город Воронеж |
|
26 января 2021 г. |
Дело N А64-2108/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 января 2021 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Капишниковой Т.И.,
Малиной Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сывороткиной Е.Е.,
при участии:
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Тамбовской области: Платицына Ю.М. - представителя по доверенности N 13-22/22123 от 16.09.2020;
от Муниципального образования городского округа - город Тамбов в лице комитета по управлению муниципальным имуществом города администрации города Тамбова Тамбовской области: представитель не явился, извещён надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального образования городского округа - город Тамбов в лице комитета по управлению муниципальным имуществом города администрации города Тамбова Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 12.11.2020 по делу N А64-2108/2020, по заявлению Муниципального образования городского округа - город Тамбов в лице комитета по управлению муниципальным имуществом города администрации города Тамбова Тамбовской области (ОГРН 1076829007980, ИНН 6829036391), г. Тамбов к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Тамбовской области (ОГРН 1116829009494, ИНН 6829079500), г.Тамбов о признании незаконным внесения в ЕГРЮЛ записи об исключении Автономной некоммерческой организации "Духовно-просветительский культурный центр "Князь Владимир" с 20.03.2019,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное образование городской округ - город Тамбов в лице комитета по управлению муниципальным имуществом города администрации города Тамбова Тамбовской области (далее - Комитет, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением от 13.03.2020 N 01-33-502-15 (вх. от 09.04.2020) о признании незаконным внесения Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 4 по Тамбовской области (далее - МИФНС N 4 по Тамбовской области, налоговый орган) в ЕГРЮЛ записи об исключении Автономной некоммерческой организации "Духовно-просветительский культурный центр "Князь Владимир" с 20.03.2019; обязании Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N4 по Тамбовской области исключить сведения о прекращении деятельности Автономной некоммерческой организации "Духовно-просветительский культурный центр "Князь Владимир" в связи с исключением из ЕГРЮЛ.
Определением суда от 13.05.2020 заявление возвращено Муниципальному образованию городскому округу - город Тамбов в лице комитета по управлению муниципальным имуществом города администрации города Тамбова Тамбовской области.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2020 определение Арбитражного суда Тамбовской области от 13.05.2020 по делу N А64-2108/2020 отменено, вопрос о принятии заявления Комитета направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тамбовской области.
Решением от 12.11.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с обжалуемым судебным актом, заявитель обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель полагает, что исключение АНО "Духовно-просветительский культурный центр "Князь Владимир" из реестра нарушает права и законные интересы Заявителя, в связи с тем, что имеется задолженность перед муниципальным образованием городской округ - город Тамбов в лице комитета по управлению муниципальным имуществом города администрации города Тамбова Тамбовской области.
В представленном суду апелляционной инстанции отзыве МИФНС N 4 по Тамбовской области возражала против доводов апелляционной жалобы Комитета, указывая на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, а также на отсутствие оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В судебное заседание представитель Комитета не явился.
Дело рассматривалось в отсутствие указанного лица в порядке ст.ст.156, 266 АПК РФ, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Согласно части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, Автономная некоммерческая организация "Духовно-просветительский культурный центр "Князь Владимир" (далее - АНО "Князь Владимир") зарегистрирована 16.09.2015 в качестве юридического лица МИФНС N 4 по Тамбовской области, о чем внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц.
16.04.2018 инспекцией в отношении АНО "Князь Владимир" принято решение МИФНС N 4 по Тамбовской области о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ недействующего юридического лица.
Сведения о принятом решении были опубликованы в журнале "Вестник государственной регистрации" от 18.04.2018 N 15 вместе с информацией о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица.
В связи с поступлением 17.07.2018 от заинтересованного лица возражений по факту предстоящего исключения АНО "Князь Владимир", 19.07.2018 в ЕГРЮЛ внесена запись за ГРН 2186820219529 о прекращении процедуры исключения.
19.11.2018 Инспекцией на основании справок в отношении АНО "Князь Владимир" от 31.10.2018 N 5205-О о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и N 5205-С об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов, принято решение N 1598 о предстоящем исключении из реестра юридического лица АНО "Князь Владимир".
Сведения о принятом решении были опубликованы в журнале "Вестник государственной регистрации" от 21.11.2018 N 46 вместе с информацией о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица.
Инспекцией в адрес ИФНС России по г. Тамбову с целью подтверждения факта отсутствия препятствий для исключения АНО "Князь Владимир" (далее - организация) из ЕГРЮЛ также направлено письмо от 28.02.2019 N 13-25/04566@. Согласно письму ИФНС России по г. Тамбову от 06.03.2020 N 13-27/006253@ препятствия для исключения организации из ЕГРЮЛ отсутствуют.
20.03.2019 в ЕГРЮЛ внесена запись за ГРН 2196820070643 о прекращении юридического лица - АНО "Князь Владимир" (исключение из ЕГРЮЛ недействующего юридического лица).
Отказывая в удовлетворении заявленных Банком требований, суд первой инстанции верно руководствовался следующим.
Порядок регистрации юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также порядок ведения единого государственного реестра юридических лиц регулируется Федеральным законом N 129-ФЗ от 08.08.2001 "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральным законом N 129-ФЗ от 08.08.2001).
Согласно статье 4 Федерального закона N 129-ФЗ от 08.08.2001 в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.
Перечень сведений и документов о юридическом лице, подлежащих внесению в единый государственный реестр юридических лиц, содержится в статье 5 Федерального закона N 129-ФЗ от 08.08.2001, к таким сведениям относятся, в том числе, способ прекращения юридического лица (путем реорганизации, ликвидации или путем исключения из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа, в связи с продажей или внесением имущественного комплекса унитарного предприятия либо имущества учреждения в уставный капитал акционерного общества, в связи с передачей имущественного комплекса унитарного предприятия или имущества учреждения в собственность государственной корпорации в качестве имущественного взноса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации) (подпункт и).
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона N 129-ФЗ от 08.08.2001 основанием для внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр является решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом.
В соответствии с пунктом 4 статьи 5 Федерального закона N 129-ФЗ от 08.08.2001 каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр. При несоответствии указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи сведений государственных реестров сведениям, содержащимся в документах, представленных при государственной регистрации, сведения, указанные в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений.
Таким образом, данные единого государственного реестра юридических лиц вносятся в реестр и изменяются путем внесения в единый государственный реестр соответствующих записей на основании представленных уполномоченным лицом документов и решения о государственной регистрации, принятого регистрирующим органом.
Согласно статье 64.2 Гражданского кодекса Российской Федерации считается фактически прекратившим свою деятельность и подлежит исключению из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц, юридическое лицо, которое в течение двенадцати месяцев, предшествующих его исключению из указанного реестра, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету (недействующее юридическое лицо).
Исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц влечет правовые последствия, предусмотренные названным Кодексом и другими законами применительно к ликвидированным юридическим лицам.
Аналогичная норма, согласно которой юридическое лицо, не представлявшее в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществлявшее операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность, содержится в пункте 1 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ. Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном названным Федеральным законом.
Пунктами 2 и 3 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ предусмотрено, что при наличии одновременно всех указанных в пункте 1 настоящей статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц. Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения.
Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
Согласно пункту 4 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N129-ФЗ заявления могут быть направлены в срок не позднее, чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается, и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.
Из пункта 7 статьи 22 Закона N 129-ФЗ следует, что в случае, если в течение срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 21.1 настоящего Закона, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из единого государственного реестра юридических лиц путем внесения в него соответствующей записи.
Из материалов дела следует, что основанием для исключения послужили предоставленные в регистрирующий орган справка о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах N 5205-О от 31.10.2018 г., справка об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов N 5205-С от 31.10.2018.
На основании данных справок в рамках своих полномочий и в целях реализации положений статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ регистрирующим органом 19.11.2018 принято решение о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ N 210.
Сообщение о принятии решения о предстоящем исключении АНО "Князь Владимир" вместе с информацией о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица опубликовано в журнале "Вестник государственной регистрации".
Поскольку кредиторы или какие-либо иные лица в установленный срок заявления о прекращении процедуры исключения АНО "Князь Владимир" из ЕГРЮЛ не представили, каких-либо иных заявлений в налоговый орган также не поступило, на регистрирующем органе лежала обязанность завершить процедуру исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ в соответствии с нормами статьи 22 Закона N 129-ФЗ.
Таким образом, процедура, предшествующая исключению из реестра, АНО "Князь Владимир" регистрирующим органом соблюдена, действия в рамках указанной процедуры совершены регистрирующим органом в соответствии с вышеприведенными требованиями закона.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что Комитет своим правом, установленным пунктом 4 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ о направлении заявления, не воспользовался, заявление в налоговый орган не представил.
Правовое регулирование, установленное статьей 21.1 Закона N 129-ФЗ, направлено на обеспечение достоверности сведений, содержащихся в государственном реестре (в том числе о прекращении деятельности юридического лица), доверия к этим сведениям со стороны третьих лиц, предотвращение недобросовестного использования фактически недействующих юридических лиц и тем самым - на обеспечение стабильности гражданского оборота. Данное законоположение применяется с учетом гарантий, предоставленных лицам, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из государственного реестра.
В обеспечение защиты кредиторов и иных лиц, чьи права и законные интересы могут быть нарушены в связи с применением административной процедуры прекращения деятельности юридического лица, как недействующего, регистрирующим органом осуществляется публикация решения о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, которая носит информативный характер и позволяет указанным лицам направить в установленный законом срок в регистрирующий орган заявления, содержащие информацию о том, каким образом проведение данной процедуры нарушает права и законные интересы данных лиц.
Налоговый орган не принимает решение об исключении юридического лица из государственного реестра, если к моменту, когда это решение должно быть принято, поступают заявления соответствующих лиц, либо у регистрирующего органа имеются данные, свидетельствующие об отсутствии у организации признаков недействующего юридического лица (пункт 4 статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ).
Так, 19.07.2018 в ЕГРЮЛ внесена запись о прекращении процедуры исключения АНО "Князь Владимир" на основании заявления заинтересованного лица.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Определении от 17.01.2012 N 143-О-О, пункты 1 - 3 статьи 21.1 и пункт 8 статьи 22 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" подлежат применению с учетом предусмотренных законом гарантий, предоставленных лицам, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц. К таким гарантиям относятся опубликование соответствующих сведений в органах печати, а также размещение в сети Интернет на сайте Федеральной налоговой службы России (Приказ Федеральной налоговой службы от 16 июня 2006 года N САЭ-3-09/355@), а также возможность направления заявления, препятствующего принятию решения об исключении недействующего юридического лица из Реестра.
Как верно указал суд перовой инстанции, в рассматриваемом случае заявитель не реализовал возможность направления заявления, препятствующего принятию решения об исключении недействующего юридического лица из реестра.
Каких-либо мотивированных возражений как в установленный срок, так и до принятия решения об исключении указанного юридического лица как недействующего, в уполномоченный налоговый орган в письменной виде направлено не было, что не оспаривается Комитетом.
Доказательств, подтверждающих, что инспекция на момент принятия решения об исключении АНО "Князь Владимир" из ЕГРЮЛ располагала сведениями, препятствующими принятию указанного решения, в том числе о наличии кредиторов АНО "Князь Владимир", Комитетом также не представлено.
Заявителем также не представлено каких-либо доказательств, подтверждающих фактическую деятельность АНО "Князь Владимир".
Наличие задолженности перед Комитетом, в отсутствие подтверждения осуществления АНО "Князь Владимир" деятельности, не является надлежащим основанием для восстановления записи в реестре.
Учитывая вышеизложенное, судом области обоснованно отказано в удовлетворении заявленных требований.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тамбовской области от 12.11.2020 по делу N А64-2108/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
Т.И. Капишникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-2108/2020
Истец: городской округ - город Тамбов в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом города Администрация города Тамбова Тамбовской области
Ответчик: МРИ ФНС РФ N4 по Тамбовской области
Третье лицо: 19 Арбитражный апелляционный суд