25 января 2021 г. |
Дело N А83-4828/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.01.2021.
В полном объёме постановление изготовлено 25.01.2021.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Евдокимова И.В., судей Колупаевой Ю.В., Тарасенко А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Молчановой В.С.,
лица, участвующие в деле, явку своих представителей не обеспечили,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Ялты Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 23 сентября 2020 года по делу N А83-4828/2017
по иску общества с ограниченной ответственностью "Яхта"
(ОГРН 1149102078553; ИНН 9103009386)
к Администрации города Ялты Республики Крым
(ОГРН 1149102101609, ИНН 9103012029),
Департаменту имущественных и земельных отношений администрации города Ялта Республики Крым (ОГРН 1149102130264; ИНН 9103015492),
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора: Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым
о понуждении к совершению определенных действий,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Яхта" (далее - истец, Общество, ООО "Яхта") обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с исковым заявлением к Администрации города Ялта Республики Крым (далее - ответчик 1, Администрация), Департаменту имущественных и земельных отношений администрации города Ялта Республики Крым (далее - ответчик 2, Департамент) об урегулировании разногласий между истцом и ответчиками, возникших при заключении договора аренды, предметом которого является земельный участок площадью 1300 кв.м., расположенный по адресу Республика Крым, г.Ялта, пгт. Гаспра, район остановки "Парус", кадастровый номер 90:25:020101:127, приняв текст договора в редакции истца и обязании совершить определенные действия.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 23 сентября 2020 года по делу N А83-4828/2017 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным судебным актом, Администрация города Ялты Республики Крым обратилась в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный об отказе в удовлетворении требований ООО "Яхта". В обоснование апелляционной жалобы Администрация указывает на не исследование судом первой инстанции всех обстоятельств дела, а также нарушение Закона Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым", норм процессуального права и как следствие, принятие незаконного решения.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2020 апелляционная жалоба принята к производству и назначено судебное разбирательство.
В судебное заседание, назначенное на 18.01.2021, лица, участвующие в деле, явку уполномоченных представителей не обеспечили, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены по правилам статей 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Информация о рассмотрении настоящей апелляционной жалобы размещена в сети "Интернет" на общедоступном сайте Арбитражных судов Российской Федерации http://arbitr.ru в разделе "Картотека арбитражных дел".
Поскольку лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлены о времени и месте судебного разбирательства, суд апелляционной инстанции, в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
При повторном рассмотрении дела судом апелляционной инстанции в порядке и пределах, предусмотренных статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установлено следующее.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 25.04.2016 по делу N А83-5121/2015, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2016 и постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 09.11.2016, признано незаконным бездействие Администрации города Ялты Республики Крым и Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялты, выразившиеся в несоблюдении действий, предусмотренных пунктами 12,13,15 Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Крым от 02.09.2014 N 313 при рассмотрении заявления ООО "Яхта" от 30.05.2015 и дополнения к нему от 08.07.2015 о завершении оформления прав ООО "Яхта" на земельный участок площадью 0, 13 га, расположенный по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Гаспра, район остановки "Парус"; на Администрацию города Ялты Республики Крым возложена обязанность в течение 65 дней с момента вступления решения суда в законную силу рассмотреть заявление ООО "Яхта" и принять решение о предоставлении в аренду ООО "Яхта" земельного участка площадью 0, 13 га, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Гаспра, район остановки "Парус", кадастровый номер земельного участка 90:25:020101:127; на Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Ялты возложена обязанность в течение 65 дней с момента вступления решения суда в законную силу подготовить, подписать со своей стороны и направить в адрес ООО "Яхта" проект договора аренды земельного участка площадью 0, 13 га, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Гаспра, район остановки "Парус", кадастровый номер земельного участка 90:25:020101:127, в трех экземплярах; на Администрацию города Ялты Республики Крым возложена обязанность сообщить арбитражному суду об исполнении решении суда.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации. Требования арбитражного суда о представлении доказательств, сведений и других материалов, даче объяснений, разъяснений, заключений и иные требования, связанные с рассматриваемым делом, являются также обязательными и подлежат исполнению органами, организациями и лицами, которым они адресованы.
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 25.04.2016 по делу N А83-5121/2015 вступило в законную силу 01.09.2016.
Как установлено судом первой инстанции, сопроводительным письмом от 28.12.2016 с нарушением сроков, установленных в решении Арбитражного суда Республики Крым от 25.04.2016 по делу N А83-5121/2015, Администрацией в адрес ООО "Яхта" направлено постановление Администрации города Ялты Республики Крым от 27.12.2016 N 5519-п "О заключении договора аренды земельного участка по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Гаспра, район остановки "Парус" с обществом с ограниченной ответственностью "Яхта", а также проект договора аренды земельного участка от 27.12.2016.
