г. Москва |
|
25 января 2021 г. |
Дело N А40-140809/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 января 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Л.А. Москвиной,
судей: |
С.Л. Захарова, Е.В. Пронниковой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания С.Э. Исрафиловым, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу Центральной энергетической таможни
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 12.10.2020 по делу N А40-140809/20 (130-747)
по заявлению ООО "ГАЗПРОМ ЭКСПОРТ"
к Центральной энергетической таможне
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Газпром экспорт" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Центральной энергетической таможне (далее - ответчик, Заинтересованное лицо, таможенный орган) о признании незаконным решения от 13.05.2020 года о корректировке полной таможенной декларации N 10006032/150119/0000013.
Решением суда от 12.10.2020 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением, заинтересованное лицо обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Дело рассмотрено судом в порядке ч. 3 ст. 156 АПК РФ в отсутствие представителей заявителя и заинтересованного лица.
Законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции проверены на основании статей 266 и 268 АПК РФ.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, повторно рассмотрев материалы дела, приходит к выводу о том, что отсутствуют правовые основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда г. Москвы, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
Как следует из материалов дела, ООО "Газпром экспорт" осуществляет деятельность по вывозу с таможенной территории РФ за пределы таможенной территории Таможенного союза природного газа, перемещаемого трубопроводным транспортом, и производит декларирование товаров с применением процедуры временного периодического таможенного декларирования в порядке, установленном статьями 102, 204 Федерального закона N 289-ФЗ, в соответствии с которыми временное периодическое таможенное декларирование производится путем подачи декларантом в таможенный орган временной таможенной декларации, а затем одной или нескольких полных таможенных деклараций.
В соответствии с частью 4 статьи 38 "Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) (далее - ТК ЕАЭС, Кодекс) таможенная стоимость товаров, вывозимых с таможенной территории Союза, определяется в соответствии с законодательством о таможенном регулировании государства-члена, таможенному органу которого осуществляется таможенное декларирование товаров.
Пункт 7 Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 6 марта 2012 года N191) (далее - Правила) предусматривает, что основой определения таможенной стоимости вывозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном пунктом 11 Правил.
При этом пункт 11 Правил устанавливает, что таможенной стоимостью вывозимых товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на вывоз из Российской Федерации в страну назначения.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 117 Федерального закона N 311-Ф31 обязанность плательщика по уплате таможенных пошлин, налогов считается исполненной, если размер денежных средств составляет не менее суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов с момента зачета в счет уплаты таможенных пошлин, налогов авансовых платежей или денежного залога, а если такой зачет производится по инициативе плательщика. - с момента получения таможенным органом распоряжения о зачете. В соответствии с частью 3 статьи 121 Федерального закона N 311-ФЗ в качестве распоряжения лица, внесшего авансовые платежи, рассматривается представление им или от его имени таможенной декларации. заявления на возврат авансовых платежей либо совершение иных действий, свидетельствующих о намерении этого лица использовать свои денежные средства в качестве таможенных платежей.
Процедура временного периодического таможенного декларирования рассматриваемой поставки природного газа была начата Обществом 20 ноября 2018 года путем подачи в Центральную энергетическую таможню временной таможенной декларации N 10006032/201118/0001871 (далее - ВТД) на планируемую поставку природного газа в декабре 2018 года, в том числе, по Контракту от 08.11.1996 года (далее - Контракт) с компанией ENI S.P.A (далее - Покупатель).
Временная таможенная декларация была зарегистрирована таможенным органом 20 ноября 2018 года, таможенные платежи были своевременно и в полном объеме уплачены Обществом. Товар в рамках вышеуказанной таможенной декларации был выпущен таможенным органом, о чем свидетельствует штамп ЦЭТ "Выпуск разрешен".
По результатам завершения поставки природного газа в рамках Контракта в декабре 2018 года, в целях завершения процедуры таможенного оформления вышеуказанной поставки товара, Общество представило в ЦЭТ полную таможенную декларацию N 10006032/150119/0000013 (далее - ПВД). ПВД была принята и зарегистрирована таможенным органом, таможенная пошлина в полном объеме была уплачена Обществом, о чем свидетельствует, в том числе штамп "Выпуск разрешен", проставленный таможенным органом 15.01.2019 года.
В качестве основы для расчета и уплаты таможенной пошлины по первому методу определения таможенной стоимости в рамках рассматриваемой ПВД, Обществом была использована стоимость сделки.
