город Томск |
|
26 января 2021 г. |
Дело N А27-27923/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 января 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 января 2021 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Бородулиной И. И., Хайкиной С. Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мизиной Е. Б. с использованием средств аудиозаписи рассмотрел апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Новоильинская инженерная компания" (N 07АП-11954/2020) на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 23.10.2020 по делу N А27-27923/2019 (судья Ю.Ф. Дружинина) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Новоильинская инженерная компания" (654040, Кемеровская область - Кузбасс, город Новокузнецк, ул. Космонавтов, 12, ОГРН 1154253000560, ИНН 4253026769) к Государственной жилищной инспекции Кузбасса (65000, город Кемерово, пр. Советский, 60, ОГРН 1024200719828, ИНН 4207052789) об оспаривании предписания от 25.09.2019 года N 298-277 (в части пункта 1) (с учетом уточнений).
Третьи лица: Администрация города Новокузнецка, Кемеровская область-Кузбасс, город Новокузнецк (ОГРН 1024201470556, ИНН 4216005979); Комитет жилищно-коммунального хозяйства администрации города Новокузнецка, Кемеровская область-Кузбасс, город Новокузнецк (ОГРН 1114217000413, ИНН 4217131091), Прокуратура Кемеровской области - Кузбасса (ОГРН 1024200685178, ИНН 4207012433), г. Кемерово.
В судебном заседании принимают участие:
от Прокуратуры Кемеровской области - Кузбасса: Ульянов А. Ю. (поручение от 14.01.2021, служебное удостоверение),
от иных лиц: без участия,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Новоильинская инженерная компания" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), об оспаривании пункта 1 предписания от 25.09.2019 N 298-277 Государственной жилищной инспекции Кузбасса (далее - заинтересованное лицо, Инспекция, ГЖИ).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечены Администрация города Новокузнецка и Комитет жилищно-коммунального хозяйства администрации города Новокузнецка.
Определением от 28.07.2020 удовлетворено ходатайство Прокуратуры Кемеровской области - Кузбасса о вступлении в дело.
Решением от 22.10.2020 Арбитражного суда Кемеровской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе общество просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт, признать недействительным предписание от 25.09.2019 N 298-277 в оспариваемой части.
В обоснование апелляционной жалобы апеллянт указывает, что нормы Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утв. Постановлением Госстроя N 170 от 27.09.2003 (далее - Правила N 170), на которых основаны требования предписания, не могут распространяться на монолитные многоквартирные дома; суд не принял во внимание, что в самих Правилах N 170 уточняется применение данных норм только к панельным и кирпичным домам; суд первой инстанции пришел к неправильному выводу, что работы по определению причин деформации и методов ремонта несущей конструкции дома можно отнести к текущим, предвидимым при обычных условиях, с учетом его естественного износа работам; обследование жилых зданий и изготовление проектно-сметной документации относится к капитальному ремонту и должно производиться за счет средств капитального ремонта.
Инспекция с доводами апелляционной жалобы не согласилась по основаниям, приведенным в отзыве.
Прокуратура Кемеровской области - Кузбасса в отзыве также просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Заявитель, Инспекция и третьи лица (кроме Прокуратуры Кемеровской области - Кузбасса), надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатом направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)), не обеспечили явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции в порядке части 6 статьи 121, части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей указанных лиц.
Представитель Прокуратуры Кемеровской области - Кузбасса в судебном заседании поддержал доводы отзыва.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Кемеровской области в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав представителя Прокуратуры Кемеровской области - Кузбасса, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что на основании поступившего обращения гражданина Инспекцией издано распоряжение о проведении внеплановой документарной проверки от 17.12.2019 N 247-2019/ЛК/Р/КЕМ-132 в отношении общества.
25.09.2019 должностным лицом ГЖИ составлен акт проверки, в котором указано на обнаружение на наружных стенах многоквартирного дома, находящегося по адресу: г. Новокузнецк, ул. Новоселов, 7 (далее - МКД), сквозных вертикальных трещин. На трещинах установлены маячки, на части которых имеются трещины, что свидетельствует об увеличении деформации. Через трещины во время дождя вода поступает в квартиры.
