г. Челябинск |
|
25 января 2021 г. |
Дело N А47-5265/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 января 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Плаксиной Н.Г.,
судей Ивановой Н.А., Киреева П.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Разиновой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Оренбургского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 02 ноября 2020 г. по делу N А47-5265/2020.
Индивидуальный предприниматель Никифорова Нина Александровна (далее - заявитель, ИП Никифорова Н.А.) обратилась в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Государственному учреждению - Оренбургскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - заинтересованное лицо, Оренбургское отделение ФСС, Фонд) о признании недействительным решения об отказе в выплате пособия по беременности и родам N 12-25/5615-585 от 20.01.2020.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 02.11.2020 (резолютивная часть решения объявлена 26.10.2020) заявленные требования удовлетворены. Решение Государственного учреждения - Оренбургского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации N 12-25/5615-585 от 20.01.2020 об отказе в назначении и выплате пособий признано недействительным. Суд обязал Государственное учреждение - Оренбургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем выплаты индивидуальному предпринимателю Никифоровой Нине Александровне пособия по беременности и родам за период с 01.01.2020 по 06.05.2020.
Не согласившись с принятым решением суда, Фонд (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт) обратился в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять новый судебный акт.
В апелляционной жалобе ее податель ссылается на то, что рассматриваемом случае отсутствует одно из условий возникновения у лица, добровольно вступившего в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, права на страховое обеспечение, а именно, факт уплаты страховых взносов за год предшествующий году наступления страхового случая, то есть за 2018 год. Соответственно, отсутствует и обязанность страховщика осуществить страховое обеспечение, то есть отсутствует сам страховой случай.
Также судом неверно истолкованы и применены нормы материального права.
Отмечает, что ссылка на часть 2 статьи 9 Федерального закона N 255-ФЗ в данном случае неправомерна, так как указанная статья регулирует порядок выплаты пособия по временной нетрудоспособности, которое выплачивается при наступлении иного вида страхового случая, поименованного в части 2 статьи 1.3 Федерального закона N255-ФЗ, - временной нетрудоспособности. Случаи обеспечения застрахованного пособием по временной нетрудоспособности четко установлены статьей 5 Федерального закона N 255-ФЗ. В указанном перечне беременность и роды отсутствуют. Таким образом, статья 9 Федерального закона 255-ФЗ не применима к правоотношениям по назначению и выплате пособия по беременности и родам.
Отзыв на апелляционную жалобу в материалы дела не представлен.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет, в судебное заседание не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, индивидуальный предприниматель Никифорова Нина Александровна зарегистрирована в Оренбургском отделении ФСС в качестве лица, добровольно вступившего в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством 25.11.2019.
Платежным поручением N 31 от 04.12.2019 ИП Никифоровой Н.А. за 2019 год уплачен страховой взнос на добровольное социальное страхование в размере 3925,44 руб.
ИП Никифоровой Н.А. 19.12.2019 выдан листок нетрудоспособности по беременности и родам за период с 19.12.2019 по 06.05.2020.
ИП Никифоровой Н.А. 19.12.2019 выдана справка ГАУЗ "ООКБN 2 г.Оренбурга" о постановке на учет по беременности 23.07.2019.
ИП Никифорова Н.А. 13.01.2020 обратилась в Оренбургское отделение ФСС с заявлением о выплате пособия по беременности и родам за период с 19.12.2019 по 06.05.2020.
Уведомлением N 12-25/5615-585 от 20.01.2020 Оренбургское отделение ФСС сообщило ИП Никифоровой Н.А. о том, что по результату рассмотрения ее заявления принято решение об отказе в выплате пособия по беременности и родам, поскольку страховой случай наступил в 2019 году, а за 2018 год страховые взносы не уплачивались.
Управлением ЗАГСа администрации г. Оренбурга ИП Никифоровой Н.А. выдано свидетельство о рождении 04.03.2020 ребенка.
Не согласившись с вынесенным решением, заявитель обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд пришел к выводу о том, что право на получение пособия по беременности и родам возникает у предпринимателя с 01.01.2020 в силу Федерального закона N 255-ФЗ, полный отказ Оренбургского отделения ФСС в выплате пособия является незаконным и нарушает права Никифоровой Н.А.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Из анализа норм статей 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для удовлетворения требований заявителя необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: незаконность принятого ответчиком решения и нарушение данным отказом прав и законных интересов заявителя.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемого решения лежит на соответствующем органе. Вместе с тем, в соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, бремя доказывания наличия факта нарушения оспариваемым решением прав и законных интересов заявителя лежит на последнем.
В рассматриваемом деле такая совокупность условий для удовлетворения заявленных требований имеется.
В соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон N255-ФЗ) индивидуальные предприниматели подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в случае, если они добровольно вступили в отношения по данному виду страхования, и уплачивают за себя страховые взносы в соответствии со статьей 4.5 указанного Закона.
Согласно части 6 статьи 4.5 Федерального закона N 255-ФЗ лица, добровольно вступившие в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, приобретают право на получение страхового обеспечения при условии уплаты ими в соответствии с частью 4 данной статьи страховых взносов в размере, определяемом в соответствии с частью 3 этой же статьи, за календарный год, предшествующий календарному году, в котором наступил страховой случай.
В силу части 4 статьи 4.5 Федерального закона N 255-ФЗ уплата страховых взносов производится не позднее 31 декабря текущего года начиная с года подачи заявления о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному социальному страхованию.
Порядок уплаты страховых взносов лицами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе порядок прекращения с ними правоотношений по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, определен постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2009 N 790 (далее - Порядок).
В силу пункта 6 Порядка страхователи приобретают право на получение страхового обеспечения при условии уплаты ими страховых взносов за календарный год, предшествующий календарному году, в котором наступил страховой случай.
В соответствии с частью 5 статьи 13 Федерального закона N 255-ФЗ для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по установленной форме, справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, с места (мест) работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (у других страхователей), а для назначения и выплаты указанных пособий территориальным органом страховщика - справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, и определяемые указанным федеральным органом исполнительной власти документы, подтверждающие страховой стаж.
Таким образом, право на получение страхового обеспечения (в данном случае право на получение пособия по беременности и родам) лицами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному социальному страхованию и уплачивающими за себя страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации, обусловлено уплатой страховых взносов за календарный год, предшествующий календарному году, в котором наступил страховой случай, и наличием листка нетрудоспособности, выданного медицинской организацией по установленной форме.
Поскольку в перечне страховых случаев, приведенном в статье 1.3 Федерального закона N 255-ФЗ, к таковым отнесены беременность и роды, а не факт выдачи застрахованному лицу листка нетрудоспособности, то для назначения и выплаты пособия по беременности и родам имеет значение наличие самого страхового случая, подтвержденного в установленном порядке медицинской организацией, и уплата застрахованным лицом, добровольно вступившим в правоотношения по обязательному социальному страхованию, страховых взносов за календарный год, предшествующий календарному году обращения за пособием.
Согласно части 2 статьи 9 Федерального закона N 255-ФЗ основаниями для отказа в назначении застрахованному лицу пособия по временной нетрудоспособности являются: наступление временной нетрудоспособности в результате установленного судом умышленного причинения застрахованным лицом вреда своему здоровью или попытки самоубийства; наступление временной нетрудоспособности вследствие совершения застрахованным лицом умышленного преступления.
Таких обстоятельств в рассматриваемом случае не установлено.
Судом установлено, что предприниматель Никифорова Н.А. уплатила страховые взносы за 2019 год в сумме 3925,44 руб., как это предусмотрено частями 3 - 4 статьи 4.5 Федерального закона N 255-ФЗ, то есть в полном объеме, что фондом не оспаривается.
Таким образом, в 2019 году ИП Никифорова Н.А. добровольно вступила в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и уплатила за 2019 год за себя страховые взносы в полном объеме. Пособие, о выплате которого предприниматель просила Фонд, должно быть исчислено с 01.01.2020, то есть со следующего календарного года после уплаты годовой суммы страховых взносов и в период действия листков нетрудоспособности, подтверждающих наступление страхового случая.
В части 1 статьи 10 Федерального закона N 255-ФЗ определено, что пособие по беременности и родам выплачивается застрахованному лицу суммарно за весь период отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 календарных дней до родов и 70 календарных дней после родов.
Таким образом, в соответствии с буквальным толкованием указанной выше правовой нормы, страховой случай беременность и роды как единый физиологический процесс не подлежит разделению, и описан в законе как единый страховой случай. Поэтому разделение беременности и родов на самостоятельные составляющие противоречит нормам закона, определяющего страховой случай как совокупность "беременность и роды".
То обстоятельство, что листок нетрудоспособности выдан 19.12.2019, не может препятствовать реализации страхователем в целом гарантированных государством прав на социальную защиту, предоставляемую гражданам по добровольному социальному страхованию.
Таким образом, требование предпринимателя о выплате пособия по беременности и родам должно быть удовлетворено за период с 01.01.2020 при уплате страховых взносов в соответствующем размере за календарный год (2019), предшествующий календарному году, в котором наступил страховой случай.
Доводы фонда являются ошибочными и отклоняются судом апелляционной инстанции исходя из правовой позиции, приведенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.05.2011 N 164/11.
Таким образом, поскольку право на получение пособия по беременности и родам возникает у предпринимателя с 01.01.2020 в силу Федерального закона N 255-ФЗ, полный отказ фонда в выплате пособия (решением N 12-25/5615-585 от 20.01.2020) является незаконным и нарушает его права. Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований и отмене решения Фонда.
С учетом изложенного, решение суда по существу является правильным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, при рассмотрении дела судом установлена, исследована и оценена вся совокупность обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Согласно статье 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Фонд освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 02 ноября 2020 г. по делу N А47-5265/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Оренбургского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Г. Плаксина |
Судьи |
Н.А. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-5265/2020
Истец: ИП Никифорова Нина Александровна
Ответчик: ГУ ОРЕНБУРГСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Третье лицо: Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд