город Ростов-на-Дону |
|
25 января 2021 г. |
дело N А32-55780/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 января 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яицкой С.И., судей Ковалевой Н.В., Маштаковой Е.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сурженко Т.М.,
при участии в судебном заседании:
от истца - представителя Каргальцева А.В. по доверенности от 15.12.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295)
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.10.2020 по делу N А32-55780/2019
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
к ответчику обществу с ограниченной ответственностью "Трансбункер-Новороссийск" (ИНН 2315117729, ОГРН 1052309116694)
о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", истец) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Трансбункер-Новороссийск" (далее -ООО "Трансбункер-Новороссийск", ответчик) о взыскании платы за нахождение вагонов на путях общего пользования в размере 463 963,02 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 5 243,41 руб.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 24.10.2020 в удовлетворении исковых требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что спорные вагоны находились на путях общего пользования по причинам, не зависящим от ответчика, в связи с чем, отсутствуют основания для начисления и взыскания соответствующей платы. Истцом не представлено доказательств ненадлежащего исполнения ответчиком обязательств, повлекших задержку вагонов на промежуточных станциях.
Не согласившись с данным судебным актом, ОАО "РЖД" обжаловало его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение суда от 24.10.2020 отменить, исковые требования удовлетворить. В обоснование апелляционной жалобы истец указывает, что задержка спорных вагонов в ожидании локомотива обусловлена задержкой вагонов на промежуточных станциях по вине ответчика.
В судебное заседание ответчик явку представителя не обеспечил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом согласно части 6 статьи 121, части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений, изложенных в пункте 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", пунктов 16, 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов".
От ООО "Трансбункер-Новороссийск" поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя общества.
В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя ответчика в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель истца в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя истца, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 16.03.2017 между ОАО "РЖД" (перевозчик) и ООО "Кубанский топливный терминал" (владелец) заключен договор N 266/2 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО "Кубанский топливный терминал" при станции Новороссийск СКжд.
В соответствии с пунктом 1 договора осуществляется эксплуатация принадлежащего владельцу железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего стрелочным переводом N 536 к железнодорожному пути необщего пользования N 12 ООО "НМТ".
Обслуживание пути необщего пользования производится локомотивом владельца.
Согласно пункту 14 договора вагоны подаются контрагенту ООО "Трансбункер-Новороссийск".
Правоотношения ОАО "РЖД" и ООО "Трансбункер-Новороссийск" урегулированы соглашением от 16.03.2017 о порядке расчета за услуги, оказываемые ООО "Трансбункер-Новороссийск" при подаче вагонов на железнодорожный путь необщего пользования ООО "Кубанский топливный терминал" при станции Новороссийск СКЖД, заключенным между ОАО "РЖД", ООО "Кубанский топливный терминал" и ООО "Трансбункер-Новороссийск".
Согласно пункту 1 соглашения ОАО "РЖД" в соответствии и на условиях договора N 266/2 от 16.03.2017 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО "Кубанский топливный терминал" осуществляет подачу и уборку вагонов для контрагента. Передача вагонов между перевозчиком и контрагентом производится на железнодорожных выставочных путях NN 6, 7, 8, 9, 10 ООО "НМТ".
Пунктом 12 договора установлен технологический срок оборота на путях необщего пользования при сливе светлых нефтепродуктов - 4 часа; при сливе темных нефтепродуктов (вязких и застывающих грузов) в теплый период времени с 16 апреля по 15 октября - 7 часов; при сливе темных нефтепродуктов (вязких и застывающих грузов) в холодный период времени с 16 октября по 15 апреля - 10 часов.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 3 соглашения контрагент в соответствии с пунктами 14 - 16 договора N 266/2 уплачивает перевозчику с учетом коэффициентов, действующих на дату оказания услуг, плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, независимо от его принадлежности, по причинам, зависящим от контрагента по ставкам тарифного руководства "Плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правила ее применения", утвержденного Приказом ФСТ России от 29.04.2015 М127-т/1 с учетом индексации.
Истцом произведен расчет задолженности за нахождение на путях общего пользования в размере 463 963,02 руб. по следующим фактам нахождения вагонов на путях общего пользования:
1. 04.10.2018 на промежуточной станции Морозовская СКВ по приказу N 6643 отставлен от движения поезд N 2001 с индексом 6110-681-5209 в количестве 11 (общее) вагонов по причине: не обеспечение своевременной выгрузки вагонов на железнодорожных путях необщего пользования ООО "Трансбункер-Новороссийск".
