Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 28 июня 2021 г. N Ф09-2718/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Пермь |
|
26 января 2021 г. |
Дело N А60-8837/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 января 2021 года.
Постановление в полном объёме изготовлено 26 января 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Яринского С.А.,
судей Ивановой Н.А., Назаровой В.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Макаровой С.Н.,
при участии:
от истца - общества с ограниченной ответственностью "Топливно-энергетический комплекс "Чкаловский" (ООО "ТЭК "Чкаловский"): Сотникова А.В. (паспорт, доверенность от 25.12.2020),
от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Чкаловская" (ООО "УК "Чкаловская"): не явились
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путём размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда)
рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы
истца - ООО "ТЭК "Чкаловский", ответчика - ООО "УК "Чкаловская"
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 23 сентября 2020 года
по делу N А60-8837/2020
по иску ООО "ТЭК "Чкаловский" (ИНН 6674352539, ОГРН 1106674006120)
к ООО "УК "Чкаловская" (ИНН 6659075961, ОГРН 1026602961440)
о взыскании задолженности по оплате тепловой энергии, пеней,
УСТАНОВИЛ:
ООО "ТЭК "Чкаловский" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к ООО "УК "Чкаловская" (далее - ответчик) о взыскании 15 097 479 руб. 34 коп. задолженности по оплате потребленной тепловой энергии за декабрь 2019 года, 314 560 руб. 90 коп. неустойки, рассчитанной на основании пункта 9.3 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" за период с 11.01.2020 по 05.04.2020 (с учётом уточнения исковых требований, принятого судом первой инстанции в порядке статьи 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 04 сентября 2020 года (судья А.А. Малов) исковые требования удовлетворены частично в сумме 15 097 479 руб. 34 коп. задолженности, 222 813 руб. 97 коп. неустойки.
Не согласившись с решением, истец обратился в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции изменить в части взыскания пени, удовлетворить требование в полном объёме.
В апелляционной жалобе истец настаивает на том, что законная неустойка подлежит исчислению за период до 06.04.2020, исходя из ключевой ставки Банка России, действующей на момент начала действия моратория - 06.04.2020 в размере 6,0%.
Не согласившись с решением, ответчик обратился в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции изменить, взыскать с ООО "УК "Чкаловская" 4 506 235 руб. 22 коп. долга, 30% пени от рассчитанной истцом (75 438 руб. 44 коп.), в удовлетворении остальной части требований отказать.
В апелляционной жалобе ответчик полагает, что судом необоснованно не приняты доводы о ненадлежащем качестве ресурса; не учтены акты о поставке ресурса ненадлежащего качества, а также приняты расчёты истца, поскольку имеются разногласия в отношении объёмов и стоимости ресурсов, определённых по данным ООО "ЕРЦ"; полагает, что истец с учётом этих данных не произвёл полную корректировку начислений; применённый истцом нормативный метод расчёта, не обоснован, как применение повышающего коэффициента по всем многоквартирным домам, без установки УКУТ. Кроме того, ответчик ссылается на то, что судом первой инстанции по существу не рассмотрено ходатайство о снижении суммы пеней в порядке статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В представленном отзыве на апелляционную жалобу ответчика, истец просит решение суда, в оспариваемой истцом части, оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Доводы, приведённые в отзыве на апелляционную жалобу, соответствуют выводам суда первой инстанции.
Ответчиком отзыв на апелляционную жалобу истца не представлен.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве.
В судебное заседание ответчик, извещённый надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, не явился, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, что в соответствии со статьёй 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, верно установлено судом первой инстанции, между ООО "ТЭК "Чкаловский" (теплоснабжающая организация) и ООО "УК "Чкаловская" Управляющая организация) сложились длительные фактические договорные отношения по поставке последней тепловой энергии на нужды отопления и горячего водоснабжения.
В декабре 2019 года, истцом ответчику отпущены тепловая энергия и теплоноситель на нужды отопления и горячего водоснабжения в отношении находящихся в управлении ответчика многоквартирных домов (МКД).
Факт оказания истцом услуг ответчиком не оспорен, подтверждается представленными в материалы дела документами.
Ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по оплате оказанных ему услуг и наличие задолженности явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском о взыскании долга и законной неустойки.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб, отзыва, заслушав в судебном заседании пояснения представителя истца, оценив представленные доказательства в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены (изменения) судебного акта суда первой инстанции.
Отсутствие договорных отношений с организацией, чьи энергопринимающие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость фактически отпущенной ему энергии (пункт 3 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.02.1998 N 30).
В соответствии с пунктом 2 Информационного письма ВАС РФ от 05.05.1997 N 14 в тех случаях, когда потребитель пользуется услугами энергоснабжения, оказываемыми обязанной стороной, однако от заключения договора отказывается, арбитражные суды должны иметь в виду, что фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 ГК РФ как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги. Поэтому данные отношения должны рассматриваться как договорные.
Таким образом, между истцом и ответчиком сложились фактические договорные правоотношения по поставке тепловой энергии.
В соответствии с частью 1 статьи 548 ГК РФ правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть.
Согласно статье 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения (статья 541 ГК РФ).
К отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства (пункт 2 статьи 548 ГК РФ).
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчётов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон статья 544 ГК РФ.
В соответствии со статьями 307, 309 ГК РФ в силу обязательств одно лицо (должник) обязано совершать в пользу другого лица (кредитора) определенные действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства должны исполняться надлежащим образом. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается. Только надлежащее исполнение прекращает обязательство (статья 408 ГК РФ).
В соответствии с абзацем 7 пункта 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), статьями 155, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) ответчик, выполняя функции управляющей организации и действуя в интересах жителей управляемых им многоквартирных жилых домов, во взаимоотношениях с истцом является исполнителем коммунальных услуг.
Таким образом, в силу своего статуса ответчик обязан приобретать энергоресурсы у истца, для оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирных жилых домах коммунальных услуг.
В целях создания правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергоснабжения и повышения энергетической эффективности принят Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В целях стимулирования потребителей к установке индивидуальных, общих (квартирных), а также коллективных (общедомовых) приборов учета потребления коммунальных ресурсов и, соответственно, определения объема и стоимости потребленных потребителями коммунальных услуг исходя из объемов соответствующих коммунальных ресурсов, определенных по показаниям данных приборов учёта, Правилами N 354, Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами" (далее - Правила N 124), Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" введены повышающие коэффициенты.
Судом верно установлено, что объём тепловой энергии, поставленной в спорный период, определён истцом, в том числе, расчётным способом (в многоквартирных домах, где есть техническая возможность установки приборов учёта), исходя из методики расчёта, предусмотренной Правилами N 354.
Как верно установлено судом первой инстанции, в отношении 30 многоквартирных домов, оборудованными приборами учёта, по которым были оформлены акты допуска узлов учёта тепловой энергии в эксплуатацию, расчёт количества и стоимости тепловой энергии произведён на основании показаний (отчётов) регистрации параметров на узлах учёта, представленных ООО "УК "Чкаловская" в установленные сроки в ООО "ТЭК Чкаловский", и составляет 3640,620 Гкал на общую сумму 5 248 740 руб. 20 коп; объём потребления и стоимость тепловой энергии по нежилым помещениям в многоквартирных домах, оборудованных приборами учёта, произведён в соответствии с пунктами 43, 42 (1) по формуле 2 Приложения N 2 к Правилам N 354, и составляет 86,2275 Гкал на общую сумму 124 315 руб. 53 коп.
При расчёте количества и стоимости тепловой энергии для предоставления коммунальной услуги отопления, в отношении многоквартирных домов, необорудованных приборами учёта либо при непредставлении показаний (отчётов) регистрации параметров коллективного (общедомового) прибора (узла) учёта в установленные сроки, учтены исходные данные (площади жилых помещений), размещённые в Государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ), являющейся официальной.
Расчёт объема и стоимости тепловой энергии, потребленной ООО "УК "Чкаловская" для предоставления коммунальной услуги отопления, в отношении многоквартирных домов, необорудованными приборами учёта либо при непредставлении показаний (отчётов) регистрации параметров коллективного (общедомового) прибора (узла) учёта в установленные сроки, произведён в соответствии со статьёй 157 ЖК РФ, пунктом 42 (1) Правил N 354, с учётом подпункта в(3) пункта 21 Правил N 124, по формуле 2 приложения 2 к Правилам N 354 и составляет 5887,83129 Гкал на общую сумму 8 488 580 руб. 58 коп.
Рассчитанная стоимость повышающего коэффициента, равного 1,1, в отношении этих же многоквартирных домов составляет 848 858 руб. 06 руб.
Расчёт объёма и стоимости тепловой энергии для предоставления коммунальной услуги "горячее водоснабжение" произведён, включая данные об индивидуальных приборах учёта и произведённые перерасчёты по данным, предоставленным ООО "ЕРЦ" (N 3590 от 13.07.2020), что составляет 453,74215 Гкал на общую сумму 654 167 руб. 32 коп.