25.09.2019 ГЖИ выдано предписание N 298-277 в соответствии с которым обществу предписано в срок до 01.12.2019 определить причины деформации и методы ремонта (усиления) несущих конструкций дома с привлечением специализированной организации, обеспечить безопасность людей и предупреждение дальнейшего развития деформаций (пункт 1).
Не согласившись с вышеуказанным предписанием, общество обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с настоящим заявлением.
Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции пришел к выводу, что ГЖИ правомерно возложила на общество обязанность определить причины деформации и методы ремонта (усиления) несущих конструкций дома с привлечением специализированной организации.
Суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев материалы дела, приходит к следующим выводам.
Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Частью 1 статьи 161 ЖК РФ установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Частью 1.1 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать, в том числе соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц.
Согласно части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Как следует из положений части 2 статьи 162 ЖК РФ, управляющая организация, как сторона по договору управления многоквартирным домом, обязана в течение согласованного срока за плату выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с Правилами N 170, организация, обслуживающая жилищный фонд, и ее должностные лица, должны обеспечивать нормальное функционирование зданий и их инженерных систем, осуществлять контроль за техническим состоянием жилищного фонда, поддерживать в исправном состоянии их конструктивные элементы.
В силу пункта 1.8 Правил N 170 техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя управление жилищным фондом, в том числе организацию эксплуатации; техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий; санитарное содержание.
Правила N 170 определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности; проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий; обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными то управляющими организациями и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
В силу пунктов 2, 39 и 42 Правил содержания и ремонта жилого помещения в случае оказания услуг и выполнении работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) управляющие организации несут ответственность за ненадлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством. Контроль за содержанием общего имущества осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции.
Управляющая компания и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Пунктом 10 Правил N 491 предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в том числе: а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.
Согласно пункту 11 Правил N 491 содержание общего имущества включает в себя, в том числе осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества.
В соответствии со статьей 36 ЖК РФ, пунктом 2 Правил N 491, к общему имуществу многоквартирного дома относятся, в том числе ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции); ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции).
Согласно абзацу 4 пункта 3 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых Постановлением Правительства РФ N 290 от 03.04.2013 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения", управляющая компания должна осуществлять работы по выявлению повреждений в кладке, наличия и характера трещин, выветривания, отклонения от вертикали и выпучивания отдельных участков стен, нарушения связей между отдельными конструкциями в домах со стенами из мелких блоков, искусственных и естественных камней и согласно абзацу 6 пункта 3 указанных правил в случае выявления повреждений и нарушений - составлять план мероприятий по инструментальному обследованию стен, восстановлению проектных условий их эксплуатации и его выполнение.
Согласно пункту 4.2.1.3 Правил N 170 не допускаются деформации конструкций, отклонение конструкций от вертикали и осадка конструкций, расслоение рядов кладки, разрушение и выветривание стенового материала, провисания и выпадение кирпичей. Причины и методы ремонта устанавливает специализированная организация.
В соответствии с пунктом 4.2.1.1 названных Правил организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать исправное состояние стен для восприятия нагрузок (конструктивную прочность), устранение повреждений стен по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития.
В силу пункта 10 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом" (далее - Положения N 47) несущие и ограждающие конструкции жилого помещения, в том числе входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны находиться в работоспособном состоянии, при котором возникшие в ходе эксплуатации нарушения в части деформативности (а в железобетонных конструкциях - в части трещиностойкости) не приводят к нарушению работоспособности и несущей способности конструкций, надежности жилого дома и обеспечивают безопасное пребывание граждан и сохранность инженерного оборудования. Основания и несущие конструкции жилого дома, а также основания и несущие конструкции, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, не должны иметь разрушения и повреждения, приводящие к их деформации или образованию трещин, снижающие их несущую способность и ухудшающие эксплуатационные свойства конструкций или жилого дома в целом.
Из материалов дела следует, что обществом организовано наблюдение за раскрытием имеющихся в стенах МКД трещин, установлены маячки.
09.06.2020 Инспекцией проведено дополнительное обследование МКД, в ходе которого установлено, что трещины являются сквозными, ширина раскрытия трещины в стене, на чердаке по стояку квартиры N 2 составила более 0,3 мм и менее 0,4 мм, в техническом подполье - 0,8 мм. По стояку квартиры N 5 - в стене квартиры N 46 - 1,8 мм, в стене квартиры N 5 - 1,2 мм. Замеры на фасаде здания произвести не удалось в связи с недоступностью трещины.
Отклоняя ссылку заявителя на то, что Правила N 170 не распространяют свое действие на монолитные дома, суд первой инстанции обоснованно указал, что раздел "Стены каменные (кирпичные, железобетонные)" Правил N 170 распространяется и на дома, выполненные по технологии монолитного строительства, поскольку в соответствии с ГОСТ Р 58033-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Здания и сооружения. Словарь. Часть 1. Общие термины (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 19.12.2017 N 2031-ст) термином "бетон монолитный" описываются конструкции, которые возводятся непосредственно на месте их расположения в сооружении путём устройства опалубки - формы, точно определяющей конфигурацию будущей установки арматуры, укладки бетонной смеси, ее уплотнения и ухода за твердеющим бетоном, то есть термин "монолитный" означает именно технологию, а не вид используемого материала. Исходя из пункта 6.4.20 указанного ГОСТ такие конструкции выполняются, в том числе, и из железобетона.
Доводы заявителя о том, что все работы, которые невозможно было предусмотреть при утверждении платы за жилищные услуги, должны быть дополнительно профинансированы собственниками, подлежат отклонению.
Надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома в соответствии с положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, иных нормативных правовых актов Российской Федерации является одной из целей управления многоквартирным домом. Требования Правил N 170, Правил N 491 носят императивный характер и не предусматривают возможности отказа в устранении вышеназванных нарушений при отсутствии соответствующего решения собрания собственников помещений многоквартирного дома.
Требование об обеспечении безопасности людей и предупреждении дальнейшего развития деформаций содержится в пункте 4.2.1.14 Правил N 170.
Суд апелляционной инстанции считает правомерной ссылку суда первой инстанции на правовую позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 29.09.2010 N 6464/10, и соглашается с выводом о том, что все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
При этом, суд первой инстанции отклоняя довод общества о том, что спорный многоквартирный дом является новым и общество, заключая договор управления, не могло предвидеть возникших проблем, верно указал, что возникновение подобных ситуаций является предпринимательским риском общества.
Вопреки доводам заявителя, работы должны быть выполнены им независимо от наличия волеизъявления жильцов дома в целом или владельца отдельного помещения в частности, для того, чтобы обеспечить содержание и техническое обслуживание дома на таком уровне, который гарантирует безопасность проживающих в нем лиц и сохранность жилого дома. При этом в пункте 1 (оспариваемом) предписано лишь определить причины деформации и методы ремонта (усиления) несущих конструкций дома с привлечением специализированной организации, обеспечить безопасность людей и предупреждение дальнейшего развития деформаций; не указано на производство работ, которые, по мнению общества, относятся к капитальным работам.
Таким образом, возложение на общество оспариваемым в соответствующей части предписанием обязанностей, предусмотренных законом, не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Учитывая изложенное, доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ у суда апелляционной инстанции не имеется.
Излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1500 руб., на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит возврату подателю жалобы из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 110, 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 23.10.2020 по делу N А27-27923/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Новоильинская инженерная компания" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Новоильинская инженерная компания" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 16.11.2020 N 1171.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Председательствующий |
С. В. Кривошеина |
Судьи |
И. И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-27923/2019
Истец: ООО "Управляющая компания "Новоильинская инженерная компания"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Кемеровской области
Третье лицо: Администрация г. Новокузнецка, Комитет жилищно-коммунального хозяйства администрации города Новокузнецка, Прокуратура Кемеровской области-Кузбасса, Прокуратура Томской области