г. Воронеж |
|
25 января 2021 г. |
Дело N А64-4200/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 января 2021 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Осиповой М.Б.,
судей Малиной Е.В.,
Письменного С.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сакварелидзе Н.Г.,
при участии:
от Управления сельского хозяйства Тамбовской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от индивидуального предпринимателя главы крестьянского фермерского хозяйства Верещагиной Елены Михайловны: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления сельского хозяйства Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 27.10.2020 по делу N А64-4200/2020 по исковому заявлению Управления сельского хозяйства Тамбовской области (ОГРН 1026801158427, ИНН 6831004943) к индивидуальному предпринимателю главе крестьянского фермерского хозяйства Верещагиной Елене Михайловне (ОГРНИП 318682000009979, ИНН 680603181361) о взыскании гранта в размере 378 998 руб. 77 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Управление сельского хозяйства Тамбовской области (далее - истец) обратилось арбитражный в суд с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю главе крестьянского фермерского хозяйства Верещагиной Елене Михайловне (далее - ИП Глава КФХ Верещагина Елена Михайловна, ответчик, предприниматель) о взыскании денежных средств гранта в размере 375 780 руб., из которых: 341 959,80 руб. - средства федерального бюджета и 33820,20 руб. - средства бюджета области, а также процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 3 218,77 руб., из которых: 2 929,08 руб. - в доход федерального бюджета, 289,69 руб. - в доход бюджета Тамбовской области.
Определением суда от 09.07.2020 дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со ст. 228 АПК РФ.
Определением суда от 20.08.2020 арбитражный суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 27.10.2020 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, истец обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы истец указывает на нарушение ответчиком условий использования гранта согласно соглашению N 28 от 17.05.2018, что подтверждено результатами проверки ответчика от 27.11.2019. Заявитель полагает, что произведенный в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции осмотр хозяйства ответчика от 06.10.2020 подтвердил отсутствие в необходимом количестве столбов, приобретение которых было предусмотрено условиями соглашения о предоставлении субсидии на грантовую поддержку и возлагалось на ответчика. Истец настаивает на неисполнении ответчиком условий соглашения в заявленной части, что, как полагает истец, влечет обязанность ответчика возвратить полученные из бюджета денежные средства в спорной размере.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители Управления сельского хозяйства Тамбовской области и ИП Главы КФХ Верещагиной Елены Михайловны не явились, лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного разбирательства в установленном законом порядке.
На основании статей 123, 156, 184, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривалось в отсутствие представителей сторон.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом, постановлением администрации Тамбовской области от 21.11.2012 N 1443 утверждена "Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области на 2013 - 2020 годы", в рамках которой в целях поддержки начинающих фермеров в Тамбовской области Управлением сельского хозяйства Тамбовской области на территории области реализуются мероприятия по предоставлению грантов на создание и развитие КФХ.
В соответствии с указанной Программой, а также на основании Бюджетного кодекса РФ, Закона Тамбовской области от 21.12.2017 N 187-З "О бюджете Тамбовской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов", Правилами предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета и бюджета Тамбовской области, утвержденными постановлением администрации области от 01.02.2017 N 75 (далее -Правила), между Управлением сельского хозяйства Тамбовской области (Управление) и ИП главой КФХ Верещагиной Е.М. (Начинающий фермер) заключено соглашение N 28 от 17.05.2018 о предоставлении из федерального бюджета и бюджета Тамбовской области субсидий на грантовую поддержку начинающего фермера.
По условиям указанного соглашения Управление обязалось предоставить Начинающему фермеру путем перечисления на его расчетный счет грант в размере 1 500 000,00 руб., а Начинающий фермер обязался принять указанные денежные средства и использовать их для реализации проекта по развитию своего КФХ в соответствии с целями, условиями и порядком, установленными Правилами и настоящим соглашением (пункт 1.2 соглашения).
Согласно пункту 3.1 соглашения грант предоставляется в соответствии с Правилами:
* на цели, указанные в разделе I соглашения;
* при условии прохождении конкурсного отбора в соответствии с Порядком проведения конкурсного отбора КФХ на предоставление из федерального бюджета и бюджета Тамбовской области субсидии на грантовую поддержку начинающих фермеров, утвержденным постановлением администрации Тамбовской области от 21.04.2017 N 368;
- при соблюдении иных условий, предусмотренных Правилами. Перечисление гранта осуществляется на счет начинающего фермера, открытый в российской кредитной организации, в порядке и в сроки, установленные Правилами (пункт 3.2 соглашения).
Порядок взаимодействия сторон, их права и обязанности установлены в разделе IV соглашения.
В соответствии с пунктом 4.1 соглашения Управление среди прочего обязалось:
обеспечить перечисление средств гранта на счет начинающего фермера в сроки, установленные Правилами (подпункт 4.1.1 соглашения);
устанавливать показатели результативности в соответствии с приложением N 2 к соглашению и осуществлять оценку их достижения на основании отчета о достижении значений показателей результативности в соответствии с приложением N 4 к соглашению (подпункт 4.1.2 соглашения);
осуществлять контроль за соблюдением Начинающим фермером целей, условий и порядка предоставления гранта, установленных Правилами и соглашением, путем проведения плановых и внеплановых проверок на основании: отчетов о расходах Начинающего фермера, источником финансового обеспечения которого является грант; документов, представленных получателем по запросу Управления в соответствии с пунктом 4.2.1 соглашения; иных документов (подпункт 4.1.3 соглашения).
Согласно подпункту 4.1.4 соглашения в случае установления Управлением или получения от органа государственного финансового контроля информации о факте (ах) нарушения начинающим фермером порядка, целей и условий предоставления гранта, предусмотренных Правилами и настоящим соглашением, в том числе указания в документах, представленных Начинающим фермером в соответствии с настоящим соглашением, недостоверных сведений, Управление обязано направить Начинающему фермеру требование об обеспечении возврата средств гранта в бюджет Тамбовской области в размере и в сроки, определенные в указанном требовании.
В соответствии с подпунктами 4.2.1, 4.2.2, 4.2.4 соглашения Управление вправе:
запрашивать у Начинающего фермера документы и информацию, необходимые для осуществления контроля за соблюдением порядка, целей, условий предоставления гранта, в том числе: документы, подтверждающие целевое использование средств гранта, в соответствии с приложением N 5 к соглашению; документы об использовании и распоряжении имуществом, включенным в План расходов; отчеты в соответствии с приложением N4 к соглашению; письменные объяснения; иные документы;
* для проведения проверок формировать рабочую группу в соответствии с приказом Управления;
* по результатам проверки направлять Начинающему фермеру предписания, обязательные для выполнения.
В свою очередь, согласно пунктам 4.3.1, 4.3.3, 4.3.4 соглашения Начинающий фермер должен обеспечить выполнение условий предоставления гранта и соглашения в полном объеме, в том числе:
* использовать грант в течение 18 месяцев со дня поступления средств на его счет в соответствии с Планом расходов (приложение N 1 к Соглашению);
* обеспечивать выполнение мероприятий, предусмотренных Планом расходов, в полном объеме;
- использовать грант исключительно в соответствии с Планом расходов. Допускаются приобретение товара, оплата услуг либо выполненных работ по цене отличной от установленной в Плане расходов, при этом сэкономленные средства подлежат направлению на иные мероприятия Плана расходов и (или) бизнес-плана - в соответствии с пунктами 4.3.5 и (или) 4.3.8 настоящего соглашения.
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств по соглашению стороны несут ответственность в соответствии с соглашением, Правилами и законодательством Российской Федерации (пункт 5.1 соглашения).
В пункте 6.2 соглашения установлено, что последнее вступает в силу с даты его подписания сторонами, но не ранее доведения лимитов бюджетных обязательств и действует в течение пяти лет.
Во исполнение обязательства, денежные средства в общем размере 1500000,00 руб. перечислены ответчику платежным поручением от 21.05.2018 N 687124.
