Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 мая 2021 г. N Ф07-4728/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Вологда |
|
26 января 2021 г. |
Дело N А05-7802/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2021 года.
В полном объёме постановление изготовлено 26 января 2021 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Романовой А.В., судей Зайцевой А.Я. и Зориной Ю.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бахориковой М.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального образования городское поселение "Вельское" Вельского муниципального района Архангельской области в лице администрации муниципального образования "Вельское" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 13 октября 2020 года по делу N А05-7802/2020,
УСТАНОВИЛ:
министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (ОГРН 1042900022626, ИНН 2901127253; адрес: 163004, Архангельская область, город Архангельск, проспект Троицкий, дом 49; далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением к муниципальному образованию городское поселение "Вельское" Вельского муниципального района Архангельской области в лице администрации муниципального образования "Вельское" (ОГРН 1052907034762, ИНН 2907010999; адрес: 165150, Архангельская область, город Вельск, улица Советская, дом 33; далее - Администрация) о взыскании 5 930 539 руб. 10 коп., использованных необоснованно в рамках реализации адресной программы переселения (с учетом уточнений, принятых в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены контрольно-счетная палата Архангельской области (далее - КСП АО), администрация Вельского муниципального района Архангельской области, государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 13.10.2020 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Ответчик с решением суда не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. Доводы жалобы сводятся к следующему:
- нецелевое использование бюджетных средств Администрацией, согласно решению, установлено по делу N А05-1633/2018 на сумму 688 540 руб., соответственно по остальным пунктам представления наступает гражданско-правовая ответственность, сумма которой должна быть доказана в судебном порядке;
- в данном случае решение по делу N А05-1633/2018 не может иметь преюдициального значения для дела N А05-7802/2020;
- ответственность за нарушение условий договора N 2ФП-1-13 должна регулироваться, за исключением нецелевого использования бюджетных средств, нормами Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и условиями договора об ответственности;
- Министерством пропущен срок исковой давности для обращения в суд с настоящим иском.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции, представителей в суд не направили.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу отклонил ее доводы, ходатайствовал о рассмотрении дела без участия его представителя.
КСП АО в отзыве на апелляционную жалобу с доводами, в ней изложенными, не согласилась, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, апелляционная инстанция находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, постановлением Правительства Архангельской области от 23.04.2013 N 173-пп утверждена адресная программа Архангельской области "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда" на 2013-2018 годы" (далее - адресная программа переселения).
Указанная программа реализуется в соответствии с положениями Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Закон N 185-ФЗ).
В соответствии с паспортом адресной программы переселения государственным заказчиком выступает Министерство.
Министерством и муниципальным образованием "Вельский муниципальный район" заключен договор от 29.07.2013 N 2ФП-13 о долевом финансировании региональных (муниципальных) адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе региональных (муниципальных) адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства (далее - договор N 2ФП-13) с дополнительными соглашениями.
Также договор от 29.07.2013 N 2ФП-1-13 о долевом финансировании региональных (муниципальных) адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе региональных (муниципальных) адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства (далее - договор N 2ФП-1-13) с дополнительными соглашениями заключен Министерством с Администрацией.
В соответствии с договором N 2ФП-1-13 муниципальное образование приняло на себя обязательства:
принимать в пределах своей компетенции меры по обеспечению объема долевого финансирования переселения граждан из аварийного жилищного фонда за счет средств местного бюджета, предусмотренного региональной адресной программой (пункт 2.3.1);
обеспечить реализацию мероприятий региональной адресной программы (этапов программы) территории муниципального образования в сроки, предусмотренные частью 11 статьи 16 Закона N 185-ФЗ (пункт 2.3.2);
в сроки, установленные пунктом 2.3.2 договора N 2ФП-1-13 обеспечить достижение целевых показателей реализации региональной программы на территории муниципального образования (пункт 2.3.3);
обеспечить переселение граждан из всего аварийного жилищного фонда, расположенного на территории муниципального образования, до 01.09.2017 (пункт 2.3.5);
эффективно использовать средства на переселение граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с их целевым назначением и законодательством Российской Федерации (пункт 2.3.6).
