город Ростов-на-Дону |
|
26 января 2021 г. |
дело N А53-23026/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 января 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 января 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Пименова С.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Семченко Ю.В.,
при участии:
от Управления торговли и бытового обслуживания города Ростова-на-Дону: представитель Руденко О.Г., по доверенности от 21.10.2020, удостоверение;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ФОРТЭ"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 02.11.2020 по делу N А53-23026/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ФОРТЭ"
(ИНН 6167123258, ОГРН 1136195010434)
к Управлению торговли и бытового обслуживания города Ростова-на-Дону
(ИНН: 6164123130 ОГРН: 1186196035442)
о признании незаконным решения о демонтаже и перемещении самовольно размещенного нестационарного торгового объекта,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Фортэ" (далее - заявитель, ООО "Фортэ", общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Управления торговли и бытового обслуживания города Ростова-на-Дону (далее - управление) от 17.07.2020 N 278 о демонтаже и перемещении самовольно размещенного нестационарного торгового объекта по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Сержантова,4.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 02.11.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество с ограниченной ответственностью "Фортэ" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что наличие у зданий магазинов признаков объекта капитального строительства подтверждается экспертным заключением ООО "Экспертиза СВ" N 023-СВ от 20.07.2020. Оспариваемое решение предусматривает административный порядок их исполнения, тогда как в данном случае истец может быть лишен своего имущества не иначе как по решению суда. Общество также указывает, что управлением так же не представлены мотивированные возражения на довод общества об относимости спорных объектов к стационарным торговым объектам.
В судебном заседании представитель Управления торговли и бытового обслуживания города Ростова-на-Дону возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение суда оставить без изменения.
ООО "Фортэ", надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 15.06.2020 сотрудниками Управления торговли и бытового обслуживания города Ростова-на-Дону в рамках своей компетенции по адресным ориентирам: г. Ростов-на-Дону, ул. Сержантова, д. 4 и Сержантова, д. 10, выявлены самовольно размещенные нестационарные торговые объекты б/н (далее - НТО).
15.06.2020 в соответствии с постановлением администрации г. Ростова-на-Дону N 234 "Об утверждении порядка выявления, демонтажа и перемещения самовольно размещенных НТО на территории муниципального образования "Город Ростов-на-Дону" на основании выписки из информационно-аналитический комплекс "Муниципальная геоинформационная система города Ростова-на-Дону" Управлением подготовлено заключение об отсутствии правовых оснований для размещения НТО по адресным ориентирам г. Ростов-на-Дону, ул. Сержантова, д. 4 и Сержантова, д. 10.
17.07.2020 Управлением принято решение о демонтаже и перемещении нестационарных торговых объектов N 278, расположенных по адресным ориентирам: г. Ростов-на-Дону, ул. Сержантова, д. 4 и Сержантова, д. 10, к месту временного хранения самовольно размещенных нестационарных торговых объектов по адресу: г. Ростов-на-Дону, пр. Шолохова, д. 262/1, в соответствии с муниципальным контрактом от 29.05.2020 N 12А в срок до 25.07.2020.
Не согласившись с вынесенным решением, воспользовавшись правом на обжалование, предусмотренным статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ООО "Фортэ" обратилось в суд с заявлением.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частями 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или отдельных положений, решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт, действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, исходя из указанных выше правовых норм, в предмет судебного исследования по настоящему делу входят следующие обстоятельства:
- нарушение оспариваемым решением прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности;
- несоответствие оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту.
Проверив законность оспариваемого решения Управлением торговли и бытового обслуживания города Ростова-на-Дону, суд считает необходимым в заявленных требованиях отказать по следующим основаниям.
В соответствии с Положением об Управлении торговли и бытового обслуживания города Ростова-на-Дону, утвержденного Решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 21.06.2011 N 138 (в ред. от 25.02.2020) Управление является отраслевым органом Администрации города Ростова-на-Дону, осуществляющим функции по реализации полномочий по вопросам местного значения в сфере торговли, общественного питания и бытового обслуживания, относящимся к компетенции Администрации города Ростова-на-Дону.
Учредителем Управления торговли и бытового обслуживания города Ростова-на-Дону выступает муниципальное образование "Город Ростов-на-Дону". Функции и полномочия учредителя осуществляет Департамент имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону.
В соответствии с пунктом 2.3 Положения Управление осуществляет следующие функции:
- разработка схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "Город Ростов-на-Дону", утверждаемой правовым актом Администрации города Ростова-на-Дону (далее - схема размещения НТО); подготовка изменений в схему НТО.
- организация и проведение конкурса на право размещения нестационарных торговых объектов.
Контроль за размещением нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "Город Ростов-на-Дону".
- подготовка и направление в уполномоченный отраслевой (функциональный) орган Администрации города Ростова-на-Дону перечня предлагаемых к расторжению договоров аренды земельных участков (договоров о размещении нестационарных торговых объектов), занимаемых нестационарными торговыми объектами, объектами общественного питания, летними площадками при стационарных объектах общественного питания, объектами бытового обслуживания.
- осуществление, в установленном действующим законодательством порядке, освобождения земельных участков от временных объектов (нестационарных торговых объектов, объектов общественного питания, в том числе летних площадок при стационарных объектах общественного питания, объектов бытового обслуживания), используемых лицами, самовольно занявшими земельные участки либо утратившими право на указанные земельные участки.
- организация, координация и осуществление работы по выявлению и пресечению на территории города Ростова-на-Дону фактов торговли в неустановленных местах (несанкционированная торговля), участие в мероприятиях по денатурации продуктов питания и демонтажу незаконно установленных нестационарных торговых объектов.
В соответствии с пунктом 4 Указа Президента Российской Федерации от 29.01.1992 N 65 "О свободе торговли" предприятия и граждане осуществляют торговлю в местах, отведенных органами исполнительной власти.
Согласно статье 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"" (далее - Федеральный закон N 381-ФЗ) размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях и строениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, должно осуществляться с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Для этого разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления специальная схема.
Таким образом, для размещения нестационарного торгового объекта необходимо получить предварительное согласование места размещения такого объекта с органом местного самоуправления.
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Владелец нестационарного торгового объекта может быть признан законным землепользователем только в случае размещения торгового объекта в месте, определенном органом исполнительной власти.
Соответствующие доказательства получения обществом разрешения на размещение торгового объекта либо получения иного документа, из которого бы следовало, что место для торговли заявителем было согласовано в установленном порядке, не представлены.
Апелляционной коллегией не принимается довод ООО "Фортэ" о том, что спорный объект по ул. Сержантова, 4, не является нестационарными торговым объектом, а относятся к стационарному торговому объекту и относится к объекту недвижимого имущества, поскольку обществом не представлено каких-либо правоустанавливающих документов на спорный нестационарный торговый объект.
В случае если спорный НТО является нестационарным торговым объектом, то ООО "Фортэ" должно иметь договор купли-продажи НТО, акт выполненных работ, договор о выполнении работ и прочие документы.
В случае если спорный НТО является стационарным торговым объектом, как утверждает ООО "Фортэ", то право собственности на подобный объект, согласно статье 219 Гражданского кодекса Российской Федерации возникает с момента государственной регистрации таковой. Недвижимое имущество (активы), принадлежащие юридическому лицу, подлежат отражению в бухгалтерском балансе общества.
В материалы дела обществом не было представлено правоустанавливающих документов, в подтверждение заявленного довода, а именно: кадастрового паспорта, выписок из ЕГРП, ЕГРН, бухгалтерского баланса с расшифровкой основных средств, в состав которых входят спорное НТО.
Согласно пункту 1 статьи 130 Гражданского кодекса к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
По смыслу указанной статьи прочная связь с землей является не единственным признаком, по которому объект может быть отнесен к недвижимости. Вопрос о том, является ли конкретное имущество недвижимым, должен разрешаться с учетом назначения этого имущества и обстоятельств, связанных с его созданием, конструктивных характеристик исследуемого объекта.
К объектам капитального строительства законодатель относит здания, строения, сооружения, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек (пункт 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, далее - Градостроительный кодекс).
Таким образом, понятие "недвижимости" является правовой категорией, поэтому признание имущества недвижимым в качестве объекта гражданских прав невозможно на том лишь основании, что оно прочно связано с землей, а для признания его таковым необходимо подтверждение того, что данный объект был создан именно как недвижимость в установленном законом или иными правовыми актами порядке и с соблюдением градостроительных норм и правил.
Наличие фундамента у объекта необходимо рассматривать в совокупности с его другими характеристиками.
При этом наличие у спорного объекта заливного бетонного фундамента не позволяет однозначно отнести его с учетом требований статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к объекту недвижимости (установка временного сооружения на капитальном фундаменте не влечет отнесения такой постройки к объектам недвижимости; возведение бетонного фундамента не может рассматриваться как доказательство строительства капитального здания, поскольку такого рода фундамент часто используется также и для возведения временных сооружений).
Исходя из имеющихся в материалах дела доказательств (фототаблицы заключения) апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, что спорное строение по адресному ориентиру: г. Ростов-на-Дону, ул. Сержантова, д. 4 не является объектом капитального строительства.
Доказательств наличия у спорных объектов признаков недвижимого имущества, предусмотренных статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, и их создание в установленном законом и иными правовыми актами порядке, с получением необходимой разрешительной документации и соблюдением градостроительным норм, суду не представлено.
Выводы эксперта, изложенные в заключении от 21.07.2020 N 024-СВ суд первой инстанции оценил критически, поскольку наличие фундамента не является основанием для признания объекта - капитальным строением.
Экспертом установлено, что объект выполнен на ленточном фундаменте с бетонированием основных конструктивных элементов. В случае перемещения конструкция объекта понесет значительные деформации, фундамент переносу не подлежит. Исследуемый объект обладает прочной связью с землей, перемещение данного объекта без несоразмерного ущерба его назначению невозможно.
Однако, экспертом не был установлен факт заглубления фундамента как свидетельство его прочной связи с землей.
Учитывая конструктивные особенности спорного сооружения, зафиксированные при проведении исследования в фототаблице а именно: металлический каркас, а также материалы, из которых указанные сооружения выполнены - металлопрофиль, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что данный объект может быть возведен на иных бетонных площадках, что не повлечет изменение его конструктивного назначения.
В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при разрешении вопроса о признании правомерно строящегося объекта недвижимой вещью (объектом незавершенного строительства) необходимо установить, что на нем, по крайней мере, полностью завершены работы по сооружению фундамента или аналогичные им работы (пункт 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации). Замощение земельного участка, не отвечающее признакам сооружения, является его частью и не может быть признано самостоятельной недвижимой вещью (пункт 1 статьи 133 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В материалах дела отсутствуют доказательства подтверждающие, что спорный объект по адресному ориентиру: г. Ростов-на-Дону, ул. Сержантова, д. 4 является объектом недвижимого имущества.
На основании изложенного апелляционная коллегия пришла к выводу, что ООО "Фортэ" не доказано открытое непрерывное владение спорным имуществом как своим в указанный период и факт того, что спорное сооружение является объектом недвижимого имущества.
Право органа местного самоуправления в границах муниципального образования независимо от форм собственности и целевого назначения земель осуществлять контроль за размещением недвижимых и движимых объектов закреплено в статье 11 Земельного кодекса, Федеральном законе от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Градостроительном кодексе Российской Федерации. В силу пунктов 1, 2 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации муниципальный земельный контроль осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка. В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 этой же статьи действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права.
В соответствии с пунктом 2 статьи 76 Земельного кодекса Российской Федерации самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками.
Размещение нестационарных торговых объектов предполагает формирование рациональной структуры розничной торговой сети, обеспечивающей экономически и социально обоснованное территориальное распределение таких объектов в пределах муниципального образования с учетом их максимального приближения к месту жительства покупателей в целях обеспечения потребительского спроса на товары. Подобные объекты являются дополнением к стационарной сети организаций потребительского рынка товаров и услуг, не требующих особых условий хранения, производства, продажи, оказания услуг.
Включение торговых объектов в схему размещения осуществляется в целях:
а) достижения установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов;
б) размещения нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность;
в) формирования торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли;
г) повышения доступности товаров для населения.
Целью утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов является не ограничение прав организаций и предпринимателей на использование земель для целей, не связанных со строительством, а необходимость обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Федеральный закон N 381 -ФЗ не устанавливает запрета на возможное введение органом местного самоуправления дополнительных ограничений для размещения нестационарных торговых объектов, в частности товаров, если такие ограничения связаны с выполнением задач, отнесенных к компетенции органов местного самоуправления (см. Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 07.03.2012 по делу N А29-5101/2011).
Закрепленные в ней правила распространяются только на случаи размещения торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности;
Базовым правоустанавливающим документом для хозяйствующих субъектов будет являться схема размещения нестационарных торговых объектов, то есть документ, состоящий из текстовой и графической частей, определяющий места размещения нестационарных торговых объектов, имеющий сведения об объекте, адресных ориентирах, периоде размещения, специализации торгового объекта, собственнике земельного участка (здания, строения, сооружения), на котором расположен нестационарный торговый объект.
Порядок включения в схему размещения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правилами включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.09.2010 N 772.
Согласно им включение объектов в схему размещения, а также изменение уже утвержденной схемы осуществляется органом местного самоуправления по согласованию с федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющими полномочия собственника имущества. Для этого орган местного самоуправления направляет им заявление о включении объектов в схему размещения, где указываются сведения о нормативах и фактических показателях минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов на территории муниципального образования, целях использования объектов, включаемых в схему размещения, видах объектов, планируемых к включению в схему размещения, а также планируемые сроки размещения объектов.
Органы местного самоуправления вправе определять места для размещения нестационарных торговых объектов в пределах территории муниципального образования независимо от принадлежности земель. Владелец нестационарного торгового объекта может быть признан законным землепользователем в случае размещения объекта в месте, определенном органом местного самоуправления.
Таким образом, материалы дела не содержат доказательств того, что ООО "Фортэ" обращалось в уполномоченные органы за разрешением о размещении и включении в схему размещения нестационарного торгового объекта.
Доказательств тому, что оспариваемое решение не соответствует положениям Земельного кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации Федерального закона N 381-ФЗ от 28.12.2009, Федерального закона N 131-ФЗ муниципальным нормативно-правовым актам и т.д., а так же нарушает права и законные интересы ООО "Фортэ" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, либо создает какие-либо препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, ООО "Фортэ" в материалы дела не представлены.
На основании изложенного суд первой инстанции правомерно и обосновано пришел к выводу о том, что решение Управления торговли и бытового обслуживания города Ростова-на-Дону от 17.07.2020 N 278 соответствует положениям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы ООО "Фортэ" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не создает какие-либо препятствия для осуществления им предпринимательской и иной экономической деятельности.
В целом доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, поскольку, не опровергая выводов суда, они сводятся исключительно к несогласию с оценкой установленных обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта. Само по себе несогласие с выводами суда не является основанием для отмены судебного акта.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность сделанных судом первой инстанции и подтвержденных материалами дела выводов.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 АПК РФ, не имеется.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 02.11.2020 по делу N А53-23026/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-23026/2020
Истец: ООО "ФОРТЭ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ТОРГОВЛИ И БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