Согласно пункту 4.3.1 соглашения и в соответствии с Планом расходов, являющимся приложением N 1 к соглашению, Начинающий фермер обязан обеспечить выполнение условий предоставления гранта и приобрести:
комплект оборудования для организации автоматического полива сада в количестве 1 единицы стоимостью 371,76 тыс. руб., планируемый срок - июль 2018 года;
столбы шпалерные сечение 7 х 7,5 см. в количестве 700 единиц стоимостью 336,00 тыс. руб., планируемый срок - июль 2018 года;
столбы шпалерные сечение 9 х 9,5 см. в количестве 121 единиц стоимостью 77,44 тыс. руб., планируемый срок - июль 2018 года;
столбы крепежные сечение 7 х 7,5 см. в количестве 41 единица стоимостью 4,10 тыс. руб., планируемый срок - июль 2018 года;
трактор ДТ-75 ДС-4 в количестве 1 единицы стоимостью 190,00 тыс. руб., планируемый срок - июль 2018 года;
саженцы яблони 1-летка на подвое 62-396 сорта Лобо, Спартан в количестве 5500 единиц, стоимостью 687,50 тыс. руб., планируемый срок - октябрь 2018 года.( л.д.16 оборот).
В течение 30 календарных дней с момента осуществления операции по расходованию средств (части средств) гранта, а также собственных средств, достаточных для обеспечения уровня софинансирования затрат, Начинающий фермер предоставляет в Управление копии документов и реестр представленных документов, подтверждающих их целевое использование в разрезе целевых статей расходов в соответствии с приложением N 5 к соглашению (пункт 4.3.17 соглашения).
Во исполнение данного требования ответчиком в Управление были представлены документы, в том числе подтверждающие приобретение вышепоименованных столбов крепежных и шпалерных у ООО "сельскохозяйственная компания "Русь" : договор поставки от 03.04.2018 N 1-03/04, счет - фактура от 20.06.2018 N 19, платежное поручение от 24.05.2018 N 1, квитанция к приходному кассовому ордеру N 3.
В целях проведения проверки исполнения обязательств по соглашениям, заключенным Управлением сельского хозяйства области с участниками подпрограммы "Развитие отраслей агропромышленного комплекса" Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области, 27.11.2019 комиссией (созданной приказом Управления сельского хозяйства Тамбовской области от 27.11.2019 N 165) проведен осмотр хозяйства ИП Главы КФХ Верещагиной Е.М., расположенного по адресу: Тамбовская область, Гавриловский район, д. Измайлово, на предмет наличия приобретенной техники и оборудования, используемых в сельскохозяйственном производстве, а также иных видов имущества, приобретенных за счет средств гранда, выполнения графика реализации проекта по созданию, расширению и модернизации производственной базы КФХ.
По результатам осмотра выявлено, что на земельном участке, предназначенном для закладки сада, заложены саженцы в количестве 5500 шт. Также для осмотра представлено: комплект оборудования для организации автоматического полива сада; трактор ДТ-75 ДС-4.
При этом комиссией установлено, что столбы шпалерные с сечением 7 х 7,5 см. и 9 х 9,5 см и столбы крепежные с сечением 7 х 7,5 см. не представлены. Со слов генерального директора ООО "Сельскохозяйственная компания "Русь", столбы находятся в ЛИУ N 7, на территорию которой на момент проверки попасть не представилось возможным. ИП Глава КФХ Верещагина Е.М. на момент проверки отсутствовала.
Изложенные обстоятельства отражены в акте осмотра от 27.11.2019.
Сославшись на результаты проведенной проверки и фактическое отсутствие части перечисленного в Плане расходов имущества (а именно: столбов шпалерных с сечением 7 х 7,5 см. в количестве 700 единиц; столбов шпалерных с сечением 9 х 9,5 см. в количестве 121 единиц; столбов крепежных с сечением 7 х 7,5 см. в количестве 41 единица) письмом от 27.02.2020 N 01-51/8 Управление сельского хозяйства Тамбовской области сообщило предпринимателю о нарушении условий соглашения и Правил, и известило о необходимости возврата в добровольном порядке в установленный срок суммы гранта в размере 375 780,00 руб. ( суммы в размере бюджетного софинансирования на приобретение спорных столбов).
Поскольку ответчик обязательство по возврату суммы гранта в размере 375 780 руб. не исполнил, Управление сельского хозяйства Тамбовской области обратилось в арбитражный суд с настоящим иском, в котором также просило взыскать начисленные на основании статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 3 218,77 руб. за период с 28.04.2020 по 23.06.2020.
Принимая решение по настоящему делу, суд первой инстанции пришел к выводу о то, что заявленные истцом требования удовлетворению не подлежат. Судебная коллегия считает данный вывод суда соответствующим действующему законодательству и фактическим обстоятельствам дела, исходя из следующего.
Спорные правоотношения, возникшие между сторонами, регулируются, в том числе нормами Бюджетного Кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).
В силу статьи 69 БК РФ к бюджетным ассигнованиям относятся, в том числе ассигнования на предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам.
Порядок предоставления и возврата выданных субсидий регламентируется статьей 78 БК РФ.
Пункт 1 статьи 78 БК РФ предусматривает, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Подпунктом 2 пункта 2 статьи 78 БК РФ предусмотрено, что субсидии юридическим лицам предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Предоставление субсидии оформляется договором, заключенным в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных бюджетным законодательством. К правоотношениям сторон, вытекающим из договора о предоставлении субсидии, применяется гражданское законодательство Российской Федерации, если иное не предусмотрено Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии); положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
В соответствии со статьей 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
В силу статьи 34 БК РФ принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования (ст. 38 БК РФ).
Обязанность по целевому использованию бюджетных средств их получателем установлена статьей 62 БК РФ.
Пункт 1 статьи 306.4 БК РФ определяет, что нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717 утверждена "Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 г.г.".
В целях реализации указанной программы постановлением администрации Тамбовской области от 21.11.2012 N 1443 утверждена Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области на 2013-2020 годы, согласно которой гранты и (или) помощь носят целевой характер.
Указанным нормативным правовым актом также предусмотрено, что контроль за движением и целевым расходованием средств участников подпрограммы на основании предоставляемых отчетов осуществляет управление сельского хозяйства области. В случае нецелевого использования гранта часть гранта, использованная нецелевым образом, подлежит возврату в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В данном случае обязательства сторон установлены соглашением N 28 о предоставлении из федерального бюджета и бюджета Тамбовской области субсидий на грантовую поддержку начинающего фермера от 17.05.2018.
Целью предоставления Управлением денежных средств в виде гранта являлось финансирование создания и развития крестьянского (фермерского) хозяйства.
В соответствии с пунктом 4.3.1 соглашения N 28 от 17.05.2018 предприниматель обязался использовать грант в течение 18 месяцев со дня поступления средств на ее счет в соответствии с Планом расходов. При этом согласно Плану расходов в июле 2018 года предприниматель среди прочего должен был приобрести:
столбы шпалерные сечение 7 х 7,5 см. в количестве 700 единиц стоимостью 336 000,00 руб., из которых 302 400,00 руб. - средства гранта;
столбы шпалерные сечение 9 х 9,5 см. в количестве 121 единиц стоимостью 77 440,00 руб., из которых 69 690,00 руб. - средства гранта;
столбы крепежные сечение 7 х 7,5 см. в количестве 41 единица стоимостью 4100,00 руб., из которых 3690,00 руб. - средства гранта.
В качестве доказательств приобретения указанного имущества и целевого использования полученных денежных средств ИП главой КФХ Верещагиной Е.М. представлены:
- договор поставки от 03.04.2018 N 1-03/04, заключенный с ООО "Сельскохозяйственная компания "Русь" (предмет договора: столбы шпалерные сечение 7 х 7,5 см. в количестве 700 единиц стоимостью 336 000,00 руб., столбы шпалерные сечение 9 х 9,5 см. в количестве 121 единиц стоимостью 77 440,00 руб., столбы крепежные сечение 7 х 7,5 см. в количестве 41 единица стоимостью 4100,00 руб.);
* платежное поручение от 24.05.2018 N 1 на сумму 416 900,00 руб. (назначение платежа: за столбы шпалерные по договору от 03.04.2018 N 1-03/04);
* квитанция к приходному кассовому ордеру N 3 от 25.05.2018 на сумму 640,00 руб. (по договору от 03.04.2018 N 1-03/04);
- Универсальный передаточный акт (счет - фактура) от 20.06.2018 N 19 по договору от 03.04.2018 N 1-03/04.
На основании ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Первичные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.
Доказательствами подтверждения передачи товарно-материальных ценностей согласно Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденному Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.07.1998 N 34н, является документ (накладная, товарно-транспортная накладная, акт приема-передачи и др.), содержащий дату его составления, наименование организации-поставщика, содержание и измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении, а также подписи уполномоченных лиц, передавших и принявших имущество.
Представленный Универсальный передаточный акт (счет - фактура) от 20.06.2018 N 19 по договору от 03.04.2018 N 1-03/04 является надлежащим доказательством подтверждения передачи товарно-материальных ценностей ответчику.
Представленные платежные документы подтверждают факт оплаты ответчиком приобретенных материальных ценностей.
Истцом о фальсификации представленных ответчиком доказательств не заявлено.
Учитывая указанное, суд первой инстанции обоснованно признал подтвержденным факт использования предпринимателем полученных бюджетных средств на приобретение товаров, предусмотренных соглашением.
В обоснование заявленных исковых требований, истец ссылается на результаты проведенной выездной проверки от 27.11.2019, по результатам которой выявлено, что на земельном участке, предназначенном для закладки сада, заложены саженцы в количестве 5500 шт. Также для осмотра представлено: комплект оборудования для организации автоматического полива сада; трактор ДТ-75 ДС-4. При этом комиссией установлено, что столбы шпалерные с сечением 7 х 7,5 см. и 9 х 9,5 см и столбы крепежные с сечением 7 х 7,5 см. не представлены. Со слов генерального директора ООО "Сельскохозяйственная компания "Русь", столбы находятся в ЛИУ N 7, на территорию которой на момент проверки попасть не представилось возможным. ИП Глава КФХ Верещагина Е.М. на момент проверки отсутствовала.
Ответчик, возражая по существу сведений, изложенных в проведенной проверке истца, в отзыве на исковое заявление (л.д. 54), указывал на отсутствие надлежащего уведомления о проведении выездной проверки; громоздкость оборудования и не возможность его предоставления в условиях зимнего периода.
Согласно пояснениям истца (л.д. 55 - 56) о дате и времени выездной проверки ответчик был уведомлен сотрудниками управления в устной форме посредством телефонной связи.
Учитывая изложенные обстоятельства, определением от 30.09.2020, суд первой инстанции обязал стороны провести совместный осмотр на предмет наличия спорного имущества у ответчика и назначил осмотр на 06.10.2020 на 10 час. 00 мин.
Во исполнения определения суда, комиссией по проведению проверки, утвержденной приказом Управления сельского хозяйства Тамбовской области от 14.02.2020 N 19, в присутствии представителя ответчика 06.10.2020 повторно проведен осмотр хозяйства ИП Главы КФХ Верещагиной Е.М., расположенного по адресу: Тамбовская область, Гавриловский район, д. Измайлово, на предмет наличия приобретенной техники и оборудования, используемых в сельскохозяйственном производстве, а также иных видов имущества, приобретенных за счет средств гранда, выполнения графика реализации проекта по созданию, расширению и модернизации производственной базы КФХ.
По результатам осмотра хозяйства (на территории сада) были обнаружены столбы шпалерные сечением 7 х 7,5 см. и длинной 3 м. в количестве 1485 шт. и столбы крепежные сечением 7 х 7,5 см. длиной 1 м. в количестве 5 шт. Столбы сложены на земле. Однако, поскольку на территории сада ведется совместная деятельность Верещагиной Е.М., Трофимова А.М. и Провоторова С.А., комиссия пришла к выводу о невозможности установления принадлежность определенного количества столбов Верещагиной Е.М.
В ходе осмотра представитель Верещагиной Е.М. пояснил, что остальные столбы находятся в Сельскохозяйственной компании "Русь". На территории данного хозяйства комиссией были обнаружены столбы шпалерные сечением 9 х 9,5 см. длиной 3 м. в количестве 1000 шт.
При этом, судом первой инстанции учтены, неопровергнутые истцом доводы ответчика о том, что столбы крепежные сечением 7х7,5 см длиной 1 м путем несложных технических операций изготавливаются из столбов длиной 3 м.
Таким образом, представленные в материалы дела документы подтверждают фактическое наличие приобретенных предпринимателем материальных ценностей.
