Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 24 мая 2021 г. N Ф02-1703/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Чита |
|
26 января 2021 г. |
Дело N А19-11133/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 января 2021 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Желтоухова Е.В., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сахаровой Б.Б.,
при участии в судебном заседании представителя непубличного акционерного общества "Вудстар" Сафеева В.В. (доверенность от 02.12.2020),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу непубличного акционерного общества "Вудстар" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 6 ноября 2020 года по делу N А19-11133/2020,
УСТАНОВИЛ:
Непубличное акционерное общество "Вудстар" (ОГРН 1023800923024, ИНН 3805208695, далее - заявитель, общество, НАО "Вудстар") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Министерству лесного комплекса (ОГРН 1073808028194, ИНН 3808170859, далее - министерство) о признании незаконным решения N 02-91-7296/20 от 04.06.2020 г.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 6 ноября 2020 года по делу N А19-11133/2020 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.
Апеллянт полагает, что суд не рассмотрел по существу требования заявителя, вынес решение по требованию, которое не было заявлено. НАО "Вудстар" обратилось в арбитражный суд с требованием о признании незаконным решения в отказе проведения торгов по реализации права на заключение договора аренды лесного участка и устранении нарушений, тогда как суд первой инстанции сделал выводы о наличии оснований для отказа в заключении договора аренды лесного участка на новый срок без проведения торгов. Между тем обществом требований о заключении договора аренды лесного участка на новый срок без проведения аукциона заявлено не было.
Министерство в отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласилось.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 22.12.2020. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Министерство лесного комплекса явку своих представителей в судебное заседание не обеспечило. Руководствуясь частью 2 статьи 200, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, заслушав в судебном заседании пояснения представителя заявителя по делу, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 3 августа 2004 года между Федеральным государственным учреждением Чунский лесхоз ГУПР И ООС МПР РФ по Иркутской области (арендодатель) и ЗАО "Вудстар" (арендатор) заключен договор аренды участка лесного фонда N 7, в соответствии с пунктом 1.1 которого арендодатель обязуется предоставить арендатору в возмездное пользование сроком на пять лет с момента государственной регистрации договора, участок лесного фонда, указанный в пункте 1.2 договора с ЗАО "Вудстар" для осуществления лесопользования, указанного в пункте 1.3 договора. Согласно пункту 1.2 договора общая площадь участка составляет 14042 га, участок расположен на территории Иркутской области Чунского района в лесах третьей группы Чунского лесхоза: Джиживского лесничества в составе кварталов NN 59, 72-81, 96, 97, 144- 148, общий запас насаждений, возможных к эксплуатации 2 749,2 тыс. м3, в том числе запас спелых и перестойных насаждений 2147,5 тыс. м3, из них хвойное хозяйство - 1818, 9 тыс. м3. Участок лесного фонда предоставляется для осуществления вида лесопользования - заготовка древесины (пункт 1.3 договора).
По акту приема-передачи участка лесного фонда, предоставленного в аренду по договору N 7 от 03.08.2004 г. ЗАО "Вудстар" принят лесной участок, обозначенный в договоре аренды.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 04.12.2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", Порядком приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации, утвержденным приказом МПР России от 04.10.2007 г. N 258, договор аренды от 03.08.2004 г. участка лесного фонда N 7 был переоформлен в договор аренды от 04.12.2008 г. лесного участка N 23/08, заключенный между Территориальным управлением агентства лесного хозяйства Иркутской области по Чунскому лесничеству (арендодатель) и ЗАО "Вудстар" (арендатор). Указанным договором уточнены характеристики лесного участка. Согласно пункту 2 договора лесной участок в границах, определенных планом лесного участка с номером учетной записи в государственном лесном реестре 430-2008-10 площадью 14042 га, предоставляемый в аренду по настоящему договору, имеет местоположение: Иркутская область, Чунский район, Чунское лесничество, Червянское участковое лесничество: "Джиживская дача", кварталы NN 59, 72-81, 96, 97, 144-148, эксплуатационные леса. Пунктом 4 договора предусмотрено, что арендатору передается лесной участок для использования в целях заготовки древесины при проведении рубок спелых и перестойных насаждений с возможным ежегодным отпуском ликвидной древесины - 38 тыс. м3, по хвойному хозяйству - 28 тыс. м3. Срок действия настоящего договора устанавливается с 20.09.2004 г. по 20.09.2009 г. Указанный договор зарегистрирован Управлением Федеральной регистрационной службы по Иркутской области 08.01.2009 г. номер регистрационной записи 38-38-10/014/2008-341.
