г. Челябинск |
|
25 января 2021 г. |
Дело N А34-3948/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 января 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.А.,
судей Киреева П.Н., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Козельской Е.М., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лидер" на решение Арбитражного суда Курганской области от 17.11.2020 по делу N А34- 3948/2020.
Общество с ограниченной ответственностью "Лидер" (далее - заявитель, ООО "Лидер", общество) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Уральскому федеральному округу (далее - заинтересованное лицо, административный орган) о признании незаконным постановления по делу об административном правонарушении от 28.11.2019 N АП04-2019/052-ЮЛ, которым заявитель привлечен к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное статьей 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Курганской области от 17.11.2020 (резолютивная часть решения объявлена 16.11.2020) постановление о назначении административного наказания Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Уральскому федеральному округу от 20.03.2020 N АП04-2019/106-ЮЛ о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Лидер" к административной ответственности по статье 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменено в части назначения наказания, снизив размер назначенной штрафной санкции со 150 000 рублей до 75 000 рублей.
В остальной части постановление оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенным решением суда, ООО "Лидер" обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило признать ООО "Лидер" не виновным в совершении административного правонарушения за отсутствием состава, предусмотренного статьей 14.19 КоАП РФ и отменить решение Арбитражного суда Курганской области от 17.11.2020 года по делу N А34-3948/2020.
В обоснование доводов податель жалобы сослался на то, что по фактическим обстоятельствам дела заявитель нарушил сроки фиксации заявки в ЕГАИС. Между тем полагает, что ООО "Лидер" не является субъектом правонарушения, предусмотренного ст. 14.19.КоАП РФ ввиду малозначительности.
Кроме того, ссылается на нарушение административным органом процедуры привлечения к административной ответственности, выразившееся в том, что заинтересованное лицо не взяло объяснения у субъекта, привлекаемого к административной ответственности.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте слушания дела на интернет-сайте суда, в судебное заседание представителей не направили.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "Лидер" зарегистрировано в качестве юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц (ОГРН 1124501005310), основной вид деятельности - торговля розничная пивом в специализированных магазинах.
На основании задания на проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями от 03.10.2019 N пп. 5 - 532/02 (т. 4, л.д. 17), административным органом осуществлен анализ сведений об отгрузке алкогольной и спиртсодержащей продукции с нарушением сроков фиксации указанной информации в ЕГАИС ООО "Лидер" за период с 13.08.2019 по 12.09.2019.
Установлено, что ООО "Лидер" допустило нарушение установленного срока фиксации в ЕГАИС сведений об отгрузке алкогольной продукции, что подтверждается сведениями, зафиксированными в отчете по проверке сроков фиксации ЕГАИС накладных на отгрузку за период с 13.08.2019 по 12.09.2019.
По факту нарушения установленного законодательством Российской Федерации о государственном регулировании оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядка учета объема оборота алкогольной продукции Управление 06.12.2019 в отношении общества составило протокол N АП04-2019/106-ЮЛ об административном правонарушении по статье 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (т. 3, л.д. 15-18).
В частности, административным органом установлено, что обществом нарушен срок фиксации в ЕГАИС сведений об отгрузке алкогольной продукции по товарно-транспортным накладным (ТТН), а именно:
ТТН от 12.08.2019 N 0Л00-050514, дата отгрузки - 12.08.2019, зафиксирована в ЕГАИС - 13.08.2019;
ТТН от 13.08.2019 N 0Л00-050267, дата отгрузки - 13.08.2019, зафиксирована в ЕГАИС - 14.08.2019;
ТТН от 21.08.2019 N 0Л00-053073, дата отгрузки - 21.08.2019, зафиксирована в ЕГАИС - 22.08.2019;
ТТН от 21.08.2019 N 0Л00-052861, дата отгрузки - 21.08.2019, зафиксирована в ЕГАИС - 22.08.2019;
ТТН от 21.08.2019 N 0Л00-052852, дата отгрузки - 21.08.2019, зафиксирована в ЕГАИС - 22.08.2019;
ТТН от 21.08.2019 N 0Л00-052947, дата отгрузки - 21.08.2019, зафиксирована в ЕГАИС - 22.08.2019;
ТТН от 21.08.2019 N 0Л00-052953, дата отгрузки - 21.08.2019, зафиксирована в ЕГАИС - 22.08.2019;
ТТН от 21.08.2019 N 0Л00-052890, дата отгрузки - 21.08.2019, зафиксирована в ЕГАИС - 22.08.2019;
ТТН от 21.08.2019 N 0Л00-053014, дата отгрузки - 21.08.2019, зафиксирована в ЕГАИС - 22.08.2019;
ТТН от 21.08.2019 N 0Л00-052841, дата отгрузки - 21.08.2019, зафиксирована в ЕГАИС - 22.08.2019;
ТТН от 21.08.2019 N 0Л00-052845, дата отгрузки - 21.08.2019, зафиксирована в ЕГАИС - 22.08.2019;
ТТН от 21.08.2019 N 0Л00-052876, дата отгрузки - 21.08.2019, зафиксирована в ЕГАИС - 22.08.2019;
ТТН от 21.08.2019 N 0Л00-052830, дата отгрузки - 21.08.2019, зафиксирована в ЕГАИС - 22.08.2019;
ТТН от 21.08.2019 N 0Л00-052452, дата отгрузки - 21.08.2019, зафиксирована в ЕГАИС - 22.08.2019;
ТТН от 21.08.2019 N 0Л00-053048, дата отгрузки- 21.08.2019, зафиксирована в ЕГАИС - 22.08.2019;
ТТН от 21.08.2019 N 0Л00-053083, дата отгрузки - 21.08.2019, зафиксирована в ЕГАИС - 22.08.2019;
ТТН от 21.08.2019 N 0Л00-052909, дата отгрузки - 21.08.2019, зафиксирована в ЕГАИС - 22.08.2019;
ТТН от 21.08.2019 N 0Л00-053059, дата отгрузки - 21.08.2019, зафиксирована в ЕГАИС - 22.08.2019;
ТТН от 21.08.2019 N 0Л00-053132, дата отгрузки - 21.08.2019, зафиксирована в ЕГАИС - 22.08.2019;
ТТН от 21.08.2019 N 0Л00-053075, дата отгрузки - 21.08.2019, зафиксирована в ЕГАИС - 22.08.2019;
ТТН от 21.08.2019 N 0Л00-053068, дата отгрузки - 21.08.2019, зафиксирована в ЕГАИС - 22.08.2019;
ТТН от 21.08.2019 N 0Л00-053154, дата отгрузки - 21.08.2019, зафиксирована в ЕГАИС - 22.08.2019;
ТТН от 21.08.2019 N ОЛОО-053138, дата отгрузки - 21.08.2019, зафиксирована в ЕГАИС - 22.08.2019;
ТТН от 21.08.2019 N 0Л00-053146, дата отгрузки - 21.08.2019, зафиксирована в ЕГАИС - 22.08.2019;
ТТН от 21.08.2019 N 0Л00-053158, дата отгрузки - 21.08.2019, зафиксирована в ЕГАИС - 22.08.2019;
ТТН от 26.08.2019 N 0Л00-053841, дата отгрузки - 26.08.2019, зафиксирована в ЕГАИС - 28.08.2019;
ТТН от 30.08.2019 N 0Л00-053967, дата отгрузки - 26.08.2019, зафиксирована в ЕГАИС - 30.08.2019;
ТТН от 31.08.2019 N 0Л00-040995, дата отгрузки - 31.08.2019, зафиксирована в ЕГАИС - 02.09.2019;
ТТН от 03.09.2019 N 0Л00-055426, дата отгрузки - 03.09.2019, зафиксирована в ЕГАИС - 04.09.2019;
ТТН от 11.09.2019 N 0Л00-056970, дата отгрузки - 11.09.2019, зафиксирована в ЕГАИС - 13.09.2019.
Постановлением Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Уральскому федеральному округу от 20.03.2020 N АП04-2019/106-ЮЛ ООО "Лидер" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 руб. (т. 3, л.д. 27-31).
Не согласившись с данным постановлением о привлечении к административной ответственности, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым требованием.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в его действиях состава правонарушения ответственность за которое предусмотрена статьей 14.19 КоАП РФ, однако усмотрел основания для снижения размера административного штрафа, назначенного оспариваемым постановлением, со 150 000 руб. до 75 000 руб.
Оценив в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
При осуществлении производства по делу об административном правонарушении подлежат обязательному выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие); его виновность и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (статья 26.1 КоАП РФ).
Ответственность за нарушение установленного порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при их производстве или обороте предусмотрена статьей 14.19 КоАП РФ.
Статьей 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение установленного законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядка учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или порядка учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда либо не фиксация информации в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в установленном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядке.
Объектом данного административного правонарушения являются общественные отношения по соблюдению порядка учета производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
С объективной стороны данное правонарушение выражается в непринятии необходимых мер по учету этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции либо в совершении действий, направленных на нарушение установленного порядка учета этой продукции.
Субъектами данного административного правонарушения являются должностные лица и юридические лица.
С субъективной стороны рассматриваемое правонарушение характеризуется как умыслом, так и неосторожностью.
Порядок учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при их производстве и обороте регулируется Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ).
В соответствии с требованиями пункта 1 статьи 14 Федерального закона N 171-ФЗ организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25% объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота.
Согласно пункту 2 статьи 8 Федерального закона N 171-ФЗ, основное технологическое оборудование для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением оборудования для производства этилового спирта по фармакопейным статьям, вина, фруктового вина, ликерного вина, игристого вина (шампанского), винных напитков без добавления этилового спирта, виноматериалов, пива и пивных напитков и для производства в соответствии с перечнем, устанавливаемым Правительством Российской Федерации, спиртосодержащей непищевой продукции, должно быть оснащено автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции.
Основное технологическое оборудование, указанное в абзацах первом, втором и восемнадцатом настоящего пункта, и оборудование для учета объема оборота и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции должны быть оснащены техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему (абзац 8 пункта 2 статьи 8 Федерального закона N 171-ФЗ).
В силу пункта 2.1 статьи 8 Федерального закона N 171-ФЗ указанное в абзаце восьмом пункта 2 настоящей статьи требование не распространяется на учет объема производства пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи с использованием основного технологического оборудования с производственной мощностью не более 300 тысяч декалитров в год
Согласно пункту 1 статьи 26 Федерального закона N 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются: производство этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (за исключением вина, фруктового вина, ликерного вина, игристого вина (шампанского), винных напитков без добавления этилового спирта, виноматериалов, пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи и в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации, спиртосодержащей непищевой продукции) без их учета автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции, производство вина, фруктового вина, ликерного вина, игристого вина (шампанского), винных напитков без добавления этилового спирта, виноматериалов, пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи без их учета автоматическими средствами измерения и учета объема готовой продукции (за исключением случаев, предусмотренных абзацами третьим - шестым пункта 2 статьи 8 настоящего Федерального закона), а также без технических средств фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 8 настоящего Федерального закона Пунктом 4 Правил учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и винограда, использованного для производства винодельческой продукции, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2006 N 380 (далее - Правила N 380) установлено, что учет объема производства продукции осуществляется с применением технических средств фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ЕГАИС) (далее - технические средства).
Правила функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1459 (далее - Правила N 1459) определяют порядок функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В силу пункта 16 Правил N 1459 организации, использующие оборудование для учета объема розничной продажи маркированной алкогольной продукции, помимо информации, указанной в пункте 7 настоящих Правил, представляют в ЕГАИС информацию, указанную в подпунктах 18, 20, 23 - 26 и 30 пункта 6 настоящих Правил, где пп. 23 включает в себя "сведения о продаже каждой единицы алкогольной продукции (дата и время продажи, номер контрольно-кассовой машины, номер смены, номер кассового чека)".
Формы и сроки представления в электронном виде заявок о фиксации в ЕГАИС информации об организации, осуществляющей розничную продажу алкогольной продукции, и индивидуальном предпринимателе, осуществляющем закупку пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи в целях их последующей розничной продажи, об алкогольной продукции, объеме розничной продажи алкогольной продукции, а также о документах, разрешающих и сопровождающих розничную продажу алкогольной продукции, формах и сроках представления подтверждения фиксации информации и уведомлений об отказе в фиксации информации в указанной информационной системе утверждены Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15.06.2016 N 84н.
Указанным Приказом предусмотрена, в том числе, форма заявки о фиксации в ЕГАИС информации о розничной продаже (возврате) маркированной алкогольной продукции. Данная информация направляется с каждой торговой точки в момент оформления кассового чека, содержащего в качестве товара маркированную алкогольную продукцию. Таким образом, в случае возврата алкогольной продукции, продавец обязан зафиксировать данную информацию в системе ЕГАИС.
Приказом Росалкогольрегулирования от 21.05.2014 N 149 утверждены формы, порядок заполнения и сроки представления заявок о фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции информации об объеме производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, согласно Приложению N 5.
В соответствии с пунктом 5.1.1 Порядка заполнения и сроков представления заявки о фиксации в ЕГАИС информации об отгрузке продукции (в том числе на экспорт и возврат) предусмотрено, что заявка о фиксации в ЕГАИС информации об отгрузке продукции (в том числе на экспорт и возврат) представляется организациями, осуществляющими поставку продукции (далее - организации - поставщики продукции), по месту их нахождения (по месту нахождения их обособленных подразделений), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 1 и пунктом 2.1 статьи 8 Федерального закона N 171-ФЗ, до выезда транспортного средства с продукцией с территории организации - поставщика продукции.
До создания заявки о фиксации в ЕГАИС сведений об отгрузке продукции заполняются признаки сведений об отгрузке.
Таким образом, законодательство о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции предусматривает такую форму учета объема оборота алкогольной продукции как фиксация в ЕГАИС информации об отгрузке продукции (в том числе на экспорт и возврат) в установленном порядке.
Вопреки доводу апеллянта, нарушение сроков фиксации в ЕГАИС информации об отгрузке продукции образует событие правонарушения, предусмотренного статьей 14.19 Кодекса.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что основанием для вывода о наличии в действиях общества события правонарушения, предусмотренного статьей 14.19 КоАП РФ, послужило установление факта нарушения сроков фиксации в ЕГАИС информации об отгрузки продукции.
Так, согласно материалам дела, заявитель, являющийся поставщиком алкогольной продукции, зафиксировал ТТН в ЕГАИС после отгрузки продукции.
Суд первой инстанции исследовав и сопоставив имеющиеся в материалах дела названные ТТН, установил нарушение сроков фиксации необходимых сведений, поскольку ТТН составлены 12.08.2019, 13.08.2019, 21.08.2019, 26.08.2019, 30.08.2019, 31.08.2019, 03.09.2019, 11.09.2019, фиксация в системе ЕГАИС произошла в последующие дни - после отправки продукции на доставку, после выезда транспортного средства (12.08.2019 - 13.08.2019, 13.08.2019 - 14.08.2019, 21.08.2019 - 22.08.2019, 26.08.2019 - 28.08.2019, 30.08.2019 - отгрузка 26.08.2019 - фиксация 30.08.2019, 31.08.2019 - 02.09.2019, 03.09.2019 - 04.09.2019, 11.09.2019 - 13.09.2019).
В апелляционной жалобе не представлено каких-либо доводов, опровергающих установленный факт нарушения обществом порядка учета алкогольной продукции в системе ЕГАИС, данное обстоятельство надлежащим образом подтверждено и зафиксировано в материалах административного дела.
Контролирующим органом доказано, что ввиду заведомой осведомленности о требованиях закона, обязательности применимости закона и ответственности за невыполнение закона ООО "Лидер", располагая необходимой информацией и реальной возможностью, не приняло все зависящие от него меры по соблюдению требований действующего законодательства Российской Федерации в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
При достаточной степени заботливости и осмотрительности ООО "Лидер" могло установить соответствующий контроль за выполнением требований действующего законодательства в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, и надлежащим образом выполнить обязательные требования, возложенные на профессиональных участников указанного рынка, однако не исполнило таковых ввиду пренебрежительного отношения к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
В данном случае ООО "Лидер" не представлены реальные доказательства, свидетельствующие, что совершение правонарушения обусловлено чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля.
Согласно правовой позиции, выраженной в п. 3 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12.11.2003 N 17-П, государственное регулирование в области производства и оборота такой специфической продукции, относящейся к объектам, ограниченно оборотоспособным, как этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, обусловлено необходимостью защиты как жизни и здоровья граждан, так и экономических интересов Российской Федерации, обеспечения нужд потребителей в соответствующей продукции, повышения ее качества и проведения контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
Совершенное ООО "Лидер" административное правонарушение посягает на реализацию единой государственной политики, на установленный и охраняемый государством порядок общественных отношений в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, соблюдение которого является обязанностью каждого участника правоотношений в данной сфере.
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В настоящем случае, факты нарушений подтверждаются материалами дела: протоколом об административном правонарушении, а также материалами дела об административном правонарушении.
Таким образом, материалами дела подтверждается факт наличия в действиях общества события административного правонарушения, установленного статьей 14.19 КоАП РФ.
Ссылка апеллянта на нарушение административным органом процедуры привлечения к административной ответственности, выразившееся в том, что заинтересованное лицо не взяло объяснения у субъекта, привлекаемого к административной ответственности, подлежит отклонению.
В настоящем случае, общество знало о рассмотрении в отношении него административного дела.
Так, протокол составлен без участия законного представителя общества, извещенного надлежащим образом о времени и месте совершения обозначенного процессуального действия (т. 3, л.д. 14).
Постановление о привлечении к административной ответственности также вынесено без участия законного представителя общества, извещенного надлежащим образом о времени и месте совершения обозначенного процессуального действия (т. 3, л.д. 24-25).
Доказательств отсутствия возможности представления своих объяснений при наличии надлежащего извещения, обществом в материалы дела не представлено.
Процессуальных нарушений в ходе привлечения общества к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено, процессуальные права общества в полной мере соблюдены. Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, управлением также соблюден.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с частями 1, 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Общество в апелляционной жалобе приводит довод о том, что ООО "Лидер" не является субъектом правонарушения, предусмотренного ст. 14.19.КоАП РФ ввиду малозначительности.
Между тем, суд апелляционной инстанции не находит оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и отклоняет доводы жалобы в данной части по следующим основаниям.
В силу статьи 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
При этом согласно пункту 18.1 данного постановления Пленума квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния; применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
При принятии постановления административный орган обоснованно исходил из характера совершенного обществом правонарушения по статье 14.19 КоАП РФ.
Оценив доводы заявителя, приведенные им в обоснование применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, суд апелляционной инстанции не нашел основания для признания правонарушения по статье 14.19 КоАП РФ малозначительным и освобождения заявителя от административной ответственности.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
При этом согласно пункту 18.1 данного постановления Пленума квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния; применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих обязанностей.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, основания для замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение в порядке ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ отсутствуют.
Частью 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ установлено, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта РФ об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 настоящей статьи.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 209-ФЗ) субъекты малого и среднего предпринимательства - это хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям.
Часть 1 статьи 4 Федерального закона N 209-ФЗ предусматривает, что к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным частью 1.1 настоящей статьи, хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.
Согласно ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
С учетом взаимосвязанных положений ч. 2 ст. 3.4 и ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для применения в данном случае положений ст. 4.1.1 КоАП РФ, поскольку из материалов дела не следует, что имеются условия, предусмотренные ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, в части такого обстоятельства как отсутствие возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей.
Кроме того, судом установлено, что ООО "Лидер" ранее привлекалось к административной ответственности, предусмотренной 14.19 КоАП РФ, что подтверждается постановлением о назначении административного наказания N 04-08/36/02-02/6-Л/14.19 от 29.03.2019, постановлением судьи Курганского городского суда Курганской области по делу N 5-455/19 от 14.08.2019 (т. 3, л.д. 127-135).
С учетом изложенного, обществом подобное правонарушение совершено не впервые.
Административным органом при вынесении оспоренного постановления учтены все обстоятельства при назначении обществу административного наказания, административное наказание назначено в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи 14.19 КоАП РФ.
Вместе с тем, при определении размера наказания исходил из того, что ООО "Лидер" относится к категории субъектов малого предпринимательства, для которого размер административного штрафа, наложенного оспариваемым постановлением, является значительным. Назначение обществу административного наказания в виде штрафа в размере 150 000 руб. не соответствует характеру совершенного им административного правонарушения, не соразмерно его тяжести, не является справедливым и не отвечает принципам юридической ответственности, регламентированными КоАП РФ.
Частями 1 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ установлено, что административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В силу части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II Кодекса (часть 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ).
Оценив обстоятельства совершения правонарушения, исходя из принципов разумности, справедливости наказания и его соразмерности последствиям допущенного правонарушения, с учетом тяжелого финансового положения заявителя, суд первой инстанции посчитал возможным уменьшить размер назначенного административного штрафа до 75 000 руб.
Выводы суда первой инстанции в этой части участвующими в деле лицами не обжалуются, а потому оснований для их переоценки не имеется.
Судом первой инстанции полно и правильно установлены все фактические обстоятельства по делу, исходя из оценки доказательств и доводов, приведенных лицами, участвующими в деле, правильно применены нормы материального и процессуального права, принято законное и обоснованное решение, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и для отмены решения суда не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации данная категория дел государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 17.11.2020 по делу N А34- 3948/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лидер" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Лидер" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 3 000 руб., уплаченную по чеку-ордеру от 26.11.2020.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.А. Иванова |
Судьи |
П.Н. Киреев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А34-3948/2020
Истец: ООО "Лидер"
Ответчик: Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Уральскому федеральному округу
Третье лицо: Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд, Единая гасударственная автоматизированная информационная система учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка