Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 27 мая 2021 г. N Ф09-2869/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Пермь |
|
26 января 2021 г. |
Дело N А71-5321/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 января 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 января 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Крымджановой Д.И.,
судей Беляева К.П., Дюкина В.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сыровой О.С.,
при осуществлении онлайн-режима посредством использования информационной системы "Картотека арбитражных дел",
при участии:
от заявителя - индивидуального предпринимателя Вересовой Ларисы Геннадьевны: Борисова М.В., предъявлен паспорт, доверенность от 22.05.2020;
от иных лиц, участвующих в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещенных надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, представители не явились;
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, индивидуального предпринимателя Вересовой Ларисы Геннадьевны,
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 09 ноября 2020 года
по делу N А71-5321/2020
по заявлению индивидуального предпринимателя Вересовой Ларисы Геннадьевны
к Администрации муниципального образования "Селтинский район"
о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка, обязании направить проект договора купли-продажи земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Вересова Лариса Геннадьевна (далее - ИП Вересова Л.Г., заявитель) обратилась в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным отказа Администрации муниципального образования "Селтинский район" (далее - администрация, заинтересованное лицо), изложенного в письме от 21.02.2020 (исх. N 0388/02-06) в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 18:19:074056:38 площадью 15620 кв.м, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, Селтинский район, с.Селты, пер.Почтовый, д.15; обязании администрации устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем направления в месячный срок с момента вступления в силу судебного акта, принятого по настоящему делу, проекта договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 18:19:074056:38 площадью 15620 кв.м, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, Селтинский район, с.Селты, пер.Почтовый, д.15 с определением выкупной цены в размере 2,5% кадастровой стоимости земельного участка равной 53 328 руб. 22 коп..
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 09 ноября 2020 года (резолютивная часть решения от 07.10.2020) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ИП Вересова Л.Г. обжаловала его в апелляционном порядке, в жалобе просит решение суда отменить и удовлетворить требования в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы ее заявитель приводит доводы о том, что в материалах дела отсутствуют сведения о координатах территориальных зон, землеустроительные работы также не проводились, следовательно, объективных доказательств, свидетельствующих о том, что спорный земельный участок расположен в двух территориальных зонах, не представлено; спорный земельный участок сформирован из одного земельного участка и находится в одной территориальной зоне. Кроме того, указывает, что изменение конфигурации земельного участка и уточнение границ земельного участка в октябре 2016 года произведено на основании Постановления от 01.11.2016 N 663, которое незаконным не признано, не отменено, является действующим. Считает, что суд первой инстанции вышел за пределы заявленных требований, наличие сервитута и кадастровая ошибка не препятствует предоставлению земельного участка в собственность. Также заявитель жалобы отмечает, что расторжение договора аренды от 31.08.2015 N 66 с 20.01.2020 с бывшим арендатором и в связи с этим прекращение арендных прав у административного истца не соответствует действующему законодательству.
Администрация муниципального образования "Селтинский район" против доводов апелляционной жалобы возражает, по основаниям, изложенным в письменном отзыве на жалобу, просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. В отзыве заинтересованное лицо ссылается на то, что заключение договора купли-продажи земельного участка на указанных заявителем условиях противоречит закону, нарушает публичные интересы, необоснованно создает приоритеты для Вересовой Л.Г. на получение прав в отношении данного земельного участка.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции, проведенном 20.01.2021 в онлайн-режиме посредством использования информационного ресурса "Картотека арбитражных дел", представитель заявителя на доводах и требованиях жалобы настаивал.
Администрация муниципального образования "Селтинский район" надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного разбирательства, явку представителей в судебное заседание не обеспечила, что в силу части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в отсутствие представителя.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как усматривается из материалов дела, Вересова Лариса Геннадьевна является собственником объектов недвижимости, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 18:19:074056:38 по адресу: Удмуртская Республика, Селтинский район, с.Селты, пер.Почтовый, д.15 и приобретенных у Вересова Андрея Владимировича по договору купли-продажи от 29.04.2019.
21.01.2020 Вересова Л.Г. обратилась в Администрацию муниципального образования "Селтинский район" с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 18:19:074056:38 площадью 15620 кв.м, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, Селтинский район, с.Селты, пер.Почтовый, д.15.
