Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 29 апреля 2021 г. N Ф09-2681/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Пермь |
|
27 января 2021 г. |
Дело N А71-4852/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 января 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Трефиловой Е.М.,
судей Голубцова В.Г., Савельевой Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Тиуновой Н.П.,
при участии в судебном заседании:
от истца - Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики: Дегтярева С.Г., паспорт, доверенность от 01.01.2021;
от иных лиц, участвующих в деле, - представители не явились,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещенные надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
ответчика общества с ограниченной ответственностью "Русь"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 18 сентября 2020 года по делу N А71-4852/2019
по иску Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики (ОГРН 1021801162679, ИНН 1831044305)
к обществу с ограниченной ответственностью "Русь" (ОГРН 1051801256737, ИНН 1802004467)
третье лицо: Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики
о взыскании 7 006 119 руб. ущерба,
УСТАНОВИЛ:
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики (далее - истец, Минприроды УР) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Русь" (далее - ответчик, ООО "Русь") о взыскании 14 210 558 руб. ущерба, причиненного лесному фонду (с учетом ходатайства истца об уточнении исковых требований, принятого судом первой инстанции в порядке ст. 49 АПК РФ).
В порядке ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 18.09.2020 исковые требования удовлетворены, с общества "Русь" в пользу Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики взыскано 14 210 558 руб. ущерба; в доход федерального бюджета 94 053 руб. государственной пошлины.
Не согласившись с судебным актом, ответчик обратился в апелляционный суд с жалобой, просит решение суда отменить, принять новое решение по делу и отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Согласно доводам жалобы, ответчик считает, что экспертное заключение Центральной экоаналитической лаборатории РЦ ГЭКМ по УР АУ "Управление Минприроды УР", составленное по итогам проведенной в рамках административного расследования экспертизы, таком по своему содержанию не является, поскольку содержит только информацию о превышения содержания химических соединений в образцах почвы по сравнению с фоновыми показателями, без исследования вопросов о последствиях такого превышения в виде ущерба, причиненного окружающей среде в виде деградации почвы или иное ухудшение ее качества; по мнению ответчика, истцом не представлено ни одного исследования сточных вод от фермы ООО "Русь"; согласно служебной записке лесничего Карсовайского лесничества, обнаружено два вида стоков от фермы и от силосной ямы; сбрасываемые в лес навозосодержащие отходы (сточные воды) от молочно-товарной фермы ООО "Русь" не являются отходами в понимании Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"; при проведении судебной почвоведческой и дендрологической экспертизы допущены грубые ошибки, выводы экспертов содержат несоответствия и противоречия, судом неправомерно отклонено ходатайство ответчика о назначении повторной экспертизы; причинно-следственная связь между гибелью деревьев в 2017 году и попаданием навозосодержащих отходов (сточных вод) от молочно-товарной фермы ООО "Русь" в лесной фонд в 2018 году судом не исследована.
Участвовавший в судебном заседании представитель истца ссылался на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, против доводов апеллянта возражал по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу, просил оставить решение суда без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Третье лицо - Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики в представленном в суд апелляционной инстанции отзыве на апелляционную жалобу поддержало доводы апеллянта, просило решение суда отменить, принять новое решение по апелляционной жалобе ООО "Русь"; также заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Ответчик и третье лицо о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что на основании части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом из материалов дела, 13.07.2018 в ходе патрулирования лесов лесничим Карсовайского участкового лесничества Балезинского лесничества Вылегжаниным Андреем Алексеевичем в квартале N 184 выдел 10 обнаружен сброс загрязненных сточных вод, текущих от молочно-товарной фермы, расположенной выше по рельефу местности, расположенной в д. Базаны Балезинского района.
При осмотре прилегающей к молочно-товарной ферме территории установлено, что с торца здания фермы на поле направлен шнековый навозо-уборочный транспортёр. Под транспортёром отсутствует приёмная тара под навоз, в результате чего сброс проводится на поле и далее стекает по рельефу местности попадает в лесной фонд (квартал 183 выдел 10 Карсовайского участкового лесничества Балезинское лесничество), о чем составлен акт от 13.07.2018.
Как указывает истец, в ходе выяснения обстоятельств установлено, что сброс сточных вод осуществлялся ООО "Россия" в квартале N 184 выдел N 11 Карсовайского участкового лесничества Балезинского лесничества Балезинского района Удмуртской Республики. Впоследствии ООО "Россия" (ИНН 1802004467, ОГРН 1051801256737) сменило наименование на Общество с ограниченной ответственностью "Русь" (ответчик по настоящему делу).
По данному факту 06.09.2018 Минприроды УР вынесено определение о возбуждении административного дела и проведении административного расследования.
В рамках административного расследования определением от 06.09.2018 была назначена экспертиза, которая была поручена специалистам РЦ ГЭКМ по УР АУ "Управление Минприроды УР".
Во исполнение указанного определения, 20 сентября 2018 года совершен выезд на адрес ООО "Русь", отобраны образцы сточных вод, почвы, загрязненной сточными водами, сбрасываемыми от молочно-товарной фермы ООО "Россия", расположенной в д. Базаны Балезинского района, а также проб почвы на сопредельной территории аналогичного целевого назначения и вида использования, не испытывающих негативного воздействия от сброса сточных вод. Кроме того, экспертам ставилась задача установить площадь загрязненного участка. Проведение отбора проб осуществлено в присутствии: начальника сектора отбора и подготовки проб центральной экоаналитической лаборатории АУ "Управление Минприроды УР" Сырых И.В.; специалиста - эксперта отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) в лесах Минприроды УР Вычужанина П.М.; заместителя директора ООО "Россия" Светлакова В.И.
На территории молочно-товарной фермы была отобрана проба сточной воды неочищенной (шифр пробы N Ст2011(6) - координаты точки отбора N 58°17'24.41'Е53°07'26.02").
