город Ростов-на-Дону |
|
25 января 2021 г. |
дело N А53-31262/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 января 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ефимовой О.Ю.,
судей Пименова С.В., Филимоновой С.С.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.
при участии:
от Управления Россельхознадзора: Гаврилова Ю.А., паспорт, по доверенности от 01.12.2020 N 6,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общество с ограниченной ответственностью "Кагальницкий молочный завод"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 30.11.2020 по делу N А53-31262/2020
по заявлению Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия (ИНН 616072891, ОГРН 1056163009957)
к обществу с ограниченной ответственностью "Кагальницкий молочный завод" (ИНН 6165219606, ОГРН 1196196018347)
о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской, Волгоградской областям и Республике Калмыкия (далее - Управление Россельхознадзора) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Кагальницкий молочный завод" (далее - ООО "КМЗ") к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 30.11.2020 суд привлек общество с ограниченной ответственностью "Кагальницкий молочный завод" к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 170 000 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "КМЗ" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что суд не обоснованно не принял представленные обществом протоколы испытаний в качестве доказательства принятия всех необходимых мер по недопущению совершения правонарушения. Обществом осуществляется контроль входного сырья, контроль готовой продукции.
В судебное заседание не явились представители ООО "Кагальницкий молочный завод", извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие ООО "Кагальницкий молочный завод".
Представитель Управления Россельхознадзора в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считая решение суда законным и обоснованным по доводам представленного отзыва.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя управления, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, 10.07.2020 в рамках государственного задания, "Проведение лабораторных исследований в рамках Плана государственного мониторинга качества и безопасности пищевых продуктов" в рамках Плана государственного мониторинга качества и безопасности пищевых продуктов" и "Проведение лабораторных исследований сырья, продукции животного происхождения, кормов и биологического материала в целях обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов" старшим государственным инспектором отдела государственного ветеринарного надзора в ООО "Бизнес-Торг" по адресу: Московская область, г. Коломна, Озерское ш. в присутствии директора Общества Хаминой Ю.Н. был произведен обор проб товара - молока питьевого ультрапастеризованного "Станичное" с массовой долей жира 3,2% ГОСТ 31450-2013, выработанного 29.03.2020 ООО "Кагальницкий молочный завод", со сроком годности до 27.09.2020, в количестве 1 000 мл, от партии 360 000 мл.
Отбор проб оформлен актом отбора проб N 1805468 от 10.07.2020 (л.д. 13).
Отобранная продукция отправлена в ФГБУ "Центральная научно-методическая ветеринарная лаборатория" для проведения исследования.
Согласно протоколу испытаний N 3912МВ от 31.07.2020 по результатам лабораторных испытаний в пробе молока питьевого ультрапастеризованного "Станичное" с массовой долей жира 3,2%, выработанного 29.03.2020, выявлено несоответствие массовой доли белка (1,54%) нормативному показателю (не менее 3,0%), а также наличие сухого молока, которое не заявлено в составе согласно маркировке (л.д. 14-17).
Таким образом, должностным лицом управления Россельхознадзора сделан вывод, что ООО "Кагальницкий молочный завод" осуществлен выпуск в обращение на территории Таможенного союза продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов Таможенного союза.
В связи с выявленными нарушениями уполномоченным должностным лицом Управления Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия в отношении ООО "Кагальницкий молочный завод" составлен протокол об административном правонарушении от 04.09.2020 N 02/1-14-1094/2020 по признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Протокол составлен с участием представителя общества.
На основании части 3 статьи 23.1, части 1 статьи 28.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, части 2 статьи 202, статьи 203 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации протокол об административном правонарушении и материалы дела об административном правонарушении Управлением направлены в Арбитражный суд Ростовской области для рассмотрения по существу.
В силу части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" государственный надзор в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление соответственно федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, федерального государственного ветеринарного надзора, регионального государственного ветеринарного надзора, согласно их компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" предусмотрено, что в обороте могут находиться пищевые продукты, материалы и изделия, соответствующие требованиям нормативных документов и прошедшие государственную регистрацию в порядке, установленном названным Федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", предназначенные для реализации пищевые продукты должны удовлетворять физиологические потребности человека в необходимых веществах и энергии, соответствовать обязательным требованиям нормативных документов к допустимому содержанию химических (в том числе радиоактивных), биологических веществ и их соединений, микроорганизмов и других биологических организмов, представляющих опасность для здоровья нынешнего и будущих поколений.
Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" определяет стандарт, как документ, в котором, в частности, устанавливаются правила и характеристики продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, реализации.
Требования к продукции или к связанным с ней процессам производства, хранения, реализации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей (пункт 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании").
Требования, закрепленные в государственных стандартах и технических регламентах, являются обязательными, подлежащими соблюдению всеми органами управления и субъектами, осуществляющими предпринимательскую деятельность.
В соответствии со статьями 6 и 7 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании, защита жизни и здоровья граждан является приоритетной задачей законодательства в области технического регулирования.
Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 утвержден Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции".
В силу статьи 4 TP ТС 021/2011, изготовитель пищевой продукции - организация независимо от ее организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, в том числе иностранные, осуществляющие от своего имени производство (изготовление) пищевой продукции для реализации приобретателям (потребителям) и несущие ответственность за соответствие этой продукции требованиям технических регламентов.
Согласно части 1 и части 3 статье 13 ТР ТС 021/2011 продовольственное (пищевое) сырье, используемое при производстве (изготовлении) пищевой продукции, должно соответствовать требованиям, установленным настоящим техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции, и быть прослеживаемым.
Статья 7 TP ТС 021/2011 предусматривает, что пищевая продукция, находящаяся в обращении на таможенной территории Таможенного союза в течение установленного срока годности, при использовании по назначению должна быть безопасной.
Изготовители, продавцы и лица, выполняющие функции иностранных изготовителей пищевой продукции, обязаны осуществлять процессы ее производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования) и реализации таким образом, чтобы такая продукция соответствовала требованиям, установленным к ней настоящим техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции (статья 10 TP ТС 021/2011).
Требования к молочной продукции установлены Техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции", утвержденным решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 N 67 (далее по тексту - ТР ТС 033/2013).
ТР ТС 033/2013 разработан в целях защиты жизни и здоровья человека, окружающей среды, жизни и здоровья животных, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей молока и молочной продукции относительно их назначения и безопасности, и распространяется на молоко и молочную продукцию, выпускаемые в обращение на таможенной территории Таможенного союза, процессы их производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
В соответствии со статьей 30 раздела VII ТР ТС 033/2013 молочная продукция, находящаяся в обращении на таможенной территории Таможенного союза в течение установленного срока годности, при использовании по назначению должна быть безопасна. Молочная продукция должна соответствовать требованиям настоящего технического регламента и других технических регламентов Таможенного союза, действие которых на нее распространяется.
Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации принят ГОСТ 31450-2013 "Молоко питьевое. Технические условия", который распространяется на упакованное в потребительскую тару после термической обработки или термообработанное в потребительской таре питьевое молоко (далее - продукт), изготавливаемое из коровьего сырого молока и/или молочных продуктов, и предназначенное для непосредственного использования в пищу.
Согласно пункту 69 ТР ТС 033/2013 наименование молока и молочной продукции должны соответствовать понятиям, установленным в разделе 2 Технического регламента.
Пунктом 5.2.2 ГОСТ 31450-2013 "Молоко питьевое. Технические условия" определены требования к сырью, используемому при изготовлении молока питьевого.
Для изготовления стерилизованного и ультрапастеризованного продукта применяют:
- молоко коровье сырое по ГОСТ 31449 и нормативным и техническим документам, действующим на территории государств, принявших стандарт, кислотностью не более 18,0 °T, с содержанием соматических клеток не более 500 тыс/см3, термоустойчивостью по алкогольной пробе не ниже третьей группы по ГОСТ 25228;
- молоко обезжиренное - сырье по нормативным и техническим документам, действующим на территории государств, принявших стандарт;
- сливки - сырье по нормативным и техническим документам, действующим на территории государств, принявших стандарт;
- пахту, получаемую при производстве сладкосливочного масла на предприятии - изготовителе продукта, по нормативным и техническим документам, действующим на территории государств, принявших стандарт, кислотностью не более 17 °T.
Для стерилизованного и ультрапастеризованного продукта допускается применять соли-стабилизаторы:
- натрий лимоннокислый 5,5-водный по ГОСТ 22280;
- калий лимоннокислый трехзамещенный 1-водный по ГОСТ 5538;
- калий фосфорнокислый двузамещенный 3-водный по ГОСТ 2493;
- натрий фосфорнокислый двузамещенный 12-водный по ГОСТ 4172.
Требования к маркировке пищевой продукции установлены Техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки", утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 09 декабря 2011 года N 881 (далее - Технический регламент N 022/2011)
Согласно ч. 4.1 ст. 4 Технического регламента N 022/2011 маркировка упакованной пищевой продукции должна содержать состав пищевой продукции, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 части 4.4 статьи и если иное не предусмотрено техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции, а также показатели пищевой ценности пищевой продукции с учетом положений части 4.9 статьи 4 регламента.
П. 1 ч. 4.9. ст. 4 Технического регламента содержит общие требования к указанию в маркировке пищевой ценности пищевой продукции.
Пищевая ценность пищевой продукции, указываемая в ее маркировке, включает следующие показатели:
1) энергетическую ценность (калорийность);
2) количество белков, жиров, углеводов;
3) количество витаминов и минеральных веществ.
Таким образом, совокупность приведённых норм свидетельствует о том, что изготовитель обязан доводить до потребителей информацию о реализуемой им пищевой продукции, в том числе о показателях белка и наличия сухого молока посредством нанесения такой информации на маркировку продукции.
Указав на маркировке продукции сведения, не соответствующие фактическим свойствам товара, Общество нарушило требования Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 022/2011. Факт нарушения подтверждается протоколом испытаний N 3912МВ от 31.07.2020 ФГБУ "Центральная научно-методическая ветеринарная лаборатория", протоколом об административном правонарушении N 02/114-1094/2020 от 04.09.2020.
Таким образом, обществом нарушены требования Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции".
Общество, будучи лицом, осуществляющим изготовление и реализацию пищевой продукции, не соответствующей установленным требованиям, является субъектом правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ. Имея возможность для соблюдения установленных требований к выпускаемой продукции, общество не приняло необходимых мер по их соблюдению.
Наличие всех вышеназванных элементов образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Судом апелляционной инстанции отклоняются доводы жалобы о том, что суд не обоснованно не принял представленные обществом протоколы испытаний в качестве доказательства принятия всех необходимых мер по недопущению совершения правонарушения; обществом осуществляется контроль входного сырья, контроль готовой продукции.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
По смыслу этой нормы права критерии виновности юридического лица означают необходимость оценки его фактического поведения как коллективного субъекта права, располагающего иными, нежели физическое лицо возможностями и условиями для реализации требований публичного порядка.
Общество ссылается на протоколы лабораторных испытаний N 22.04.1-728-Б от 20.05.2020, N 22.04.1-729-Б от 20.05.2020, N 4496-Б от 19.05.2020, N4497-Б от 19.05.2020, экспертное заключение по результатам лабораторных испытаний N22 -01.1-13/616 от 21.05.2020; на наличие у него системы ХАСПП -организационной структуры производства, обеспечивающей контроль на всех этапах производства пищевых продуктов.
Судом установлено, что предметом правонарушения является продукция, прошедшая переработку с изменением физико-химических и иных свойств продукции, а не входной продукт - сырое молоко. Заключение по исследованию пищевой продукции может быть выдано только аттестованной лабораторией, при полном соблюдении процесса отбора проб, исключающем заинтересованность лиц, отбирающих пробы и их исследующих. Указанные обществом протоколы испытаний не относятся к партии молока, являющегося предметом рассматриваемого правонарушения. Наличие на предприятии системы ХАССП не исключает вину в совершенном правонарушении.
При таких обстоятельствах, заявление Управления Россельхознадзора о привлечении общества к административной ответственности подлежит удовлетворению.
Суд первой инстанции, руководствуясь принципами справедливости и соразмерности назначения наказания, назначил обществу с ограниченной ответственностью "Кагальницкий молочный завод" наказание, предусмотренное санкцией части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 170 000 рублей, превышающем минимальный размер санкции.
Судом установлено, что ООО "Кагальницкий молочный завод" неоднократно привлекалось к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.
Так, решениями Арбитражного суда Ростовской области по делам N А53-16362/2020, N А53-16369/2020, N А53-16366/2020, N А53-16580/2020, N А53-16370/2020, N А53-16358/2020, N А53-16575/2020, N А53-16589/2020, N А53-16584/2020, N А53-16364/2020, N А53-16582/2020, N А53-16593/2020, N А53-16592/2020, N А53-16596/2020, N А53-16600/2020, N А53-16599/2020, N А53-16597/2020, N А53-16581/2020, N А53-16601/2020, N А53-16577/2020, N А53-16591/2020, N А53-16372/2020, N А53-16373/2020, N А53-16357/2020, N А53-16361/2020, N А53-16367/2020, N А53-16370/2020, N А53-16578/2020, N А53-16585/2020, N А53-16586/2020, N А53-16590/2020, N А53-16595/2020, а также постановлениями Управления Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия N 02/1-14-1013/2019/34/01/5/100000 от 14.01.2020, N 02/1-141052/2019/34/02/31/103000 от 13.02.2020 ООО "Кагальницкий молочный завод" было привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.43 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Данные обстоятельства обоснованно признаны судом отягчающими ответственность.
Таким образом, руководствуясь принципами справедливости и соразмерности назначения наказания, суд назначил ООО "Кагальницкий молочный завод" наказание в виде штрафа в размере 170 000 рублей.
Решение суда от 30.11.2020 принято в пределах срока давности привлечения к административной ответственности. Административное наказание назначено с учетом положений ст.ст. 4.2, 4.3 КоАП РФ.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
Произведя их оценку с соблюдением требований ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение о привлечении предпринимателя к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 30.11.2020 по делу N А53-31262/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
С.В. Пименов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-31262/2020
Истец: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ВЕТЕРИНАРНОМУ И ФИТОСАНИТАРНОМУ НАДЗОРУ ПО РОСТОВСКОЙ, ВОЛГОГРАДСКОЙ И АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТЯМ И РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ
Ответчик: ООО "КАГАЛЬНИЦКИЙ МОЛОЧНЫЙ ЗАВОД"