В письме (исх. N 0388/02-06 от 21.02.2020) Администрация сообщила, о том, что не возражает в предоставлении в собственность земельного участка, как собственнику объектов недвижимости расположенных в границах этого земельного участка, однако площадь испрашиваемого земельного участка значительно превышает ту площадь, которая необходима для эксплуатации зданий, в связи с чем указала на необходимость уточнения площади и границ испрашиваемого земельного участка, сформированного в двух территориальных зонах: зоне ПК-5 (производственно-коммунальных объектов) и зоне Ж-1Б (индивидуальной жилой застройки).
Посчитав отказ, изложенный в письме от 21.02.2020 (исх. N 0388/02-06), незаконным и нарушающим права и законные интересы, ИП Вересова Л.Г. обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из правомерности действий Администрации, поскольку заключение договора купли-продажи на указанных заявителем условиях противоречит положениям действующих правовых норм; нарушает публичные интересы, заключающиеся в возможности муниципального образования эффективно распорядится земельным участком на торгах и интересы неопределенного круга лиц, лишая их возможности приобрести права на земельный участок на равных с заявителем условиях; необоснованно создает приоритеты (преимущества) для Вересовой Л.Г. на получение прав в отношении данного земельного участка.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд не усматривает основания для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
На основании части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
На основании подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 39.20 ЗК РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Следовательно, исходя из приведенных норм ограничения исключительного права собственников недвижимости на приобретение земельного участка, на котором расположена эта недвижимость, в собственность, могут устанавливаться только ЗК РФ или иными федеральными законами.
Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается (пункт 19 ст. 39.16 ЗК РФ).
Подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ установлен принцип целевого использования земельных участков, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования земельного участка в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В силу статьи 7 ЗК РФ земли по целевому назначению подразделяются на категории и используются в соответствии с установленным для каждой категории целевым назначением.
В соответствии со статьей 85 ЗК РФ, в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к территориальным зонам, в том числе жилым и производственным. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.
В соответствии с пунктом 11 статьи 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" границы земельного участка не должны пересекать границы муниципального образования, за исключением случая, если выявлена воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка в определении местоположения границ такого муниципального образования в документе, на основании которого вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости. Границы земельного участка также не должны пересекать границы населенного пункта, за исключением случая, если выявлена воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка в определении местоположения границ такого населенного пункта в документе, на основании которого вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости. Границы земельного участка также не должны пересекать границы территориальных зон, лесничеств, за исключением случая образования земельного участка для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также размещения водохранилищ, иных искусственных водных объектов, случая, предусмотренного статьей 60.2 настоящего Федерального закона, или случая выявления воспроизведенной в Едином государственном реестре недвижимости ошибки в определении местоположения границ территориальной зоны.
При этом под пересечением границ земельного участка с границами муниципальных образований, населенных пунктов, территориальной зоны, лесничеств, лесопарков понимается: 1) наличие общей точки или точек границ земельного участка и границ муниципального образования, населенного пункта, территориальной зоны, лесничества, которые образованы в результате расположения одной или нескольких характерных точек границ земельного участка за пределами диапазона средней квадратической погрешности определения характерных точек границ муниципального образования, населенного пункта, территориальной зоны, лесничества, лесопарка; 2) расположение хотя бы одного из контуров границ многоконтурного земельного участка за границами соответствующих муниципального образования и (или) населенного пункта или территориальной зоны.
Как установлено судом и следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 18:19:074056:38 является ранее учтенным (поставлен на кадастровый учет 25.06.1992) и был предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования ПУ ЖКХ Селтинского района (свидетельство N 33 от 25.06.1992).
На основании постановления Администрации от 30.12.2005 N 473 земельный участок из земель поселений для использования в целях производственной деятельности общей площадью 11,7234 га был предоставлен в аренду Муниципальному унитарному предприятию "Тепловодосети" по договору аренды N 1 от 01.01.2006 сроком до 1 декабря 2006 года.
25.06.2015 по договору N 1-Н купли-продажи недвижимого имущества Вересов А.В. приобрел у МУП "Тепловодосети" объекты недвижимости производственного назначения, расположенные по адресу: Удмуртская Республика, Селтинский район, с. Селты, пер. Почтовый, д.15.
На основании постановления главы Администрации муниципального образования "Селтинский район" Удмуртской Республики от 28.08.2015 N 471 администрация по договору N 66 от 31.08.2015 предоставила Вересову А.В. в аренду земельный участок с кадастровым номером 18:19:074056:38 площадью 14200 кв. м, расположенный по адресу: Удмуртская Республика, Селтинский район, с. Селты, пер. Почтовый, д.15 для размещения здания сроком до 27.08.2064. Государственная регистрация договора аренды произведена 09.10.2015.
Дополнительным соглашением N 1 от 01.11.2016 в договор аренды N 66 от 31.08.2015 внесены изменения, касающиеся увеличения площади земельного участка до 15620 кв. м.
Решением Сюмсинского районного суда от 18.06.2019 договор аренды N 66 от 31.08.2015 расторгнут.
В соответствии с договором купли-продажи от 29.04.2019 право собственности на объекты недвижимости, расположенные по адресу: Удмуртская Республика, Селтинский район, с. Селты, пер. Почтовый, д.15 перешло к Вересовой Л.Г. (государственная регистрация перехода права собственности произведена 16.05.2019).
Проанализировав обстоятельства настоящего спора, суд первой инстанции верно указал, что конфигурация спорного земельного участка был изменена в результате уточнения Вересовым А.В. его границ в 2016 году и включения в него части, расположенной в зоне Ж-1Б индивидуальной жилой застройки (л.д.15, 75 часть участка в зоне 18.19.2.25). Кроме того, следует отметить, что в результате уточнения изменилась и площадь земельного участка с 14200 кв. м на 15620 кв. м (разница - 1420 кв. м).
При этом Правила землепользования и застройки муниципального образования "Селтинское" Селтинского района, устанавливающие градостроительное зонирование, были утверждены решением Совета депутатов муниципального образования "Селтинский район" 27.09.2012, то есть уже существовали на момент "присоединения" к спорному земельному участку части, находящейся в территориальной зоне, не соответствующей виду его разрешенного использования, где отсутствуют какие-либо объекты недвижимости, принадлежащие заявителю (его правопредшественнику).
Доводы заявителя о том, что при утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования "Селтинское" не было соблюдено требование пункта 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации о принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне, судом обоснованно отклонены, поскольку на момент принятия данного документа границы спорного земельного участка не выходили за пределы зоны ПК-5 (зона производственно-коммунальных объектов).
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, учитывая, что часть земельного участка, расположенная в зоне Ж-1Б была включена в общую площадь участка неправомерно при уточнении границ земельного участка Вересовым А.В., а земельный участок с разрешенным видом использования "для размещения здания" не может включать в себя часть земельного участка иной территориальной зоны, в частности, зоны Ж-1Б, предназначенной для жилой застройки, на которой не расположены производственные здания заявителя, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что предоставление ИП Вересовой Л.Г. земельного участка с кадастровым номером 18:19:074056:38 в установленных границах противоречит нормам действующего законодательства, интересам муниципального образования "Селтинское" и направлен на обход процедур, установленных земельным законодательством для предоставления земельных участков, в том числе на торгах.
При этом намерение лица заключить договор купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности не означает, что у арендодателя возникает безусловная обязанность предоставить земельный участок в собственность без проведения торгов, а у арендатора - право требовать этого в судебном порядке. Суд апелляционной инстанции отмечает, что именно лицо, требующее предоставления земельного участка, должно представить доказательства, подтверждающие необходимость использования земельного участка испрашиваемой площади для эксплуатации приобретенных объектов недвижимого имущества, в том числе в заявленных целях.
Кроме того, для оформления договора купли-продажи земельного участка Администрация предлагала уточнить границы земельного участка, расположив его в одной территориальной зоне, в том числе увеличив его площадь (л.д.149).
Также судом учтено, что арендные отношения между администрацией и Вересовым В.А., уточнившим границы земельного участка с кадастровым номером 18:19:074056:38, неправомерно включив в него часть, расположенную в зоне Ж-1Б индивидуальной жилой застройки, прекращены по решению Сюмсинского районного суда от 18.06.2019 по делу N 2-59/2019.
Вопреки доводам жалобы, выводы суда первой инстанции являются верными, оснований для иной оценки значимых для правильного разрешения настоящего дела обстоятельств судом апелляционной инстанции не установлено. По существу доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку доказательств и установленных по делу обстоятельств. Несогласие заявителя с оценкой судом представленных доказательств и сформулированными на ее основе выводами по фактическим обстоятельствам дела, признанными верными, не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта в соответствии со ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 09 ноября 2020 года по делу N А71-5321/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Д. И. Крымджанова |
Судьи |
К. П. Беляев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-5321/2020
Истец: Вересова Лариса Геннадьевна
Ответчик: Администрация муниципального образования "Селтинский район"
Хронология рассмотрения дела:
28.06.2022 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-2869/2021
27.04.2022 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-16112/20
27.05.2021 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-2869/2021
26.01.2021 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-16112/20
09.11.2020 Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики N А71-5321/20