Отобраны пробы почвы загрязненные сточными водами и фоновая проба почвы на сопредельной территории аналогичного целевого назначения и вида использования, не испытывающая негативного воздействия от сброса сточных вод:
- проба N 1 N 58°17'24.47" Е 53°07'20.68" - шифр пробы - П2012(х)- фоновая;
- проба N 2 N 58°17'24.08" Е 53°07'21.52" - шифр пробы - П2013(х);
- проба N 3 N 58°17'25.92" Е 53°07'22.75" - шифр пробы - П2014(х);
- проба N 4 N 58°17'26.74" Е 53°07'22.88" - шифр пробы - П2015(х);
- проба N 5 N 58°17'27.71" Е 53°07'22.86" - шифр пробы - П201б(х);
- проба N 6 N 58°17'27.47" Е 53°07'24.64" - шифр пробы - П2017(х);
- проба N 7 N 58° 17'28.96" Е 53°07'24.52" - шифр пробы - П2018(х);
- проба N 8 N 58°17'30.11" Е 53°07'26.06" - шифр пробы - П2019(х);
- проба N 9 N 58°17'30.31" Е 53°07'28.23" - шифр пробы - П2020(х);
- проба N 10 N 58°17'26.65" Е 53°07'28.78" - шифр пробы - П2021(х);
- проба N 11 N 58°17'26.17" Е 53°07'27.90" - шифр пробы - П2022(х).
По результатам указанных действий составлены акты отбора проб почв N 570 от 20.09.2018, акт отбора от 20.09.2018 г. N 571, 571/2. Пробы отобраны с одинаковой глубины, глубина взятия проб 0,1 м.
В соответствии с экспертным заключением Центральной экоаналитической лаборатории РЦ ГЭКМ по УР АУ "Управление Минприроды УР" (аттестат аккредитации РОСС СОБ 7.00159.2014) по результатам количественного химического анализа почвы выявлено превышение загрязняющих веществ в сравнении с фоновыми показателями - точки отобранной на сопредельной территории аналогичного целевого назначения и вида использования, не испытывающей негативного воздействия от сброса сточных вод по следующим загрязняющим веществам:
- азот аммонийный: выявлено превышение в сравнении с нижним пределом обнаружения методики в пробе N 2 с шифром П2013(х) не менее чем в 1,23 раза, в пробе N 4 с шифром П2015(х) в 1,2 раза, в пробе N 6 с шифром П2017(х) в 1,06 раза; в пробе N 10 с шифром П2021(х)в 1,89 раза;
- железо (III) оксид: выявлено превышение в сравнении с фоновой пробой в пробе N 2 с шифром П2013(х) в 1,16 раз; в пробе N 3 с шифром П2014(х) в 1,02 раза;
- нефтепродукты: выявлено превышение в сравнении с фоновой пробой в пробе N 6 с шифром П2017(х) в 1,22 раза; в пробе N 7 с шифром П2018(х) в 2,9 раза; в пробе N 8 с шифром П2019(х) в 1,97 раза;
- сульфат - ион: выявлено превышение в сравнении с нижним пределом обнаружения методики в пробе N 10 с шифром П2021(х) не менее чем в 8,85 раза;
- по хлорид-ионам выявлено превышение в сравнении с фоновой в пробе N 6 с*шифром П2017(х) в 18,4 раза; в пробе N 7 с шифром П2018(х) в 20,9 раза; в пробе N 8 с шифром П2019(х) в 24,9 раза, в пробе N 10 с шифром П20201(х) в 12,9 раза.
Содержание фосфат-ионов (кислоторастворимых) в фоновой точке выходят за пределы обнаружения методики определения также как и в загрязненных точках. Влияние данных веществ рассчитать не возможно, так как полученные величины загрязняющих веществ метрологически не обеспечены.
По результатам экотоксикологического анализа проба сточной воды неочищенной (протокол N 2011 Ст (б)) оказывает острое токсическое действие, и данный образец может быть отнесен к IV классу опасности, согласно приказа Минприроды России от 04.12.2014 года N 536 "Об утверждении Критериев отнесения отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду".
Общая рассматриваемая при экспертизе площадь составила 11310 кв.м., площадь загрязнения с учетом отобранных точек составляет 8563 кв.м.
Постановлением Минприроды УР о назначении административного наказания от 27.12.2018 N 381/1 ООО "Русь" привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) за загрязнение лесов сточными водами, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Кроме того, в Балезинском МСО СУ СК России по Удмуртской Республике по данному факту нарушения правил обращения экологически опасных веществ и отходов, повлекшее загрязнение, отравление или заражение окружающей среды возбуждено уголовное дело N 11802940007008225 по ч.2 ст.247 Уголовного кодекса РФ.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением ООО "Русь" обратилось в Балезинский районный суд Удмуртской Республики, решением Балезинского районного суда УР от 30.08.2019 жалоба ООО "Русь" удовлетворена, постановление N 381/1 от 25.12.2018 о назначении административного наказания, которым ООО "Русь" привлечено к административной ответственности по ч.2 ст. 8.31 КоАП РФ, отменено в связи с тем, что не установлено место совершения правонарушения, дело об административном правонарушении рассмотрено в отсутствие законного представителя юридического лица при отсутствии сведений об извещении последнего о времени и месте рассмотрения дела.
Как указывает истец, место совершения административного правонарушения в акте лесничим указан квартал 184 выдел 10 Карсовайского участкового лесничества Балезинского лесничества, тогда как в определении о возбуждении дела об административном правонарушении и в иных документах указан квартал 183 выдел 11 Карсовайского участкового лесничества Балезинского лесничества. В постановлении о назначении административного наказания от 25.12.2018 N 381/1 ошибочно указано совершение административного правонарушения - квартал 184 выдел 10 Карсовайского участкового лесничества Балезинского лесничества.
Кроме того, из материалов дела следует, что 09.09.2019 лесничий Карсовайского участкового лесничества Балезинского лесничества в ходе патрулирования лесов 09.09.2019 обнаружил в квартале N 183 выдел N 11 Карсовайского участкового лесничества Балезинского лесничества загрязнение лесных земель сточными и промышленными отходами, стекающими с молочно-товарной фермы, принадлежащей ООО "Русь", расположенной выше по склону в д. Базаны Балезинского района УР.
В результате промышленных стоков, текущих с молочно-товарной фермы произошло загрязнение лесных земель на площади 1,62 гектара в квартале N 183 выдел N 11 Карсовайского участкового лесничества Балезинского лесничества. Также рядом с фермой находится силосная яма, которая расположена в 30 метрах от лесных насаждений выдела N 11 квартала N 183 Карсовайского участкового лесничества Балезинского лесничества, с которой по канаве бегут сточные и промышленные отходы в сторону выдела N 11 квартала N 183 Карсовайского участкового лесничества Балезинского лесничества. Данный факт зафиксирован лесничим Карсовайского участкового лесничества в служебной записке от 09.09.2019. Примерная площадь загрязнения составила 1,62 гектара.
Установлено, что сброс сточных и промышленных отходов осуществляется молочно-товарной фермой, принадлежащей ООО "Русь".
В рамках проведения административного расследования было вынесено определения о назначении по экспертизы от 12.09.2019, согласно которому было определено: отобрать пробы почвы, загрязненной сточными водами; отобрать пробы почвы на сопредельной территории, отобрать пробы образцов сточных вод, сбрасываемых от молочно-товарной фермы ООО "Русь". Проведение отбора проб, проведение экспертизы поручено специалистам Центральной экоаналитической лаборатории АУ "Управление Минприроды УР".
Отбор проб произведен специалистами АУ "Управление Минприроды УР" 24.09.2019 и зафиксирован в актах N 1025 и N 1026. При отборе проб присутствовал в том числе заместитель генерального директора Светлаков И.Б.
Всего было отобрано 10 проб, загрязнённых сточными водами, 1 проба почвы фоновая, 1 проба отходов с молочно-товарной фермы ООО "Русь". Координаты каждой точки отбора почвы отражены в акте N 1025 от 24.09.2019. Проба, отобранная с молочно-товарной фермы, отражена в акте N 1026 от 24.09.2019.
По результатам исследований составлены следующие протоколы: результатов экотоксиологического анализа пробы отхода N 27150т(б) от 02.10.2019, результатов количественного химического анализа пробы почвы N 2704 П(х) от 10.10.2019, результатов количественного химического анализа пробы почвы N 2705 П(х) от 10.10.2019, результатов количественного химического анализа пробы почвы N 2706 П(х) от 10.10.2019, результатов количественного химического анализа пробы почвы N 2707 П(х) от 10.10.2019, результатов количественного химического анализа пробы почвы N 2708 П(х) от 10.10.2019, результатов количественного химического анализа пробы почвы N 2709 П(х) от 10.10.2019, результатов количественного химического анализа пробы почвы N 2710 П(х) от 10.10.2019, результатов количественного химического анализа пробы почвы N 2711 П(х) от 10.10.2019, результатов количественного химического анализа пробы почвы N 2712 П(х) от 10.10.2019, результатов количественного химического анализа пробы почвы N 2713 П(х) от 10.10.2019, результатов количественного химического анализа пробы почвы N 2714 П(х) от 10.10.2019. В протоколах отражены результаты анализа по следующим показателям: азот аммонийный, железо, нефтепродукты, сульфат-ион в водной вытяжке, фосфат - ионы, хлорид-ион в водной вытяжке.
Факт превышения загрязняющих веществ в сравнении с фоновыми показателями отражен в экспертном заключении. По результатам исследования проба N 27150 т(б) может быть отнесена к IV классу опасности согласно Приказу Минприроды России от 04.12.2014 N 536 "Об утверждении Критериев отнесения отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду".
Постановлением N 358 от 19.11.2019 по делу об административном правонарушении ООО "Русь" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.31 ч, выразившегося в нарушении п. 14 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.05.2017 N 607 и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением ООО "Русь" обратилось в Балезинский районный суд Удмуртской Республики.
Вступившим в законную силу решением Балезинского районного суда УР от 24.01.2020 жалоба ООО "Русь" удовлетворена частично, постановление изменено в части назначенного наказания, ООО "Русь" за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.31 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 руб. В остальной части постановление оставлено без изменения.
Минприроды УР в адрес ООО "Русь" направлена претензия исх. N 381/1 от 27.12.2018 с предложением добровольно возместить причиненный лесному фонду РФ ущерб в течение месяца со дня получения.
Претензия оставлена ответчиком без удовлетворения, ущерб, причиненный лесному фонду, не возмещен, что послужило основанием для обращения Минприроды УР в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Суд первой инстанции, рассматривая дело, пришел к выводу, что истцом доказана виновность (противоправность) действий ответчика, выразившихся в виде слива на почву лесов жидких отходов производства, установлена причинно-следственная связь между действиями ответчика и наступившими негативными последствиями в виде порчи почвы лесного фонда РФ.
При этом, удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из следующего.
В силу ст. ст. 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Согласно ст. 2 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) лесное законодательство состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Лесные отношения могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить настоящему Кодексу, другим федеральным законам. Правительство Российской Федерации издает нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения в пределах полномочий, определенных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 ЛК РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.
Согласно п. 1 ст. 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды (п. 3 ст. 77 Федерального закона N 7-ФЗ).
В соответствии со ст. 78 Федерального закона N 7-ФЗ определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
В соответствии с п. 6, 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" основанием для привлечения лица к имущественной ответственности является причинение им вреда, выражающееся в негативном изменении состояния окружающей среды, в частности ее загрязнении, истощении, порче, уничтожении природных ресурсов, деградации и разрушении естественных экологических систем, гибели или повреждении объектов животного и растительного мира и иных неблагоприятных последствиях (ст. 1, 77 Федерального закона N 7-ФЗ).
По смыслу ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 77 Федерального закона N 7-ФЗ лицо, которое обращается с требованием о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, представляет доказательства, подтверждающие наличие вреда, обосновывающие с разумной степенью достоверности его размер и причинно-следственную связь между действиями (бездействием) ответчика и причиненным вредом.
В случае превышения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду предполагается, что в результате их действий причиняется вред (ст. 3, п. 3 ст. 22, п. 2 ст. 34 Федерального закона N 7-ФЗ). Бремя доказывания обстоятельств, указывающих на возникновение негативных последствий в силу иных факторов и (или) их наступление вне зависимости от допущенного нарушения, возлагается на ответчика.
В соответствии с п. 14 указанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 N 49 утвержденные в установленном порядке таксы и методики исчисления размера вреда (ущерба), причиненного окружающей среде, отдельным компонентам природной среды (землям, водным объектам, лесам, животному миру и др.), подлежат применению судами для определения размера возмещения вреда, причиненного юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (п. 3 ст. 77, п. 1 ст. 78 Федерального закона N 7-ФЗ, ч. 3, 4 ст. 100 Лесного кодекса Российской Федерации, ч. 2 ст. 69 Водного кодекса Российской Федерации, ст. 51 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах").
В соответствии с п. 1 постановления Правительства УР от 26 декабря 2017 года N 554 "О Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики" Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики является исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики, осуществляющим функции в сфере лесных отношений, уполномоченным на осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) на землях лесного фонда.
Согласно п. 3 и Приложением 1 и 2 Приказа Рослесхоза от 26.06.2012 N 283 "Об администрировании органами государственной власти субъектов РФ, осуществляющими переданные полномочия РФ в области лесных отношений, доходов федерального бюджета" Минприроды УР администрирует доходы федерального бюджета, осуществляя полномочия по начислению, учету, контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления денежных взысканий в бюджет, в том числе по за нарушение лесного законодательства на лесных участках, находящихся в федеральной собственности, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации.
Полномочиями, утвержденными постановлением Правительства УР от 26 декабря 2017 года N 554 "О Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики", Министерство осуществляет функции главного распорядителя (распорядителя) и получателя средств бюджета Удмуртской Республики, предусмотренных на его содержание и реализацию возложенных на него функций, а также функции главного администратора (администратора) доходов бюджета в установленной сфере деятельности.
Судом установлено, материалами дела подтверждается, что 13.07.2018 в ходе патрулирования лесов лесничим Карсовайского участкового лесничества Балезинского лесничества Вылегжаниным Андреем Алексеевичем в квартале N 184 выдел 10 обнаружен сброс загрязненных сточных вод, текущих от молочно-товарной фермы, расположенной выше по рельефу местности, расположенной в д. Базаны Балезинского района.
В ходе выяснения обстоятельств установлено, что сброс сточных вод осуществлялся ООО "Русь" в квартале N 183выдел N 11 Карсовайского участкового лесничества Балезинского лесничества Балезинского района Удмуртской Республики.
По данному факту 06.09.2018 Минприроды УР вынесено определение о возбуждении административного дела и проведении административного расследования. В рамках административного расследования определением от 06.09.2018 была назначена экспертиза, которая была поручена специалистам РЦ ГЭКМ по УР АУ "Управление Минприроды УР", отобраны образцы сточных вод, почвы, загрязненной сточными водами, сбрасываемыми от молочно-товарной фермы ООО "Россия", расположенной в д. Базаны Балезинского района, а также проб почвы на сопредельной территории аналогичного целевого назначения и вида использования, не испытывающих негативного воздействия от сброса сточных вод.
В соответствии с экспертным заключением Центральной экоаналитической лаборатории РЦ ГЭКМ по УР АУ "Управление Минприроды УР" (аттестат аккредитации РОСС СОБ 7.00159.2014) по результатам количественного химического анализа отобранных проб почвы на загрязненной территории выявлено превышение загрязняющих веществ в сравнении с фоновыми пробами почвы на сопредельной территории аналогичного целевого назначения и вида использования, не испытывающей негативного воздействия от сброса сточных вод.
Общая рассматриваемая при экспертизе площадь составила 11310 кв.м., площадь загрязнения с учетом отобранных точек составляет 8563 кв.м.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде", непривлечение лица к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности не исключает возможности возложения на него обязанности по возмещению вреда окружающей среде. Равным образом привлечение лица к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности не является основанием для освобождения лица от обязанности устранить допущенное нарушение и возместить причиненный им вред.
Факт загрязнения лесов, допущенный ООО "Русь" в квартале 183 выделе 11 Карсовайского участкового лесничества Балезинского лесничества, установлен проведенной экспертизой проб почвы. Местоположение загрязнения лесного фонда установлено в ходе проведения экспертизы, в рамках которой при отборе проб снимались географические координаты.
Координаты точек отбора проб определялась специалистами картографами с применением поверенного прибора измерения - геодезического спутникового приемника Ashtec ProMark 100, заводской номер 0200120603048 (свидетельство о поверке N 018792 от 05.02.2018).
Полученные результаты указаны в актах отборов проб, протоколах результатов количественного химического анализа проб почвы, в экспертном заключении в градусах минутах и секундах.
В результате наложения мест отбора проб на карту в программе Google Earth и их сопоставлением с материалами лесоустройства (лесоустроительными планшетами) установлено, что месторасположение загрязненных проб почв соответствует лесному участку в квартале 183 выдел 11 Карсовайского участкового лесничества Балезинского лесничества Балезинского района Удмуртской Республики.
Также судом установлено, что 09.09.2019 лесничий Карсовайского участкового лесничества Балезинского лесничества в ходе патрулирования лесов 09.09.2019 обнаружил в квартале N 183 выдел N 11 Карсовайского участкового лесничества Балезинского лесничества загрязнение лесных земель сточными и промышленными отходами, стекающими с молочно-товарной фермы, принадлежащей ООО "Русь", расположенной выше по склону в д. Базаны Балезинского района УР.
