г.Москва |
|
26 января 2021 г. |
Дело N А40-37070/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 января 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В.Пронниковой,
судей: |
И.В.Бекетовой, С.Л.Захарова, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания С.Э.Исрафиловым, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу Межгосударственного банка
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 14.08.2020 по делу N А40-37070/20 (122-263)
по заявлению Межгосударственного банка
к Управлению Росреестра по Москве
третье лицо: ГБУ МосгорБТИ
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителя: |
Крушина О.Г. по дов. от 05.03.2020; |
от ответчика: |
Фокина Н.С. по дов. от 30.12.2019; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Межгосударственный банк (далее также - заявитель, Банк) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным оформленного сообщением от 17.12.2019 N 77/005/261/2019-7556 решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее также - ответчик, Управление, Управления Росреестра по Москве, регистрирующий орган) об отказе в государственной регистрации права собственности Межгосударственного банка на объект недвижимого имущества (здание), расположенного по адресу: г.Москва, ул.Шухова, д.15, об обязании Управления Росреестра по Москве осуществить государственную регистрацию права собственности Межгосударственного банка на недвижимое имущество (здание) со следующими характеристиками: кадастровый номер 77:05:0001007:1105, площадь 924,1кв.м, расположенное по адресу: г.Москва, ул.Шухова, д.15.
Решением суда от 14.08.2020, принятым по данному делу, в удовлетворении заявленных Банком требований полностью отказано. При этом суд пришел к выводу о законности и обоснованности оспариваемого решения регистрирующего органа.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился с апелляционной жалобе, доводы которой поддержал в полном объеме, просил решение отменить по изложенным в жалобе основаниям и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме, ссылаясь на незаконность и необоснованность оспариваемого отказа регистрирующего органа.
Представитель ответчика в судебном заседании возражал против доводов и требований заявителя, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, а жалобу заявителя - без удовлетворения.
Представитель третьего лица, извещенного надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. В соответствии со ст.156 АПК РФ дело рассмотрено без его участия.
Проверив в соответствии со ст.ст.266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, заслушав представителей заявителя и ответчика, поддержавших в судебном заседании свои доводы и требования, изучив материалы дела и доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, 08.08.2019 Банк обратился в Управление с заявлением вх. N 77/005/261/2019-7556 о государственной регистрации права собственности на объект недвижимости (здание) по адресу: г.Москва, ул.Шухова, д.15 (далее также - спорный объект) с приложением необходимых документов, подтверждающих право собственности.
Сообщением от 17.12.2019 N 77/005/261/2019-7556 Управление Росреестра по Москве отказало Обществу в государственной регистрации права собственности на спорный объект со ссылкой на ст.1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" и п.178 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утв. Приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 N 943 (зарегистрировано в Минюсте России 25.03.2016 N 41548) (далее также - Порядок ведения ЕГРН).
При этом регистрирующий орган указал на наличие расхождений в площади спорного объекта недвижимости.
Так, в качестве основания возникновения права собственности Банком представлен Договор купли-продажи нежилого здания от 13.03.1998, предметом которого является здание общей площадью 973,2кв.м, однако согласно сведениям кадастра недвижимости ЕГРН заявленное здание учтено со следующим характеристиками: кадастровый номер 77:05:0001007:1105, площадь 924,1кв.м, расположенное по адресу: г.Москва, ул.Шухова, д.15.
Кроме того, регистрирующий орган указал, что сведения о здании внесены в кадастр недвижимости 26.05.2012 в соответствии с ч.3 ст.45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (отдельные положения которого утратили силу 01.01.2017), Приказом Минэкономразвития России от 11.01.2011 N 1 "О сроках и Порядке включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости" на основании сведений, переданных ГБУ города Москва "МосгорБТИ" на дату последней инвентаризации от 20.11.2007 с присвоением кадастрового номера 77:05:0001007:1105.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения Межгосударственного банка в арбитражный суд с указанными выше требованиями.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
При рассмотрении настоящего дела совокупности указанных обстоятельств не установлено.
Согласно ст.27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Частью 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ установлено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Согласно части 1 статьи 29 указанного Федерального закона государственная регистрация прав включают в себя в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Представленные документы изучаются как на подлинность, так и на соответствие их формы и содержания требованиям законодательства, действовавшего на момент их издания и в месте издания с целью установления отсутствия оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления.
Частью 4 статьи 18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ установлен перечень необходимых для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документов (документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами).
Согласно материалам дела в качестве основания возникновения права собственности на спорный объект недвижимости Общество представило в регистрирующий орган Договор купли-продажи нежилого здания от 13.03.1998.
На основании п.2. ч.1 ст.1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
Частью 2 статьи 7 означенного Федерального закона установлено, что ЕГРН представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит из: 1) реестра объектов недвижимости (далее также - кадастр недвижимости); 2) реестра прав, ограничений прав и обременении недвижимого имущества (далее также - реестр прав на недвижимость); 3) реестра сведений о границах зон; 4) реестровых дел; 5) кадастровых карт; 6) книг учета документов.
Таким образом, сведения об объекте недвижимости вносятся в кадастр недвижимости, а записи о правах и ограничениях - в реестр прав на недвижимость.
Согласно положениям ст.1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ на всей территории Российской Федерации осуществляется государственный кадастровый учет недвижимого имущества, существование недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, подтверждается в процессе государственного кадастрового учета уполномоченными органами.
Каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в ЕГРН, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации кадастровый номер, присваиваемый органом регистрации прав (ч.1 ст.5 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
В соответствии с ч.1 ст.21 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Пунктом 178 Порядка ведения ЕГРН установлено, что перед внесением в ЕГРН характеристики каждого объекта недвижимости, содержащиеся в ЕГРП и государственном кадастре недвижимости, проверяются на полное совпадение.
Согласно сведениям кадастра недвижимости ЕГРП заявленное здание учтено со следующими характеристиками: кадастровый номер 77:05:0001007:1105, площадь 924,1 кв.м, расположено по адресу: г.Москва, ул.Шухова, д.15.
Сведения об указанном здании были внесены в кадастр недвижимости 26.05.2012 в соответствии с ч.3 ст.45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ, Приказом Минэкономразвития России от 11.01.2011 N 1 на основании сведений, переданных ГБУ города Москвы "МосгорБТИ" на дату последней инвентаризации 20.11.2007 в составе информационного ресурса. Объекту присвоен кадастровый номер 77:05:0001007:1105.
До 17.08.1998 регистрацию прав и сделок со зданиями, сооружениями, нежилыми помещениями на территории г.Москвы осуществляло Москомимущество (далее - Департамент имущества г.Москвы).
Ввиду наличия расхождений в описании спорного объекта и с целью установления соответствия заявленного объекта имеющимся в Департаменте городского имущества г.Москвы сведениям о правах на здание, а также данным кадастра недвижимости ЕГРН, Управление направило запросы в Департамент имущества г.Москвы и ГБУ МосгорБТИ.
В соответствии с полученным ответом Департамента городского имущества г.Москвы от 12.09.2019 N ДГИ-1-76085/19-1 права Банка зарегистрированы на объект с иной площадью (973,2 кв.м), не соответствующей объекту, учтенному в ЕГРН.
При этом согласно ответу ГБУ МосгорБТИ от 18.09.2019 N ИС-22167/2019 при проведении технического обследования здания 20.11.2007 ГБУ МосгорБТИ зафиксирована перепланировка помещений с отметкой "Разрешение на возведение на возведение объекта не предъявлено".
Учитывая изложенное, Управление правомерно отказало Банку в государственной регистрации права собственности в отношении спорного объекта недвижимости.
Таким образом, оспариваемое решение Управления Росреестра по Москве об отказе в государственной регистрации соответствует требованиям Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ, прав и законных интересов заявителя не нарушает, в связи с чем вывод суда перовой инстанции о необходимости отказа в удовлетворении заявленных Банком требований правомерен.
Доводы апелляционной жалобы признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, поскольку не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения или опровергали выводы суда первой инстанции.
Выражая несогласие с решением суда, заявитель не представил доказательств, подтверждающих правомерность и обоснованность заявленных им требований.
При таких данных суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 14.08.2020 по делу N А40-37070/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.В.Пронникова |
Судьи |
И.В.Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-37070/2020
Истец: Межгосударственный банк г. Москва
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