г. Красноярск |
|
26 января 2021 г. |
Дело N А74-2527/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 января 2021 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Петровской О.В.,
судей: Белоглазовой Е.В., Бутиной И.Н.,
при ведении протокола судебного заседания Лизан Т.Е.,
при участии:
от истца - общества с ограниченной ответственностью "Проект Комплексное Управление Бизнесом": Круглова Г.К., представителя по доверенности от 24.12.2020, Хабарова Е.Б., директора на основании выписки,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Республики Хакасия
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия
от 01 октября 2020 года по делу N А74-2527/2019,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Проект Комплексное Управление Бизнесом" (ИНН 1903023836, ОГРН 1141903001350, далее - ООО "Проект КУБ") обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Республике Хакасия в лице Министерства финансов Республики Хакасия (ИНН 1901019947, ОГРН 1021900521785, далее - Министерство, Минфин Хакасии) о взыскании убытков, возникших в результате межтарифной разницы за 4 квартал 2017 года - 1 квартал 2018 года, в сумме 4 082 657 руб. 60 коп. (с учетом уточнения в порядке статьи 49 АПК РФ).
Определением арбитражного суда от 03.06.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство экономического развития Республики Хакасия.
Определением арбитражного суда от 04.07.2019 удовлетворено заявление Министерства экономического развития Республики Хакасия о проведении процессуального правопреемства; произведена замена третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, по делу N А74-2527/2019 - Министерства экономического развития Республики Хакасия на правопреемника - Государственный комитет энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия (далее - Госкомтарифэнерго Хакасии).
Определением арбитражного суда от 10.01.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Фирма "Ригор" (далее -ООО "Фирма Ригор").
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 01 октября 2020 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, указал, что решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным по следующим основаниям:
- представленные копии документов, заверенные представителем ООО "Проект КУБ" нельзя принимать как доказательства, подтверждающие размер убытков за период 4 кв. 2017, 1 кв. 2018, т.к. из актов приема-передачи документов по договору уступки прав (цессии) от 02.04.2018 не усматривается, какие документы и в каком количестве передавались ООО "Фирма Ригор", ответчик считает, что данные документы не являются первичными документами ООО "Проект КУБ";
- заключение договора уступки права требования от 02.04.2018 приводит к нарушению принципа адресности и целевого характера выделяемых бюджетных средств.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 02.11.2020 апелляционная жалоба принята к производству, рассмотрение жалобы назначено на 17.12.2020. На основании статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание отложено на 25.01.2021.
Материалами дела подтверждается надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом первой инстанции.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступном информационном сервисе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет").
При изложенных обстоятельствах, в силу статей 121 - 123, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции признает лиц, участвующих в деле надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы и рассматривает жалобу в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле.
В отзыве на апелляционную жалобу истец указал, что считает обжалуемое решение законным и обоснованным.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, общество с ограниченной ответственностью "Проект Комплексное Управление Бизнесом" зарегистрировано в качестве юридического лица 05.12.2014 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Хакасия (т. 8 л.д. 118-119).
Между ООО "Проект КУБ" (новый кредитор) и ООО "Фирма Ригор" (первоначальный кредитор) 02.04.2018 заключён договор уступки прав (цессии), по условиям которого первоначальный кредитор уступил, а новый кредитор принял право требования к Республике Хакасия в лице Министерства финансов Республики Хакасия в виде взыскания убытков в сумме 7 215 427 руб. 79 коп. за период июнь 2017 года - март 2018 года, составляющих разницу между экономически обоснованными тарифами и тарифами, установленными для расчёта с населением по услугам теплоснабжения, горячего и холодного водоснабжения (т. 1 л.д. 15).
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 11.02.2020 по делу N А74-12036/2019, вступившим в законную силу, Минфину Хакасии отказано в удовлетворении исковых требований о признании недействительным договора уступки прав (цессии) от 02.04.2018, заключённого между ООО "Проект КУБ" и ООО "Фирма Ригор" (т. 8 л.д. 61-68).
ООО "Фирма Ригор" в качестве дополнительных видов деятельности осуществляет деятельность по производству пара и горячей воды (код по ОКВЭД - 35.30.1); производству пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными (код по ОКВЭД - 35.30.14); передаче пара и горячей воды (тепловой энергии) (код по ОКВЭД - 35.30.2); распределению пара и горячей воды (тепловой энергии) (код по ОКВЭД - 35.30.3) (т. 2 л.д. 44-48).
По договору аренды муниципального имущественного комплекса - объектов теплоснабжения от 18.09.2014 (в редакции дополнительного соглашения от 16.08.2016) Администрация Ширинского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия передала ООО "Фирма "Ригор" в аренду котельные в с. Шира в целях оказания услуг по теплоснабжению (т. 1 л.д. 130-143).
По договору аренды муниципального имущественного комплекса муниципального образования Жемчужненский сельсовет (теплоснабжения) N 02/2015 от 08.07.2015 Администрация Жемчужненского сельсовета передала ООО "Фирма "Ригор" в аренду объекты коммунальной инфраструктуры в целях оказания услуг по теплоснабжению (т. 1 л.д. 144-148).
Приказом Госкомтарифэнерго Хакасии от 30.11.2015 N 162-т (в редакции приказов Госкомтарифэнерго Хакасии от 23.11.2016 N 134-т, от 08.12.2017 N 134-т) (т. 8 л.д. 114-116, 128-131) для ООО "Фирма "Ригор" установлен одноставочный тариф на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям:
для потребителей в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения (без учёта НДС) - 2 995,96 руб./Гкал в период с 01.07.2017 по 30.06.2018;
для населения (с учётом НДС) - 3 535,23 руб./Гкал в период с 01.07.2017 по 30.06.2018.
Приказом Госкомтарифэнерго Хакасии от 14.12.2016 N 170-к установлены льготные тарифы для населения в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения в муниципальных образованиях Республики Хакасия (т. 8 л.д. 117-119).
Пунктами 16, 17 приложения N 13 к данному приказу на территории муниципального образования Ширинский сельсовет Ширинского района для ООО "Фирма "Ригор" на период с 01.07.2017 по 31.12.2017 утверждены льготные тарифы на тепловую энергию в размере 2 473 руб. 46 коп. (котельные N 1, N 2, N 3) и в размере 2 115 руб. 52 коп. (котельная N 4 (МКК)). Согласно примечанию к приложению N 13 тарифы указаны с учётом НДС.
На 2018 год для ООО "Фирма "Ригор" льготные тарифы для населения в сфере теплоснабжения не утверждены.
В соответствии со статьёй 4 Закона Республики Хакасия от 17.12.2014 N 117-ЗРХ "О льготных тарифах в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения" компенсация выпадающих доходов организаций, осуществляющих теплоснабжение, водоснабжение и водоотведение, возникающих в результате установления льготных тарифов, предоставляется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в форме субсидий за счёт средств республиканского бюджета Республики Хакасия в порядке, утверждаемом Правительством Республики Хакасия (т. 8 л.д. 132).
Статьей 9 Закона Республики Хакасия от 23.12.2016 N 114-ЗРХ "О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов", статьёй 8 Закона Республики Хакасия от 20.12.2017 N104-ЗРХ "О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2018 год и на плановый период 201 9 и 2020 годов" установлено право Правительства Республики Хакасия предоставлять из республиканского бюджета субсидии юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в том числе в случаях регулирования цен (тарифов) на товары, работы, услуги (т. 8 л.д. 133-134).
15.08.2017 Правительством Республики Хакасия принято постановление N 421 "Об утверждении порядка предоставления субсидий на частичную компенсацию выпадающих доходов организациям, предоставляющим населению услуги теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек" (далее - Порядок N 421) (т. 8 л.д. 135-137).
В пунктах 1, 2 Порядка N 421 определено, что право на получение субсидий на частичную компенсацию выпадающих доходов организациям, предоставлявшим населению услуги теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения в IV квартале 2016 года и I - III кварталах 2017 года по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, установленным в соответствии с Законом Республики Хакасия от 17.12.2014 N 117-ЗРХ, имеют ресурсоснабжающие организации, реализующие коммунальные ресурсы по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения. Целью предоставления субсидии является компенсация выпадающих доходов организациям, осуществляющим теплоснабжение, водоснабжение и водоотведение в IV квартале 2016 года и I - III кварталах 2017 года, по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек.
Пунктами 4, 5, 7, 8, 11, 13 Порядка N 421 предусмотрены подача заявки на получение субсидий в Госкомтарифэнерго Хакасии, обязанность последнего рассмотреть заявку в 10-дневный срок, основания для принятия решения об отказе в предоставлении субсидий, порядок заключения соглашения о предоставлении субсидии между организацией и Госкомтарифэнерго Хакасии, правила расчёта размера субсидии и порядок перечисления субсидии главным распорядителем бюджетных средств республиканского бюджета Республики Хакасия - Госкомтарифэнерго Хакасии на основании заключённого соглашения с получателем субсидии.