Вместе с тем, после оплаты поставленного газа и проведения всех необходимых формальных процедур, включая таможенное оформление, Покупатель Письмом от 18.03.2019 года уведомил Общество о реализации своего права, предусмотренного пунктом 2.5 Контракта, и указал на необходимость считать природный газ в количестве 6 337 075 936 кВт/ч, отобранный им в декабре 2018 года, в качестве компенсационного ("Make-up") газа, оплаченного в рамках условий Контракта, но фактически неотобранного Покупателем в 2012 году. В качестве оснований для реализации такого права, Покупателем были указаны факты отбора Покупателем в течение 2018 года объемов природного газа сверх ГМК.
Стоимость сделок по поставкам природного газа в рамках Контракта формируется, в том числе, с учетом обстоятельств исполнения Покупателем обязанности по отбору установленных Контрактом количеств природного газа.
Так, Контрактом предусматриваются:
1) Годовое контрактное количество (ГКК) - количество газа, имеющееся в наличии, подлежащее поставке и отбору в течение каждого контрактного года в соответствии с условиями Контракта (п. 2.1 Контракта);
2) Годовое минимальное количество (ГМК) - минимальное количество природного газа, которое Покупатель должен отобрать в течение каждого контрактного года поставки (п. 2.3 Контракта).
Таким образом, ГКК определяет общий объём природного газа, который должен быть поставлен в конкретном году, а ГМК определяет минимальное количество газа, которое Покупатель обязан принять и оплатить в конкретном году поставки.
В случае, если Покупатель не сможет отобрать в течение любого контрактного года требуемое ГМК в соответствии с пунктом 2.3 Контракта, Покупатель должен оплатить каждый кубический метр газа, не отобранный в рамках указанных ГМК по цене равной 40 % от среднеарифметического значения контрактных цен, действующих в течение 12 месяцев указанного контрактного года (п. 2.4 Контракта).
Газ, частично оплаченный, но не отобранный в соответствии с Контрактом (Компенсационный газ), может быть отобран по выбору Покупателя в любой из 10 последовательных контрактных лет сверх ГМК такого контрактного года и оплачен по цене, равной 60% от среднеарифметического значения контрактных цен, действующих в течение 12 месяцев контрактного года, в котором указанные количества газа будут отобраны (Компенсационный газ) (Make-Up газ в соответствии с п. 2.5 Контракта).
Из вышеуказанных положений Контракта следует, что:
а) В случае неотбора ГМК Покупатель обязан оплатить их стоимость в размере 40% от среднеарифметического значения месячных контрактных цен, действующих в течение 12 месяцев контрактного года, в котором произошёл такой неотбор газа;
б) В любом последующем году поставки, после отбора ГМК такого года поставки, Покупатель вправе в любой момент в одностороннем порядке заявить о применении к количествам газа, превышающим ГМК, условия о компенсационном (Make-Up) газе. В таком случае Продавец обязан пересчитать стоимость поставленных сверх ГМК объёмов газа следующим образом:
- учесть Минимальный платеж в размере 40%, оплаченный Покупателем в году, в котором ранее произошёл неотбор ГМК,
- рассчитать стоимость оставшихся 60% цены природного газа, отобранного Покупателем сверх ГМК, в соответствии со среднеарифметическим значением контрактных цен, действующих в течение 12 месяцев года, в котором Покупатель заявил о применении условия о компенсационном (Make-Up) газе.
Во исполнение положений Контракта ООО "Газпром экспорт" было вынуждено пересчитать стоимость поставленного природного газа в декабре 2018 года, исходя из условий одностороннего распоряжения Покупателя, выраженного в Письме от 18.03.2019 года. При этом в соответствии с условиями Контракта итоговая стоимость поставки в декабре 2018 года формировалась из трех частей:
1) 40% стоимости компенсационного газа составили платежи в сумме 105 103 014,18 долларов США, внесённые Покупателем за неотобранные ГМК в 2012 году;
2) 60% стоимости компенсационного газа в сумме 103 794 821,45 долларов США были рассчитаны с учётом среднеарифметической стоимости природного газа за 12 месяцев 2018 года (года, в отношении которого Покупателем было заявлено о применении условия о компенсационном ("Make-Up") газе в соответствии с Письмом Покупателя от 18.03.2019 года).
3) Стоимость обычного газа, отобранного Покупателем в декабре 2018 года, составила сумму в размере 145 791,03 долларов США.
