г. Самара |
|
25 января 2021 г. |
Дело N А72-8858/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 января 2021 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Некрасовой Е.Н., судей Корнилова А.Б., Николаевой С.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ильиной Е.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 18.01.2021 в помещении суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Партнер"
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 29.10.2020 по делу N А72-8858/2020 (судья Крамаренко Т.М.),
возбужденному исковому заявлению муниципального унитарного предприятия "Димитровградские коммунальные ресурсы" (ОГРН 1027300546228, ИНН 7302016391), г.Димитровград Ульяновской области,
к обществу с ограниченной ответственностью "Партнер" (ОГРН 1157329001719, ИНН 7329018558), г.Димитровград Ульяновской области,
о взыскании денежных средств,
в отсутствие представителей сторон, извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие "Димитровградские коммунальные ресурсы" (далее - МУП "ДКР") обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением (с учетом принятого судом первой инстанции в порядке ст.49 АПК РФ уточнения размера исковых требований) о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Партнер" (далее - ООО "Партнер") основного долга за поставленную по договору от 01.03.2018 N 394/Т в феврале-мае 2020 года тепловую энергию на отопление в сумме 869 295 руб. 16 коп., основного долга за горячее водоснабжение за август 2019 года - апрель 2020 года по договору от 01.03.2018 N 394/В в сумме 1 846 203 руб. 11 коп., расходов по уплате государственной пошлины.
Решением от 29.10.2020 по делу N А72-8858/2020 Арбитражный суд Ульяновской области исковые требования удовлетворил в полном объеме.
ООО "Партнер" в апелляционной жалобе просило отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
МУП "ДКР" апелляционную жалобу отклонило по мотивам, изложенным в отзыве.
На основании ст.ст.156 и 266 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и отзыве, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как видно из материалов дела, МУП "ДКР" является теплоснабжающей организацией в г.Димитровграде Ульяновской области, осуществляющей производство и поставку тепловой энергии на нужды отопления и горячего водоснабжения.
МУП "ДКР" направило в ООО "Партнер" (управляющая организация в отношении ряда многоквартирных жилых домов, находящихся в г.Димитровграде Ульяновской области) для подписания договор поставки тепловой энергии на отопление от 01.03.2018 N 394/Т и договор поставки горячей воды от 01.03.2018 N 394/В.
В соответствии с договором N 394/В теплоснабжающая организация обязалась подавать исполнителю в многоквартирные жилые дома, находящиеся в его управлении, указанные в приложении N 1, через присоединенную сеть горячую воду, а исполнитель - принимать и оплачивать горячую воду в объеме, сроки и на условиях, предусмотренных настоящим договором, соблюдать режим потребления, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении сетей и исправность используемых им приборов и оборудования.
В соответствии с договором N 394/Т теплоснабжающая организация обязалась на условиях, предусмотренных данным договором, осуществить поставку и передачу тепловой энергии исполнителю через присоединенную сеть на отопление в количестве (объеме) и с качеством (температура и давление), позволяющим исполнителю обеспечить предоставление коммунальной услуги отопления в том объеме и качестве, показатели которых установлены законодательством Российской Федерации, а исполнитель - на условиях, предусмотренных данным договором, принимать и оплачивать принятый объем тепловой энергии на отопление, соблюдать режим ее потребления, а также обеспечивать безопасную эксплуатацию и исправность внутридомовых инженерных сетей, с использование которых осуществляется потребление тепловой энергии и исправность используемых им приборов в оборудования.
Согласно условиям договоров дата начала поставки - 01.03.2018.
ООО "Партнер" договоры подписало с протоколами разногласий, которые до настоящего времени сторонами не урегулированы.
В рассматриваемом периоде МУП "ДКР" поставило в МКД, находящиеся в управлении ООО "Партнер", тепловую энергию и горячее водоснабжение, а ООО "Партнер" приняло соответствующие коммунальные ресурсы.
Согласно п.1 ст.539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии со ст.544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Правила, предусмотренные ст.539-547 ГК РФ, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. К отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (ст.539-547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства (ст.548 ГК РФ).
В силу ст.ст.309 и 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства, требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
В соответствии с п.3 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения" отсутствие договорных отношений с организацией, чьи теплопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему тепловой энергии.
Из пояснений МУП "ДКР" следует, что в период с марта 2018 года по апрель 2020 года в ООО "Партнер" поставлен коммунальный ресурс (ГВС) на сумму 6 915 886 руб. 20 коп.; в период с марта 2018 года по май 2020 года - поставлен коммунальный ресурс (отопление) на сумму 14 896 966 руб. 91 коп.
Факт поставки коммунальных ресурсов и оказания соответствующих услуг подтверждается счетами на оплату, счетами-фактурами, актами о подаче и приеме тепловой энергии и теплоносителя и ООО "Партнер" не опровергнут.
Поскольку ООО "Партнер" оплату коммунальных ресурсов произвело частично, МУП "ДКР" направило претензию от 14.05.2020 N 342 с просьбой погасить задолженность по договору N 394/Т в сумме 1 565 161 руб. 97 коп., по договору N 394/В в сумме 2 852 360 руб. 72 коп.
ООО "Партнер" претензию не исполнило, что послужило основанием для обращения МУП "ДКР" в арбитражный суд с исковым заявлением.
Возражая против исковых требований, ООО "Партнер" сослалось на то, что находящиеся в его управлении многоквартирные дома оснащены общедомовыми приборами учета; согласно отчетам о снижении стоимости горячего водоснабжения количество потребленной тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения не соответствовало показателям, заявленным МУП "ДКР" в актах поставленного ресурса. По расчету ООО "Партнер", ресурсоснабжающая организация поставила коммунальные ресурсы (ГВС) ненадлежащего качества: в мае 2019 года - на сумму 5 420 руб. 40 коп., в июне 2019 года - на сумму 9 471 руб. 67 коп., в ноябре 2019 года - на сумму 105 646 руб. 48 коп.
При принятии обжалуемого судебного акта суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, устанавливает Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ).
Согласно ст.2 Закона N 190-ФЗ под качеством теплоснабжения понимается совокупность установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) договором теплоснабжения характеристик теплоснабжения, в том числе термодинамических параметров теплоносителя.
В соответствии с ч.1, 5, 8 ст.15 Закона N 190-ФЗ потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения. Местом исполнения обязательств теплоснабжающей организации является точка поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации или теплосетевой организации либо в точке подключения (технологического присоединения) к бесхозяйной тепловой сети. Параметры качества теплоснабжения и ответственность сторон за несоблюдение требований к параметрам качества теплоснабжения определяются сторонами в договоре теплоснабжения.
Исходя из ст.19 Закона N 190-ФЗ, количественные и качественные характеристики поставленного теплоносителя фиксируются в точке учета средствами коммерческого учета.
Поскольку отношения сторон сложились по поводу поставки коммунального ресурса в жилые дома, к рассматриваемым правоотношениям подлежат применению Жилищный кодекс Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв.Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354; далее - Правила N 354), Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями (утв.Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124; далее -Правила N 124).
Согласно пп."д" п.22 Правил N 124 в случае поставки ресурсоснабжающей организацией коммунального ресурса ненадлежащего качества или с перерывами, превышающими установленную продолжительность, размер платы за коммунальный ресурс изменяется в порядке, определенном Правилами предоставления коммунальных услуг.
В силу требований Правил N 354 коммунальные ресурсы приобретаются для оказания коммунальных услуг и параметры поставляемых коммунальных ресурсов должны обеспечивать исполнителю возможность предоставить качественные коммунальные услуги. Следовательно, в случае передачи исполнителем коммунальных ресурсов до конечного потребителя без какой-либо трансформации они не должны быть худшего качества, чем коммунальная услуга.
В соответствии с п.31 Правил N 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, данными Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг; производить в установленном данными Правилами порядке с учетом особенностей, установленных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги, в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы, и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги, в том числе в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
Как указано в п.98 Правил N 354, требования к качеству коммунальных услуг, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальных услуг, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении N 1 к Правилам N 354.
Из содержания приложения N 1 "Требования к качеству коммунальных услуг" к Правилам N 354 следует, что одним из требований к качеству такой коммунальной услуги, как горячее водоснабжение, является постоянное соответствие состава и свойств горячей воды санитарным нормам и правилам. Отклонение состава и свойств горячей воды от санитарных норм и правил не допускается.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07.04.2009 N 20 утверждены санитарно-эпидемиологические правила и нормы (СанПиН 2.1.4.2496-09) "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения" (действуют с 01.09.2009).
Согласно п.2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °C и не выше 75 °C.
При этом в приложении N 1 к Правилам N 354 установлены критерии температуры горячей воды в точке водоразбора, которая должна соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09). Так, допустимое отклонение температуры горячей воды в точке водоразбора от температуры горячей воды в точке водоразбора, соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании: в ночное время (с 0.00 до 5.00 часов) - не более чем на 5 °C; в дневное время (с 5.00 до 00.00 часов) - не более чем на 3 °C.
