г. Санкт-Петербург |
|
27 января 2021 г. |
Дело N А56-57035/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 января 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Галенкиной К.В.,
судей Баженовой Ю.С., Полубехиной Н.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Вардиковой А.А.,
при участии:
от истца: представитель Антипина В.А., на основании доверенности от 11.01.2021,
от ответчика: представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-33097/2020) Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Имущество Санкт-Петербурга" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.10.2020 по делу N А56-57035/2020, принятое по иску:
истец: Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Имущество Санкт-Петербурга" (адрес: Россия, 191124, Санкт-Петербург, улица Новгородская, дом 20, литера А, помещение 2-Н, ОГРН: 1177847189190, Дата присвоения ОГРН: 29.05.2017, ИНН: 7840066803)
ответчик: общество с ограниченной ответственностью "Атлантида" (адрес: Россия, 198320, Санкт-Петербург, город Красное село, Кингисеппское шоссе, 8, ОГРН: 1027804604497, Дата присвоения ОГРН: 05.12.2002, ИНН: 7807033670)
об обязании,
УСТАНОВИЛ:
Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Имущество Санкт-Петербурга" (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Атлантида" (далее - Общество) об обязании привести использование земельного участка в соответствие с условиями договора аренды от 09.06.2009 N 08-ЗК-01211, устранив нарушения, выявленные Комитетом по Контролю за имуществом Санкт-Петербурга.
Решением от 01.10.2020 суд в удовлетворении исковых требований отказал.
Не согласившись с указанным решением, Учреждение подало апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований, считая, что судом неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применены нормы материального права. По мнению подателя жалобы, материалами дела подтверждается нарушение Обществом условий договора, следовательно, оснований для отказа в иске не имелось.
В настоящем судебном заседании представитель Учреждения поддержал доводы апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, между Комитетом по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга (правопредшественник Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга, арендодатель) и Обществом (арендатор) 09.06.2009 заключен договор N 08-ЗК-01211 (в редакции дополнительного соглашения от 20.02.2015 N 1) (далее - договор) аренды земельного участка площадью 79 кв.м с кадастровым номером 78:40:9003А:1005, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, г. Красное Село, ул. Геологическая, участок 2 (торговый павильон у дома 49 между котельной и трансформаторной булкой).
Пунктом 1.2 договора установлено, что участок предоставляется под объект общественного питания (кафе). Приведенное описание целей использования участка является окончательным, изменение целей не допускается.
В соответствии с пунктом 4.3.1 договора арендатор обязан использовать участок исключительно в соответствии с целями, указанными в пункте 1.2 договора.
По результатам обследования земельного участка, проведенного Комитетом по контролю за имуществом Санкт-Петербурга 09.07.2019, установлено, что на участке частично размещен нестационарный торговый объект - павильон с адресным ориентиром: Санкт-Петербург, г. Красное Село, ул. Геологическая, дом 49, корпус 4, обшитый металлическим профлистом, площадью 89 кв.м (длиной 12,7 кв.м и шириной 7 м), объект функционирует как объект в сфере мелкорозничной торговли, также осуществляется реализация алкогольной продукции.
Таким образом, Обществом допущены нарушения пункта 1.2 договора.
На основании пункта 5.5 договора истец начислил ответчику штраф в размере восьмидесяти процентов от квартальной арендной платы, установленной на момент нарушения. Размер штрафа составляет 30 254 руб. 82 коп.
Указанный штраф был оплачен ответчиком, что подтвердил представитель истца апелляционному суду.
По результатам проверки, проведенной 17.02.2020, установлено, что нарушения, выявленные при проведении проверки 09.07.2019, не устранены, объект по-прежнему функционирует как объект в сфере мелкорозничной торговли, в объекте осуществляется реализация алкогольной продукции.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд пришел к выводу, что обжалуемое решение подлежит отмене.
В соответствии с положениями статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Согласно пункту 1 статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Материалами дела, а именно представленными актами от 09.07.2019 и от 17.02.2020, приложенными фототаблицами подтверждается, что условия договора, предусмотренные пунктом 1.2 договора, Обществом нарушены, поскольку Обществом допущено использование участка с нарушением установленных целей.
Принимая во внимание подтвержденный факт допущенного Обществом нарушения условий договора, требование Учреждения об обязании привести использование земельного участка в соответствие с условиями договора аренды от 09.06.2009 N 08-ЗК-01211, устранив нарушения, выявленные Комитетом по Контролю за имуществом Санкт-Петербурга при проведении проверок 09.07.2019 и 17.02.2020, заявлено правомерно.
Апелляционный суд отмечает, что факты выявленных нарушений ответчиком не оспариваются, более того, ответчик оплатил штраф в связи с допущенными нарушениями, подтвердив тем самым обстоятельства, на которые ссылается истец в обоснование своих требований.
Выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований считать представленные истцом акты обследований надлежащими доказательствами ввиду того, что они составлены в одностороннем порядке, апелляционный суд полагает ошибочными.
Комитет по контролю за имуществом Санкт-Петербурга создан от имени субъекта Российской Федерации - города Санкт-Петербурга постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23.03.2016 N 207 "О мерах по совершенствованию контроля за использованием объектов недвижимости Санкт-Петербурга". Комитет является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга.
В соответствии со статьей 8 Закона Санкт-Петербурга от 24.06.2009 N 335-66 "О Правительстве Санкт-Петербурга" Правительство Санкт-Петербурга распределяет полномочия между исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга, утверждает положения о соответствующих исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербурга.
Пунктами 1.2 и 1.3 Положения о Комитете по контролю за имуществом Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23.03.2016 N 207 "О мерах по совершенствованию контроля за использованием объектов недвижимости Санкт-Петербурга", установлено, что Комитет по контролю за имуществом Санкт-Петербурга проводит государственную политику в сфере контроля за использованием и сохранностью государственного имущества Санкт-Петербурга (за исключением объектов жилищного фонда), обеспечения проведения инвентаризации объектов нежилого фонда, а также в сфере земельных отношений в части, касающейся обеспечения проведения инвентаризации земель и инвентаризации территорий зеленых насаждений общего пользования в Санкт-Петербурге, осуществления земельного контроля в Санкт-Петербурге, выявления и предотвращения деятельности по самовольному строительству на территории Санкт-Петербурга, а также демонтажа самовольных построек на территории Санкт-Петербурга, и координирует деятельность исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в указанных сферах. Он является уполномоченным органом по осуществлению земельного контроля в Санкт-Петербурге.
Согласно пунктам 1.2 и 1.4 распоряжения Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 05.09.2017 N 11-р "Об утверждении Порядка проведения обследований земельных участков и объектов нежилого фонда" обследование земельных участков - это визуальный осмотр должностными лицами Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга земельных участков с целью проверки соблюдения условий договоров, заключенных в отношении объектов недвижимости.
Согласно пункту 1.4 названного распоряжения предметом обследования является соблюдение исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами прав Санкт-Петербурга на объекты недвижимости, а также требований по использованию объектов недвижимости, в том числе:
- требований по оформлению прав на объекты нежилого фонда и разрешительных документов на их переустройство и (или) перепланировку;
- порядка распоряжения и использования объектами нежилого фонда;
- требований по оформлению документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности на земельных участках;
- требований по обеспечению доступа на земельные участки общего пользования;
- соблюдение условий договоров, заключенных в отношении объектов недвижимости;
- выполнения требований Комитета об устранении выявленных нарушений.
На основании пункта 3.1 распоряжения Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 05.09.2017 N 11-р "Об утверждении Порядка проведения обследований земельных участков и объектов нежилого фонда" обследование может проводиться должностными лицами Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга без взаимодействия с правообладателем (пользователем) объекта недвижимости.
В данном случае, обследования земельного участка были произведены в рамках полномочий, установленных вышеуказанными нормативно-правовыми актами, а также в рамках гражданско-правовых отношений.
Результаты обследования отражаются в соответствующем акте.
Из приведенных положений распоряжения N 11-р следует, что Комитет по контролю за имуществом Санкт-Петербурга вправе проводить осмотр объектов недвижимости, переданных в аренду, с целью проверки соблюдения условий договора, что означает в то же время, что такие проверки должны осуществляться в рамках условий соответствующих договоров.
Пунктом 4.3.4 договора предусмотрена обязанность арендатора обеспечивать представителям арендодателя и органам государственного контроля и надзора свободный доступ на участок для осмотра и проверки соблюдения условий договора, а положения Гражданского кодекса Российской Федерации обязывают арендатора использовать предоставленное в аренду имущество в соответствии с теми целями, которые согласованы сторонами.
С учетом приведенного проведение проверки использования объекта в рамках спорного договора могло осуществляться без участия правообладателя объекта недвижимости.
Комитет по контролю за имуществом Санкт-Петербурга осуществлял проверку фактического пользования участка, являясь лицом, уполномоченным на совершение данных действий. Его действия по обследованию участка были направлены на выявление фактического состояния участка, соблюдение условий договора.
Учитывая изложенное, решение подлежит отмене, а исковые требования удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.10.2020 по делу N А56-57035/2020 отменить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью "Атлантида" привести использование земельного участка в соответствие с условиями договора аренды от 09.06.2009 N 08-ЗК-01211, устранив нарушения, выявленные Комитетом по контролю за имуществом Санкт-Петербурга.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Атлантида" в доход федерального бюджета 6 000 руб. государственной пошлины по иску, 3 000 руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
К.В. Галенкина |
Судьи |
Ю.С. Баженова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-57035/2020
Истец: САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ИМУЩЕСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА"
Ответчик: ООО "АТЛАНТИДА"