Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 29 апреля 2021 г. N Ф06-2722/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Самара |
|
27 января 2021 г. |
Дело N А55-23967/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.01.2021.
Постановление в полном объеме изготовлено 27.01.2021.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Колодиной Т.И., судей Деминой Е.Г., Морозова В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мулиновой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании 21.01.2021 апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 20.10.2020 по делу N А55-23967/2020 (судья Агафонов В.В.) по иску Некоммерческой организации "Региональный оператор Самарской области "Фонд капитального ремонта" к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области о взыскании 28 337 руб. 35 коп.,
при участии в заседании:
лица, участвующие в деле, не явились, извещены,
УСТАНОВИЛ:
Некоммерческая организация "Региональный оператор Самарской области "Фонд капитального ремонта" обратилась в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области о взыскании 28 337 руб. 35 коп., в том числе:
- 27 133 руб. 41 коп. - долг по взносам на капитальный ремонт за период с 01.02.2018 по 30.04.2020,
- 1 203 руб. 94 коп. - пени.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 20.10.2020 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Самарской области от 20.10.2020, принять новый судебный акт, отказать в удовлетворении заявленных требований.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2020 апелляционная жалоба оставлена без движения. Впоследствии определением от 14.12.2020 апелляционная жалоба принята к производству с назначением судебного заседания на 21.01.2021.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, не обеспечившие явку в судебное заседание, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе в силу ч. 6 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также публично путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
В обоснование апелляционной жалобы ответчик ссылался на то, что судом первой инстанции вынесено решение при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, при удовлетворении иска суду первой инстанции в резолютивной части судебного решения необходимо было указать на взыскание за счет казны Российской Федерации, а не с органа, который уполномочен представлять ее интересы в суде.
Заявитель также просит учесть, что ответчик не был извещен о проведении общего собрания собственников помещений в МКД, а также то, что ответчик не обязан нести расходы на содержание имущества, поскольку помещение принадлежит на праве оперативного управления ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области".
Истец возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, который в соответствии со ст. 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации приобщен судом апелляционной инстанции к материалам дела.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения Арбитражного суда Самарской области от 20.10.2020. При этом суд исходит из следующего.
Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно своей доле участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в осуществлении издержек по его содержанию и сохранению (ст. 249 Гражданского кодекса Российской Федерации). Эти положения гражданского законодательства корреспондируют нормам ЖК РФ (ст. ст. 36, 37, 39, 155, 158), которые предусматривают участие в несении расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирных домах соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество всех собственников помещений в многоквартирных домах независимо от статуса помещения и способа управления домом.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в том числе взнос на капитальный ремонт.
Согласно ч. 1, ч. 3 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт, обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Некоммерческая организация "Региональный оператор Самарской области "Фонд капитального ремонта" (НО "ФКР") (истец) создана в соответствии со статьей 178 Жилищного кодекса Российской Федерации, Законом Самарской области от 21.06.2013 N 60-ГД "О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области" и Постановлением Правительства Самарской области от 06.06.2013 N 247 "О создании некоммерческой организации - фонда "Фонд капитального ремонта" и является специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность в качестве регионального оператора, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области, а также на реализацию иных функций в сфере жилищно-коммунального хозяйства, энергосбережения и повышения энергетической эффективности Самарской области, предусмотренных действующим законодательством.
Одной из функций регионального оператора в соответствии с ч. 2 ст. 28 Закона Самарской области является функция по аккумулированию взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете (счетах) регионального оператора.
В соответствии ч. 1, ч. 3 ст. 169 Жилищного кодекса Российской Федерации, ч.2, ч.3 ст. 7 Закона Самарской области 21 июня 2013 года N 60-ГД "О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области" (далее - Закон Самарской области N60-ГД) собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества по истечении восьми календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области утверждена 29.11.2013 Постановлением правительства N 707 "Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области" (далее - Региональная программа).
Для собственников помещений в многоквартирных домах, которые были включены в Региональную программу, обязанность по оплате взносов на капитальный ремонт возникла с августа 2014 года.
Согласно ч.1 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
В случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации (ст. 171 ЖК РФ, ч.1 ст.9 Закона Самарской области N 60-ГД в ред. закона Самарской области от 07.04.2014 N 32-ГД).
Согласно ч.1 ст.9 Закона Самарской области N 60-ГД в ред. закона Самарской области от 11.07.2016 N 98-ГД собственники помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт в срок не позднее двадцатого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, на основании платежных документов, представленных региональным оператором в срок не позднее десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
Расчет суммы взносов на капитальный ремонт за 2017, 2018, 2019 годы произведен истцом на основании Постановлений Правительства Самарской области N 319 от 17.05.2017, N 794 от 19.12.2018, N 941 от 18.12.2019, которыми установлен минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Собственники помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Самара, ул.Победы, д. 168 формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора - истца.
