г. Санкт-Петербург |
|
26 января 2021 г. |
Дело N А56-31043/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 января 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Галенкиной К.В.,
судей Баженовой Ю.С., Полубехиной Н.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Вардиковой А.А.,
при участии:
от заявителя: представитель не явился, извещен,
от ответчика: представитель Петров В.А., на основании доверенности от 28.12.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер13АП-32074/2020) Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.10.2020 по делу N А56-31043/2020, принятое по иску:
истец: открытое акционерное общество "Военторг-Запад" (адрес: Россия, 191180, Санкт-Петербург, проспект Загородный, 35 К 3, литер Н, ОГРН: 1097847204795, Дата присвоения ОГРН: 05.08.2009, ИНН: 7838429337)
ответчик: Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области (адрес: Россия, 191186, Санкт-Петербург, улица Гороховая, 2/6, лит. А, ОГРН: 1097847130886, Дата присвоения ОГРН: 05.05.2009, ИНН: 7838426520)
о признании незаконными действий,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Военторг-Запад" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными действий Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области (далее - Управление), выразившихся в отказе в установлении выкупной цены земельного участка с кадастровым номером 47:03:0509002:17 в размере 2,5% от кадастровой стоимости этого участка; обязании Управления установить выкупную цену земельного участка с кадастровым номером 47:03:0509002:17 в размере 2,5% от его кадастровой стоимости.
Решением от 01.10.2020 суд удовлетворил заявленные требования.
Не согласившись с указанным решением, Управление подало апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении требований заявленных требований отказать. Как указывает податель жалобы, Общество не учитывает, что земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 14.08.2018, право собственности Российской Федерации зарегистрировано 22.08.2018, что подтверждается записью о государственной регистрации права собственности Российской Федерации в ЕГРН от 22.08.2018 N 47:03:0509002:1747/025/2018-1. Поскольку на момент приобретения правопредшественником истца права на здание испрашиваемый земельный участок не был сформирован и не прошел государственный кадастровый учет, т.е. никогда не являлся ограниченным в обороте, оснований для применения льготной стоимости выкупа не имеется. По мнению подателя жалобы, спорный земельный участок не может быть отнесен к имуществу Вооруженных сил Российской Федерации; факт изъятия спорного земельного участка из оборота или его ограничения в обороте Обществом не доказан.
В настоящем судебном заседании представитель Управления поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Общества не явился, направил отзыв, в котором просил в ее удовлетворении отказать.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Общество письмом от 09.12.2019 N 3374 обратилось в Управление за установлением выкупной цены земельного участка с кадастровым номером 47:03:0509002:17 в размере 2,5% от кадастровой стоимости этого участка.
Письмом от 22.01.2020 N 78-СМ-06/524 Управление отказало в установлении выкупной цены земельного участка в размере 2,5% от кадастровой стоимости этого участка.
Посчитав отказ необоснованным, Общество обратилось в суд с требованием о признании отказа незаконным, указывая на то, что на земельном участке с кадастровым номером 47:03:0509002:17 находится принадлежащее Обществу на праве собственности здание гаража кадастровым номером 47:03:0000000:10266 общей площадью 568,5 кв.м.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на жалобу, апелляционный суд пришел к выводу, что обжалуемое решение не подлежит отмене.
В силу положений статей 197, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Судом первой инстанции установлено, что право собственности на здание гаража возникло у правопредшественника Общества в 2009 году в ходе приватизации федерального казенного предприятия "Управление торговли Ленинградского военного округа". Федеральное казенное предприятие "Управление торговли Ленинградского военного округа" согласно приказу Министра обороны Российской Федерации N 629 от 09.07.2009 "Об условиях приватизации" в ходе приватизации было преобразовано в открытое акционерное общество "Управление торговли Ленинградского военного округа", а затем в Общество.
На основании приказа директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 19.08.2019 N 1740 "О прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком" в отношении земельного участка прекращено право постоянного (бессрочного) пользования ФГКУ "Северо-Западное ТУИО" Министерства обороны Российской Федерации и осуществлены мероприятия по его передаче в казну Российской Федерации.
В пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что, определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, стороны должны руководствоваться Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
С 01.03.2015 предоставление земельного участка в собственность за плату собственнику расположенного на нем объекта недвижимости без проведения торгов осуществляется в порядке, предусмотренном подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3, пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 39.4 Земельного кодекса Российской Федерации при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка, если иное не установлено федеральными законами, определяется в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 39.4 Земельного кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации принято постановление от 26.03.2015 N 279 "Об утверждении Правил определения цены земельного участка, находящегося в федеральной собственности, при заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов" (далее - Правила N 279).
Согласно пункту 2 Правил N 279 цена земельного участка определяется в размере его кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящих Правил.
Подпунктом "б" пункта 4 Правил N 279, введенным в действие с 10.06.2017, предусмотрено, что цена земельного участка определяется в размере 2,5% его кадастровой стоимости при продаже земельного участка, в отношении которого снято ограничение оборотоспособности, или земельного участка, образованного из земельного участка или земель, в отношении которых снято ограничение оборотоспособности, гражданам, юридическим лицам, являющимся собственниками расположенных на указанном земельном участке зданий, сооружений, право собственности на которые возникло в период отнесения соответствующих земельных участков или земель к изъятым из оборота или ограниченным в обороте, но не позднее 01.07.2012, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Приняв во внимание, что право собственности на здание гаража возникло у Общества в результате приватизации с 2009 года, суд пришел к выводу, что исключительное право на приватизацию земельного участка, расположенного под указанным зданием, также возникло у Общества в 2009 году, т.е. до 01.07.2012.
Судом установлено, что земельный участок под зданием гаража был образован из земельного участка на земельном участке с кадастровым номером 47:03:00000:5, принадлежащего на праве собственности Российской Федерации и на праве постоянного (бессрочного) пользования ФГКУ "Северо-Западное ТУИО" Минобороны России.
Мероприятия по прекращению права постоянного (бессрочного) пользования ФГКУ "Северо-Западное ТУИО" Минобороны России и по его передаче в казну Российской Федерации осуществлены только в 2019 году на основании приказа директора Департамента имущественных отношений МО РФ от 19.08.2019 N 1740.
Таким образом, реальная возможность выкупа земельного участка на земельном участке с кадастровым номером 47:03:0509002:17, на котором расположено здание Общества, возникла только после снятия ограничений его оборотоспособности после издания указанного приказа директора Департамента имущественных отношений МО РФ от 19.08.2019 N 1740.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о праве Общества на выкуп земельного участка по льготной цене в пределах 2,5% кадастровой стоимости земельного участка.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены состоявшегося решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно исследовал и установил фактические обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и правильно применил нормы материального права, не допустив при этом нарушений процессуального закона.
Принятое по делу решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.10.2020 по делу N А56-31043/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
К.В. Галенкина |
Судьи |
Ю.С. Баженова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-31043/2020
Истец: ОАО "ВОЕНТОРГ - ЗАПАД"
Ответчик: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В ГОРОДЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