4 мая 2009 года между Территориальным управлением агентства лесного хозяйства Иркутской области по Чунскому лесничеству (арендодатель) и закрытым акционерным обществом "Вудстар" (арендатор) заключено соглашение о внесении изменений в договор аренды лесного участка N 23/08, в соответствии с пунктом 1.1. которого срок действия договора от 04.12.2008 г. N 23/08 установлен с 20.09.2004 г. по 20.09.2014 г. Указанное соглашение зарегистрировано Управлением Федеральной регистрационной службы по Иркутской области 02.08.2009 г. номер регистрационной записи 38-38-10/005/2009-693.
На основании дополнительного соглашения от 22 10.2010 г. к договору аренды лесного участка от 04.12.2008 г. N 23/08, заключенного между агентством лесного хозяйства Иркутской области, территориальным управлением агентства лесного хозяйства Иркутской области по Чунскому лесничеству и ЗАО "Вудстар", права и обязанности Чунского лесничества по указанному договору аренды перешли к агентству лесного хозяйства Иркутской области (пункт 1 дополнительного соглашения). В соответствии со статьями 131, 164, 433 и 609 Гражданского кодекса Российской Федерации, дополнительное соглашение от 22.10.2010 г. к договору аренды лесного участка от 04.12.2008 г. N 23/08 зарегистрировано Управлением федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области 11.11.2011 г. за N 38-38-20/006/2011-237.
В соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 31.03.2016 г. N 178-пп Агентство лесного хозяйства Иркутской области с 15 июня 2016 года переименовано в Министерство лесного комплекса Иркутской области.
30 апреля 2020 года НАО "Вудстар" обратилось в Министерство лесного комплекса Иркутской области с заявлением (входящий номер 01-91-8855/20) о постановке лесного участка на кадастровый учет и проведении торгов по реализации права на заключение договора аренды лесного участка с номером учетной записи в государственном лесном реестре 430-2008-10 площадью 14042 га, имеющем местоположение: Иркутская область, Чунский район, Чунское лесничество, Червянское участковое лесничество, "Джиживская дача", кварталы 59, 72-81, 96, 97, 144-148, эксплуатационные леса, с учетом преимущественного права у НАО "Вудстар", в соответствии с решением Арбитражного суда Иркутской области от 26.03.2015 года.
Письмом от 4 июня 2020 года N 02-91-7296/20 заявителю отказано в удовлетворении данного заявления.
Полагая решение N 02-91-7296/20 от 04.06.2020 г. незаконным, заявитель обратился в суд с требованиями.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями пункта 1 статьи 421 Гражданского кодекса РФ, частей 1 и 2 статьи 3, части 1 статьи 72, частей 1 и 3 статьи 73.1 Лесного кодекса РФ, частей 1, 2 и 5 статьи 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса РФ", пункта 1 постановления Пленума ВАС РФ от 17 ноября 2011 года N73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса РФ о договоре аренды", а также положениями части 5 статьи 72, части 1 статьи 74 Лесного кодекса РФ в редакции, действовавшей в спорный период, признал отказ Министерства лесного комплекса Иркутской области в заключении договора аренды с НАО "ВУДСТАР" без проведения аукциона правомерным, поскольку по истечении срока действия ранее заключенного договора аренды участка лесного фонда его продление или заключение нового договора аренды может быть произведено только в порядке, предусмотренном статьей 74 Лесного кодекса РФ, то есть с соблюдением публичных процедур.
Между тем, как обоснованно указывает апеллянт, суд не рассмотрел по существу требования заявителя и вынес обжалуемое решение по требованию, которое не было заявлено.
Так, НАО "Вудстар" обратилось в арбитражный суд с требованием о признании незаконным решения об отказе в проведении торгов по реализации права на заключение договора аренды лесного участка и устранении нарушений.
Таким образом, следует признать, что выводы суда первой инстанции не основаны на материалах дела.