К договору N 2ФП-1-13 заключено дополнительное соглашение от 29.07.2013 N 1, согласно пункту 2.3.1 которого муниципальное образование обязалось принимать в пределах своей компетенции меры по обеспечению финансирования расходов за счет средств местного бюджета муниципального образования в объеме, предусмотренном региональной адресной программой и указанном в приложении 1 к Соглашению, в следующих случаях:
1) в случае заключения органами местного самоуправления муниципального образования муниципальных контрактов на строительство многоквартирных домов или приобретение жилых помещений в таких домах застройщиков для переселения граждан из аварийного жилого фонда по цене, превышающей цену приобретения жилых помещений, рассчитанную исходя из предельной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, установленной региональной адресной программой для муниципального образования, финансирование расходов на оплату стоимости такого превышения осуществляется за счет средств местного бюджета муниципального образования;
2) в случае предоставления гражданину, переселяемому из аварийного жилого фонда, жилого помещения, общая площадь которого превышает общую площадь ранее занимаемого им жилого помещения, но не больше определяемой в соответствии с законодательством нормы предоставления площади жилого помещения на одного человека, финансирование расходов на оплату такого превышения осуществляется за счет средств местного бюджета муниципального образования.
Приложением 1 к вышеназванному дополнительному соглашению установлен перечень аварийных жилых помещений, получивших финансовую поддержку в 2013 году в рамках региональной адресной программы.
На основании плана экспертно-аналитической и контрольной деятельности КСП АО на 2017 год и распоряжения председателя КСП АО от 11.01.2017 N 1-р КСП АО в период с 06 февраля по 22 марта 2017 года КСП АО проведена проверка соблюдения бюджетного и иного законодательства при расходовании средств, направленных на реализацию мероприятий адресной программы Архангельской области "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда" (2013 - 2017 годы) в администрации муниципального образования "Вельское" за 2013 - 2016 годы.
По итогам этой проверки составлен акт от 22.03.2017 и главе муниципального образования "Вельское" вынесено представление от 11.01.2018 N 01-02/23, согласно которому требовалось в срок до 15.02.2018:
- рассмотреть информацию об указанных в представлении недостатках и нарушениях законодательства и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (пункт 1);
- принять меры по их устранению, в том числе: обеспечить выполнение условий программы Архангельской области и условий договора о долевом финансировании региональных (муниципальных) адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда от 29.07.2013 N 2ФП-1-13 в редакции дополнительного соглашения от 29.07.2013 N 1, в части обязанности софинансирования мероприятий I этапа программы Архангельской области из местного бюджета путем возврата в областной бюджет средств в размере 2 603 359 руб. 93 коп. (пункт 1 описательно-мотивировочной части представления);
- обеспечить выполнение условий программы Архангельской области и условий договора о долевом финансировании региональных (муниципальных) адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда от 29.07.2013 N 2ФП-1-13 в редакции дополнительного соглашения от 29.07.2013 N 1, в части финансирования из местного бюджета стоимости превышения площадей путем возврата в областной бюджет средств в размере 2 575 372 руб. 72 коп. (пункт 2 представления);
- обеспечить возврат в областной бюджет необоснованно полученных средств в сумме 5 202 794 руб. 67 коп. (пункты 3, 8, 11 описательно-мотивировочной части представления);
- обеспечить выполнение условий программы Архангельской области в части соблюдения ее положений об источниках финансирования переселения граждан из дома 2 по ул. Толстого (пункт 9 описательно-мотивировочной части представления), принять меры к выполнению в полном объеме мероприятий по переселению граждан и сносу аварийных домов, предусмотренных программой Архангельской области;
- принять меры по пресечению, предупреждению выявленных недостатков и нарушений законодательства и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (пункт 3).
В соответствии с письмом КСП АО от 24.01.2018 N 01-02/92 Министерству, как главному распорядителю бюджетных средств, предложено принять меры к возврату в областной бюджет средств, предоставленных Администрации в сумме 18 070 341 руб. 67 коп.
