Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 26 января 2021 г. N 06АП-6522/20
г. Хабаровск |
|
26 января 2021 г. |
А04-5682/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 января 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 января 2021 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Жолондзь Ж.В.
судей Дроздовой В.Г., Усенко Ж.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коковенко Д.С.
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Гуранова Василия Викторовича
на решение от 30 октября 2020 года
по делу N А04-5682/2020
Арбитражного суда Амурской области
по иску администрации рабочего поселка (пгт) Прогресс
к управляющей компании "индивидуальный предприниматель Гуранов Василий Викторович"
об обязании совершить действия
третьи лица без самостоятельных требований относительно предмета спора - Прокуратура Амурской области, Управление Роспотребнадзора по Амурской области, общество с ограниченной ответственностью "Жилищный эксплуатационный участок"
установил: администрация рабочего поселка (пгт) Прогресс обратилась в Арбитражный суд Амурской области с иском, уточненным впоследствии в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в котором просит обязать управляющую компанию "индивидуальный предприниматель Гуранов Василий Викторович" организовать создание площадок для накопления и вывоза твердых бытовых коммунальных отходов для обслуживаемых им многоквартирных жилых домов, расположенных по адресам: пгт. Прогресс, ул. Набережная, д. 12, 14, 16; ул. Матросов, д. 4, 6; ул. Советская, д. 15; ул. Огарева, д. 1, 2.
Решением суда от 30 октября 2020 года исковое требование удовлетворено. Суд возложил на ответчика обязанность в течение в течение двух месяцев с момента вступления в законную силу решения суда организовать создание площадок для накопления и вывоза твердых бытовых коммунальных отходов для обслуживаемых многоквартирных жилых домов, расположенных по следующим адресам: Амурская область, пгт. Прогресс, ул. Набережная, д.12, д.14, д.16, ул. Матросова, д.4, д.6, ул. Советская, д.15, ул. Огарева, д.1, д.2.
Ответчик обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, приняв новый судебный акт об отказе в иске. В обоснование указано на неправильное применение судом норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Судом не приведена норма права, обязывающая ответчика организовать места (площадок) накопления твердых бытовых отходов, для их создания необходимо решение общего собрания собственников МКД.
В отзыве на апелляционную жалобу истец заявил о несостоятельности доводов апелляционной жалобы, просил оставить решение суда без изменения как законное и обоснованное.
Лица, участвующие в деле, извещены, в судебное заседание не явились.
Ходатайство администрации об отложении судебного разбирательства оставлено без удовлетворения, поскольку оснований, предусмотренных статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязывающих суд отложить судебное разбирательство, судом не установлено, препятствий к рассмотрению апелляционной жалобы в отсутствие представителя указанного лица не имеется.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает основания для отмены обжалуемого судебного акта.
Ответчик осуществляет функции управляющей компании в отношении следующих многоквартирных жилых домов, расположенных по адресам: Амурская область, пгт Прогресс, ул. ул.Набережная, д.12, ул.Набережная, д.14, ул.Набережная, д.16, ул.Матросова, д.4, ул.Матросова, д.6, ул.Советская, д.15, ул.Огарева, д.1, ул.Огарева, д. 2 (далее - МКД).
Постановлением Главы рабочего поселка (пгт) Прогресс N 617 от 29 июля 2019 года "О внесении изменений в схему расположения мест (площадок) накопления ТКО" утверждена схема расположения контейнерных площадок на территории рабочего поселка пгт Прогресс, в которой определены места (площадки) для накопления твердых коммунальных отходов по ул. Набережная, 12 (придомовая территория), ул. Набережная, 14 (придомовая территория), ул. Набережная, 16 (придомовая территория), ул. Матросова, 4 (придомовая территория), ул. Матросова, 6 (придомовая территория), ул. Советская, 15 (придомовая территория), ул. Огарева, 1 (придомовая территория), ул. Огарева, 2 (придомовая территория).
Поскольку ответчиком не приняты меры для установки контейнерных площадок, истцом организовано размещение площадок для сбора ТКО на муниципальных земельных участках.
Неправомерное уклонение ответчика как управляющей организации от исполнения обязанности по созданию мест по сбору твердых бытовых отходов для спорного домов явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации к обязанностям управляющей организации по договору управления многоквартирным домом относится выполнение работ и (или) оказание услуг по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
В силу части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно части 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц.
Требования к содержанию общего имущества предусмотрены пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 (далее - Правила N 491).
В соответствии с пунктом 2 Правил N 491 в состав общего имущества включаются земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.
Согласно подпункту "д (2)" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества включает в себя, в том числе, содержание мест накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями.
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1.2 статьи 161 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 26 (1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года N 290, в состав услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, входят работы по организации и содержанию мест накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.
Таким образом, организация мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов является составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома.
Ответчик, являясь управляющей организацией, оказывающей услуги по содержанию общего имущества многоквартирных домов, обязан осуществлять мероприятия, указанные в названном минимальном перечне.
Под организацией мест накопления понимается создание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями.
Обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, расположенных на земельных участках, входящих в общедомовое имущество, лежит на собственниках помещений жилых домов или лицах, осуществляющих управление жилыми домами. При этом плата за организацию и содержание мест накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, входит в состав платы за содержание жилого помещения, оплачиваемой собственниками помещения в многоквартирном доме.
Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года N 170 (далее - Правила N 170), определен конкретный перечень работ по содержанию жилых домов.
В соответствии с подпунктом 3.7.1 Правил N 170 на управляющую организацию в отношении МКД возложена обязанность обеспечить установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся, в том числе, создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Пунктом 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года N 1039, также предусмотрено, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
В силу приведенных норм материального права суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что именно на управляющую организацию возложена обязанность по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов для МКД, находящихся в управлении.
Доказательств того, что ответчиком принимались меры для согласования размещения спорных площадок для МКД, суду не представлено.
Осуществляя функции управления в отношении вышеуказанных МКД, ответчик в силу пункта 2.2 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, положений Правил N 491, отвечает за надлежащее содержание общего имущества МКД.
Заключив договор управления с условием об обязанности собственников выносить отходы в специально установленные для этого места, ответчик, соответственно, обязан был организовать и содержать места накопления ТБО в целях оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в МКД коммунальных услуг надлежащего качества.
Приведенный в апелляционной жалобе довод о том, что для создания и оборудования мест (площадки) накопления твердых коммунальных отходов необходимо решение общего собрания собственников МКД, обоснованно отклонен судом первой инстанции, как противоречащий вышеприведенным нормам материального права.
Дав оценку собранным по делу доказательствам, суд апелляционной инстанции не усмотрел фактических и правовых оснований для иной оценки обстоятельств дела согласно доводам жалобы.
Обстоятельств, которые в суде апелляционной инстанции могли повлиять на законность и обоснованность принятого судебного акта, не установлено.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Расходы на государственную пошлину по апелляционной жалобе подлежат отнесению на ответчика.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Амурской области от 30 октября 2020 года по делу N А04-5682/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Ж.В. Жолондзь |
Судьи |
В.Г. Дроздова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-5682/2020
Истец: Администрация рабочего поселка пгт Проогресс
Ответчик: ИП Гуранов Василий Викторович
Третье лицо: Арбитражный суд Амурской области, ООО "Жилищный эксплуатационный участок", Прокуратура Амурской области, Управление Роспотребнадзора по Амурской области в лице территориального отдела, Шестой арбитражный апелляционный суд