город Воронеж |
|
21 января 2021 г. |
Дело N А36-3649/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 января 2021 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Осиповой М.Б.,
судей Протасова А.И.,
Малиной Е.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сакварелидзе Н.Г.,
при участии:
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Липецкой области: Ложкарева А.С., представитель по доверенности от 30.06.2020 N 0525/25, предъявлен диплом о высшем образовании по специальности "Юриспруденция";
от общества с ограниченной ответственностью "Центр коммунального обслуживания": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Липецкой области на решение Арбитражного суда Липецкой области от 30.09.2020 по делу N А36-3649/2020 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Центр коммунального обслуживания" (ОГРН 1154827025264, ИНН 4825115271) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N6 по Липецкой области (ОГРН 1134823000014, ИНН 4826085887) о признании незаконным бездействия по непринятию решения о признании безнадежными к взысканию и списанию недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам в период с 19.03.2020 по 29.09.2020, о признании безнадежными к взысканию и списании недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам по состоянию на 22.09.2020 в общей сумме 8 985 021 руб. 17 коп., в том числе страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный Фонд Российской Федерации, пени и штрафы - 4 264 486 руб. 34 коп., налог на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент, пени и штрафы - 2 899 789 руб. 90 коп., налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, пени и штрафы - 251 512 руб. 67 коп., страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, пени и штрафы - 551 739 руб. 51 коп., страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемые в бюджет Федерального фонда, пени и штрафы - 1 017 483 руб. 75 коп., обязании устранить нарушения прав и законных интересов,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Центр коммунального обслуживания" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Липецкой области (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании незаконным бездействия по непринятию решения о признании безнадежными к взысканию и списанию недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам общества с ограниченной ответственностью "Центр коммунального обслуживания"в период с 19.03.2020 по 29.09.2020; признании безнадежными к взысканию и списании недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам общества с ограниченной ответственностью "Центр коммунального обслуживания" по состоянию на 22.09.2020 в общей сумме 8 985 021 руб. 17 коп., в том числе страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный Фонд Российской Федерации, пени и штрафы - 4 264 486 руб. 34 коп., налог на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент, пени и штрафы - 2 899 789 руб. 90 коп., налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, пени и штрафы - 251 512 руб. 67 коп., страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, пени и штрафы - 551 739 руб. 51 коп., страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемые в бюджет Федерального фонда, пени и штрафы - 1 017 483 руб. 75 коп. (с учетом принятых арбитражным судом уточнений требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определением Арбитражного суда Липецкой области от 29.09.2020 требования общества с ограниченной ответственностью "Центр коммунального обслуживания" о признании незаконным бездействия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Липецкой области по непринятию решения о признании безнадежными к взысканию и списанию недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам общества с ограниченной ответственностью "Центр коммунального обслуживания" в период с 19.03.2020 по 29.09.2020 оставлены без рассмотрения.
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 30.09.2020 заявление общества с ограниченной ответственностью "Центр коммунального обслуживания" удовлетворено частично, признана безнадежной к взысканию и списана задолженность общества с ограниченной ответственностью "Центр коммунального обслуживания" по налогам, взносам, пеням и штрафам в общей сумме 6 782 975 руб. 92 коп., в том числе: налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы без расходов - 195 223 руб. 30 коп.; налог на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент - 1 972 241 руб.; страховые взносы на обязательное медицинское страхование в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за периоды с 01.01.2017 - 581 379 руб. 30 коп.; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии за расчетные периоды с 01.01.2017 - 2 447 587 руб. 22 коп.; страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за периоды с 01.01.2017 - 326 612 руб. 03 коп.; пени - 1 121 496 руб. 27 коп.; штрафы -137 536 руб. 80 коп.
На Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 6 по Липецкой области возложена обязанность устранить нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Центр коммунального обслуживания" в указанной части.
В удовлетворении остальной части заявленных обществом с ограниченной ответственностью "Центр коммунального обслуживания" требований отказано.
С Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Липецкой области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Центр коммунального обслуживания" взысканы судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 3 000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, Инспекция обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части удовлетворения требований налогоплательщика и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Инспекция ссылается на то, что спорная задолженность Общества не является безнадежной ко взысканию. Так, Инспекция указывает, что после получения судебного акта по делу N А36-12194/2019 о прекращении производства по делу о банкротстве Общества Инспекцией установлен факт осуществления Обществом финансово-хозяйственной деятельности при наличии непогашенной задолженности, которая по состоянию на 03.06.2020 составляла 8 590 935 руб. 30 коп. Так, в период приостановления Инспекцией операций но расчетному счету Общества имело место перечисление денежных средств через третьих лиц (выдача заработной платы работникам, оплата договоров, оплата лизинговых платежей).
Кроме того, при анализе расчетного счета Общества, установлено, что в период приостановления операций по счету в 2019 году Общество продолжало вести финансово-хозяйственную деятельность через расчетный счет ООО "ОВЦ", ИНН 4825072282, а именно в 2019 производятся выплаты: заработной платы работникам Общества, оплата за Общество лизинговых платежей по договору лизинга транспортного средства (договор N 78026/01-14 ЛПЦ от 13.02.2017), за ремонт оргтехники, а также оплата по иным договорам гражданско-правового характера.
Также у Общества имеется дебиторская задолженность.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель общества с ограниченной ответственностью "Центр коммунального обслуживания" не явился, лицо, участвующее в деле, извещено о времени и месте судебного разбирательства в установленном законом порядке.
На основании статей 123, 156, 184, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассматривалось в отсутствие представителя стороны.
В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта лишь в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Из апелляционной жалобы налогового органа с учетом ее уточнений, принятых судом апелляционной инстанции, следует, что решение суда первой инстанции обжалуется в части удовлетворения требований Общества о признании безнадежной к взысканию и списании задолженности общества с ограниченной ответственностью "Центр коммунального обслуживания" по налогам, взносам, пеням и штрафам в общей сумме 6 782 975 руб. 92 коп.
Сторонами ходатайство о пересмотре решения суда первой инстанции в полном объеме не заявлялось, соответствующих возражений не заявлено, в связи с чем, исходя из положений части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд проверяет законность и обоснованность решения Арбитражного суда Липецкой области от 30.09.2020 по настоящему делу в обжалуемой части, т.е. в части признании безнадежной к взысканию и списании задолженности общества с ограниченной ответственностью "Центр коммунального обслуживания" по налогам, взносам, пеням и штрафам в общей сумме 6 782 975 руб. 92 коп., в том числе: налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы без расходов - 195 223 руб. 30 коп.; налог на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент - 1 972 241 руб.; страховые взносы на обязательное медицинское страхование в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за периоды с 01.01.2017 - 581 379 руб. 30 коп.; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии за расчетные периоды с 01.01.2017 - 2 447 587 руб. 22 коп.; страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за периоды с 01.01.2017 - 326 612 руб. 03 коп.; пени - 1 121 496 руб. 27 коп.; штрафы -137 536 руб. 80 коп.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя лица, участвующего в деле, явившегося в судебное заседание, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы Инспекции.
Как следует из материалов дела, Инспекция обратилась в арбитражный суд с заявлением от 26.11.2019 N 10-16/27153 о признании Общества несостоятельным (банкротом); признании требований ФНС России в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Липецкой области к Обществу по обязательным платежам в бюджет в размере 6 782 975 руб. 92 коп., в том числе: налог взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы без расходов - 195 223 руб. 30 коп.; налог на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент - 1 972 241 руб.; страховые взносы на обязательное медицинское страхование в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за периоды с 01.01.2017 - 581 379 руб. 30 коп.; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии за расчетные периоды с 01.01.2017 - 2 447 587 руб. 22 коп.; страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за периоды с 01.01.2017 - 326 612 руб. 03 коп.; пени - 1 121 496 руб. 27 коп.; штрафы -137 536 руб. 80 коп. (л.д. 12-17).
Определением Арбитражного суда Липецкой области от 11.03.2020 по указанному делу N А36-12194/2019 производство по делу прекращено (л.д. 10-11).
Основанием для прекращения производства по делу о признании Общества несостоятельным (банкротом) послужили установленные судом факты об отсутствии у должника средства, достаточных для возмещения (покрытия) расходов по делу о банкротстве, отсутствии у должника имущества, на которое в силу закона может быть обращено взыскание, а также факт не перечисления денежных средств в размере, достаточном для финансирования процедуры банкротства.
Общество обратилось в Инспекцию с заявлением, в котором просило на основании подпункта 4.3 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и определения Арбитражного суда Липецкой области от 11.03.2020 по делу N А36-12194/2019 вынести решение о признании безнадежными к взысканию и списании недоимки и задолженности Общества по пеням, штрафам и процентам (л.д.7).
В ответе от 08.04.2020 N 10-16/07362 налоговый орган сообщил об отказе в принятии решения о признании безнадежной к взысканию и списании задолженности по налогам, пени и штрафам в связи с тем, что рассматривается вопрос об обжаловании определения от 11.03.2020 по делу N А36-12194/2019 (л.д. 8).
Общество повторно обратилось в Инспекцию с аналогичным заявлением, которое оставлено налоговым органом без удовлетворения (л.д. 9, 33).
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Частично удовлетворяя заявленные Обществом требования, суд первой инстанции верно руководствовался следующим.
В силу подпункта 4.3 пункта 1 статьи 59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта о возвращении заявления о признании должника банкротом или прекращении производства по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве.
В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2019) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.04.2019) разъяснено, что согласно подпункту 4.3 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации принятие судом в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, определения о возвращении заявления уполномоченного органа о признании организации-должника банкротом или о прекращении производства по делу о банкротстве, возбужденному по заявлению уполномоченного органа, является самостоятельным основанием для признания недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию. Для списания задолженности по указанному основанию не требуется устанавливать каких-либо дополнительных обстоятельств.
Судам следует учитывать, что такое списание задолженности, по смыслу разъяснений, данных в пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.12.2017 N 53 "О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве", само по себе не препятствует последующей подаче уполномоченным органом в общеисковом порядке заявления о привлечении лица, контролирующего должника, к ответственности по списанным обязательствам и не может служить единственным основанием для исключения списанной задолженности из общего размера ответственности контролирующего лица.
Кроме того, если после возвращения уполномоченному органу заявления о признании организации-должника банкротом (прекращения производства по делу о банкротстве, возбужденному по заявлению уполномоченного органа) в связи с отсутствием средств, необходимых на покрытие расходов по делу о банкротстве, будут выявлены имущество должника, скрываемое им, или иные обстоятельства, указывающие на возможность поступления имущества в собственность должника (например, посредством фактического получения имущества через процедуру оспаривания сделок), которые не были и не могли быть достоверно известны уполномоченному органу, по его заявлению определение о возвращении заявления (о прекращении производства по делу) может быть пересмотрено применительно к положениям пункта 1 части 2 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В случае пересмотра определения суд, устанавливая общий объем обязательств должника перед бюджетом, проверяет, были ли налоговым органом восстановлены в соответствии с законодательством Российской Федерации суммы, списанные ранее на основании отмененного судебного акта.
С учетом установленных обстоятельств и вышеуказанных разъяснений Верховного суда РФ, при наличии вступившего в законную силу определения от 11.03.2020 по делу N А36-12194/2019 для списания задолженности в общей сумме 6 782 975 руб. 92 коп. в соответствии с подпунктом 4.3 пункта 1 статьи 59 НК РФ, суд первой инстанции правомерно указал, что для признания спорной задолженности безнадежной ко взысканию, не требуется устанавливать каких-либо дополнительных обстоятельств.
В этой связи возражения налогового органа, изложенные в отзыве, относительно невозможности списания задолженности в общей сумме 6 782 975 руб. 92 коп. не имеют правового значения в рамках данного спора.
При этом, исходя из вышеуказанных разъяснений Верховного суда Российской Федерации, после прекращения производства по делу о банкротстве, возбужденному по заявлению уполномоченного органа в связи с отсутствием средств, необходимых на покрытие расходов по делу о банкротстве, в случае выявления имущества должника, скрываемого им, или иных обстоятельств, указывающих на возможность поступления имущества в собственность должника (например, посредством фактического получения имущества через процедуру оспаривания сделок), которые не были и не могли быть достоверно известны уполномоченному органу, налоговый орган вправе обратиться с заявлением о пересмотре определения о прекращении производства по делу в порядке пункта 1 части 2 статьи 311 АПК РФ.
Однако доказательств отмены определения от 11.03.2020 по делу N А36-12194/2019 или его пересмотра применительно к положениям пункта 1 части 2 статьи 311 АПК РФ на момент рассмотрения настоящего дела налоговым органом не представлено.
При таких обстоятельствах, требования Общества о признании безнадежными к взысканию и списании задолженности по налогам, взносам, пеням и штрафам в части суммы 6 782 975 руб. 92 коп. являются обоснованными и правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы Инспекции судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку основаны на неверном понимании норм права и выводов суда первой инстанции не опровергают. По сути, доводы жалобы сводятся к несогласию Инспекции с оценкой представленных в материалы дела доказательств, что не может являться основанием к отмене либо изменению судебного акта.
У суда апелляционной инстанции отсутствуют основания полагать, что при оценке представленных в материалы дела доказательств, судом первой инстанции нарушены положения статьи 71 АПК РФ.
Суд первой инстанции не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта (часть 4 статьи 270 АПК РФ).
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение Арбитражного Липецкой области от 30.09.2020 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Инспекции без удовлетворения.
Исходя из результатов рассмотрения апелляционной жалобы, а также, учитывая, что в силу статьи 333.37 НК РФ налоговые органы освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, расходы по уплате государственной пошлины по настоящей апелляционной жалобе распределению не подлежат.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Липецкой области от 30.09.2020 по делу N А36-3649/2020 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Липецкой области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
М.Б. Осипова |
Судьи |
А.И. Протасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А36-3649/2020
Истец: ООО "Центр коммунального обслуживания"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральная налоговая служба N6 по Липецкой области