Перерасчет производится следующим образом: за каждые 3 °C отступления от допустимых отклонений температуры горячей воды размер платы за коммунальную услугу за расчетный период, в котором произошло указанное отступление, снижается на 0,1 процента размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением N 2 к Правилам N 354, за каждый час отступления от допустимых отклонений суммарно в течение расчетного периода с учетом положений раздела IX Правил N 354. За каждый час подачи горячей воды, температура которой в точке разбора ниже 40 °C, суммарно в течение расчетного периода оплата потребленной воды производится по тарифу за холодную воду.
Согласно п.98 Правил N 354 при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
При предоставлении в расчетном периоде коммунальной услуги ненадлежащего качества размер платы за такую коммунальную услугу, определенный за расчетный период в соответствии с приложением N 2 к Правилам N 354, подлежит уменьшению на размер платы, исчисленный суммарно за каждый период (день) предоставления такой коммунальной услуги ненадлежащего качества, в случаях, предусмотренных приложением N 1 к Правилам N 354 (п.101 Правил N 354).
Из буквального толкования приведенных норм права следует, что расчетным периодом предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества является один день, а для расчета стоимости некачественного коммунального ресурса необходимы почасовые показания температуры горячей воды.
Как верно указал суд первой инстанции, соответствующего расчета, основанного на вышеизложенных нормативных актах, ответчиком в материалы дела не представлено.
Согласно ч.4 ст.157 ЖК РФ при предоставлении коммунальных услуг с перерывами, превышающими установленную продолжительность, и (или) с нарушением качества осуществляется изменение размера платы за коммунальные услуги в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг регулируют Правила N 354.
В соответствии с п.104 Правил N 354 при обнаружении исполнителем факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (далее - нарушение качества коммунальных услуг) всем или части потребителей в связи с нарушениями (авариями), возникшими в работе внутридомовых инженерных систем и (или) централизованных сетей инженерно-технологического обеспечения, исполнитель обязан зарегистрировать в электронном и (или) бумажном журнале регистрации таких фактов дату, время начала и причины нарушения качества коммунальных услуг (если они известны исполнителю).
Согласно п.108 Правил N 354 сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан согласовать с потребителем дату и время проведения проверки факта нарушения качества коммунальной услуги. При этом работник аварийно-диспетчерской службы обязан немедленно после получения сообщения потребителя уведомить ресурсоснабжающую организацию, у которой исполнитель приобретает коммунальный ресурс для предоставления потребителям коммунальной услуги, дату и время проведения проверки.
П.109 Правил N 354 установлено, что по окончании проверки составляется акт проверки. Акт проверки составляется в количестве экземпляров по числу заинтересованных лиц, участвующих в проверке, подписывается такими лицами (их представителями), 1 экземпляр акта передается потребителю (или его представителю), второй экземпляр остается у исполнителя, остальные экземпляры передаются заинтересованным лицам, участвующим в проверке. Указанный акт проверки является основанием для проведения перерасчета платы за предоставленные услуги ненадлежащего качества конечным потребителям.
В п.110 Правил N 354 определено, что если в ходе проверки между потребителем (или его представителем) и исполнителем, иными заинтересованными участниками проверки возник спор относительно факта нарушения качества коммунальной услуги и (или) величины отступления от установленных в приложении N 1 к данным Правилам параметров качества коммунальной услуги, то потребитель и исполнитель, иные заинтересованные участники проверки определяют в соответствии с этим пунктом порядок проведения дальнейшей проверки качества коммунальной услуги.
Из материалов дела видно, что при обнаружении факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества ООО "Партнер" вопреки императивным нормам действующего законодательства ресурсоснабжающую организацию о составлении акта не извещало и совместный акт не составляло.
Таким образом, утверждение ООО "Партнер" о поставке некачественного ресурса не подтверждено надлежащими доказательствами, а потому правомерно не принято судом первой инстанции во внимание.
Выводы суда первой инстанции подтверждаются арбитражной судебной практикой, в частности, постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2020 по делу N А72-12446/2019 (с участием тех же лиц).
С учетом изложенного, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст.71 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования МУП "ДКР" в полном объеме.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, со ссылкой на судебные акты по другим дела, проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, основания для отмены или изменения отсутствуют.
В соответствии со ст.110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ООО "Партнер".
Руководствуясь статьями 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 29 октября 2020 года по делу N А72-8858/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Н. Некрасова |
Судьи |
А.Б. Корнилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-8858/2020
Истец: МУП "ДИМИТРОВГРАДСКИЕ КОММУНАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ"
Ответчик: ООО "ПАРТНЕР"