Ответчику в данном многоквартирном доме на праве собственности принадлежит нежилое помещение площадью 175,7 кв.м на 1 этаже, что подтверждается выпиской из ЕГРН о переходе прав на объект недвижимости о переходе прав на объект недвижимости N 99/2020/344548483 от 25.08.2020.
Однако ответчик установленную законом обязанность по внесению взносов на капитальный ремонт не исполнил.
В порядке досудебного урегулирования спора истец обратился к ответчику с претензией от 20.05.2020 N ФКР/ЮЛ6557 об оплате долга. Оставление претензии без удовлетворения послужило основанием для обращения истца в суд.
В соответствии с п.3 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно п.1 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В силу п.5.3 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом (утв. Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 432) Территориальное управление осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, в том числе составляющую государственную казну РФ, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества.
Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Из вышеизложенного следует, что полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации возложены на Росимущество и его территориальные органы.
В соответствии с Положением о Территориальном управлении (утв. Приказом Росимущества от 29.09.2009 N 278), Территориальное управление осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и иного федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно Территориальным управлением прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства РФ, в том числе осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом и его приватизации в установленном порядке по вопросам, относящимся к компетенции Территориального управления.
При указанных обстоятельствах, учитывая вышеуказанные нормы права, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования.
В соответствии с п. 14.1 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме, несвоевременно и (или) не полностью уплатившие взносы на капитальный ремонт, обязаны уплатить в фонд капитального ремонта пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно.
За просрочку уплаты долга по взносам на капитальный ремонт истец просил взыскать с ответчика пени за период с 20.04.2018 по 31.03.2020 в размере 1 203 руб. 94 коп.
Согласно ч.1 ст.170 Жилищного кодекса Российской Федерации взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, находящиеся на счетах регионального оператора, образуют фонд капитального ремонта.
Сам по себе факт отсутствия договора между сторонами и доказательств выставления ответчику ежемесячных счетов не освобождает ответчика от установленной законом обязанности своевременно уплачивать взносы на капитальный ремонт, и, соответственно, от несения бремени ответственности за просрочку платежа.
Ответчик для исполнения своей обязанности, установленной законом, и, действуя добросовестно и разумно, не лишен был права обратиться к истцу за получением счетов на уплату взносов либо произвести расчет самостоятельно на основании вышеуказанных Постановлений Правительства Самарской области, которыми установлен минимальный размер взноса.
На основании вышеизложенного требования о взыскании неустойки также удовлетворены судом первой инстанции правомерно.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы относительно пропуска срока исковой давности и довод ответчика о том, что при удовлетворении иска за счет казны Российской Федерации в резолютивной части судебного решения указывается на взыскание с Российской Федерации, а не с органа, который уполномочен представлять ее интересы в суде в соответствии со ст.125 Гражданского кодекса Российской Федерации, были заявлены ответчиком и в суде первой инстанции.
Данным доводам судом первой инстанции дана надлежащая оценка, оснований для переоценки выводов суд апелляционной инстанции не усматривает.
Изложенный в апелляционной жалобе довод ответчика о его неизвещении о проведении общего собрания собственников помещений в рассматриваемом случае подлежит отклонению, поскольку обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт установлена законом.
Довод ответчика о том, что ответчик не обязан нести расходы на содержание имущества, поскольку помещение принадлежит на праве оперативного управления ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области", также подлежит отклонению, поскольку в материалы дела не представлены доказательства государственной регистрации права оперативного управления в установленном законом порядке.
Тогда как согласно ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущества и сделок с ним" государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права и представляет собой юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, перехода или прекращения прав на недвижимое имущество. Представленная ответчиком выписка из реестра федерального имущества от 10.11.2020 таким доказательством не является.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что апелляционная жалоба содержит доводы, не опровергающие выводы суда первой инстанции, доводы жалобы направлены на их переоценку с целью установления иных обстоятельств, которые опровергаются материалами дела. В этой связи, учитывая отсутствие нарушений, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта по статье 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение Арбитражного суда Самарской области от 20.10.2020 является законным и обоснованным. При указанных обстоятельствах апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе не рассматривался, поскольку ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 20.10.2020 по делу N А55-23967/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня его принятия с направлением кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Т.И. Колодина |
Судьи |
Е.Г. Демина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-23967/2020
Истец: Некоммерческая организация "Региональный оператор Самарской области "Фонд капитального ремонта", НО "Региональный оператор Самарской области "Фонд капитального ремонта"
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентство по управлению государственным имуществом в Самарской области
Третье лицо: Представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области Земляникин Дмитрий Сергеевич