Указанное постановление было принято Администрацией на основании обращения ООО "Яхта" о предоставлении в аренду земельного участка и во исполнение решения Арбитражного суда Республики Крым от 25.04.2016 по делу N А83-5121/2015.
Согласно пункту 1 постановления N 5519-п на Департамент имущественных и земельных отношений администрации г. Ялты Республики Крым возложена обязанность заключить с ООО "Яхта" договор аренды земельного участка общей площадью 1300 кв.м. сроком на один месяц с даты подписания договора из категории земель - земли населенных пунктов, расположенных по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Гаспра, район остановки "Парус", с видом разрешенного использования - "Общественное питание" (код 4.6), в границах, указанных в кадастровом паспорте.
Ранее Администрацией было принято постановление N 5086-п "Об отмене муниципального правового акта", которым отменено решение Гаспринского поселкового совета от 09.12.2005 N 11 как незаконное, а Департаменту имущественных и земельных отношений администрации г. Ялты Республики Крым указано на необходимость подготовить обращение в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым для снятия с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 90:25:020101:127.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 22.11.2017 по делу N А83-2051/2017 указанное постановление Администрации г. Ялта Республики Крым от 25.11.2016 N 5086-п "Об отмене муниципального правового акта" признано недействительным; на Администрацию г. Ялты Республики Крым возложена обязанность подготовить и направить в течение 5 дней с момента вступления решения в законную силу обращение в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о восстановлении на кадастровом учете земельного участка с кадастровым номером 90:25:020101:127, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Гаспра, район остановки "Парус".
Этим же решением признано недействительным постановление Администрации г. Ялта Республики Крым от 27.12.2016 N 5519-п "О заключении договора аренды земельного участка по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Гаспра, район остановки "Парус" с обществом с ограниченной ответственностью "Яхта" в части установления срока заключения договора аренды с ООО "Яхта" на 1 месяц и установления вида разрешенного использования земельного участка - "Общественное питание" (код 4.6).
26.01.2017 ООО "Яхта" направило в адрес ответчиков протокол разногласий в форме своей редакции проекта договора аренды земельного участка, что подтверждается заказными ценными письмами с описью вложения, которые были получены ответчиками 30.01.2017.
Обращаясь в Арбитражный суд Республики Крым с настоящим иском, ООО "Яхта" фактически оспаривает срок аренды земельного участка в 1 месяц, на который ответчиками предлагается заключить договор аренды земельного участка, и отсутствие в проекте договора аренды земельного участка от 27.12.2016 в редакции ответчиков кадастрового номера земельного участка, способа и сроков передачи земельного участка от арендодателя к арендатору ООО "Яхта", целей использования земельного участка.
Изучив материалы дела, а также доводы, изложенные в апелляционной жалобе, коллегия судей пришла к выводу, об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции, по следующим обстоятельствам.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимаемые судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Согласно части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии со статьей 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) задачами судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных прав или оспариваемых прав и законных интересов.
В силу статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, участвующих в деле, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно пункту 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
В соответствии с частью 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда (пункт 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Из указанных норм права следует, что согласие на заключение договора на иных условиях не является акцептом, а признается новой офертой, что не исключает его оформления в той же форме, что и первоначально направленная оферта, то есть в виде проекта договора.
Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 02.10.2015 по делу N 305-ЭС15-8151.
Как верно указал суд первой инстанции, срок аренды земельного участка, установленный Администрацией г. Ялты Республики Крым в направленной в адрес ООО "Яхта" редакции договора аренды земельного участка от 27.12.2016 в виде 1 месяца является не разумным, не основанным на законе, что также было установлено в решении Арбитражного суда Республики Крым от 22.11.2017 по делу N А83-2051/2017, которое вступило в законную силу и не оспаривалось сторонами по делу.
В части установления срока заключения договора аренды с ООО "Яхта" на 1 месяц, а также в части установления вида разрешенного использования земельного участка - "Общественное питание" (код 4.6) судом было установлено следующее.
Проект землеустройства, разработанный ООО "Яхта" и согласованный всеми соответствующими службами, для обслуживания кафе предусматривал код УКЦИЗ 1.11.6 "иная коммерческая деятельность".
То есть, земельный участок передавался ООО "Яхта" для ведения предпринимательской деятельности.
В проекте землеустройства имеется разработанный Генплан, согласно которому участок не предусматривал строительства объекта общественного питания, а планировался к обеспечению уже действовавшего объекта кафе "Яхта", расположенного на смежном земельном участке.
В соответствии со статьей 5 Закона Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" категории земель, к которым отнесены земельные участки, установленные до вступления в силу Федерального конституционного закона, признаются категориями земель, установленными Земельным кодексом Российской Федерации, по следующему правилу: жилой и общественной застройки - землями населенных пунктов; рекреационного назначения, за исключением участков, предназначенных для дачного строительства, - землями особо охраняемых территорий и объектов, если находятся вне границ населенного пункта, а в границах населенных пунктов - землями населенных пунктов.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации Земли указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленных для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
При этом, согласно пункту 11 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору. Согласно Классификатору, код разрешенного использования 4.0. - "Предпринимательство" - размещение объектов капитального строительства в целях извлечения прибыли на основании торговой, банковской и иной предпринимательской деятельности. Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования, предусмотренных кодами 4.1- 4,10, в том числе, 4.6 - "общественное питание", а также магазины сопутствующей торговли и т.п.
Этот вид разрешенного использования наиболее соответствует ранее установленному коду целевого использования земли в Украине 1.11.6 УКЦИЗ - "иная коммерческая деятельность".
Выданные государственными органами Украины вышеуказанные правоустанавливающие документы в силу статьи 12 Федерального Конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города Федерального значения Севастополя" признаются действительными на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
Статьей 39.8. Земельного кодекса Российской Федерации определены особенности договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
Так, в соответствии с пунктом 8 статьи 39.8 Земельного Кодекса Российской Федерации, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается, в частности, на срок до сорока девяти лет в случае предоставления земельного участка в аренду собственнику здания, сооружения, расположенных на таком земельном участке, или помещений в них, а также в иных случаях, не предусмотренных настоящим пунктом.
Как было установлено судом, здание кафе "Яхта", для обслуживания которого был выделен земельный участок, принадлежит заявителю на праве собственности.
Также судом было установлено, что заявитель обращался к заинтересованному лицу с заявлением о завершении оформления прав на земельный участок с указанием срока аренды 49 лет. Требования заявителя признаны обоснованными решением суда, вступившим в законную силу по делу N А83-5121/2015.
Таким образом, заключение договора аренды земельного участка сроком на 49 лет соответствует нормам пункта 12, подпункта 17 пункта 8 статьи 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации.
Как в ходе рассмотрения настоящего дела в суде первой инстанции, так и судом апелляционной инстанции, Администрацией города Ялты Республики Крым в материалы дела не предоставлено каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что в случае установления 49-летнего срока действия договора будет нарушен баланс интересов сторон.
Согласно части 3 статьи 607 ГК РФ в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.
Таким образом, судебная коллегия соглашается с судом первой инстанции, что не указание ответчиками по настоящему делу в редакции договора аренды земельного участка от 27.12.2016 кадастрового номера земельного участка является недопустимым и нарушающим требования норм Гражданского кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами обоих инстанций, постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2019, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 19.12.2019 по делу N А83-18976/2018 на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым возложена обязанность в 10-тидневный срок с момента вступления в законную силу данного судебного акта восстановить на государственном кадастровом учете запись о земельном участке площадью 1300 кв.м, кадастровый N 90:25:020101:127, расположенный по адресу: Республика Крым, город Ялта, пгт. Гаспра, район остановки "Парус".
Как следует из материалов дела, вышеуказанное решение суда исполнено, спорный земельный участок площадью 1300 кв.м, расположенный по адресу: Республика Крым, город Ялта, пгт. Гаспра, район остановки "Парус" восстановлен на кадастровом учете с кадастровым номером N 90:25:020101:127.
Оценив вышеуказанные обстоятельства, представленные в материалы дела доказательства, исследованные и оцененные в соответствии с правилами статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований в полном объеме.
При таких обстоятельствах, коллегия судей полагает, что доводы подателя апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, сделанных при рассмотрении настоящего спора по существу, апелляционным судом не установлено, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на подателя жалобы.
Поскольку Администрация города Ялты Республики Крым в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождена от уплаты государственной пошлины, с учетом пункта 14 постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины в связи с рассмотрением апелляционной жалобы, судом не разрешается.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 части 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 23 сентября 2020 года по делу N А83-4828/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Ялты Республики Крым - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Евдокимов |
Судьи |
Ю.В. Колупаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-4828/2017
Истец: ООО "ЯХТА"
Ответчик: Администрация г.Ялты, ДЕПАРТАМЕНТ ИМУЩЕСТВЕННЫХ И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЯЛТЫ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Третье лицо: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ И КАДАСТРУ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, ГОСКОРЕГИСТР