В результате промышленных стоков, текущих с молочно-товарной фермы произошло загрязнение лесных земель на площади 1,62 гектара в квартале N 183 выдел N 11 Карсовайского участкового лесничества Балезинского лесничества. Установлено, что сброс сточных и промышленных отходов осуществляется молочно-товарной фермой, принадлежащей ООО "Русь".
В рамках проведения административного расследования было вынесено определения о назначении по экспертизы от 12.09.2019, согласно которому было определено: отобрать пробы почвы, загрязненной сточными водами; отобрать пробы почвы на сопредельной территории, отобрать пробы образцов сточных вод, сбрасываемых от молочно-товарной фермы ООО "Русь". Проведение отбора проб, проведение экспертизы поручено специалистам Центральной экоаналитической лаборатории АУ "Управление Минприроды УР".
Отбор проб произведен специалистами АУ "Управление Минприроды УР" 24.09.2019 и зафиксирован в актах N 1025 и N 1026. При отборе проб присутствовал, в том числе, заместитель генерального директора Светлаков И.Б.
Факт превышения загрязняющих веществ в сравнении с фоновыми показателями отражен в экспертном заключении. По результатам исследования проба N 27150 т(б) может быть отнесена к IV классу опасности согласно Приказу Минприроды России от 04.12.2014 N 536 "Об утверждении Критериев отнесения отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду".
Постановлением N 358 от 19.11.2019 по делу об административном правонарушении ООО "Русь" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.31 ч.2 КоАП РФ, выразившегося в нарушении п. 14 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.05.2017 N 607 и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Вступившим в законную силу решением Балезинского районного суда УР от 24.01.2020 жалоба ООО "Русь" на постановление N 358 от 19.11.2019 удовлетворена частично, постановление изменено в части назначенного наказания, ООО "Русь" за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.31 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 руб. В остальной части постановление оставлено без изменения.
По результатам проведенного 20.09.2018 отбора проб почвы выявлено превышение загрязняющих веществ в сравнении с фоновыми показателями по следующим загрязняющим веществам:
- азоту аммонийному: в пробеN 2 не менее, чем в 1,23 раза, в пробе N 4 в 1,2 раза; в пробеN 6 в 1,6 раз, в пробе N 10 в 1,89 раз;
- железу: в 2 пробе в 1,16 раз, в 3 пробе в 1,02 раза:
- нефтепродуктам в 6 пробе в 1,22 раза; в 7 пробе в 2,9 раз; в 8 пробе в 1,97 раза; - сульфат-ион в водной вытяжке: выявлено превышение в сравнении с нижним пределом обнаружения методики в пробе N 10 не менее чем в 8,85 раз;
- по хлорид-ион в водной вытяжке: в 6 пробе в 18,4 раза; во 7 пробе в 20,9 раз, в 8 пробе в 24,9 раз, в 10 пробе в 12,9 раз.
В отобранных пробах почвы 24.09.2019 выявлено превышение загрязняющих веществ в сравнении с фоновыми показателями по следующим загрязняющим веществам:
- азоту аммонийному: в 1 пробе в 1,71 раз; в 7 пробе в 7,65 раз;
- железу: в 4 пробе в 2,22 раза;
- нефтепродуктам в 1 пробе в 1,25 раз; в 3 пробе в 1,15 раз; в 6 пробе в 1,09 раз, в 7 пробе в 1,43 раза, в 8 пробе 1,09 раз;
- сульфат-ион в водной вытяжке: в 3 пробе в 1,24 раз, в 4 пробе в 2,14 раз, в 7 пробе в 1,07 раз, в 8 пробе в 1,04 раза;
- по хлорид-ион в водной вытяжке: в 1 пробе в 489 раз; во 2 пробе в 27,2 раза, в 3 пробе в 127 раз, в 4 пробе в 45,3 раза, в 6 пробе в 36,2 раза, в 7 пробе в 45,3 раза.
На основании изложенного, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции установил факт загрязнения почв лесного фонда дважды (20.09.2018 и 24.09.2019) в рамках проведенных экспертиз почв данного лесного участка, расположенного в квартале 183 выделе 11 Карсовайского участкового лесничества на территории Балезинского лесничества Балезинского района Удмуртской Республики.
Доказательств, опровергающих данные обстоятельства, ответчиком суду не представлено (ст. 9, 65 АПК РФ).
В целях установления факта наступления негативных последствий для почвы лесного фонда, наступивших в результате сброса сточных вод на территории Карсовайского участкового лесничества Балезинское лесничество, судом первой инстанции в порядке статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса РФ по ходатайству ответчика и по предложенным им вопросам была назначена судебная почвоведческая и дендрологическая экспертиза, проведение которой поручено экспертам ФГБОУ ВО "УдГУ" Н.И. Науменко, С.В. Дедюхину, И.В. Ермолаеву, Н.Г. Зыкиной. Перед экспертами судом были поставлены следующие вопросы:
- произвести отбор проб почвы и воды по адресу - Удмуртская Республика, Балезинский район, деревня Базаны, севернее (до 200 метров) молочно-товарная ферма ООО "Россия";
- произвести отбор проб зеленых насаждений по адресу - Удмуртская Республика, Балезинский район, деревня Базаны, севернее (до 200 метров) молочно-товарная ферма ООО "Россия";
- определить наличие загрязняющих веществ и величину пре-вышения предельно допустимой концентрации данных веществ в почве и воде;
- в случае выявления наличия загрязняющих веществ и превышения ПДК загрязняющих веществ в почве определить могли ли данные вещества оказать негативное влияние на зеленые насаждения;
- определить причину гибели зеленых насаждений (леса);
- определить количество погибших деревьев определить площадь гибели зеленых насаждений (леса);
- определить размер вреда, причиненного обществом "Русь", землям лесного фонда.
Согласно выводам, изложенным в экспертном заключении ФГБОУ ВО "УдГУ" N 03/06.20 от 19.06.2020:
1. Произведен отбор образцов почвы (12 индивидуальных проб) и воды (2 пробы) по адресу - Удмуртская Республика, Балезинский район, деревня Базаны, севернее мол очно-товарной фермы ООО "Русь". Для проведения количественного химического анализа индивидуальные пробы почв были объединены по 3 в смешанные пробы, одна из которых (фоновая) отобрана за границей нарушенного загрязненными стоками участка леса.
2. Произведен отбор проб зеленых насаждений (древесин и коры поврежденных деревьев) по адресу - Удмуртская Республика, Балезинский район, деревня Базаны, севернее молочно-товарной фермы ООО "Русь" для целей дендрологической и лесопатологической экспертизы. В ходе экспертизы были проведены съем коры, осмотр и изучение древесины усыхающих, сухостойных и поваленных стволов деревьев основных лесообразующих видов (ели финской, пихты сибирской, березы бородавчатой, осины). Следы жизнедеятельности насекомых-ксилофагов отмечены на усохших деревьях всех лесообразующих видов, присутствующих на участке. Однако характер и степень повреждений однозначно свидетельствует, что основная масса их была образована в первый год после гибели деревьев, а с момента усыхания большинства деревьев прошло около 3-х лет (от 2 до 4). Значительная часть усохших деревьев не имеет или имеет минимальные следы жизнедеятельности ксилофагов. Отсюда следует вывод: гибель лесообразующих пород деревьев на данном участке леса не была вызвана массовым развитием насекомых - вредителей леса.
3. Загрязняющие вещества присутствуют в отобранных пробах почвы и воды. В результате слива на участок леса сточных вод молочно-товарной фермой ООО "Русь" почвы и природные воды были загрязнены. Для почв прилегающего к ферме участка леса (проба 4) содержание нитратов превышало в 3,1 раза фоновые показатели, но не превышало ПДК. В других пробах содержание нитратов не превышало фоновое содержание. Природные воды загрязнены ионами. аммония и нитратами. Превышение ПДК отмечено для ионов аммония: в пересчете на азот (СанПиН 2.1.5.980-00, ГН 2.1.5.1315-03) - в 2,3 раза.
4. На основе полученных материалов, по результатам исследования почвенно-растительного покрова, данных химического анализа почв и воды было установлено причинение существенного вреда окружающей среде. Данные вещества могли оказать негативное влияние на зеленые насаждения.
5. Причиной гибели зеленых насаждений (леса) на исследованном участке была постоянная гипоксия (кислородное голодание) и изменение водного, а также минерального питания растений в результате поступления стоков молочно-товарной фермы ООО "Русь" содержащих сумму органических и неорганических поллютантов на протяжении длительного времени (нескольких лет).
6. Площадь погибшего леса: 9593 кв.м.(0,9593 га). Количество погибших деревьев на этой площади 726 шт.
7. Размер вреда, рассчитанный согласно требованиям постановления Правительства РФ N 1730 от 29.12.2018 "Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства" и постановления Правительства РФ N 310 от 22.05.2007 "О ставках платы за единицу объема лесных участков и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности", составил 9 410 042 (девять миллионов четыреста десять тысяч сорок два) рубля.
Оценив представленное в дело заключение эксперта по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции установил, что оно соответствует положениям статей 64, 67, 68, 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не содержит противоречий, является полным, обоснованным и достоверным. Оснований не доверять выводам экспертов, обладающих специальными познаниями и предупрежденными об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, не имеется. Доказательств, опровергающих выводы эксперта, не представлено (ст. 65 АПК РФ).
Доводы ответчика о том, что проведенные в ходе судебной экспертизы лабораторные исследования значительно (в разы) отличаются от тех данных, которые получены по результатам лабораторных исследований, проводившихся истцом, подлежат отклонению, так как в рамках административных расследований исследовались иные загрязняющие вещества, чем в рамках судебной почвоведческой и дендрологической экспертизы. Отбор проб стоков с фермы и/или "открытого массива животноводческих отходов" экспертам в рамках судебной экспертизы не поручался.
Вопреки доводам жалобы, несмотря на то, что исследования почвенного покрова лесного участка произведены не полно, т.к. проводились только по одному веществу - нитрату, эксперты пришли к выводу о загрязнении почв лесного участка навозосодержащими отходами от молочно-товарной фермы ООО "Русь", что подтверждается изменением травянистой растительности и другими факторами по сравнению с участками леса, куда не поступали загрязненные стоки. Указанное загрязнение леса привело к гибели лесных насаждений разного видового состава (ель, пихта, береза, осина), о чем также свидетельствует этномологическое исследование. Эксперты констатируют, что состояние природных объектов лесного участка указывает на многолетнее поступление загрязняющих стоков от молочно-товарной фермы ООО "Русь" в лесной фонд. Иные причины загрязнения почв лесного участка, не связанные с деятельностью ООО "Русь", экспертами не установлены. Доказательств наличия иных обстоятельств, влияющих на возникновение негативных последствий для почв, ответчиком не представлено. В совокупности все три экспертных заключения, представленных в материалы дела, не имеют противоречий между собой, не вызывают сомнений в объективности и полно дают ответы на поставленные вопросы.
Доводы ответчика о том, что суд первой инстанции неправомерно отказал в удовлетворении ходатайства о назначении повторной экспертизы, а полученное судом экспертное заключение не могло быть положено в основу судебного акта, отклоняются, поскольку такая экспертиза в силу статьи 87 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается в случае недостаточной ясности и полноты заключения эксперта, а также при возникновении сомнений в его обоснованности или наличии противоречий в выводах эксперта, однако таких обстоятельств судом не установлено.
Само по себе несогласие заявителя жалобы с выводами судебной экспертизы не является достаточным основанием для назначения по делу повторной судебной экспертизы и не свидетельствует о недостаточной полноте или ясности, необъективности экспертного исследования.
На основании изложенного, заключение эксперта N 03/06.20 от 19.06.2020 в силу части 2 статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерно признано судом первой инстанции допустимым доказательством по делу и исследовано наряду с другими доказательствами.
Таким образом, судом установлено, материалами дела подтверждается, что ответчиком осуществлен сброс навозосодержащих отходов (сточных вод) от молочно-товарной фермы ООО "Русь" на граничащие с ней земли лесного фонда РФ, что привело к загрязнению лесного участка в квартале 183 выдел 11 Карсовайского участкового лесничества Балезинского лесничества. В результате указанного загрязнения лесных участков обнаружено ухудшение качества почвенного покрова в связи с превышением загрязняющих веществ относительно фоновых концентраций почвы на сопредельной территории аналогичного целевого назначения и вида использования, не испытывающих негативного воздействия от сброса сточных вод (фоновая проба). Сравнение показателей загрязненных сточными водами лесных участков производилось с фоновой пробой, поскольку нормативы допустимого воздействия на почвы (предельно допустимые концентрации (далее ПДК)) по исследуемым веществам законодательством Российской Федерации не установлены.
Кроме того, судом установлено, что вред лесному фонду причинен загрязнением (порчей) почв и усыханием древесных насаждений, которые подтверждаются экспертными заключениями. Усыхание леса также является последствиями того факта, что на лесные участки оказывалось влияние, путем периодических сбросов навозосодержащих отходов (сточных вод) от молочно-товарной фермы ООО "Русь" на протяжении длительного времени, приведшего к переувлажнению почвы, что привело к ослаблению древесных насаждений и их гибели.
Таким образом, факт сброса навозосодержащих отходов (сточных вод) от молочно-товарной фермы ООО "Русь" на земли лесного фонда РФ подтверждает факт загрязнения лесного фонда, а ухудшение качества почв лесных участков является последствием указанного загрязнения, причинившим вред лесному фонду.
Ответчик в апелляционной жалобе указывает на то, что истцом не представлено ни одного исследования сточных вод от фермы ООО "Русь", однако в соответствии с экспертным заключением 18.10.2018 по результатам экотоксикологического анализа проба сточной воды неочищенной (протокол N 2011 Ст (б)) оказывает острое токсическое действие, и данный образец может быть отнесен к IV классу опасности, согласно приказу Минприроды России от 04.12.2014 N 536 "Об утверждении Критериев отнесения отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду". Также, как и в рамках проведения экспертизы в 2019 году, в соответствии протоколом результатов экотоксикологического анализа пробы отхода N2715 от 02.10.2019 определена острая токсичность пробы отхода и данный образец отнесен к IV классу опасности, согласно приказа Минприроды России от 04.12.2014 N 536 "Об утверждении Критериев отнесения отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду".
Доводы заявителя жалобы о том, что лесничим Карсовайского лесничества Вылегжаниным А.А. обнаружено два вида стоков от фермы и от силостной ямы не соответствует действительности. В служебной записке от 09.09.2019 Вылегжаниным А.А. зафиксирован факт сброса сточных и промышленных отходов, стекающих от молочно-товарной фермы ООО "Русь". Согласно служебной записке стоки стекают из "силостной ямы" по канаве в квартал 183 выдел 11 Карсовайского участкового лесничества Балезинского лесничества.
Утверждение ответчика о том, что сбрасываемые в лес навозосодержащие отходы (сточные воды) от молочно-товарной фермы ООО "Русь" не являются отходами в понимании Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", а выступают сырьем для производства органических удобрений, основаны на неверном толковании положений данного Закона и не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Так, экспертизами, проведенными в рамках административных расследований в 2018 и 2019 годах, установлено, что навозосодержащие отходы (сточные воды) от молочно-товарной фермы ООО "Русь", относятся к 4 классу опасности для окружающей среды.
Таким образом, сбрасываемые от молочно-товарной фермы сточные воды являются отходом производства 4 класса опасности - навоз крупного рогатого скота свежий (код отхода 1 12 110 01 33 4). Иного не доказано.
Довод ответчика о том, что навоз выступает для ООО "Русь" сырьем для производства органических удобрений также несостоятелен. В случае использования данного отхода в качестве сырья для производства органических удобрений ООО "Русь" в соответствии с пунктом 1 статьи 20 Федерального закона N 89-ФЗ необходимо было бы использовать необходимые технологии, входящие в состав банка данных об отходах и о технологиях утилизации и обезвреживания отходов различных видов. Однако, вместо биотермического обеззараживания навоза и дальнейшего применения технологий производства органических удобрений обществом осуществляется слив и захоронение данного отхода в лес.
Согласно п. 14 Правил санитарной безопасности в лесах, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 20.05.2017 N 607, при использовании лесов не допускается загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса.
Несоблюдение ответчиком данных правил, загрязнение лесов отходами производства влечет нарушение надлежащего состояния территории лесного фонда РФ, ведет к уничтожению травянистой и лесной растительности.
При определении размера ущерба, причиненного лесному фонду, судом первой инстанции обоснованно учтены возражения Минприроды по УР и пояснения эксперта Науменко Н.И. относительно необходимости применения при расчете ущерба методики расчета, утвержденной постановлением Правительства РФ N 1730 от 29.12.2018 "Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства".
Согласно расчету истца, составленному на основании постановлений Правительства РФ N 1730 от 29.12.2018 "Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства", N 310 от 22.05.2007 "О ставках платы за единицу объема лесных участков и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности", размер вреда почвам лесного фонда РФ составляет 14 210 558 руб. Применяемая истцом площадь загрязнения определена истцом в соответствии с заключением экспертов ФГБОУ ВО "УдГУ".
Проанализировав представленный истцом расчет суммы ущерба, суд первой инстанции признал его верным по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 78 Закона N 7-ФЗ определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Таксы и методика для исчисления размера ущерба, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 N 273 "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства".
