город Томск |
|
26 января 2021 г. |
Дело N А27-20296/2020 |
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Дубининой Т.Н., рассмотрев апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Новокузнецке Кемеровской области - Кузбасса (межрайонного) (N 07АП-12201/2020) на решение от 16.11.2020 (резолютивная часть.
Мотивированное решение от 25.11.2020).
Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-20296/2020 (дело рассмотрено в порядке упрощенного производства, судья Кормилина Ю.Ю.) по заявлению государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Новокузнецке Кемеровской области - Кузбасса (межрайонного) (654007, Кемеровская область - Кузбасс, город Новокузнецк, улица Запорожская (Центральный р-н), дом 71, ИНН 4217184142 ОГРН 1174205016864) к обществу с ограниченной ответственностью "Аурум" (654007, Кемеровская область - Кузбасс, город Новокузнецк, проспект Пионерский (Центральный р-н), дом 40, ИНН 4217169137 ОГРН 1154217001971) о взыскании 13 500 рублей штрафа за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах,
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Новокузнецке Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) (далее - Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Аурум" (далее - Общество) о взыскании 13 500 рублей финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ), за отчетные периоды январь-октябрь 2019 года.
Настоящее дело в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.
Решением от 16.11.2020 Арбитражного суда Кемеровской области, принятым в виде резолютивной части в порядке части 1 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Мотивированное решение в соответствии с частью 2 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации составлено судом первой инстанции 25.11.2020 по ходатайству Пенсионного фонда.
Не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции, Пенсионный фонд обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель, ссылаясь на статьи 11, 17 Федерального закона N 27-ФЗ, пункт 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н (далее - Инструкция N 766н), указывает на то, что Обществом представлены сведения по форме СЗВ-М тип "дополняющая" за отчетные периоды январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь 2019 года с нарушением срока в отношении застрахованных лиц, сведения о которых не были указаны в отчетах по форме СЗВ-М тип "исходная".
Обществом отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлен.
На основании части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи по имеющимся в деле доказательствам.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в соответствии со статьями 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим изменению или отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, Общество по телекоммуникационным каналам связи представило в Пенсионный фонд сведения по форме СЗВ-М тип "исходная": за январь 2019 года на 1 застрахованное лицо - 01.03.2019, за февраль 2019 года на 2 застрахованных лиц - 15.03.2019, за март 2019 года на 6 застрахованных лиц - 16.04.2019, за апрель 2019 года на 4 застрахованных лиц - 15.05.2019, за май 2019 года на 4 застрахованных лиц - 18.06.2019, за июнь 2019 года на 5 застрахованных лиц - 16.07.2019, за июль 2019 года на 5 застрахованных лиц - 15.08.2019, за август 2019 года на 5 застрахованных лиц - 05.09.2019, за сентябрь 2019 года на 5 застрахованных лиц - 01.10.2019, за октябрь 2019 года на 5 застрахованных лиц - 13.11.2019, что подтверждается отметками специалистов Пенсионного фонда, проставленными на отчетности по форме СЗВ-М по типу "исходная", протоколами проверки, извещениями о доставке.
21.01.2020 Общество представило в Пенсионный фонд по телекоммуникационным каналам связи сведения по форме СЗВ-М тип "дополняющая": за январь 2019 года на 6 застрахованных лиц, за февраль 2019 года на 5 застрахованных лиц, за март 2019 года на 1 застрахованное лицо, за апрель 2019 года на 3 застрахованных лиц, за май 2019 года на 3 застрахованных лиц, за июнь 2019 года на 2 застрахованных лиц, за июль 2019 года на 2 застрахованных лиц, за август 2019 года на 2 застрахованных лиц, за сентябрь 2019 года на 2 застрахованных лиц, за октябрь 2019 года на 1 застрахованное лицо, сведения о которых отсутствовали в ранее представленных формах СЗВ-М, тип "исходная" за указанные отчетные периоды, что подтверждается сведениями о застрахованных лицах, протоколами проверки отчетности, извещениями о доставке.
Пенсионным фондом составлены акты о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 27.01.2020 N 052S18200000619, N 052S18200000620, N 052S18200000621, N 052S18200000622, N 052S18200000623, N 052S18200000624, N 052S18200000625, N 052S18200000626, N 052S18200000627, N 052S18200000628.
По результатам рассмотрения указанных актов и материалов проверок, Пенсионным фондом вынесены решения о привлечении Общества к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, от 02.03.2020 N 052S19200001277 (за январь 2019 года в размере 3 000 рублей), N 052S19200001278 (за февраль 2019 года в размере 2 500 рублей), N 052S19200001279 (за март 2019 года в размере 500 рублей), N 052S19200001280 (за апрель 2019 года в размере 1 500 рублей), N 052S19200001281 (за май 2019 года в размере 1 500 рублей), N 052S19200001282 (за июнь 2019 года в размере 1 000 рублей), N 052S19200001283 (за июль 2019 года в размере 1 000 рублей), N 052S19200001284 (за август 2019 года в размере 1 000 рублей), N 052S19200001285 (за сентябрь 2019 года в размере 1 000 рублей), N 052S19200001286 (за октябрь 2019 года в размере 500 рублей), общий размер финансовых санкций составил 13 500 рублей.
Обществу выставлены требования от 31.03.2020 N 052S01200002641, N 052S01200002642, N 052S01200002644, N 052S01200002645, N 052S01200002646, N 052S01200002647, N 052S01200002648, N 052S01200002649, N 052S01200002650, N 052S01200002651 об уплате финансовых санкций в срок до 24.04.2020.
Неисполнение Обществом указанных требований в установленный срок в добровольном порядке послужило основанием для обращения Пенсионного фонда в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу, что страхователь, самостоятельно выявив ошибки до их обнаружения Пенсионным фондом, предоставил дополняющие формы СЗВ-М, то есть реализовал свое право на уточнение (исправление) представленных сведений, в связи с чем отсутствуют правовые основания для привлечения страхователя к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
Арбитражный апелляционный суд поддерживает вывод арбитражного суда первой инстанции, отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ), статьей 1 Федерального закона N 27-ФЗ, Общество является страхователем в сфере обязательного пенсионного страхования.
В силу абзаца 3 пункта 2 статьи 14 Федерального закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В соответствии с преамбулой Федерального закона N 27-ФЗ данный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Этим же законом определены обязанность (статья 15 Федерального закона N 27-ФЗ), объем и сроки (статья 11 Федерального закона N 27-ФЗ) представления таких сведений.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ (в редакции, действующей в спорный период) страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Статьей 16 Федерального закона N 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Согласно части 2 статьи 8 Федерального закона N 27-ФЗ сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в соответствии с настоящим Федеральным законом представляются в органы Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с порядком и инструкциями, устанавливаемыми Пенсионным фондом Российской Федерации.
Сведения о застрахованных лицах направляются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах" (далее - Постановление N 83п), согласно которому в разделе 3 "Тип формы" указывается один из предлагаемых кодов: "исходная", "дополняющая", "отменяющая".
В соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Вместе с тем, в силу статьи 15 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
В абзаце 3 пункта 39 Инструкции N 766н (в редакции, действующей в спорный период) указано, что страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
При этом, статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в Пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения Пенсионным фондом, и представить в Пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).
Из материалов дела следует, что основанием для привлечения Общества к ответственности по части 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ послужил вывод Пенсионного фонда о непредставлении страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, за январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь 2019 года в отношении спорных застрахованных лиц.
С учетом пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ срок представления сведений о застрахованных лицах за отчетные периоды: январь 2019 года - не позднее 15.02.2019, февраль 2019 года - не позднее 15.03.2019, март 2019 года - не позднее 15.04.2019, апрель 2019 года - не позднее 15.05.2019, май 2019 - года - не позднее 17.06.2019 (с учетом выходных), июнь 2019 года - не позднее 15.07.2019, июль 2019 года - не позднее 15.08.2019, август 2019 года - 16.09.2019 (с учетом выходных), сентябрь 2019 года - не позднее 15.10.2019, октябрь 2019 года - 15.11.2019.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что Общество первоначально представило сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М тип "исходная" за февраль, март, апрель, май, нюнь, июль, август, октябрь 2019 года в установленный законом срок, а за январь 2019 года - 01.03.2019.
Согласно содержанию акта N 052S18200000619 и решения Пенсионного фонда N 052S19200001277 выводы о представлении сведений с нарушением установленного пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ сделаны в отношении дополняющих сведений за январь 2019 года, представление сведений по форме СЗВ-М тип "исходная" за январь 2019 года с нарушением установленного законом срока в акте и решении Пенсионного фонда не отражено, к ответственности Общество за указанный факт не привлечено.
Факт предоставления Обществом неполных (недостоверных) сведений по форме СЗВ-М за январь - октябрь 2019 года при первоначальном предоставлении форм СЗВ-М выявлен Обществом самостоятельно до обнаружения Пенсионным фондом и устранен представлением в Пенсионный фонд исправленных сведений за указанные периоды.
Довод о нарушении Обществом пятидневного срока исправления имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий по уведомлению Пенсионного фонда, отклоняется, поскольку в материалы дела не представлено такое уведомление, как и не представлено доказательств направления уведомления об исправлении выявленных ошибок Пенсионным фондом в адрес Общества.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Общество, самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения Пенсионным фондом, реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за спорные периоды, откорректировав их путем представления в Пенсионный фонд дополняющих сведений за эти периоды, что допускает не применять к страхователю финансовые санкции, предусмотренные частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, соответственно, оснований для удовлетворения заявленных Пенсионным фондом требований о взыскании с Общества финансовых санкций не имеется.
То обстоятельство, что дополнительные сведения были представлены в отношении застрахованных лиц, не указанных в первоначальных сведениях о застрахованных лицах за спорные периоды, не может лишать страхователя возможности без применения к нему штрафных санкций исправить допущенную ошибку и представить дополнительные сведения о застрахованных лицах, о которых первоначально такие сведения не подавались.
Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа, является недопустимым; любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности; такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда России, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц (пункт 38 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2018).
Доводы апелляционной жалобы о том, что сведения по форме СЗВ-М тип "дополнения" за спорные периоды представлены с нарушением срока в отношении застрахованных лиц, сведения о которых не были указаны в отчете по форме СЗВ-М тип "исходная", подлежат отклонению, поскольку законодательно не установлен срок для представления "дополняющей" формы СЗВ-М при самостоятельном выявлении ошибки страхователем (статьи 15, 17 Федерального закона N 27-ФЗ, пункт 39 Инструкции N 766н в редакции, действующий в спорный период), ввиду чего основания для привлечения страхователя к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, отсутствуют.
В связи с изложенным, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе безусловных (часть 4 указанной статьи), принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку органы Пенсионного фонда освобождены от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, вопрос о распределении в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебных расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 25.11.2020 (резолютивная часть от 16.11.2020) Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-20296/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Новокузнецке Кемеровской области - Кузбасса (межрайонного) - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Судья |
Т.Н. Дубинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-20296/2020
Истец: ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г.Новокузнецке КО межрайонное
Ответчик: ООО "Аурум"