05.10.2018 поезд N 2001 поднят с промежуточной станции Морозовская СКВ по приказу N 6420 и отправлен на станцию назначения Новороссийск.
По данному факту составлены акты общей формы N 2/4012, N 2/4018 на бросание вагонов на промежуточной станции Морозовская СКВ.
09.10.2018 на промежуточной станции Батайск СКВ по приказу N 6690 отставлен от движения поезд N 3101 с индексом 6110-681-5209 в количестве 11 (общее) вагонов по причине: не обеспечение своевременной выгрузки вагонов на железнодорожных путях необщего пользования ООО "Трансбункер-Новороссийск".
По данному факту составлены акты общей формы N 5/18143, N 6/19310 на бросание вагонов на промежуточной станции Батайск СКВ
10.10.2018 поезд N 3101 поднят с промежуточной станции Батайск СКВ по приказу N 6490 и отправлен на станцию назначения. Новороссийск.
Кроме того, 12.10.2018 на промежуточной станции Беслан СКВ по приказу N 6790 отставлен от движения поезд N 3222 с индексом 6110-681-5209 в количестве 11 (общее) вагонов по причине: не обеспечение своевременной выгрузки вагонов на железнодорожных путях необщего пользования ООО "Трансбункер-Новороссийск".
По данному факту составлены акты общей формы N 6419 N 6441 на бросание вагонов на промежуточной станции Беслан СКВ.
14.10.2018 поезд N 3222 поднят с промежуточной станции Беслан СКВ по приказу N 6563 и отправлен на станцию назначения Новороссийск.
О задержке и отправлении поезда ответчик уведомлен письмами станции Новороссийск N N 8999, 9022, 9073, 9114, 9182, 9222, на которых имеется отметка о получении представителем ООО "Трансбункер-Новороссийск".
Факт прибытия вагонов в составе брошенного поезда с нарушенным сроком доставки подтверждается копией дорожной ведомости N ЭЭ625965.
По прибытии вагонов на станцию назначения Новороссийск составлен акт общей формы N 15/18651 от 16.10.2018.
Факт невыполнения норм выгрузки в периоды, за которые начислена плата, подтверждается ведомостями подачи и уборки вагонов N N 103510, 103508, 103503, 102501, 102492, 101490, из которых следует, что вагоны выгружались в сроки, превышающие технологические сроки оборота вагонов, установленные пунктом 12 договора для слива темных нефтепродуктов, - 10 часов в холодный период года и 7 часов в теплый период года.
На основании актов общей формы по ставкам тарифного руководства рассчитана плата в размере 2 423, 72 руб.
2. 02.11.2018 поезд N 2421 поднят с промежуточной станции Себедахово СКВ по приказу N 6828 и отправлен на станцию назначения Новороссийск.
По данному факту составлены акты общей формы N 2.1, N 29 на бросание вагонов на промежуточной станции Себедахово СКВ.
О задержке и отправлении поезда ответчик уведомлен письмами станции Новороссийск N N 9437, 9816 на которых имеется отметка о получении представителем ООО "Трансбункер-Новороссийск".
Факт прибытия вагонов в составе брошенного поезда с нарушенным сроком доставки подтверждается копией дорожной ведомости N ЭЯ361146.
По прибытии вагонов на станцию назначения Новороссийск составлен акт общей формы N 15/19945 от 03.11.2018.
Факт невыполнения норм выгрузки в периоды, за которые начислена плата, подтверждается ведомостями подачи и уборки вагонов N N 105524, 106543, 106534, 105528, 111549, из которых следует, что вагоны выгружались в сроки, превышающие технологические сроки оборота вагонов, установленные пунктом 12 договора для слива темных нефтепродуктов, - 10 часов в холодный период года и 7 часов в теплый период года.
На основании актов общей формы по ставкам тарифного руководства рассчитана плата в размере 46 756,32 руб.
3. 16.10.2018 на промежуточной станции Лихая СКВ по приказу N 6867 отставлен от движения поезд N 2404 с индексом 1.945 -163-5209 в количестве 61 вагонов по причине: не обеспечение своевременной выгрузки вагонов на железнодорожных путях необщего пользования ООО "Трансбункер-Новороссийск".
18.10.2018 поезд N 2404 поднят с промежуточной станции Лихая СКВ по приказу N 6661 и отправлен на станцию назначения Новороссийск.
По данному факту составлены акты общей формы N 4/63483, N 4 63930 на бросание вагонов на промежуточной станции Лихая СКВ.
21.10.2018 на промежуточной станции Невинномысская СКВ по приказу N 6989 отставлен от движения поезд N 2754 с индексом 1945-163-5209 в количестве 61 вагонов по причине: не обеспечение своевременной выгрузки вагонов на железнодорожных путах необщего пользования ООО "Трансбункер-Новороссийск".
23.10.2018 поезд N 2754 поднят с промежуточной станции Невинномысская СКВ по приказу N 6764 и отправлен на станцию назначения Новороссийск.
По данному факту составлены акты общей формы N N 1/24218, 1/24375 на бросание вагонов на промежуточной станции Невинномысская.
О задержке и отправлении поезда ответчик уведомлен письмами станции Новороссийск N N 9295, 9380, 9462, 9515, 9572, содержащих отметку о получении представителем ООО "Трансбункер-Новороссийск".
Факт прибытия вагонов в составе брошенного поезда с нарушенным сроком доставки подтверждается копией дорожной ведомости N ЭЯ435462.
По прибытии вагонов на станцию назначения Новороссийск составлен акт общей формы N 15/19138 от 25.10.2018.
Факт невыполнения норм выгрузки в периоды, за которые начислена плата, подтверждается ведомостями подачи и уборки вагонов N N 104514, 104518, 105526, а также актами общей формы NN 18/1205, 18/1227.
Из ведомостей подачи и уборки вагонов следует, что вагоны выгружались в сроки, превышающие технологические сроки оборота вагонов, установленные пунктом 12 договора для слива темных нефтепродуктов, - 10 часов в холодный период года и 7 часов в теплый период года.
На основании актов общей формы по ставкам тарифного руководства рассчитана плата в размере 89 903,02 руб.
4. 05.11.2018 на промежуточной станции Невинномысская СКВ по приказу N 7384 отставлен от движения поезд N 2714 с индексом 1945-165-5209 в количестве 61 (общее) вагонов по причине: не обеспечение своевременной выгрузки вагонов на железнодорожных путях необщего пользования ООО "Трансбункер-Новороссийск".
17.11.2018 поезд N 2714 поднят с промежуточной станции Невинномысская СКВ по приказу N 7381 и отправлен на станцию назначения Новороссийск.
По данному факту составлены акты общей формы N 1/25593, N 1/26683 на бросание вагонов на промежуточной станции Невинномысская СКВ.
О задержке и отправлении поезда ответчик уведомлен письмами станции Новороссийск N N 9912, 10356, 10410, 10740, содержащих отметку о получении представителем ООО "Трансбункер-Новороссийск".
Факт прибытия вагонов в составе брошенного поезда с нарушенным сроком доставки подтверждается копией дорожной ведомости ЖЗ.Я265132. ЗА265138.
По прибытии вагонов на станцию назначения Новороссийск составлены акты общей формы N 15/20814, N 15/20813.
Факт невыполнения норм, выгрузки в периоды, за которые начислена плата, подтверждается ведомостями подачи и уборки вагонов N N 111553, 112556, 112559, 112560, 112563, 113567, 113568, 113571, 113573, 114575, 114577, из которых следует, что вагоны выгружались в сроки, превышающие технологические сроки оборота, вагонов, установленные пунктом 12 договора для слива темных нефтепродуктов, - 10 часов в холодный период года и 7 часов в теплый период года.
На основании актов общей формы по ставкам тарифного руководства рассчитана плата в размере 32 4264 руб.
5. 27.11.2018 на промежуточной станции Батайск СКВ по приказу N 7863 отставлен от движения поезд N 21.89 с индексом 5346-327-5210 в количестве 6 вагонов по причине: не обеспечение своевременной выгрузки вагонов на железнодорожных путях необщего пользования ООО "Трансбункер-Новороссийск".
27.11.2018 поезд N 2189 поднят с промежуточной станции Батайск СКВ по приказу N 7585 и отправлен на станцию назначения Новороссийск.
По данному факту составлены акты общей формы N N 6/22207, 6/22225 на бросание вагонов на промежуточной станции Батайск СКВ.
О задержке и отправлении поезда ответчик уведомлен письмами станции Новороссийск N N 10721, 10732, 10766, на которых имеется отметка о получении представителем ООО "Трансбункер-Новороссийск".
Факт прибытия вагонов в составе брошенного поезда с нарушенным сроком доставки подтверждается копией дорожной ведомости N ЭБ083735.