Администрация не согласилась с представлением от 11.01.2018 N 01-02/23, в связи с чем обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании названного представления частично недействительным.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 30.04.2019 по делу N А05-1633/2018 представление от 11.01.2018 N 01-02/23 признано недействительным в части установления нарушений и выводов, изложенных в пунктах 2, 3 (в части превышения расселяемой площади по адресу: ул. Революционная, д. 6, без учета соответствующей площади коридора общего пользования), 7 (в части выявленного нецелевого использования бюджетных средств при расселении Болстром Е.А.), 8, 10, 11 (в части выводов о завышении потребности в средствах на переселение по кв. 8 дома по адресу: пер. Промышленный, д.3), 12, 13 описательно-мотивировочной части. В остальной части в удовлетворении предъявленных требований отказано.
Министерством на основании договора N 2ФП-13 и договора N 2ФП-1-13 с учетом вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Архангельской области от 30.04.2019 по делу N А05-1633/2018 выставлено требование от 25.05.2020 N 203/09-10/3440 в адрес главы Вельского муниципального района Архангельской области Дорофеева Д.Ю. и главы городского поселения "Вельское" Вельского муниципального района Архангельской области Ежова Д.В., об обеспечении возврата средств в областной бюджет в размере 6 206 598 руб. 02 коп., из них: 2 603 359 руб. 93 коп. - в связи с нарушением условий предоставления средств финансовой поддержки в виде невыполнения установленного объема софинансирования мероприятий первого этапа программы из местного бюджета (пункт 1 описательно-мотивировочной части представления от 11.01.2018 N01-02/23); 688 540 руб. - нецелевое использование бюджетных средств (пункт 7 описательно-мотивировочной части представления от 11.01.2018 N01-02/23); 2 914 698 руб. 09 коп. - завышение финансирования в связи с завышением объема аварийной площади (пункты 3, 6, 11 описательно-мотивировочной части представления от 11.01.2018 N 01-02/23).
В письме от 19.06.2020 N 1798 Администрация указала, что данное требование не подлежит удовлетворению.
Поскольку требование исполнено не было, Министерство обратилось с настоящим исковым заявлением в суд.
Суд первой инстанции признал требования законными, обоснованными и удовлетворил их в полном объеме.
Арбитражный суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
На основании пункта 1 статьи 306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 БК РФ предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в нецелевом использовании финансовыми органами (главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также кредитов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, влечет бесспорное взыскание суммы средств, полученных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, в размере средств, использованных не по целевому назначению, и (или) в размере платы за пользование ими либо приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).
Законом N 185-ФЗ регламентирована деятельность фонда, созданного для целей финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда.
В соответствии с частью 1 статьи 20 Закона N 185-ФЗ получателями средств Фонда, направляемых на предоставление финансовой поддержки, являются субъекты Российской Федерации или в случае, предусмотренном частью 3 настоящей статьи, муниципальные образования. Указанные средства поступают в бюджеты субъектов Российской Федерации или в случае, предусмотренном частью 3 настоящей статьи, в местные бюджеты.
В силу части 2 указанной статьи средства бюджета субъекта Российской Федерации, полученные за счет средств Фонда и предусмотренные в бюджете субъекта Российской Федерации на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов, переселения граждан из аварийного жилищного фонда, распределяются субъектом Российской Федерации между муниципальными образованиями, претендующими в соответствии с заявкой субъекта Российской Федерации на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда и выполнившими предусмотренные статьей 14 настоящего Федерального закона условия предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда, за исключением случаев, предусмотренных частью 2.1 настоящей статьи.
В целях получения средств фонда, условия предоставления которых установлены статьей 14 Закона N 185-ФЗ, на территории Архангельской области принято постановление Правительства Архангельской области от 23.04.2013 N 173-пп "Об утверждении адресной программы Архангельской области "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда" на 2013 - 2018 годы".