Ретроактивное одностороннее применение Покупателем к поставке природного газа в декабре 2018 года условия о компенсационном ("Make-Up") газе, оплаченном, но неотобранном Покупателем в 2012 году, является правом Покупателя, которым он воспользовался в одностороннем порядке, что привело к увеличению стоимости рассматриваемой поставки природного газа на сумму, составляющую 21 274 889,55 долларов США.
Учитывая, что односторонняя реализация Покупателем предусмотренного Контрактом права на отбор оплаченного ранее газа, автоматически привела к изменению стоимости поставленной и уже задекларированной партии газа, (т.е. стоимость рассматриваемой партии природного газа составила 209 043 626,66 долларов США (105 103 014,18 + 103 794 821,45 + 145 791,03)). ООО "Газпром экспорт" было направлено в ЦЭТ Обращение от 06.02.2020 года о внесении изменений в ПВД N 10006032/150119/0000013 (далее - Обращение) и оформлена соответствующая корректировка к ПВД N 10006032/150119/0000013.
Измененная стоимость сделки по поставке рассматриваемых объемов природного газа была заявлена Обществом в графах 22 и 42 корректировки к ПВД.
С учетом подлежащего применению курса долларов США - 66,0081 рублей РФ за один доллар США (графа 23 ПВД), таможенная стоимость рассматриваемого товара, определенная в соответствии со стоимостью сделки и являющаяся основой для расчета таможенной пошлины, составила 13 798 572 612.94 рублей РФ (графы 12,45 и 47 корректировки к ПВД).
В графе 47 корректировки к ПВД N 10006032/150119/0000013 Общество отразило расчет уплаченной таможенной пошлины в размере 30% от таможенной стоимости рассматриваемой партии природного газа, которая составила 4 139 571 783.88 руб.
Сумма таможенной пошлины, подлежащая доплате в размере 421 294 511.07 руб. была своевременно и в полном объеме уплачена Обществом, о чем свидетельствуют, в том числе, отметки таможенного органа от 06.03.2020 "скорректированы графы 12,22,42,44,46,47, В, 54" в решении таможенного органа, принятого по итогам рассмотрения Обращения Общества от 06.02.2020 года о внесении изменений в ПВД N 10006032/150119/0000013.
Таким образом, обращение Общества от 06.02.2020 года о внесении изменений в ПВД N 10006032/150119/0000013 было полностью удовлетворено ЦЭТ, таможенная пошлина получена таможенным органом в полном объеме, скорректированные сведения внесены таможенным органом в ПВД N 10006032/150119/0000013.
Вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют о надлежащем и своевременном исполнении Обществом обязанности по уплате таможенной пошлины в соответствии с методом по стоимости сделки, как на этапе подачи ПВД N 10006032/150119/0000013, когда стоимость сделки составляла 187 768 737,11 долларов США, так и на этапе обращения Общества о внесении изменений в ПВД N 10006032/150119/0000013 по причине увеличения стоимости сделки до 209 043 626,66 долларов США в связи с реализацией Покупателем предусмотренного Контрактом права на отбор оплаченного в 2012 году, фактически неотобранного Покупателем природного газа.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о незаконном характере Решения ЦЭТ от 13.05.2020 года о корректировке ПВД N 10006032/150119/0000013, что послужило основанием для удовлетворения заявленных требований.
Пенями в силу части 1 статьи 72 Федерального закона N 289-ФЗ, признаются установленные настоящей статьей суммы денежных средств, которые плательщик (лицо, несущее солидарную обязанность) обязан уплатить в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в сроки, установленные Кодексом Союза и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.
Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин начиная со дня, следующего за днем истечения такого срока, если иное не предусмотрено частью 28 статьи 76 Федерального закона N 289- ФЗ. Размер пеней определяется путем применения ставки пеней и базы для их исчисления, равной сумме таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, обязанность по уплате которых не исполнена. Ставка пени принимается равной одной трехсотшестидесятой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на день ее применения, если иное не предусмотрено частью 11 статьи 72 Федерального закона N 289-ФЗ.
Таким образом, Решение ЦЭТ от 13.05.2019 года о корректировке ПВД N 10006032/191118/0001834 могло быть принято таможенным органом только при одновременном наличии следующих доказанных фактов:
- факта неуплаты или нарушения декларантом сроков уплаты таможенной пошлины в соответствии с нормами действующего законодательства РФ (в целях соблюдения пункта 1 статьи 72 Федерального закона N 289-ФЗ);
- факта причинения ущерба государственной казне РФ в результате вышеуказанной неуплаты или нарушения сроков уплаты таможенной пошлины, причитающейся государственной казне РФ (в целях компенсации такого ущерба бюджету РФ).