По прибытии вагонов на станцию назначения Новороссийск составлен акт общей формы N 15\21690 от 29.11.2018.
Факт невыполнения норм выгрузки в периоды, за которые начислена плата, подтверждается ведомостью подачи и уборки вагонов N 122591, из которой следует, что вагоны выгружались в сроки, превышающие технологические сроки оборота вагонов, установленные пунктом 12 договора для слива темных нефтепродуктов, - 10 часов в холодный период года и 7 часов в теплый период года.
На основании акта общей формы по ставкам тарифного руководства рассчитана плата в размере 615,96 руб.
В адрес ответчика направлены претензии с требованием о внесении платы за время нахождения вышеназванных вагонов в составе брошенных поездов, которые оставлены ответчиком без удовлетворения.
Поскольку плата за нахождение вагонов на путях общего пользования железнодорожного подвижного состава ООО "Трансбункер-Новороссийск" в добровольном порядке не внесена, ОАО "РЖД" обратилось в суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 11 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав железнодорожного транспорта) за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава в течение всего времени:
- ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров;
- нахождения вагонов под таможенными операциями, в том числе при выполнении работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора), свыше сроков, установленных для выполнения указанных операций правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом;
- задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (далее - расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом;
- задержки вагонов, контейнеров под погрузкой, выгрузкой свыше технологического времени, установленного договорами для выполнения указанных операций.
Частью 12 статьи 39 Устава железнодорожного транспорта предусмотрено, что если в указанных в части 11 статьи 39 Устава случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику.
В силу части 13 статьи 39 Устава железнодорожного транспорта оплачиваемое время ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров исчисляется по истечении двух часов с момента уведомления перевозчиком в порядке, установленном Уставом и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, о прибытии грузов, порожних грузовых вагонов и готовности их к подаче, если иное время не установлено договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договором на подачу и уборку вагонов с учетом особенностей технологии обслуживания конкретных грузополучателей (получателей), грузоотправителей (отправителей).
По смыслу положений части 11 статьи 39 Устава железнодорожного транспорта плата за нахождение вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях общего пользования уплачивается грузополучателем в указанных в названной части статьи случаях, при условии, что вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования по зависящим от грузополучателя причинам и при наличии одновременно двух условий: невыполнение технологических норм и нарушение срока доставки.
В силу статьи 119 Устава железнодорожного транспорта обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
Пунктом 4.6 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила N 26), предусмотрено, что при задержке вагонов, независимо от их принадлежности, на железнодорожной станции в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования под выгрузку, перегрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, а также при задержке подачи порожних вагонов в соответствии с принятой заявкой на перевозку грузов по причинам, зависящим от грузоотправителя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, на каждый случай задержки составляется акт общей формы в порядке, установленном правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, с заключением в него всех вагонов, находящихся на железнодорожной станции в момент задержки, готовых к подаче на эти железнодорожные пути необщего пользования. Фактом задержки считается невозможность подачи перевозчиком вагонов в срок, установленный договором или правилами перевозок грузов.
Акт подписывается уполномоченными представителями перевозчика, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, грузоотправителя, грузополучателя.
В акте указываются:
а) причина задержки в подаче вагонов;
б) количество всех задержанных вагонов, готовых к подаче на железнодорожный путь необщего пользования, а также их номера, дата и время прибытия на железнодорожную станцию;
в) время начала и окончания задержки вагонов;
г) другие сведения, предусмотренные правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
На основании акта общей формы перевозчик определяет время задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования для начисления платы за пользование вагонами.
В пункте 22 договора стороны определили, что по вопросам, не предусмотренным договором, стороны руководствуются Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 26.
Согласно абзацу 2 пункта 4.7 Правил N 26 основанием для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
В абзаце 5 пункта 4.7 Правил N 26 предусмотрено, что перевозчиком на станции назначения на факт задержки вагонов составляется акт общей формы, в котором указывается причина задержки вагонов, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, их номера, время начала и окончания задержки вагонов по каждой станции. На основании этого акта перевозчик на станции назначения при условии, если задержка вагонов привела к нарушению срока доставки грузов, определяет время задержки для начисления и взыскания в установленном порядке платы за пользование вагонами, причитающейся с грузоотправителя.
Как следует из системного толкования статьи 39 УЖТ РФ, пунктов 4.6, 4.7 Правил N 26, Тарифного руководства N 127-т/1, в законе закреплены два условия для внесения грузополучателем платы за нахождение железнодорожного подвижного состава на путях общего пользования: нарушение технологических норм выгрузки и, как следствие, нарушение срока доставки груза.
В постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19.10.2020 N Ф08-7208/2020 по делу N А32-27944/2019 изложена правовая позиция, согласно которой основанием для взыскания платы за нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования при нарушении технологических норм выгрузки вагонов является еще и доказанность причинно-следственной связи между данным нарушением и вынужденным отставлением перевозчиком других вагонов в пути следования. По смыслу части 12 статьи 39 Устава железнодорожного транспорта грузополучатель должен внести названную плату и в отсутствие нарушения технологических норм выгрузки вагонов, если невозможно в установленные сроки подать на выгрузку все поступившие в его адрес вагоны. Перевозчик не вправе отказать грузоотправителю в приеме груза в силу публичного характера договора перевозки; грузополучатель должен самостоятельно урегулировать количество отправляемого в его адрес груза со своими контрагентами - грузоотправителями (о чем также указано в статье 39 Устава железнодорожного транспорта). Отправление в адрес ответчика вагонов в количестве большем, чем он может выгрузить, не освобождает его от обязанности принять груз, а в случае задержки вагонов внести плату за пользование инфраструктурой перевозчика. Перевозчик не должен нести бремя содержания вагонов на своих путях, в случае их прибытия более того количества, которое может переработать грузополучатель.
Грузополучатель в силу положений статьи 39 Устава железнодорожного транспорта обязан внести плату за пользование путями общего пользования, если адресованные ему вагоны простаивали на них по причинам, зависящим от него.
Таким образом, владелец данных путей (в данном случае ОАО "РЖД") при взимании платы должен доказать, что вагоны задерживались по пути следования и простаивали на путях общего пользования ввиду того, что не могли быть поданы на пути необщего пользования по причинам, зависящим от грузополучателя, и это препятствовало соответствующей подаче под разгрузку других (задержанных) вагонов. При этом само по себе нарушение технологического срока оборота вагонов без установления последствий этого превышения не может быть признано причиной невозможности приема вагонов станцией назначения.
Отклонение от технологических сроков не является безусловным основанием для применения абзацев 11, 12 статьи 39 Устава железнодорожного транспорта. Суду необходимо исследовать занятость путей необщего пользования и наличие технической возможности по приему вагонов в спорный период времени (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14.12.2018 по делу N А32-8959/2017).
На основании изложенного, в предмет доказывания по настоящему делу входят обстоятельства соблюдения грузополучателем технологических сроков оборота и динамика занятости путей необщего пользования грузополучателя, наличие препятствий в подаче очередных вагонов для их приема и переработки грузополучателем, соотношение в соответствующие периоды объема неразгруженных вагонов на путях необщего пользования и задержанных вагонов на путях общего пользования владельца железнодорожных путей.
Согласно пункту 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 45 (далее - Правила N 45), при перевозках грузов акт общей формы составляется на станциях, в том числе для удостоверения задержки приема от перевозчика грузополучателем, грузоотправителем, владельцем железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащих им или арендованных у перевозчика вагонов, контейнеров, а также порожних собственных, не принадлежащих перевозчику вагонов, контейнеров.
В акте общей формы должны быть изложены обстоятельства, послужившие основанием для его составления. В акте общей формы, составленном для удостоверения обстоятельств, служащих основанием для взыскания платы за пользование вагонами, контейнерами, указывается причина задержки вагонов, контейнеров с указанием их номеров, времени начала и окончания задержки вагонов, контейнеров, других сведений, предусмотренных правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом. Акт общей формы должен быть подписан перевозчиком, и не менее чем двумя лицами, участвующими в удостоверении обстоятельств, послуживших основанием для его составления (пункты 3.4 и 3.5 Правил N 45).
В подтверждение факта нарушения ответчиком технологического срока оборота вагонов на путях необщего пользования истцом в материалы дела представлены дорожные ведомости, телефонограммы, оперативные приказы, извещения, акты общей формы, ведомости подачи и уборки вагонов.
Возражая против удовлетворения заявленных требований, ответчик ссылается на недоказанность истцом того обстоятельства, что вагоны находились на путях общего пользования по причинам, зависящим от ответчика, указывая на факт простоя вагонов на путях общего пользование по вине истца, в связи с отсутствием (ожиданием) локомотива.
Применительно к рассматриваемому спору истец в порядке статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен представить доказательства, достоверно подтверждающие тот факт, что в заявленный период простой вагонов на железнодорожных путях общего пользования происходил по вине ООО "Трансбункер-Новороссийск" ввиду нарушения последним нормативов выгрузки вагонов на путях необщего пользования.
Согласно части 18 статьи 39 Устава железнодорожного транспорта грузоотправители (отправители), грузополучатели (получатели), а также обслуживающие грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей) своими локомотивами владельцы железнодорожных путей необщего пользования освобождаются от платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава в следующих случаях:
вагоны находятся на железнодорожных путях общего пользования по причинам, не зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования или владельцев вагонов;
обстоятельства непреодолимой силы, военные действия, блокада, эпидемия вызвали перерыв движения на железнодорожном пути необщего пользования, а также возникли иные обстоятельства, при которых запрещено выполнять операции по погрузке, выгрузке грузов;
вагоны не приняты для перевозки в связи с прекращением или ограничением приема грузов, грузобагажа, порожних грузовых вагонов для перевозки в случаях, предусмотренных статьей 29 настоящего Устава, по причинам, зависящим от перевозчика или владельца инфраструктуры.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о непредставлении ОАО "РЖД" доказательств, достоверно подтверждающих тот факт, что в заявленный период именно по вине ответчика имел место простой вагонов на железнодорожных путях общего пользования ввиду нарушения последним нормативов выгрузки вагонов на путях необщего пользования.
В обоснование заявленных требований истец указывает, что простой вагонов на путях общего пользования произошел по вине ответчика, в подтверждение чего ссылается на акты общей формы с отметками о нормативных сроках доставки и датах прибытия вагонов на станции назначения.
Так, из актов общей формы N 15/18651 от 16.10.2018, N 15/19945 от 03.11.2018, N 15/19138, N 15/20813, N 15/20814, N 15/21690, содержащих информацию о движении вагонов в пути следования (задержке вагонов на промежуточных станциях и отправлениях), в обоснование задержки (бросания) истец указывал следующую формулировку: "Данный акт общей формы составлен для начисления платы за нахождение вагонов, контейнеров на путях ОАО "РЖД" по причине неприема поезда железнодорожной станцией назначения на территории России по причинам, зависящим от грузополучателя общества с ограниченной ответственностью "Трансбункер-Новороссийск". Указанные акты подписаны представителем ответчика с возражениями.
Согласно пункту 3.4 Правила N 26 в акте общей формы должны быть изложены обстоятельства, послужившие основанием для его составления.
В связи с вышеизложенным использование во всех актах общей формулировки обстоятельств задержки вагонов в пути свидетельствует о недоказанности задержки вагонов по причинам, зависящим исключительно от ответчика.
Судебная практика по категории дел о взыскании платы за нахождение на пути общего пользования железнодорожного подвижного состава исходит из того, что сам по себе акт общей формы не является достаточным доказательством подтверждающим факт простоя вагона на железнодорожных путях общего пользования по вине пользователя. Указание в актах вины владельца пути необщего пользования может быть оспорено и (или) опровергнуто при рассмотрении таких дел. Поэтому само по себе указание в спорных актах общей формы о том, что вагоны задержаны в пути следования в связи с неприемом станцией по причине необеспечения своевременной выгрузки вагонов на железнодорожных путях необщего пользования терминалом (грузополучателем) (невыполнения им технологической нормы выгрузки грузов) не может бесспорно свидетельствовать о том, что нарушение норм выгрузки произошло в результате виновных действий ответчика.
Аналогичная позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11.06.2019 по делу N А32-21023/2018.
С целью установления причин простоя вагонов на путях общего пользования определением суда от 18.06.2020 у истца истребованы акты общей формы на продление срока доставки.
Из представленных истцом в материалы дела актов общей формы следует, что поезд N 3605 с индексом 6110-681-5209 задержан по станции Морозовская с 04.10.2018 в 22-28 по 05.10.2018 в 19-00.
Вместе с тем, акт общей формы N 19/37772 свидетельствует о том, что на указанной станции в период с 04.10.2018 в 13-45 по 04.10.2018 в 22-28 спорный состав задержан в течение 8 час. 43 мин. по причине отсутствия (ожидания) локомотива.
Окончание задержки спорного поезда по станции Морозовская, как указывает истец, по причине, зависящей от ответчика, заканчивается 05.10.2018 в 19-00 час.