С учётом произведённых оплат ответчика, сумма задолженности по расчёту истца, за декабрь 2019 года составляет 15 097 479 руб. 34 коп., что вопреки доводам ответчика, соответствует материалам дела.
Возражая по доводам ответчика, истец пояснил, что расчёт объема и стоимости тепловой энергии, потребленной ООО "УК "Чкаловская" для предоставления коммунальной услуги в отношении многоквартирных домов, не оборудованных приборами учёта, произведён в соответствии со статьёй 157 ЖК РФ, пунктом 42 (1) Правил N 354, на основании подпунктов в(1), в(3) пункта 21 Правил N 124, с учётом даты фактического отключения системы отопления по формуле 2 приложения N 2 к Правилам N 354: Pi = Sr x NT x Тт.
Согласно части 10.1 статьи 161 ЖК РФ Управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности посредством ее размещения в системе.
Порядок, состав, сроки и периодичность размещения в системе информации, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, если иной срок размещения в системе указанной информации не установлен федеральным законом.
Отношения, возникающие при создании, эксплуатации и модернизации Государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ), в том числе сборе, обработке информации для ее включения в данную информационную систему, хранении такой информации, обеспечении доступа к ней, ее предоставлении, размещении и распространении регулируются Федеральным законом "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" от 21.07.2014 N 209-ФЗ (далее - ФЗ N 209-ФЗ). Информация, содержащаяся в системе, является официальной (часть 2 статья 9 ФЗ N209-ФЗ).
Согласно части 18 статьи 7, части 3 статьи 8 ФЗ N 209-ФЗ лица, осуществляющие деятельность по оказанию услуг по управлению многоквартирными домами, по предоставлению коммунальных услуг (управляющие организации) обеспечивают полноту, достоверность, актуальность информации и своевременность её размещения в системе, в том числе (часть 1 статьи 6 ФЗ N 209-ФЗ): об объектах государственного учёта жилищного фонда, включая их технические характеристики и состояние (пункт 6); об объектах теплоснабжения, водоснабжения, используемых для предоставления коммунальных услуг, поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, в многоквартирные дома (пункт 7).
Согласно пункту 2.1.15.1 раздела 10 Приказа Минкомсвязи России N 74, Минстроя России N 114/пр от 29.02.2016 "Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" (Зарегистрировано в Минюсте России 30.05.2016 N 42350) общая площадь жилых помещений многоквартирного дома (Si) размещается управляющими организациями в системе ГИС ЖКХ.
Применительно к настоящему расчётному периоду для применения иных методов начисления, в том числе исходя из "среднемесячного" объёма потребления, оснований не имеется. Начисления не должны носить произвольный характер, а должны производиться в соответствии с установленными правилами.
Судом первой инстанции обоснованно отклонён довод ответчика о необходимости взыскания задолженности по начислениям ООО "ЕРЦ" (представленным ответчиком), поскольку расчёт ООО "ЕРЦ" не может быть проверен (ответчиком не доказана его правильность, отсутствует документальное обоснование).
При расчёте стоимости поставленного коммунального ресурса (тепловой энергии) в отношении ряда многоквартирных домов истцом применён повышающий коэффициент 1,1.
Возражения ответчика о необоснованности применения при расчётах повышающего коэффициента, равного 1.1, подлежит отклонению на основании следующего.
Согласно подпункту в(3) пункта 21 Постановления Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами" при непредставлении исполнителем сведений о показаниях коллективного (общедомового) прибора учёта в сроки, установленные законодательством или договором ресурсоснабжения, объём коммунального ресурса, поставляемого за расчётный период, в отношении тепловой энергии определяется в соответствии с подпункта в(1) пункта 21 Правил N 124.
Согласно подпункту в(1) пункта 21 Правил N 124 объём тепловой энергии, поставляемый за расчётный период, определяется исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
В силу пункта 112 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" при отсутствии приборов учёта тепловой энергии, если их установка является обязательной в соответствии с законодательством Российской Федерации, потребитель оплачивает стоимость потребленной тепловой энергии и теплоносителя с применением повышающего коэффициента, установленного органами государственного регулирования цен (тарифов), в случае если иное не предусмотрено жилищным законодательством.
Согласно подпункту "е" пункта 22 Правил N 124 при наличии обязанности и технической возможности по установке коллективного (общедомового) прибора учёта тепловой энергии стоимость тепловой энергии, поставленной в многоквартирный дом, не оборудованный таким прибором учёта, а также поставленной в многоквартирный дом по истечении 3 месяцев после выхода из строя, утраты ранее введённого в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учёта тепловой энергии (по истечении срока его эксплуатации), а также стоимость поставленной тепловой энергии при непредставлении исполнителем сведений о показаниях коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в сроки, установленные законодательством или договором ресурсоснабжения, при недопуске исполнителем 2 и более раза представителей ресурсоснабжающей организации для проверки состояния установленного и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учёта тепловой энергии (проверки достоверности представленных сведений о показаниях такого прибора учёта) определяются исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению и суммарной площади жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме с применением повышающего коэффициента, величина которого устанавливается в размере, равном 1.1.
В силу пункта 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" после 1 января 2019 года положения настоящей части должны выполняться во всех случаях выявления указанными организациями фактов нарушений установленных настоящей статьей требований об учёте используемых энергетических ресурсов с применением приборов их учёта и неустранения таких нарушений совершившим их лицом до истечения двух месяцев с момента их выявления. Указанные организации при выявлении фактов невыполнения собственниками приборов учёта используемых энергетических ресурсов обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учёта и неустранении такого невыполнения до истечения двух месяцев с момента его выявления также обязаны приступить к эксплуатации этих приборов учета с отнесением понесенных расходов на собственников этих приборов учета. Собственники этих приборов учёта или лица, являющиеся собственниками объектов, на которых установлены эти приборы учета, обязаны обеспечить допуск указанных организаций к приборам учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на их эксплуатацию, а в случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.
Следует отметить, что Акты обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии на отопительный период 2019 - 2020 годов, в том числе применительно к настоящему делу (декабрь 2019 года с привлечением теплоснабжающей организации (до межотопительного периода 2020 года) не составлялись. Иное не доказано.
Как следует из материалов дела, со стороны истца в межотопительный период 2020 года, в соответствии с требованиями Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ, было предложено ответчику определить наличие/отсутствие технической возможности установки общедомовых приборов учета тепловой энергии в многоквартирных домах, находящихся в управлении ООО "УК Чкаловская" (письма N 576-1/20 от 08.06.2020, N 587-1/20 от 22.06.2020).
В ходе совместного обследования многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО "УК Чкаловская", в соответствии с требованиями Приказа Минрегиона России от 29.12.2011 N 627 "Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учёта (Зарегистрировано в Минюсте России 23.04.2012 N 23933), с участием представителя ООО "УК Чкаловская" соответствующие акты были составлены, подписаны представителями ООО "ТЭК Чкаловский" и были направлены в ООО "УК Чкаловская" (письма N 645-1/20 от 10.07.2020, N 660-1/20 от 20.07.2020).
Со стороны ООО "УК Чкаловская" направлены возражения (письма N 1198 от 17.07.2020, N 1095/1 от 24.07.2020), где указано, что МКД "не имеют технических помещений, необходимых длин прямых участков, запорной отсекающей арматуры для организации и установки УКУТ" (однотипно для всех МКД). При этом в отношении части МКД возражения не связаны с технической возможностью установки приборов учета тепловой энергии, а мотивированы тем, что "собственники этих домов отказались от установки УКУТ".
Учитывая наличие указанных возражений, со стороны ООО "ТЭК Чкаловский" было предложено провести повторное совместное обследование МКД, в том числе с применением инструментов/средств измерений (при необходимости), в порядке пункта 6 Приложения N 3 к Приказу Минрегиона России от 29.12.2011 N 627 "Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета... (письмо N 738-1/20 от 20.08.2020). Однако данное предложение (обращение) осталось со стороны ООО "УК Чкаловская" без ответа.
В силу статьи 68 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определёнными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Заключения N 3-19/05-005/10 и N 3-19/07-007/10 относимыми, допустимым, достоверным доказательством не являются.
Вышеуказанные обстоятельства также установлены при рассмотрении спора между сторонами за предыдущий расчётный период.
Письмом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 02.06.2017 N 19506-00/04 также установлено, что при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учёта тепловой энергии в случае наличия технической возможности его установки ресурсоснабжающей организацией применяется повышающий коэффициент 1,1 к размеру платы за отопление, выставляемой управляющей организацией.
Повышающий коэффициент не увеличивает объём реализованных коммунальных ресурсов. Применение повышающего коэффициента при расчёте стоимости коммунальных ресурсов представляет собой меры, направленные на стимулирование потребителей на установку, своевременный ремонт и замену приборов учёта, используемых при расчётах за коммунальные услуги (часть 2 статьи 13 ФЗ от 23.11.2009 N 261-ФЗ).
Суд апелляционной инстанции полагает правомерным применение истцом повышающего коэффициента 1,1, при том, что акты обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учёта тепловой энергии со стороны исполнителя коммунальных услуг - ООО "УК "Чкаловская" с привлечением теплоснабжающей организации не составлялись.
Напротив, в отношении многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО "УК Чкаловская", где применен повышающий коэффициент, в материалы дела представлены доказательства наличия технической возможности установки коллективных (общедомовых) приборов учёта тепловой энергии.
Иного из материалов дела не следует и ответчиком не доказано (статьи 65, 9 АПК РФ).
Доводы о поставке ресурса ненадлежащего качества не нашли документального подтверждения.
С учётом изложенного, требования истца о взыскании с ответчика стоимости тепловой энергии, поставленных в декабре 2019 года, в заявленной истцом сумме (с учётом уточнения) следует признать обоснованными, подтвержденными документально, в связи с чем, в отсутствие доказательств их уплаты суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования истца в указанной части.
Одним из способов обеспечения исполнения обязательств является неустойка (пункт 1 статьи 329 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Пунктом 1 статьи 332 ГК РФ установлено, что кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон.
Истец просит взыскать с ответчика пени, начисленной за период с 11.01.2020 по 05.04.2020 на основании пункта 9.3 статьи 15 Федерального закона N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
В соответствии с пунктом 9.3 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" управляющие организации, приобретающие тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для целей предоставления коммунальных услуг, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя уплачивают единой теплоснабжающей организации (теплоснабжающей организации) пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы, за каждый день просрочки, начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Поскольку материалами дела подтверждается и ответчиком не оспаривается, что имело место нарушение сроков оплаты коммунальных ресурсов, следовательно, истец правомерно заявил требование о взыскании неустойки, предусмотренной пунктом 9.3 статьи 15 Закона о теплоснабжении.
Согласно расчёту суда, с применением ставки 4,25%, размер неустойки, начисленной за нарушение срока оплаты электрической энергии, поставленной в спорный период, составил 222 813 руб. 97 коп.
Арифметическая составляющая расчёта истцом не оспорена.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно признал требование истца о взыскании неустойки обоснованным и удовлетворил его в указанной сумме, не установив оснований для применения статьи 333 ГК РФ.
Доводы истца об ошибочности применения судом первой инстанции ключевой ставки ЦБ РФ на дату вынесения решения судом апелляционной инстанции отклонены.
Исходя из вышеизложенного и материалов дела, суд не усматривает оснований для применения в расчёте ставки рефинансирования ЦБ РФ на момент применения моратория.
Исходя из информационного сообщения ЦБ РФ, ключевая ставка Банка России с 27.07.2020 составляет 4,25% годовых.
Законная неустойка подлежит взысканию по ключевой ставке Центрального банка Российской Федерации, действовавшей на дату вынесения резолютивной части решения (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2016), утверждённый Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.10.2016).
Следовательно, размер неустойки верно определен судом первой инстанции с применением ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на дату вынесения решения в размере 4,25%, а не 6% годовых.
Доводы апелляционной жалобы о несоразмерности взысканной судом неустойки последствиям нарушения обязательства, о наличии оснований для применения статьи 333 ГК РФ судом апелляционной инстанции отклонены на основании следующего.
В силу пункта 1 статьи 333 ГК РФ, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку. Если обязательство нарушено лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, суд вправе уменьшить неустойку при условии заявления должника о таком уменьшении.
Правила о снижении размера неустойки на основании статьи 333 ГК РФ применяются также в случаях, когда неустойка определена законом (пункт 78 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 7 от 24.03.2016 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств").
В пункте 71 этого же Постановления разъяснено, что если должником является коммерческая организация, индивидуальный предприниматель, а равно некоммерческая организация при осуществлении ею приносящей доход деятельности, снижение неустойки судом допускается только по обоснованному заявлению такого должника, которое может быть сделано в любой форме (пункт 1 статьи 2, пункт 1 статьи 6, пункт 1 статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктами 73, 74, 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 7 от 24.03.2016 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" бремя доказывания несоразмерности неустойки и необоснованности выгоды кредитора возлагается на ответчика. Несоразмерность и необоснованность выгоды могут выражаться, в частности, в том, что возможный размер убытков кредитора, которые могли возникнуть вследствие нарушения обязательства, значительно ниже начисленной неустойки (часть 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, часть 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Доводы ответчика о невозможности исполнения обязательства вследствие тяжелого финансового положения, наличия задолженности перед другими кредиторами, наложения ареста на денежные средства или иное имущество ответчика, отсутствия бюджетного финансирования, неисполнения обязательств контрагентами, добровольного погашения долга полностью или в части на день рассмотрения спора, выполнения ответчиком социально значимых функций, наличия у должника обязанности по уплате процентов за пользование денежными средствами, например, на основании статей 317.1, 809, 823 Гражданского кодекса Российской Федерации) сами по себе не могут служить основанием для снижения неустойки.
При оценке соразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства необходимо учитывать, что никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного поведения, а также то, что неправомерное пользование чужими денежными средствами не должно быть более выгодным для должника, чем условия правомерного пользования (пункты 3, 4 статьи 1 ГК РФ).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 21.12.2000 N 263-О, суд обязан установить баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и оценкой действительного (а не возможного) размера ущерба, причиненного в результате конкретного правонарушения.
Критериями для установления несоразмерности подлежащей уплате неустойки последствиям нарушения обязательства в каждом конкретном случае могут быть: чрезмерно высокий процент неустойки, значительное превышение суммы неустойки над суммой возможных убытков, вызванных нарушением обязательства, длительность неисполнения обязательства и другие обстоятельства. При этом суд оценивает возможность снижения неустойки с учетом конкретных обстоятельств дела.
В соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума от 13.01.2011 N 11680/10, учитывая компенсационный характер гражданско-правовой ответственности, под соразмерностью суммы неустойки последствиям нарушения обязательства Кодекс предполагает выплату кредитору такой компенсации его потерь, которая будет адекватна и соизмерима с нарушенным интересом. Снижение неустойки судом возможно только в одном случае - в случае явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения права.
Таким образом, понятие несоразмерности носит оценочный характер.
Кроме того, из положений статьи 333 ГК РФ следует, что уменьшение размера неустойки является правом, а не обязанностью суда.
В суде первой инстанции ответчиком было заявлено о применении статьи 333 ГК РФ, однако доказательства явной несоразмерности заявленной, рассчитанной самим ответчиком, ко взысканию неустойки последствиям неисполнения обязательства не представлены (статья 65 АПК РФ). Не представлены такие доказательства и в апелляционный суд.
То обстоятельство, что потребители коммунальных услуг уплачивают ответчику, как исполнителю коммунальных услуг, за нарушение сроков оплаты стоимости потребленной теплоэнергии пени, в соответствии с частью 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации в ином размере, чем предъявлено истцом ответчику, о несоразмерности размера пеней не свидетельствует. Истцом заявлены требования о взыскании законной неустойки, предусмотренной пунктом 9.3 статьи 15 Закона N 190-ФЗ "О теплоснабжении", в качестве меры ответственности управляющей организации перед поставщиком тепловой энергии.
В связи с отсутствием доказательств явной несоразмерности размера неустойки последствиям нарушения обязательства, суд первой инстанции правомерно не усмотрел оснований для снижения неустойки.
Апелляционный суд также не находит экстраординарных обстоятельств, свидетельствующих о необходимости снижения неустойки. Доказательства того, что ответчик принял исчерпывающие меры для надлежащего исполнения обязательства, либо надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, в материалах дела отсутствуют.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции признает, что неустойка в сумме 222 813 руб. 97 коп. компенсирует потери ООО "ТЭК "Чкаловский" в связи с несвоевременным исполнением ответчиком обязательства, является справедливой, достаточной и соразмерной, в связи с чем приходит к выводу об отсутствии оснований для применения положений статьи 333 ГК РФ и удовлетворения жалобы в этой части.
С учётом изложенного, оснований для удовлетворения апелляционных жалоб и для изменения обжалуемого судебного акта не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьёй 270 АПК РФ являются основаниями к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьёй 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине за подачу апелляционных жалоб возлагаются на заявителей.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 23 октября 2020 года по делу N А60-8837/2020 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Чкаловская" (ИНН 6659075961, ОГРН 1026602961440) в доход федерального бюджета 3 000 руб. госпошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
С.А. Яринский |
Судьи |
Н.А. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-8837/2020
Истец: ООО "ЕРЦ", ООО "ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС "ЧКАЛОВСКИЙ"
Ответчик: ООО "Управляющая компания "Чкаловская"