Методикой исчисления размера вреда, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, утвержденной постановлением N 273, определяется размер вреда, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, и представляющего собой ущерб и упущенную выгоду.
Ущерб, причиненный лесному фонду вследствие порчи почвы, производится в соответствии с таксами для исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, за исключением вреда, причиненного лесным насаждения (п.6 Приложения N 3 к постановление N 1730), в соответствии с которыми размер ущерба составляет 4-кратную наибольшую ставку платы за единицу объема древесины преобладающей основной лесообразующей породы в субъекте Российской Федерации (за каждый квадратный метр снятой, уничтоженной или испорченной почвы, а также за каждое транспортное средство или механизм, кроме специального назначения, находящиеся в защитных лесах вне отведенных мест либо двигающиеся вне существующих лесных дорог).
Лесообразующая порода в Удмуртской Республике установлена Лесным планом Удмуртской Республики, утвержденным указом Главы Удмуртской Республики от 18.12.2019 N 17, в соответствии с которым таковой является ель.
Таким образом, в расчете ущерба должна быть применена наибольшая ставка платы за единицу объема древесины (Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов, утв. постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 года N 310) - 131,4 рубля за один кубометр древесины ели.
Размер ущерба, причиненный лесному фонду вследствие порчи почвы, составляет: 9593*131,4*4*2,62=13 210 251,695 рублей.
Вместе с тем, экспертами сделаны выводы о том, что причиной гибели древесных насаждений послужила постоянная гипоксия (кислородное голодание) и изменение водного, а также минерального питания растений в результате поступления стоков молочно-товарной фермы ООО "Русь", содержащих сумму органических и неорганических поллютантов на протяжении длительного времени (нескольких лет).
Ущерб, причиненный лесному фонду вследствие порчи почвы, не включает в себя вред, причиненный лесным насаждениям. Таким образом, необходимо произвести дополнительный расчет вреда за повреждение деревьев до степени прекращения роста деревьев хвойных пород с диаметром ствола 12 см и более в соответствии с пунктом 1 Приложения N 1 постановления N 1730.
В соответствии с таксами для исчисления размера вреда, причиненного вследствие нарушения лесного законодательства лесным насаждениям, заготовка которых допускается (пункт 1 Приложения N 1 постановления N 1730) размер вреда за повреждение до степени прекращения роста деревьев хвойных пород с диаметром ствола 12 см и более и деревья лиственных пород с диаметром ствола 16 см и более предусматривает 50-кратную стоимость древесины.
Объем и размер стоимости древесины деревьев представлен в следующей таблице.
Порода |
Диаметр ствола на высоте 130 см,см |
Категория крупности |
Объем древесины, куб.м. |
Ставка платы в соответствии с Постановлением N 310, руб.* |
Стоимость древесины, руб. |
Ель |
23.8 |
Средняя |
72,5 |
55,98 |
4058,55 |
Пихта |
23,6 |
Средняя |
34,8 |
55,98 |
1948,104 |
Береза |
20,6 |
Средняя |
41,4 |
31,32 |
1296,648 |
Осина |
29,1 |
Крупная |
43,8 |
8,64 |
378,432 |
|
|
|
|
ИТОГО |
7681,734 |
В соответствии с таблицей N 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" Балезинское лесничество относится к Башкирско-Удмуртскому лесотаксовому району.
183 квартал Карсовайского участкового лесничества Балезинского лесничества в соответствии с приказом Министерства лесного хозяйства Удмуртской Республики от 07.07.2009 N 587 относится к IV (четвертому) разряду такс.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.11.2017N 1363 "О коэффициентах к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" ставки платы, предусмотренные таблицами 1 Постановления N 310, применяются в 2020 году - с коэффициентом 2,62.
Размер вреда, подлежащего возмещению, определяется с точностью до 1 рубля (пункт 5 приложения N 4 Постановления N 1730).
Поскольку в данном случае установлен факт загрязнения почв жидкими отходами производства, суд обоснованно отметил, что при расчете причиненного вреда следует применять наибольшую ставку платы за единицу объема древесины, поскольку это прямо предусмотрено п.6 Приложения N 3 к постановлению N 273, устанавливающим таксы для исчисления размера ущерба при повреждении почв, которое является одним из видов лесонарушения.
Таким образом, как правильно определил суд, размер вреда за повреждение деревьев до степени прекращения роста деревьев хвойных вследствие загрязнения лесных земель сточными водами в выделе 11 квартала 183 Карсовайского участкового лесничества Балезинского лесничества составляет: 7681,734 * 50 * 2,62 = 1 006 307 рублей; в совокупности размер вреда составил: 13 210 251 +1 006 307 = 14 216 558 рублей.
На основании изложенного, правомерно признал представленный истцом расчет суммы ущерба, причиненного ООО "Русь" лесному фонду, верным, соответствующим нормам действующего законодательства. Ответчиком расчет ущерба не оспорен, контррасчет не представлен (ст. 9, 65 АПК РФ).
С учетом установленных обстоятельств, оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, учитывая заключение судебной экспертизы, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об обоснованности заявленных исковых требований и наличии оснований для возложения на ответчика обязанности по возмещению ущерба, причиненного лесному фонду.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд приходит к выводу, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, судом при рассмотрении дела правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, на основе полного и всестороннего исследования доказательств, выводы, изложенные в обжалуемом судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Доводы апелляционной жалобы выводы суда не опровергают, по существу сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судом обстоятельств, оснований для переоценки которых суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 270 АПК РФ основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 18 сентября 2020 года по делу N А71-4852/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Е.М. Трефилова |
Судьи |
В.Г. Голубцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-4852/2019
Истец: Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики
Третье лицо: ООО "Русь", Светлаков Владислав Иванович, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Удмуртский государственный университет"
Хронология рассмотрения дела:
11.04.2022 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-12331/20
29.04.2021 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-2681/2021
27.01.2021 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-12331/20
02.12.2020 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-12331/20
18.09.2020 Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики N А71-4852/19