Вместе с тем, согласно акту общей формы N 19/37772 спорный поезд неоднократно задержан истцом на промежуточных станциях Ельмут СКВ (с 06.10.2018 в 07-15 по 06.10. 2018 в 14-30), Шаблиевская СКВ (с 06.10.2018 в 18-36 по 07.10.2018 в 03-25), Сальск СКВ (с 07.10.2018 в 09-48 по 08.10.2018 в 00-25); Батайск СКВ (с 08.10.2018 в 10-32 по 09.10.2018 в 01-47) по причине отсутствия у перевозчика (ОАО "РЖД") локомотива.
Следовательно, срок доставки груза только по причине отсутствия у истца (перевозчика) локомотива увеличился на 4 суток.
По окончании задержки спорный поезд направлен истцом на станцию Минеральные воды, где задержан с 11.10.2018 в 12-13 по 11.10.2018 в 21-00 по причине отсутствия у истца локомотива, а после станции Минеральные воды поезд направлен истцом повторно на станцию Беслан, на которой, как следует из акта общей формы N 19/37772, истец связывает задержку с причинами, зависящими от ответчика в период с 12.10.2018 в 21-16 по 14.10.2018 в 00-47.
Однако после окончания задержки по станции Беслан, спорный поезд возвращен на станцию Минеральные воды и снова задержан на данной станции по причине отсутствия у истца локомотива в период с 14.10.2018 в 14-30 по 14.10.2018 в 23-29, а затем по этой же причине и на последней станции (Краснодар), указанной в акте общей формы N 19/37772, с 16.10.2018 в 01-55 по 16.10.2018 в 04-20.
Таким образом, срок доставки груза по дорожной ведомости ЭЭ625965 согласно акту общей формы N 19/37772 от 16.10.2018 увеличен истцом всего на 14 суток, из которых на 9 суток - по причине отсутствия у истца локомотива на промежуточных станциях.
Согласно акту общей формы N 19/37772 поезд N 3605 с индексом 6110-681-5209 прибыл на станцию Морозовская 04.10.2018 в 13-45.
Расстояние от станции Морозовская до станции Новороссийск составляет 679 км.
С учетом положений приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 07.08.2015 N 245 "Об утверждении Правил исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом" со станции Морозовская до станции Новороссийск поезд N 3605 с индексом 6110-681-5209 должен следовать 3 суток.
Согласно сведениям, указанным в акте общей формы N 19/37772, данный поезд задержан на станции Морозовская с 04.10.2018 в 13-45 по 04.10.2018 в 22-28 по причине отсутствия у истца локомотива, следовательно, до истечения срока доставки (06.10.2018), указанного в дорожной ведомости N ЭЭ625965, груз ответчику не мог быть доставлен.
Из акта общей формы N 19/41115 от 03.11.2018, составленного на увеличение срока доставки груза по дорожной ведомости (накладной) N ЭЯ361146, следует, что поезд N 2521 с индексом 5100-113-5209 задержан по станции Батайск СКВ с 18.10.2018 в 09-55 по 20.10.2018 в 04-35 на 2-е суток по причине отсутствия (ожидания) локомотива.
По станции - Себедахово СКВ задержка включала период с 21.10.2018 в 00-15 по 02.11.2018 до 13-04 по причине неприема железнодорожной станцией назначения на территории России по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей путей необщего пользования.
Расстояние от станции Батайск до станции Новороссийск составляет 372 км.
В соответствии с правилами приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 07.08.2015 N 245 "Об утверждении Правил исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом" со станции Батайск до станции Новороссийск спорный поезд должен следовать 2 суток, однако в указанный период у истца отсутствовал локомотив.
Следовательно, истцом не доказано наличие причинно-следственной связи обстоятельств задержки вагонов на промежуточной станции Себедахово СКВ с действиями ответчика. Из акта общей формы N 19/41115 от 03.11.2018 (на увеличение срока доставки) не следует, что спорные вагоны задержаны (брошены) по вине ответчика.
Согласно сведениям, указанным в акте общей формы N 19/15603 от 25.10.2018, составленном на увеличение срока доставки груза по дорожной ведомости (накладной) N ЭЯ435462, следует, что поезд N 2131 с индексом 1945-163-5209 задержан в период: с 15.10.2018 в 22-00 по 16.10.2018 в 13-49 (1 сутки) и с 18.10.2018 в 22-45 по 19.10.2018 в 18-58 (1 сутки) на станции Лихая; с 21.10.2018 в 15-40 по 21.10.2018 в 17-00 (1 сутки) на станции Невинномысская; с 24.10.2018 в 01-00 по 24.10.2018 в 04-30 (1 сутки) на станции Отрадо-Кубанская по причине отсутствия локомотива. Общий срок задержки вагонов по причине отсутствия у истца локомотива составил 4 суток.
При этом срок доставки по дорожной ведомости (накладной) N ЭЯ 435462 истекал 24.10.2018, однако в связи с указанными задержками вагоны прибыли на станцию назначения на следующий день - 25.10.2018 в 04-29 час.
Следовательно, вагоны прибыли на станцию назначения с нарушением срока доставки по причине отсутствия локомотива.
Согласно акту общей формы N 19/43559 поезд N 2159 с индексом 1945-165-5209 задержан по станции Лихая в период с 04.11.2018 в 03-16 по 04.11.2018 в 07-38 и на станции Невинномысская в период с 05.11.2018 в 08-59 по 05.11.2018 в 12-40 по причине отсутствия (ожидания) локомотива.
Таким образом, по состоянию на 05.11.2018 в 12-41 час. причина задержки указана как неприем железнодорожной станцией назначения на территории России по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей путей необщего пользования.
Расстояние от станции Лихая СКВ до станции Новороссийск составляет 529 км.
В связи с тем, что вагоны, следовавшие в адрес ответчика по дорожным ведомостям (накладным) N N ЭА265132 и ЭА265138, оформлены на перевозку грузов прямой маршрутной отправкой, они должны быть доставлены на станцию назначения Лихая СКВ до станции Новороссийск СКЖД в пределах двух суток.
В соответствии с подпунктом 2.3.1 пункта 2.3 Правил исчисления сроков доставки грузов, утвержденных приказом Минтранса России от 07.08.2015 N 245, при перевозке маршрутными отправками нормативный срок доставки грузов и порожних вагонов исчисляется из расчета нормативного срока 550 км в сутки независимо от расстояния перевозки.
Согласно подпункту 5.12 пункта 5 указанных Правил сроки доставки, исчисленные исходя из норм суточного пробега, увеличиваются на одни сутки - при перевозке опасных грузов. Следовательно, у истца имелась возможность доставить вагоны грузополучателю в пределах расчетного срока доставки, истекавшего 12.11.2018. Однако в связи с задержкой по независящим от ответчика причинам, вагоны прибыли по истечении срока, указанного в названных дорожных ведомостях, а именно по прошествии 6-ти суток - 18.11.2018.
Из акта общей формы N 19/45406 от 28.11.2018, составленного на увеличение срока доставки груза по дорожной ведомости (накладной) N ЭБ083735, следует, что поезд N 2483 с индексом 5346-327-5210 задержан на промежуточных станциях: Минеральные воды СКВ в период с 25.11.2018 в 05-47 по 25.11.2018 в 06-15; Белореченская СКВ в период с 25.11.2018 в 13-05 по 26.11.2018 в 06-40; Отрадо-Кубанская СКВ в период с 26.11.2018 в 14-45 по 26.11.2018 в 15-00; Батайск СКВ в период с 27.11.2018 в 02-02 по 27.11.2018 в 15-40 по причине отсутствия локомотива. Общее время задержки по указанной причине составило свыше 2-х суток.
Срок доставки грузов по дорожной ведомости истекал 27.11.2018, вагоны прибыли на станцию назначения с опозданием на сутки - 28.11.2018.
С учетом вышеизложенных обстоятельств, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии вины ответчика в простое спорных вагонов на путях общего пользования. В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о наличии причинно-следственной связи между задержкой вагонов в пути следования, нахождением их на путях общего пользования и допущенными ответчиком нарушениями сроков выполнения грузовых операций.
Доводы апелляционной жалобы о том, что задержка спорных вагонов в ожидании локомотива обусловлена задержкой вагонов на промежуточных станциях по вине ответчика, отклоняются судебной коллегией, как не соответствующие представленным в материалы дела доказательствам и установленным судом обстоятельствам.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.10.2020 по делу N А32-55780/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.И. Яицкая |
Судьи |
Н.В. Ковалева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-55780/2019
Истец: ОАО "РЖД" в лице филиала Северо-Кавказская железная дорога, ОАО "Российские железные дороги", ОАО "Российские железные дороги" в лице Северо-Кавказской железной дороги -филиала "РЖД"
Ответчик: ООО Трансбункер-Новороссийск