Довод истца, что все указанные в акте осмотра от 06.10.2020 столбы принадлежали иным лицам, и установить принадлежность Верещагиной Е.М. определенного количества данных столбов комиссии не представилось возможным, правомерно отклонен судом первой инстанции как документально не подтвержденный и основанный на предположениях истца.
Указанные доводы истца опровергаются представленными ответчикам документами, свидетельствующими о приобретении товара. Истцом не представлено доказательств, что в силу применимого бюджетного законодательства и заключенного соглашения ответчик был обязан хранить приобретенные на средства гранта материальные ценности в каком-либо определенном месте.
Довод истца о необходимости деления обнаруженного в ходе проверки имущества (столбов шпалерных и столбов крепежных) (согласно Плану расходов по соглашению от 17.05.2018 N 28) между Верещагиной Е.М., Трофимовым А.М. и Провоторовым С.А., правомерно отклонен судом, поскольку факт принадлежности имущества подтверждается не фактом совместного ведения хозяйства, а документами подтверждающими факт приобретения и постановки на учет товарно-материальных ценностей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Исходя из принципа состязательности сторон, закрепленного в статье 9 АПК РФ, а также положений статьи 65 Кодекса, лицо, не реализовавшее свои процессуальные права, в том числе и на представление доказательств, несет риск неблагоприятных последствий несовершения им соответствующих процессуальных действий.
Истцом не представлено доказательств, принадлежности осмотренных столбов иным лицам, в ходе осмотра детализация принадлежности столбов различным лицам не производилась.
Как указывалось выше, представленные ответчиком доказательства приобретения товара в количестве, указываемом в соглашении сторон, а именно - договор поставки от 03.04.2018 N 1-03/04; платежное поручение от 24.05.2018 N 1 на сумму 416 900,00 руб. (назначение платежа: за столбы шпалерные по договору от 03.04.2018 N 1-03/04); квитанция к приходному кассовому ордеру N 3 от 25.05.2018 на сумму 640,00 руб. (по договору от 03.04.2018 N 1-03/04); универсальный передаточный акт (счет - фактура) от 20.06.2018 N 19 по договору от 03.04.2018 N 1-03/04 оспорены в установленном законодательстве порядке не были.
Вопреки позиции заявителя апелляционной жалобы произведенный в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции осмотр хозяйства ответчика от 06.10.2020 подтвердил наличие, а не отсутствие в необходимом количестве столбов по гранту, обязательство по приобретению которых возлагалось на ответчика.
При изложенных обстоятельствах, оснований полагать нецелевым использованием денежных средств, во исполнения соглашения N 28 от 17.05.2018 ответчиком, суд не усмотрел, в связи с чем обоснованно пришел к выводу об отсутствии правовых оснований к удовлетворению исковых требований.
Поскольку требования о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 3 218,77 руб. за период с 28.04.2020 по 23.06.2020 производны от основного требования, в удовлетворении по которому отказано, правовых оснований для взыскания заявленных ответчиком мер ответственности у суда не имелось.
Исследовав и оценив в совокупности и взаимной связи представленные в дело доказательства, установив необходимые для разрешения спора обстоятельства, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Результаты оценки доказательств суд отражает в судебном акте, содержащем мотивы принятия или отказа в принятии доказательств, представленных лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений (часть 7 статьи 71 АПК РФ).
У суда апелляционной инстанции отсутствуют основания полагать, что при оценке представленных в материалы дела доказательств судом первой инстанции допущены нарушения требований статьи 71 АПК РФ.
Принимая во внимание приведенные обстоятельства суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, которые опровергали выводы арбитражного суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и подлежат отклонению, поскольку противоречат имеющимся в материалах дела доказательствам.
При принятии обжалуемого судебного акта арбитражный суд первой инстанции правильно применил нормы материального и процессуального права, нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, допущено не было.
В соответствии с положениями ст. 110 АПК РФ судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
В силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель апелляционной жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражные суды.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тамбовской области от 27.10.2020 по делу N А64-4200/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления сельского хозяйства Тамбовской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
М.Б. Осипова |
Судьи |
Е.В. Малина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-4200/2020
Истец: Управление сельского хозяйства
Ответчик: ИП глава КФХ Верещагина Елена Михайловна
Третье лицо: 19 Арбитражный апелляционный суд