Нарушения ответчиком бюджетного законодательства, в том числе в части необоснованного расходования бюджетных средств установлены КСП АО в ходе проверки и подтверждаются совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств. Указанные нарушения являлись предметом рассмотрения по делу N А05-1633/2018, в рамках которого рассматривалось заявление администрации о признании частично недействительным представления КСП АО от 11.01.2018 N 01-02/23.
Ссылка ответчика на отсутствие преюдициального значения решения Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-1633/2018 не может быть принята во внимание в связи с неверным толкованием апеллянтом как положений статьи 69 АПК РФ, так и фактических обстоятельств дела. В рамках указанного дела участвуют те же лица, что и в настоящем деле, решением по делу N А05-1633/2018 установлен факт нецелевого использования Администрацией денежных средств.
Довод Администрации о том, что ответственность в виде возврата средств не предусмотрена бюджетным законодательством, должна регулироваться нормами ГК РФ и условиями договора об ответственности также подлежит отклонению, поскольку основан на ошибочном толковании подлежащего применению законодательства.
Поскольку предоставление субсидии оформлено договором, заключенным в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей установленных нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, применяется гражданское законодательство Российской Федерации, если иное не предусмотрено бюджетным законодательством.
Каких-либо изъятий в отношении требований, вытекающих из договоров, предметом которых является предоставление бюджетных средств, ГК РФ не содержит.
Как следует из материалов дела, в соответствии с пунктами 2.3.1, 2.3.6 договора N 2ФП-1-13 Администрация приняла на себя обязательства принимать в пределах своей компетенции меры по обеспечению объема долевого финансирования переселения граждан из аварийного жилищного фонда за счет средств местного бюджета, предусмотренного региональной адресной программой; эффективно использовать средства на переселение граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с их целевым назначением и законодательством Российской Федерации.
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, Администрация ненадлежащим образом исполнила свои обязательства по договору N 2ФП-1-13, в связи с чем необоснованно получила финансовую поддержку.
Довод Администрации о том, что истцом пропущен срок исковой давности был предметом рассмотрения суда первой инстанции и ему дана надлежащая правовая оценка как несостоятельному.
Министерство как государственный заказчик программы переселения осуществляет нормативное правовое и методическое обеспечение реализации данной программы, включая разработку финансовых и организационных механизмов, что не подразумевает проверку сведений, предоставляемых органами местного самоуправления. В соответствии с положением Министерства, утвержденным постановлением Правительства Архангельской области от 03.04.2012 N 128/-пп, к полномочиям Министерства не относится проведение проверки реестра муниципального жилищного фонда.
Апелляционная коллегия согласна с выводом суда первой инстанции относительно того, что в ходе реализации адресной программы переселения Министерство не могло выявить несоответствия, связанные с завышением площадей аварийного жилищного фонда, о нарушении своих прав Министерство могло узнать лишь по результатам проверки, проведенной КСП АО.
Министерству как главному распорядителю бюджетных средств, в соответствии с письмом КСП АО от 24.01.2018 N 01-02/92 предложено принять меры к возврату в областной бюджет средств, предоставленных муниципальному образованию "Вельский муниципальный район" в сумме 18 070 341 руб. 67 коп.
Как правомерно указал суд первой инстанции, поскольку срок исковой давности по рассматриваемому иску начинает течь с того момента, когда Министерству стало известно о выявленном КСП АО нарушении (с января 2018 года), срок исковой давности истцом не был пропущен.
С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные Министерством требования.
Все доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к переоценке законных и обоснованных выводов суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, и не могут служить основанием для отмены оспариваемого судебного акта.
Апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства дела, выводы суда им соответствуют. Нормы материального и процессуального права применены правильно. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Поскольку Администрация в силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, освобождена от уплаты государственной пошлины, то за рассмотрение апелляционной жалобы государственная пошлина взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 13 октября 2020 года по делу N А05-7802/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального образования городское поселение "Вельское" Вельского муниципального района Архангельской области в лице администрации муниципального образования "Вельское" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.В. Романова |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-7802/2020
Истец: Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области
Ответчик: Администрация муниципального образования "Вельское"
Третье лицо: Администрация Вельского муниципального района Архангельской области, Контрольно-счетная палата Архангельской области, Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства