко С.А.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЖЭК N 17"
к Министерству регионального контроля (надзора) Правительства Калининградской области
об оспаривании акта проверки и предписания
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ЖЭК N 17" (ОГРН 1093925013170; 236010, г.Калининград, ул. Глазунова, 9; далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением об оспаривании предписания Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области (ОГРН 1163926082253; место нахождения: 236006, г.Калининград, ул. Барнаульская, 4; далее - административный орган, Министерство) от 13.02.2020 N ЖК-2/254/ЖСА/219-о по устранению выявленных нарушений лицензионных требований, а также акта проверки от 13.02.2020 NЖК1/465/ЖСА/219-о.
Решением суда от 03.09.2020 в удовлетворении заявленных Обществом требований о признании недействительным предписания от 13.02.2020 N ЖК-2/254/ЖСА/219-о отказано; в части требования об оспаривании акта проверки от 13.02.2020 N ЖК1/465/ЖСА/219-о производство по делу прекращено.
Не согласившись с вынесенным решением суда первой инстанции, Общество направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда от 03.09.2020 отменить, требования заявителя удовлетворить, признать незаконным и отменить предписание от 13.02.2020 N ЖК-2/254/ЖСА/219-о. В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что собственники спорного жилого помещения (кв.10) многоквартирного дома по адресу: г. Калининград, ул. Воздушная, д. 18, с заявлением о перерасчете платы за обращение с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) в связи с временным отсутствием кого-либо из зарегистрированных в данном жилом помещении лиц в управляющую компанию не обращались, документы, подтверждающие временное отсутствие граждан, зарегистрированных в данном жилом помещении Обществу не предоставляли, тем самым собственниками жилого помещения не соблюден предусмотренный пунктами Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), порядок подачи заявления о перерасчете платы за ТКО. Кроме того, по мнению подателя жалобы, Правила N 354 не предусматривают возможность перерасчета платы за коммунальные услуги при временном отсутствии гражданина по месту его временной регистрации (регистрации по месту пребывания).
Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы с учетом положений части 1 статьи 121 АПК РФ и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", в судебное заседание своих представителей не направили, что в силу статей 156 и 266 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на основании приказа от 05.02.2020 N ЖК-465/пр Министерством проведена внеплановая документарная проверка в отношении Общества, осуществляющего управление многоквартирным жилым домом по адресу: г. Калининград, улица Воздушная, дом N18 (далее - МКД), с целью рассмотрения обращения собственника квартиры N10 (от 24.01.2020 N 219-о) по вопросу соблюдения лицензионных требований при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными жилыми домами в части начисления платы по коммунальной услуге "обращение с ТКО".
По результатам проверки Министерством составлен акт проверки от 13.02.2020 N ЖК-1/465/ЖСА/219-о, в котором отражено, что Обществом допущено нарушение подпункта 7 части 1 и части 2 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации; подпункта "б" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110, подпункта "ж" пункта 4 Правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416, подпункта "д" пункта 148 (22), подпункта "в" пункта 148 (23), пункта 148 (34) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, а именно: Общество по кв. N 10 МКД с января 2019 года выставляло плату за услугу вывоза ТКО, рассчитанную исходя из 4-х человек, в то время как двое из временно зарегистрированных в указанной квартире (Дорошко О.В. и Дорошко Д.Д.) в 2018 году убыли в Германию и с 30.11.2018 зарегистрированы и фактически проживают в г. Берлин.
По результатам проверки Министерством вынесено предписание от 13.02.2020 N ЖК-2/254/ЖСА/219-о по устранению выявленных нарушений лицензионных требований, которым Обществу предписано в срок до 30.04.2020 произвести перерасчет платы по услуге "обращение с ТКО" путем возврата либо взаимозачета в счет будущих платежей в полном объеме (разовым платежом) по кв.10 МКД на двух человек с января 2019 года (до момента исполнения предписания).
Не согласившись с указанным предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением (с учетом дополнений)
Решением суда от 03.09.2020 в удовлетворении требования Общества о признании недействительным предписания Министерства от 13.02.2020 N ЖК-2/254/ЖСА/219-о отказано; в части требования об оспаривании акта проверки от 13.02.2020 N ЖК-1/465/ЖСА/219-о производство по делу прекращено.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены решения суда первой инстанции 03.09.2020 ввиду следующего.
По смыслу статей 198 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, осуществляющих публичные полномочия, являются: несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение их прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; незаконное возложение на них каких-либо обязанностей; создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 (далее - Положение о лицензировании), лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", являются:
а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;
б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации;
в) соблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно части 2 статьи 161 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В силу подпункта "ж" пункта 4 Правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416), управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением, в том числе, следующих стандартов:
- организация и осуществление расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги, в том числе:
- начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
- оформление платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме.
Согласно части 1 статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с частью 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Согласно статье 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 11 статьи 155 ЖК РФ неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
Порядок предоставления коммунальных услуг потребителям установлен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В соответствии с пунктом 2 Правил N 354 к коммунальным услугам относится, в том числе, услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Пунктом 2 Правил N 354 определено, что исполнителем коммунальной услуги является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги, а потребителем - собственник помещения в многоквартирном доме, жилого дома, домовладения, а также лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги (пункт 2);
Пунктом 148(30) Правил N 354 определено, что размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9 (1) приложения N 2 к настоящим Правилам (исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении, на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов).
В соответствии с подпунктом "д" пункта 148(22) Правил N 354 исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан производить непосредственно при обращении потребителя проверку правильности исчисления предъявленного потребителю для уплаты размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, задолженности потребителя или переплаты им за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, правильности начисления потребителю неустоек (штрафов, пеней) и немедленно по результатам проверки выдавать потребителю документы, содержащие правильно начисленные платежи. В случае если проведение такой проверки непосредственно при обращении потребителя невозможно, проверка может проводиться в срок, определенный по договоренности потребителя и исполнителя, но не превышающий 1 месяц со дня обращения потребителя. Документы по результатам проверки предоставляются потребителю способом, согласованным потребителем и исполнителем, не позднее 5 рабочих дней после завершения такой проверки.
Согласно подпункту "в" пункта 148(23) Правил N 354 исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами имеет право устанавливать в порядке, предусмотренном пунктом 148(35) настоящих Правил, количество граждан, проживающих (в том числе временно) в занимаемом потребителем жилом помещении, и составлять акт об установлении количества таких граждан для расчета размера платы за предоставленную коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Пункт 148(34) Правил N 354 устанавливает, что размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается в соответствии с настоящими Правилами исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении. Потребитель считается временно проживающим в жилом помещении, если он фактически проживает в этом жилом помещении более 5 дней подряд.
Как установлено в ходе проверки и подтверждается материалами дела, а именно выпиской из лицевого счета по квартире N 10 МКД, в ней постоянно зарегистрированы 2 человека (Будникова В.А и Макарова Н.В.), временно зарегистрировано 2 человека (Дорошко Д.Д. и Дорошко О.В.) и не зарегистрирована Шпрыгова Е.В. (в суде первой инстанции представитель Общества пояснила суду, что Шпрыгова Е.В. является сособственником и на нее плата за вывоз ТКО не начисляется).
В ходе проверки также установлено, что Обществом начислялась плата за обращение с ТКО по квартире N 10 МКД, рассчитанная исходя из 4-х человек постоянно и временно зарегистрированных в квартире.
Вместе с тем, как верно указано административным органом, в силу пункта 148(34) Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО рассчитывается исходя из числа фактически проживающих, а не из числа зарегистрированных потребителей в жилом помещении.
Из представленного в материалы дела адресного листка убытия от 16.10.2018 следует, что Дорошко О.В. убыла в г. Фридланд, Германия, согласно паспорту - 17.10.2018 снята с регистрационного учета, согласно бланку регистрации от 30.11.2018 Дорошко О. и Дорошко Д. 28.11.2018 вселены и 30.11.2018 зарегистрированы в г. Берлин, Германия.
Выдавая Обществу оспариваемое предписание, Министерство правомерно исходило из отсутствия у заявителя оснований для отказа собственнику в перерасчете платы за коммунальную услугу "обращение с ТКО" ввиду отсутствия двух потребителей, с 30.11.2018 зарегистрированных в г. Берлин, Германия. Поскольку Дорошко О. и Дорошко Д. в спорном помещении не проживают, начисление платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, рассчитанной исходя из 4-х человек, не соответствует требованиям ЖК РФ и вышеприведенным положениям Правил N 354.
Доказательств, подтверждающих фактическое проживание граждан Дорошко О. и Дорошко Д. в спорном жилом помещении, начиная с января 2019 года, Обществом в материалы дела не представлено.
При этом, как следует из материалов дела 19.01.2019 собственник кв. N 10 Будникова В.А. обратилась в ООО "ЖЭК N 17" с заявлением по вопросу расчета платы за обращение с ТКО. Соответственно, в силу подпункта "д" пункта 148(22) Правил N 354 Общество обязано было провести надлежащую проверку правильности исчисления предъявленного потребителю для уплаты размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО (в том числе установить фактическое количество проживающих в жилом помещении) и выдать потребителю документы, содержащие правильно начисленные платежи.
Ссылки заявителя на акт от 19.01.2019 об установлении количества граждан, временно проживающих в кв. N 10 МКД обоснованно отклонены судом первой инстанции, поскольку акт содержит указание на 4-х зарегистрированных (что не противоречит данным лицевого счета по квартире, однако не имеет значения для начисления платы за вывоз ТКО в соответствии с пунктом 148(34) Правил N 354) и 1-го временно проживающего без указания его ФИО. Таким образом, данный акт от 19.01.2019 не устанавливает, что в спорной квартире фактически проживают (а не просто зарегистрированы) 4 человека.
Доводы подателя жалобы о том, что действующее законодательство не предусматривает выполнение перерасчета платы за коммунальные услуги при временном отсутствии гражданина по месту его регистрации по месту пребывания, отклоняется судом апелляционной инстанции как основанный на неверном толковании норм материального права.
В соответствии с положениями Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО рассчитывается не из количества зарегистрированных, а из числа фактически проживающих в жилом помещении потребителей; вопрос регистрации таких лиц по месту жительства или по месту пребывания (постоянной или временной регистрации) в рассматриваемой ситуации правового значения не имеет.
При таких обстоятельствах, Министерство пришло к обоснованному выводу о том, что Обществом нарушен порядок начисления размера платы по коммунальной услуге "обращение с ТКО" с января 2019 года по квартире N 10 МКД, что является нарушением подпункта 7 части 1 и части 2 статьи 193 ЖК РФ; подпункта "б" пункта 3 Положения о лицензировании, подпункта "ж" пункта 4 Правил N 416, подпункта "д" пункта 148 (22), подпункта "в" пункта 148 (23), пункта 148 (34) Правил N 354 и влечет нарушение прав обращения жителей квартиры N10 в многоквартирном доме N18, в связи с чем Министерством правомерно выдано Обществу предписание от 13.02.2020N ЖК-2/254/ЖСА/219-о по устранению выявленных нарушений лицензионных требований.
Предписание Министерства от 13.02.2020 N ЖК-2/254/ЖСА/219-о соответствует закону и не нарушает права и законные интересы Общества (не возлагает на Общество дополнительных обязанностей помимо установленных законом), в связи с чем оснований для признания недействительным оспариваемого Обществом предписания не имеется.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленного Обществом требования о признании недействительным предписания Министерства от 13.02.2020 N ЖК-2/254/ЖСА/219-о
Суд первой инстанции также правомерно пришел к выводу о том, что акт камеральной проверки с учетом требований части 1 статьи 198 АПК РФ не является ненормативным правовым актом, поскольку несмотря на наличие в нем указаний на обстоятельства, установленные в ходе проверки и выявленные в ходе проверки нарушения, акт проверки не содержит обязательных предписаний, распоряжений, влекущих юридические последствия, не устанавливает прав и не возлагает на заявителя каких-либо обязанностей, создающих препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Таким образом, акт проверки от 13.02.2020 N ЖК1/465/ЖСА/219-о не может быть предметом самостоятельного обжалования в арбитражном суде в порядке, установленном главой 24 АПК РФ, в связи с чем суд первой инстанции на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ прекратил производство по делу в данной части. Апелляционная жалоба Общества не содержит доводов и возражений в данной части.
Нарушения норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены решения суда от 03.09.2020 не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине в размере 1500 руб. за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции подлежат оставлению на заявителе.
Излишне уплаченная Обществом при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина в размере 1500 руб. (платежное поручение от 02.10.2020 N 594) подлежит возврату Обществу из федерального бюджета на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 03 сентября 2020 года по делу N А21-4982/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЖЭК N 17" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "ЖЭК N 17" из федерального бюджета 1500 руб. излишне уплаченной государственной пошлины по апелляционной жалобе, перечисленной платежным поручением от 02.10.2020 N594.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.И. Денисюк |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-4982/2020
Истец: ООО "ЖЭК N 17"
Ответчик: Министерство регионального контроля (надзора) Правительства Калининградской области