Суд первой инстанции правомерно указал на отсутствие как самого факта неуплаты или нарушения декларантом сроков уплаты таможенной пошлины в соответствии с нормами действующего законодательства РФ, так и факта отсутствия ущерба для государственной казны, что полностью соответствует обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам.
Так, отсутствие факта неуплаты или нарушения декларантом сроков уплаты таможенной пошлины в соответствии с нормами действующего законодательства РФ подтверждается следующим.
Процедура временного периодического таможенного декларирования рассматриваемой поставки природного газа была своевременно начата Обществом 20 ноября 2018 года путем подачи в Центральную энергетическую таможню временной таможенной декларации N 10006032/201118/0001871;
- В целях завершения процедуры таможенного оформления вышеуказанной поставки товара, Общество своевременно представило в ЦЭТ полную таможенную декларацию N 10006032/150119/0000013, которая без замечаний была принята и зарегистрирована таможенным органом, и на основании чего таможенная пошлина своевременно и в полном объеме была уплачена Обществом, что подтверждается, прежде всего, наличием штампа "Выпуск разрешен", проставленного таможенным органом 15.01.2019 года;
- После завершения рассматриваемой поставки Покупатель в одностороннем порядке заявил о применении к количествам газа, превышающим ГМК, условия о компенсационном ("Make-Up") газе, в связи с чем ООО "Газпром экспорт" было вынужденно пересчитать стоимость поставленного природного газа в декабре 2018 года;
- 06.02.2020 года ООО "Газпром экспорт" была оформлена корректировка декларации на товары N 10006032/150119/0000013/01 к ПВД N 10006032/150119/0000013;
- ООО "Газпром экспорт" была доплачена таможенная пошлина в соответствии с пересмотренной стоимостью сделки. Составленная Обществом КДТ1 была принята ЦЭТ, таможенная пошлина получена таможенным органом в полном объеме, скорректированные сведения внесены таможенным органом в ПВД N 10006032/150119/0000013, что подтверждается отметками ЦЭТ от 06.03.2020 года в графе "D" измененной ПВД N 10006032/150119/0000013.
Таким образом, очевидно, что на момент таможенного оформления поставки, таможенная пошлина была корректно исчислена и уплачена в установленные законодательством сроки в полном объеме. В то же время, основания для уточнения стоимости сделки возникли лишь после оплаты поставленного газа и проведения всех необходимых Формальных процедур, включая таможенное оформление, в связи с чем, и был проведен процесс соответствующей корректировки и уплаты причитающейся в соответствии с такой корректировкой пошлины.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что установленная Сторонами Контракта стоимость рассматриваемой сделки на каждом из этапов таможенного оформления сделки не оспаривалась и была признана обоснованной непосредственно таможенным органом, поскольку товар в установленные сроки был выпущен ЦЭТ, дополнительных проверок обоснованности стоимости сделки ЦЭТ не проводилось, каких-либо требований, свидетельствующих о необходимости корректировки таможенной стоимости и/или стоимости сделки в рамках рассматриваемой поставки таможенным органом не выставлялось. Поскольку таможенным органом не были представлены доказательства несоответствия действительности указанной в декларациях стоимости сделки и рассчитанной на ее основе таможенной пошлины, а также неуплаты на каждом из этапов таможенного оформления указанной в декларациях таможенной пошлины, таможенный орган не имеет правовых оснований считать Общество нарушившим сроки уплаты таможенной пошлины и, как следствие, не имеет оснований начислять пени.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно отклонил довод таможенного органа о нарушении Обществом сроков уплаты вывозной таможенной пошлины.
Таким образом, апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, сводятся к ссылкам на уже исследованные и оцененные надлежащим образом судом первой инстанции доказательства и обстоятельства.
Возражения административного органа, изложенные в апелляционной жалобе, апелляционным судом проверены в полном объеме, однако не могут быть приняты во внимание, поскольку не влекут иных выводов апелляционного суда, чем те, которые суд первой инстанции изложил в своем судебном акте.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов решения суда первой инстанции и не содержат указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта в порядке ч. 4 ст. 270 АПК РФ, не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 12.10.2020 по делу N А40-140809/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.А. Москвина |
Судьи |
С.Л. Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-140809/2020
Истец: ООО "ГАЗПРОМ ЭКСПОРТ"
Ответчик: ЦЭТ