Как установлено решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 11.02.2020 по делу N А74-12036/2019, имеющим преюдициальное значение для рассмотрения настоящего спора, 14 декабря 2017 года ООО "Фирма "Ригор" направило в Госкомтарифэнерго Хакасии письмо N Ч-18 с заявкой на предоставление субсидий на частичную компенсацию выпадающих доходов организациям, осуществляющим теплоснабжение, водоснабжение и водоотведение по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, за 3 квартал 2017 года с приложением необходимых документов, предусмотренных вышеуказанным порядком (т. 1 л.д. 67-87, т. 8 л.д. 61 -68).
Доказательств рассмотрения указанной заявки и заключения соглашения о выплате субсидии не представлено.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 28.07.2017 N 388 "О реализации постановления Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия от 14.07.2017 N 41 -ПП "О внесении изменения в приложение к постановлению Председателя Правительства Республики Хакасия от 27.03.2009 N 07-ПП "О структуре исполнительных органов государственной власти Республики Хакасия" Государственный комитет по тарифам и энергетике Республики Хакасия был присоединен к Министерству экономического развития Республики Хакасия (т. 8 л.д. 138-139).
В соответствии с пунктами 1, 2 Порядка предоставления субсидий на частичную компенсацию выпадающих доходов организациям, предоставляющим населению услуги теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, утверждённого постановлением Правительства Республики Хакасия от 21.03.2018 N 104 (далее - Порядок N 104), право на получение субсидий на частичную компенсацию выпадающих доходов организациям, предоставлявшим населению услуги теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения в IV квартале 2017 года и I - III кварталах 2018 года по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, установленным в соответствии с Законом Республики Хакасия от 17.12.2014 N 117-ЗРХ "О льготных тарифах в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения" и Законом Республики Хакасия от 20.12.2017 N 104-ЗРХ "О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов", имеют ресурсоснабжающие организации, реализующие коммунальные ресурсы по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения. Целью предоставления субсидий является компенсация выпадающих доходов организациям, осуществлявшим теплоснабжение, водоснабжение и водоотведение в IV квартале 2017 года и I - III кварталах 2018 года по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек. Главным распорядителем средств республиканского бюджета Республики Хакасия, до которого в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации как получателю бюджетных средств доведены в установленном порядке лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидий на 2018 год, является Министерство экономического развития Республики Хакасия.
Пунктами 4, 5, 7, 8, 11, 13 Порядка N 104 предусмотрены подача заявки на получение субсидий в Министерство экономического развития Республики Хакасия, обязанность последнего рассмотреть заявку в 10-дневный срок, основания для принятия решения об отказе в предоставлении субсидий, порядок заключения соглашения о предоставлении субсидии между организацией и Министерством экономического развития Республики Хакасия, правила расчёта размера субсидии и порядок перечисления субсидии главным распорядителем бюджетных средств республиканского бюджета Республики Хакасия -Министерством экономического развития Республики Хакасия на основании заключённого соглашения с получателем субсидии (т. 8 л.д. 140-142).
Как установлено решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 11.02.2020 по делу N А74-12036/2019, 01 марта 2018 года ООО "Фирма "Ригор" направило в Министерство экономического развития Республики Хакасия письмо N 162-1 с заявкой на предоставление субсидий на частичную компенсацию выпадающих доходов организациям, осуществляющим теплоснабжение, водоснабжение и водоотведение по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек за 4 квартал 2017 года с приложением необходимых документов, предусмотренных вышеназванным порядком (т. 1 л.д. 88-102, т. 8 л.д. 61-68).
Доказательств рассмотрения указанной заявки и заключения соглашения о выплате субсидии не представлено.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 21.08.2017 по заявлению возбуждено производство по делу N А33-17858/2017 о несостоятельности (банкротстве) должника ООО "Фирма "Ригор".
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 04.10.2017 заявление акционерного общества "Хакасэнергосбыт" о признании ООО "Фирма "Ригор" банкротом признано обоснованным, в отношении должника введена процедура наблюдения. Временным управляющим утверждён Николаюк А.И.
02 апреля 2018 года ООО "Фирма "Ригор" направило в Министерство экономического развития Республики Хакасия письмо с заявкой на предоставление субсидий на частичную компенсацию выпадающих доходов организациям, осуществляющим теплоснабжение, водоснабжение и водоотведение по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек за 1 квартал 2018 года с приложением необходимых документов, предусмотренных вышеназванным порядком (т. 1 л.д. 103-111, т. 8 л.д. 61 -68).
Доказательств рассмотрения указанной заявки и заключения соглашения о выплате субсидии не представлено.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 11.02.2020 по делу N А74-12036/2019 установлено, что 02.04.2018 временный управляющий ООО "Фирма "Ригор" Николаюк А.И. подписал письменное согласие на заключение сделки по уступке ООО "Фирма "Ригор" обществу с ограниченной ответственностью "Проект Комплексное Управление Бизнесом" права требования к Республике Хакасия в лице Министерства финансов Республики Хакасия в виде взыскания убытков в сумме 7 215 427,79 руб. за период июнь 2017 - март 2018 года.
По договору уступки прав (цессии) от 02.04.2018 ООО "Фирма "Ригор" уступило, а ООО "Проект КУБ" приняло права (требования) к Республике Хакасия в лице Министерства финансов Республики Хакасия в виде взыскания убытков в сумме 7 215 427 руб. 79 коп. за период июнь 2017 - март 2018 года, составляющих разницу между экономически обоснованными тарифами и тарифами, установленными для расчёта с населением по услугам теплоснабжения, горячего и холодного водоснабжения, а также все права (требования) по уплате процентов за пользование чужими денежными средствами и неустоек (пени) за несвоевременную и (или) не полную оплату уступаемого права требования.
Пунктами 2.2, 2.3 договора предусмотрено, что первоначальный кредитор обязуется передать новому кредитору все необходимые документы, удостоверяющие права требования к должнику; уведомить должника об уступке права требования, а также оказать содействие.
В соответствии с пунктами 3.1, 3.2, 3.3 договора за уступаемые права (требования) новый кредитор выплачивает первоначальному кредитору денежные средства в сумме 7 215 427 руб. 79 коп.; оплата суммы производится до 31.12.2018; оплата за уступаемое право требования может быть произведена зачётом встречного однородного требования по истечении срока, указанного в пункте 3.2 договора (т. 1 л.д. 15).
03.04.2018 первоначальный кредитор и новый кредитор подписали акт приёма-передачи документов по договору уступки прав (цессии) (т. 8 л.д. 121).
По акту приёма-передачи документов от 04.04.2018 первоначальный кредитор передал новому кредитору документы о правах на помещения и показания общедомовых приборов учёта (т. 8 л.д. 51).
По акту приёма-передачи документов от 05.04.2018 первоначальный кредитор передал новому кредитору акты допуска в эксплуатацию общедомовых приборов учёта и обязался предоставлять иные документы и базы данных по требованию нового кредитора (т. 8 л.д. 120).
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 11.02.2020 по делу N А74-12036/2019 установлено, что 03.04.2018 "Фирма "Ригор" и ООО "Проект КУБ" заключили соглашение о зачёте взаимных требований на сумму 7 215 427 руб. 79 коп.
В связи с переходом к ООО "Проект КУБ" на основании договора уступки прав (цессии) от 02.04.2018 права требования к Республике Хакасия в лице Министерства финансов Республики Хакасия взыскания убытков в сумме 7 215 427 руб. 79 коп. за период июнь 2017 - март 2018 года, ООО "Проект КУБ" обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением.
С учётом уточнения исковых требований истец просит взыскать с ответчика убытки, возникшие в результате межтарифной разницы, за 4 квартал 2017 года - 1 квартал 2018 года, в сумме 4 082 657 руб. 60 коп.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причинённых ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В силу статьи 16 ГК РФ убытки, причинённые гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Статьёй 1069 ГК РФ установлено, что вред, причинённый гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. При этом отмечено, что вред возмещается за счёт соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии со статьей 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с указанным Кодексом или другими законами причинённый вред подлежит возмещению за счёт казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
В пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", разъяснено, что в соответствии со статьёй 16 ГК РФ публично-правовое образование (Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование) является ответчиком в случае предъявления гражданином или юридическим лицом требования о возмещении убытков, причинённых в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов. Такое требование подлежит рассмотрению в порядке искового производства.
Основанием данной ответственности является гражданское правонарушение, условиями - определённые законом обстоятельства, установление которых в каждом конкретном случае обеспечивает применение мер ответственности и восстановление нарушенного права.
Согласно пункту 1 статьи 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно правовой позиции, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 29.03.2011 N 2-П, если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утверждённым тарифом для определённой группы потребителей, например, населения, и утверждённым для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесённых ею экономических потерь.
Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.
Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей" (далее - Постановление N 87).
Согласно пункту 1 Постановления N 87 публично-правовым образованием, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение, должна быть установлена компенсация потерь ресурсоснабжающей организации, вызванных межтарифной разницей.
Судам необходимо учитывать, что если такие потери не были полностью или в части компенсированы, в том числе по причине того, что названная компенсация не предусмотрена или предусмотрена в недостаточном размере, для их взыскания в пользу ресурсоснабжающей организации за счет бюджета соответствующего публично-правового образования оспаривание акта об установлении тарифа не требуется.
В пункте 2 Постановления N 87 разъяснено, что при рассмотрении дел о взыскании ресурсоснабжающими организациями возмещения потерь, вызванных межтарифной разницей, в силу статьи 65 АПК РФ истец обязан представить расчёт своих требований исходя из разницы между размером утверждённого экономически обоснованного тарифа и тарифом, установленным в размере ниже экономически обоснованного, а также доказанного им количества ресурса, поставленного потребителям по такому тарифу.
Как следует из материалов дела, ООО "Фирма "Ригор" оказывало коммунальные услуги по теплоснабжению для нужд граждан, соответственно, к отношениям сторон подлежат применению положения Жилищного кодекса Российской Федерации (далее -ЖК РФ), Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), Постановления Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" а также Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Из положений Закона о теплоснабжении следует, что теплоснабжение относится к регулируемым видам деятельности.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 5 указанного Закона полномочиями в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1.1, 3.1 действующего в спорный период Положения о Государственном комитете по тарифам и энергетике Республики Хакасия, утверждённого постановлением Правительства Республики Хакасия от 06.06.2012 N 372, Госкомтарифэнерго Хакасии являлся государственным органом исполнительной власти Республики Хакасия, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе осуществлять полномочия в области тарификации (ценообразования) тепловой энергии (мощности).
Согласно части 4 статьи 154 ЖК РФ плата за тепловую энергию входит в состав платы за коммунальные услуги.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законом (часть 2 статьи 157 ЖК РФ).
В силу пункта 38 Правил N 354 размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определённом законодательством.
Статьёй 157.1 ЖК РФ предусмотрено ограничение повышения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги.
Согласно части 1 указанной статьи не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, утверждённых высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Предельные индексы устанавливаются на долгосрочный период на основании индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации, утверждённых Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 157.1 ЖК РФ).
Основы ценообразования в сфере теплоснабжения, Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения".
Согласно пункту 101 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения тариф на теплоноситель, поставляемый потребителям регулируемой организацией, устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования тарифов в виде одноставочного тарифа.
Согласно пункту 52 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075, органами регулирования субъекта Российской Федерации наряду со льготами, установленными федеральными законами в отношении физических лиц, льготные регулируемые тарифы устанавливаются при наличии соответствующего закона субъекта Российской Федерации, которым устанавливаются лица, имеющие право на льготы, основания для предоставления льгот и порядок компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций.
Законом Республики Хакасия от 17.12.2014 N 117-ЗРХ "О льготных тарифах в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения" установлен перечень лиц, имеющих право на льготные тарифы, то есть устанавливаемые ниже уровня экономически обоснованных тарифов и рассчитываемые в соответствии с методикой расчёта льготных тарифов, утверждаемой Правительством Республики Хакасия. Право на льготные тарифы имеют: население (собственники или наниматели жилых помещений); управляющие организации, товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг населению (статьи 1 и 2 указанного закона).
Согласно статье 3 указанного Закона основанием для предоставления льготных тарифов является принятие уполномоченным органом исполнительной власти Республики Хакасия в области государственного регулирования тарифов нормативного правового акта об установлении льготных тарифов.
Применение указанных мер в рамках тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утверждённым тарифом для потребителей и экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство ресурса, что предопределяет необходимость возмещения в таких случаях ресурсоснабжающей организации понесённых ею экономических потерь.
Как указано выше, в рамках осуществления полномочий по государственному регулированию тарифов на услуги организаций коммунального комплекса приказом Госкомтарифэнерго Хакасии от 30.11.2015 N 162-т (с изменениями, внесёнными приказами Госкомтарифэнерго Хакасии от 23.11.2016 N 134-т и от 08.12.2017 N 134-т) для ООО "Фирма "Ригор" установлен экономически обоснованный тариф на тепловую энергию в размере 2 995,96 руб./Гкал (без учёта НДС) в период с 01.07.2017 по 31.12.2017 и с 01.01.2018 по 30.06.2018.
Приказом Госкомтарифэнерго Хакасии от 14.12.2016 N 170-к для ООО "Фирма "Ригор" на период с 01.07.2017 по 31.12.2017 утверждены льготные тарифы на тепловую энергию в размере 2 473 руб. 46 коп. (с учётом НДС) (котельные N 1, N 2, N 3) и в размере 2 115 руб. 52 коп. (с учётом НДС) (котельная N 4 (МКК)).
На 2018 год для ООО "Фирма "Ригор" льготные тарифы в сфере теплоснабжения не установлены.
В 1 квартале 2018 года ООО "Фирма "Ригор" предъявляло населению плату за коммунальный ресурс исходя из льготных тарифов, утверждённых на период с 01.07.2017 по 31.12.2017.
Постановлением Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия от 30.11.2017 N 57-ПП утверждены предельные (максимальные) индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Республики Хакасия на 2018 год (т. 8 л.д. 143-146).
В соответствии с указанным постановлением для муниципальных образований Республики Хакасия, в том числе Ширинского сельсовета, в период с 01.01.2018 по 30.06.2018 предельный (максимальный) индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги составлял 0 процентов.
Как следует из обстоятельств дела, ООО "Фирма "Ригор" в 1 квартале 2018 года оказывало населению муниципального образования Ширинский сельсовет услуги теплоснабжения, то есть являлось не только ресурсоснабжающей организацией, но и исполнителем коммунальных услуг, в связи с чем было обязано предъявлять населению плату за коммунальный ресурс с учётом существующих ограничений.
Начисление населению платы исходя из экономически обоснованных тарифов на тепловую энергию привело бы к нарушению указанных ограничений, установленных на соответствующий период.
Таким образом, как верно указано судом первой инстанции, поставка ООО "Фирма "Ригор" населению тепловой энергии в 1 квартале 2018 года по тарифам, не обеспечивающим финансовых потребностей организации по возмещению затрат на производство, была следствием применения предельного максимального индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, утверждённого Постановлением Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия от 30.11.2017 N 57-ПП.
Факт поставки спорных коммунальных ресурсов населению подтверждается материалами дела и ответчиком не оспаривается.
В спорный период тарифы по оплате услуг теплоснабжения, реализуемых ООО "Фирма "Ригор" для населения, установлены ниже экономически обоснованных тарифов, не отражали реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство ресурса, что привело к возникновению на стороне данной организации убытков (выпадающих доходов) в виде разницы между указанными тарифами.
Применение ООО "Фирма "Ригор" в 4 квартале 2017 года - 1 квартале 2018 года тарифов для населения ниже фактического размера затрат повлекло экономические потери.
Порядок предоставления субсидий на частичную компенсацию выпадающих доходов организациям, предоставляющим населению услуги теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, утверждённый постановлением Правительства Республики Хакасия от 21.03.2018 N 104 на основании Закона Республики Хакасия от 17.12.2014 N 117-ЗРХ "О льготных тарифах в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения", не предусматривает полной компенсации ресурсоснабжающим организациям убытков, обусловленных межтарифной разницей.
Кроме того, субсидия на частичную компенсацию выпадающих доходов ООО "Фирма "Ригор" из республиканского бюджета не предоставлялась.
Доказательств того обстоятельства, что Республикой Хакасия предусмотрены иные меры, направленные на компенсацию потерь ресурсоснабжающей организации иным способом, Министерством финансов Республики Хакасия и Госкомтарифэнерго Хакасии в материалы дела не представлено, равно как и не представлено сведений и документов, свидетельствующих о том, что при установлении Госкомтарифэнерго Хакасии экономически обоснованного тарифа были учтены потери ООО "Фирма "Ригор", вызванные поставкой ресурса для населения по более низкому тарифу.
Таким образом, судом первой инстанции сделан правомерный вывод, что убытки ООО "Фирма "Ригор" образовались в результате неисполнения ответчиком - Республикой Хакасия обязанности по возмещению потерь ресурсоснабжающей организации в результате применения мер тарифного регулирования, выражающихся в принятии уполномоченным органом Республики Хакасия - Госкомтарифэнерго Хакасии льготного тарифа для населения на 2017 год.
Право на возмещение убытков возникло у ООО "Фирма "Ригор" в связи с принятием нормативных правовых актов Республики Хакасия, в том числе Закона Республики Хакасия от 17.12.2014 N 117-ЗРХ "О льготных тарифах в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения", Закона Республики Хакасия от 23.12.2016 N 114-ЗРХ "О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов", Закона Республики Хакасия от 20.12.2017 N104-ЗРХ "О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2018 год и на плановый период 201 9 и 2020 годов", Постановления Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия от 30.11.2017 N57-ПП "Об утверждении предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Республики Хакасия на 2018 год", Порядка N104, приказа Госкомтарифэнерго Хакасии от 14.12.2016 N170-к.
Республика Хакасия не обеспечила возмещение экономически обоснованных затрат организации, предоставляющей населению соответствующие услуги, тем самым не исполнила законодательно установленную обязанность по финансированию межтарифной разницы.
С учётом изложенного, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что материалами дела подтверждено наличие убытков в виде некомпенсируемых выпадающих доходов и причинно-следственная связь между их возникновением и принятием государственным органом Республики Хакасия мер по тарифному регулированию, что свидетельствует о наличии оснований для взыскания причинённых убытков с Республики Хакасия.
Право на возмещение убытков передано ООО "Фирма "Ригор" истцу по договору уступки прав (цессии) от 02.04.2018.
Ответчик в апелляционной жалобе указывает на то, что право требования взыскания убытков, возникших в результате межтарифной разницы, не подлежит передаче по договору цессии.
Оценив приведённый довод, апелляционный суд признаёт его подлежащим отклонению в связи со следующим.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 23.06.2015 N 25 разъяснил, что положения Гражданского кодекса Российской Федерации, законов и иных актов, содержащих нормы гражданского права (статья 3 ГК РФ), подлежат истолкованию в системной взаимосвязи с основными началами гражданского законодательства, закрепленными в статье 1 ГК РФ.
Согласно статье 1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своём интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
При установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Порядок N 421 и Порядок N 104, утверждённые постановлениями Правительства Республики Хакасия от 15.08.2017 и от 21.03.2018, не устанавливают запрет на уступку права требовать предоставления субсидий на частичную компенсацию выпадающих доходов.
Как указано выше, решением арбитражного суда от 11.02.2020 по делу N А74-12036/2019 Министерству отказано в удовлетворении заявления о признании недействительным договора уступки прав (цессии) от 02.04.2018, заключённого между ООО "Проект КУБ" и ООО "Фирма "Ригор".
Указанным судебным актом установлено, что спорный договор соответствует положениям статей 382, 388 ГК РФ, так как право требовать возмещения убытков возникло у ООО "Фирма Ригор" в связи с осуществлением хозяйственной деятельности в условиях применения регулируемых тарифов на услуги, не обеспечивающих возмещение издержек.
Фактическим результатом перехода прав от ООО "Фирма Ригор" к ООО "Проект КУБ" при исполнении договора уступки прав (цессии) от 02.04.2018 стала перемена лица, которое вправе обратиться с требованием о компенсации выпадающих доходов за счёт бюджета Республики Хакасия.
Решение арбитражного суда от 11.02.2020 по делу N А74-12036/2019 вступило в законную силу.
В соответствии с частью 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2011 N 30-П разъяснено, что признание преюдициального значения судебного решения, будучи направленным на обеспечение стабильности и общеобязательности судебного решения, исключение возможного конфликта судебных актов, предполагает, что факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, впредь до их опровержения, принимаются другим судом по другому делу в этом же или ином виде судопроизводства, если они имеют значение для разрешения данного дела. Тем самым преюдициальность служит средством поддержания непротиворечивости судебных актов и обеспечивает действие принципа правовой определённости.
При таких обстоятельствах довод ответчика об отсутствии у истца права требовать взыскания с Республики Хакасия убытков, связанных с оказанием ООО "Фирма Ригор" услуг теплоснабжения, составляющих разницу между экономически обоснованными тарифами и тарифами, установленными для расчёта с населением, является необоснованным и отклонен апелляционным судом.
Довод ответчика о том, что ООО "Фирма Ригор" не передавало ООО "Проект КУБ" первичные документы, подтверждающие размер убытков, не нашёл подтверждения в материалах дела, в связи с чем также подлежит отклонению.
Иные доводы ответчика, касающиеся недействительности договора уступки прав (цессии) от 02.04.2018, несостоятельны и направлены на переоценку обстоятельств, установленных вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 11.02.2020 по делу N А74-12036/2019, являющимся преюдициальным при рассмотрении данного дела.
В предмет доказывания по настоящему делу, с учётом заявленного истцом требования, входит также размер убытков. Данное обстоятельство подлежит доказыванию истцом.
Истцом предъявлены к взысканию возникшие в результате межтарифной разницы убытки, связанные с оказанием услуг теплоснабжения, за 4 квартал 2017 года - 1 квартал 2018 года, в сумме 4 082 657 руб. 60 коп.
В подтверждение размера заявленных исковых требований ООО "Проект КУБ" представило в материалы дела, в том числе, расчёты за спорный период (4 квартал 2017 года - 1 квартал 2018 года), ведомости учёта параметров теплопотребления, статистические данные, журналы снятия показания общедомовых приборов учёта, месячные отчёты о потреблении теплоносителя и тепловой энергии из водяной системы, отчёты о суточных параметрах теплоснабжения, данные теплосчётчиков, данные учёта параметров теплопотребления, акты допуска в эксплуатацию общедомовых узлов учёта тепловой энергии, документы в подтверждение права пользования жилыми помещениями (свидетельства о государственной регистрации прав на недвижимое имущество, выписки из ЕГРН, ордера, договоры найма жилых помещений, договоры купли-продажи, кадастровые паспорта) (т. 2 л.д. 64-150, т. 3-7, т. 8 л.д. 1-46, 55-57, 73-108).
При расчёте размера убытков использованы такие показатели, как "количество проживающих", "норматив потребления/по приборам учёта", "объём реализации услуг" (т. 2 л.д. 64-79).
В результате анализа и оценки по правилам статей 65, 67, 68, 71 АПК РФ материалов дела, доводов и возражений лиц, участвующих в деле, судом первой инстанции сделан верный вывод о том, что истцом доказан факт оказания услуг населению в заявленный период и в указанных объёмах.
Размер выпадающих доходов исчислен путём определения разницы между начислениями за оказанные услуги по теплоснабжению по котельным 1,2,3 и котельной N 4 (МКК) по установленным льготным тарифам для населения (без НДС) и начислениями по утверждённым экономически обоснованным тарифам.
Согласно представленным истцом сводным расчётам размер выпадающих доходов за 4 квартал 2017 года составил 2 889 617 руб. 70 коп., за 1 квартал 2018 года - 3 415 727 руб. 57 коп. (т. 2 л.д. 78-79).
Проверив представленный истцом расчёт убытков, возникших вследствие межтарифной разницы, суд первой инстанции пришёл к выводу о его обоснованности и документальной подтверждённости.
Арифметическая правильность представленного истцом расчёта ответчиком не оспорена; контррасчёт не представлен.
С учётом уточнения исковых требований истец просит взыскать с ответчика убытки, возникшие в результате межтарифной разницы, за 4 квартал 2017 года - 1 квартал 2018 года, в сумме 4 082 657 руб. 60 коп.
Повторно проверив представленный расчет убытков, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции, расчет выполнен арифметически верно, в соответствии с требованиями законодательства и обстоятельствами дела.
Факт оказания ООО "Фирма "Ригор" коммунальных услуг населению муниципального образования Ширинский сельсовет и факт возникновения убытков, вызванных межтарифной разницей, в сумме, предъявленной к взысканию, ответчик не оспаривает.
Согласно пояснениям представителя ответчика, полученным в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции, представленные в дело первичные документы подтверждают возникновение убытков в сумме 4 082 657 руб. 60 коп.
Из анализа представленных в материалы дела документов следует, что противоправность (вина) в поведении ответчика установлена, причинная связь между наступлением вреда и противоправностью поведения причинителя вреда имеется, что является основанием для удовлетворения заявленных исковых требований.
На основании изложенного судом первой инстанции правомерно удовлетворен за счёт казны Республики Хакасия.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение законно и обоснованно, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Истец освобожден от оплаты госпошлины на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 01 октября 2020 года по делу N А74-2527/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.В. Петровская |
Судьи |
Е.В. Белоглазова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А74-2527/2019
Истец: ООО "Проект комплексное управление бизнесом"
Ответчик: Министерство финансов Республики Хакасия
Третье лицо: Государственный комитет энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия, Министерство экономического развития Республики Хакасия, ООО "ФИРМА "РИГОР"