Как следует из материалов дела, 30 апреля 2020 года НАО "Вудстар" обратилось в Министерство лесного комплекса Иркутской области с заявлением (входящий номер 01-91-8855/20) о постановке лесного участка на кадастровый учет и проведении торгов по реализации права на заключение договора аренды лесного участка с номером учетной записи в государственном лесном реестре 430-2008-10 площадью 14042 га, имеющем местоположение: Иркутская область, Чунский район, Чунское лесничество, Червянское участковое лесничество, "Джиживская дача", кварталы 59, 72-81, 96, 97, 144-148, эксплуатационные леса, с учетом преимущественного права у НАО "Вудстар", в соответствии с решением Арбитражного суда Иркутской области от 26.03.2015 года.
Согласно части 1 статьи 73.1 лесного кодекса РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов на право заключения такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона или открытого конкурса, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи, частью 1 статьи 74 настоящего Кодекса.
Порядок проведения торгов на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определен Главой 8 Лесного кодекса РФ.
Согласно статье 78 Лесного кодекса РФ решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений (далее также - аукцион) принимается органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, в том числе по заявлениям граждан и юридических лиц о проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка для заготовки древесины или договора купли-продажи лесных насаждений, заключаемого в соответствии с частью 4 статьи 29.1 настоящего Кодекса (далее - заявление о проведении аукциона) (часть 1).
В случае получения заявления о проведении аукциона решение о проведении аукциона или об отказе в проведении аукциона принимается органом государственной власти или органом местного самоуправления в течение одного месяца со дня получения такого заявления (часть 3).
Заявление о проведении аукциона подается на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного простой электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (часть 4).
Как следует из материалов дела, Министерство лесного комплекса Иркутской области является уполномоченным органом государственной власти на приятие решения о проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности.
Исчерпывающие основания для принятия решения об отказе в проведении аукциона предусмотрены частью 6 статьи 78 Лесного кодекса РФ, а именно:
1) заявление о проведении аукциона подано в отношении лесного участка, который уже предоставлен другому гражданину или юридическому лицу;
2) заявление о проведении аукциона подано в отношении лесных насаждений, право собственности на которые уже передано другому гражданину или юридическому лицу;
3) заявление о проведении аукциона подано в отношении лесного участка, который не может быть предоставлен гражданину или юридическому лицу в аренду в соответствии с законодательством Российской Федерации;
4) заявление о проведении аукциона подано заявителем, с которым в соответствии с настоящим Кодексом не может быть заключен договор купли-продажи лесных насаждений по результатам аукциона;
5) заявление о проведении аукциона не соответствует требованиям к порядку и способам подачи или формату такого заявления, установленным в соответствии с частями 4 и 5 настоящей статьи.
При этом согласно части 7 статьи 78 Лесного кодекса РФ решение об отказе в проведении аукциона должно содержать мотивированное обоснование такого отказа. Лицо, подавшее заявление о проведении аукциона, вправе обжаловать решение об отказе в проведении аукциона в судебном порядке.
Между тем, как было установлено судом первой инстанции, письмом от 04 июня 2020 года N 02-91-7296/20 (т.1 л.д.13) заявителю отказано в удовлетворении заявления в связи с отсутствием у заявителя преимущественного права на заключение договора аренды лесного участка на новый срок.
Доказательств наличия обстоятельств, предусмотренных частью 6 статьи 78 Лесного кодекса РФ, как и соответствующих доводов, ответчиком также представлено и заявлено не было.
Таким образом, следует признать, что оспариваемое решение не соответствует приведенным положениям части 6 и 7 статьи 78 Лесного кодекса РФ, поскольку не содержит мотивированного обоснования такого отказа со ссылкой на случаи, предусмотренные частью 6 указанной статьи.
По мнению судебной коллегии, ответчик фактически уклонился от рассмотрения заявления общества, сославшись лишь на отсутствие права у заявителя на преимущественное заключение договора аренды лесного участка на новый срок, которое обществом и не испрашивалось.
При этом ссылка в заявлении общества от 06.05.2020 на решение Арбитражного суда Иркутской области от 26.03.2015 года применительно к положениям статьи 78 Лесного кодекса РФ не имеет правового значения, а является лишь позицией заявителя, обратившегося в уполномоченный орган с заявлением о принятии решения о проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности.
Необходимость, по мнению заявителя, в постановке лесного участка с номером учетной записи в государственном лесном реестре 430-2008-10, площадью 14042 га, имеющем местоположение: Иркутская область, Чунский район, Чунское лесничество, Червянское участковое лесничество, "Джиживская дача", кварталы 59, 72-81, 96, 97, 144-148, эксплуатационные леса, на кадастровый учет перед проведением открытого аукциона также не может быть принята во внимание, поскольку позиция о невозможности проведения аукциона в связи с отсутствием информации о кадастровом учете лесного участка, которому присвоен номер учетной записи в государственном лесном реестре, сделана без учета положений части 1 статьи 4.2, частей 1 - 7 статьи 4.6 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации".
В силу части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких установленных обстоятельствах обжалуемый судебный акт подлежит отмене в силу пунктов 1, 2 и 4 части 1 статьи 270 АПК РФ с принятием по делу нового судебного акта о признании недействительным, как несоответствующего Лесному кодексу Российской Федерации, решения Министерства лесного комплекса Иркутской области от 04 июня 2020 года N 02-91-7296/20 об отказе в проведении торгов по реализации права на заключение договора аренды лесного участка.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Таким образом, из буквального толкования пункта 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что арбитражные суды не только констатируют незаконность оспариваемых решений, но и обязывают соответствующие органы и должностные лица к совершению активных действий по восстановлению нарушенных прав заявителя. Иными словами, признав недействительным решение государственного органа (должностного лица), арбитражный суд автоматически обязывает такой орган (должностное лицо) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Следовательно, указание на способ защиты права в случае признания решения соответствующего органа (должностного лица) недействительным является обязательным требованием к резолютивной части решения, без чего оно не может считаться полным.
Суд апелляционной инстанции полагает, что именно поэтому в числе требований к заявлению, подаваемому по делам, указанным в главе 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не названа необходимость для заявителя формулировать требование о способе защиты его права, нарушенного оспариваемыми действиями (бездействием). Согласно пунктам 3 и 5 части 1 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель должен указать на права и законные интересы, которые, по его мнению, нарушаются оспариваемыми решениями или действиями (бездействием), и предъявить требование о признании таких действий (бездействия) незаконными.
Практика арбитражных судов исходит из того, что наряду с организационным требованием о признании недействительным решения (акта) или незаконными действий (бездействия) в качестве самостоятельного может рассматриваться только имущественное требование о защите нарушенных прав и законных интересов заявителя.
В иных случаях, когда требования заявителя как в настоящем деле носят организационный характер, по мнению суда апелляционной инстанции, формулировка пункта 3 части 4 статьи 201 во взаимосвязи с пунктами 3 и 5 части 1 статьи 199 АПК РФ позволяет сделать вывод о том, что если заявитель включил в свое заявление указание на испрашиваемый им способ защиты, то суд вправе самостоятельно применить надлежащий способ защиты нарушенного права либо возложить обязанность по устранению нарушенных прав и законных интересов заявителя.
На вопрос судебной коллегии представитель общества избрание испрашиваемой правовосстановительной меры оставил на усмотрение суда (аудиопротокол судебного заседания 19.01.2021).
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции, принимая во внимание то обстоятельство, что фактически заявление общества в установленном главой 8 Лесного кодекса РФ порядке рассмотрено не было, считает необходимым обязать Министерство лесного комплекса Иркутской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем повторного рассмотрения заявления от 30 апреля 2020 года (входящий номер 01-91-8855/20).
На основании статьи 110 АПК РФ судебные расходы заявителя по уплате государственной пошлины в сумме 4 500 рублей относятся на ответчика.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 6 ноября 2020 года по делу N А19-11133/2020 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
Признать недействительным, как несоответствующее Лесному кодексу Российской Федерации, решение Министерства лесного комплекса Иркутской области от 04 июня 2020 года N 02-91-7296/20 об отказе в проведении торгов по реализации права на заключение договора аренды лесного участка.
Обязать Министерство лесного комплекса Иркутской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем повторного рассмотрения заявления от 30 апреля 2020 года (входящий номер 01-91-8855/20).
Взыскать с Министерства лесного комплекса Иркутской области (ОГРН 1073808028194; ИНН 3808170859) в пользу Непубличного акционерного общества "Вудстар" (ОГРН 1023800923024, ИНН 3805208695) судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4 500 рублей.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
Е.В. Желтоухов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-11133/2020
Истец: НАО "Вудстар"
Ответчик: Министерство лесного комплекса Иркутской области