г. Челябинск |
|
25 января 2021 г. |
Дело N А47-8756/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 января 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Матвеевой С.В.,
судей Поздняковой Е.А., Румянцева А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новиковой К.Е.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Туристическое агентство "КруизЦентр" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 13.10.2020 по делу N А47-8756/2020.
Общество с ограниченной ответственностью "Туристическое агентство "КруизЦентр" (далее - заявитель, ООО "ТА "КруизЦентр") обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Оренбургской области (далее - заинтересованное лицо, регистрирующий орган, Межрайонная ИФНС России N 10 по Оренбургской области) о признании незаконным решения от 29.04.2020 об отказе в государственной регистрации N 5727А, об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "ТА "КруизЦентр" путем осуществления государственной регистрации изменений, внесенных в учредительные документы юридического лица, в Едином государственном реестре юридических лиц по заявлению Р13001 генерального директора ООО "ТА "КруизЦентр" Чеурина Дениса Борисовича от 21.04.2020 и зарегистрировать изменения в сведения об ООО "ТА "КруизЦентр" в соответствии с заявлением Р13001 и приложенными к нему документами.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 13.10.2020 (резолютивная часть от 06.10.2020) в удовлетворении заявления ООО "ТА "КруизЦентр" отказано.
С решением суда от 13.10.2020 не согласилось ООО "ТА "КруизЦентр" и обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просило обжалуемый судебный акт отменить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ООО "ТА "КруизЦентр" ссылается на то, что судом не выяснено обстоятельство, существует ли такой адрес: 460024, г. Оренбург, ул. Туркестанская, д. 9, помещение N 32, является ли объект - помещение N 32, самостоятельным объектом недвижимости, поставленный на кадастровый учет. Адрес (место нахождение) ООО "ТА "КруизЦентр" в заявлении по форме Р13001 указан в соответствии с существующим адресом представленного обществу в аренду помещения. Обществом также было получено почтовое отправление от Межрайонной ИФНС России N 10 по Оренбургской области, по указанному выше адресу. Положения приказа Федеральной налоговой службы от 25.01.2012 NММВ-7-6/25@, а именно пункт 2.3, требований к оформлению документов, не предписывает заявителю заполнять все имеющиеся в заявлении показатели. Не указание обществом в заявлении номера помещения не свидетельствует о представлении документов, содержащих недостоверные сведения, так как номер помещения указан в договоре аренды нежилого помещения от 21.04.2020, исключительно для целей индивидуализации объекта аренды. Арбитражным судом не верно указаны основания, по которым регистрирующим органом было отказано в государственной регистрации.
До начала судебного заседания Межрайонная ИФНС России N 10 по Оренбургской области направила в суд апелляционной инстанции отзыв на апелляционную жалобу (рег.N453 от 11.01.2021), протокольным определением суда в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указанный отзыв приобщен судом к материалам дела.
До начала судебного заседания ООО "ТА "КруизЦентр" направило в суд апелляционной инстанции почтовые конверты, направленные Восемнадцатым арбитражным апелляционным судом и Межрайонной ИФНС России N 10 по Оренбургской области по адресу: 460024, г. Оренбург, ул. Туркестанская, д. 9, протокольным определением суда в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указанные документы приобщены судом к материалам дела.
Лица, участвующие в деле о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы уведомлены посредством почтового отправления, а также путем размещения информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в судебное заседание не явились, представителей не направили.
До начала судебного заседания ООО "ТА "КруизЦентр" и Межрайонная ИФНС России N 10 по Оренбургской области направили в суд апелляционной инстанции ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в их отсутствие.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривалось судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся участников процесса.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в регистрирующий орган в отношении ООО "ТА "КруизЦентр", поступило заявление формы N Р13001, решение единственного участника ООО "ТА "КруизЦентр" от 21.04.2020, изменения к Уставу ООО "ТА "КруизЦентр", копия договора аренды нежилого помещения от 21.04.2020, копия свидетельства о государственной регистрации права от 19.12.2011 N 56-АБ 579059.
В представленном для государственной регистрации Заявлении формы N Р130Р1, адрес (место нахождения) ООО "ТА "КруизЦентр" указан 460024, Оренбургская область, г. Оренбург, ул. Туркестанская, д. 9.
Исходя из пункта 1.1 договора аренды нежилого помещения от 21.04.2020, следует, что арендодатель (ООО "РегионИнвест") передает, а арендатор (ООО "ТА "КруизЦентр") принимает в аренду нежилое помещение, находящееся по адресу: 460024, Оренбургская область, щ Оренбург, ул. Туркестанская, д. 9, помещение N 32, общей площадью 11,8 кв. м., в состоянии, позволяющем его нормальную эксплуатацию.
Из содержания заключения от 24.04.2020 N 21-23/006669@, поступившего из ИФНС России по Ленинскому району г. Оренбурга следует, что по адресу: 460024, Оренбургская область, г. Оренбург, ул. Туркестанская, д. 9, располагается жилой пятиэтажный дом с административными помещениями.
В представленном в регистрирующий орган заявителем заявлении формы N Р 13001 в отношении ООО "ТА "КруизЦентр" на странице 002 не заполнен пункт 9 (офис (квартира и т.п.), номер офиса (квартиры и т.п.)).
Инспекцией, вынесено решение об отказе в государственной регистрации от 29.04.2020 N 5727А.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Оренбургской области от 18.06.2020 N 16-10/09310 жалоба ООО "ТА "КруизЦентр" от 27.05.2020 на решение об отказе в государственной регистрации от 29.04.2020 N 5727А оставлена без удовлетворения.
Полагая, что оспариваемое решение нарушает права и законные интересы заявителя, ООО "ТА "КруизЦентр" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления, обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Из смысла указанных норм следует, что ненормативный правовой акт может быть признан недействительным при наличии одновременно двух условий: если он не соответствует закону или иному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы регулируются Законом о государственной регистрации.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются: а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица; г) документ об уплате госпошлины.
Перечень оснований для отказа в государственной регистрации предусмотрен статьей 23 Закона о государственной регистрации.
В соответствии с подпунктом "ч" пункта 1 статьи 23 Закона о государственной регистрации отказ в государственной регистрации допускается в случае представления документов, содержащих недостоверные сведения.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что отсутствие номера помещения не позволяет идентифицировать местонахождение единоличного исполнительного органа.
Заявителем не указан номер офиса, указанный в договоре аренды, в связи с чем регистрирующим органом указано на детальные элементы адреса - номер офиса (помещения).
Следует учитывать, что согласно свидетельству о государственной регистрации права арендодателя - ООО "РегионИнвест", ему на праве собственности принадлежит встроено-пристроенное нежилое помещение N 1, номера на поэтажном плане в подвале 2, 6, 7, 9, 10, 13-15, на первом этаже 1 - 51 по адресу: г Оренбург, ул. Туркестанская, N 9, помещение N 1.
Указанные помещения расположены в жилом пятиэтажном доме с административными помещениями. Вместе с тем, обращаясь с заявлением в регистрирующий орган, заявитель указание в адресе на помещение N 1 также не сделал, что также не позволяет идентифицировать место нахождения общества.
В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа.
В едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юридического лица.
Статьей 4 Закона о государственной регистрации установлено, что государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы, являются федеральными информационными ресурсами. Единство и сопоставимость указанных сведений обеспечиваются за счет соблюдения единства принципов, методов и форм ведения государственных реестров.
В силу подпункта "в" пункта 1 статьи 5 Закона о государственной регистрации в едином государственном реестре юридических лиц среди прочих содержатся сведения и документы об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом.
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" принцип достоверности информации (в том числе содержащейся в федеральных информационных системах и ресурсах), отнесен к основным принципам правового регулирования в сфере информации.
Место нахождения юридического лица имеет существенное юридическое значение, им определяется место исполнения обязательств, место уплаты налогов, подсудность споров, а также возможность осуществления надлежащего налогового контроля.
Поскольку необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и, как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию, представление на государственную регистрацию документов, не отражающих действительного места расположения, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения.
Согласно пункту 2 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица" при рассмотрении споров, связанных с отказом в государственной регистрации юридического лица, арбитражным судам необходимо принимать во внимание, что регистрирующий орган на основании подпункта "р" пункта 1 статьи 23 Закона вправе отказать в государственной регистрации при наличии подтвержденной информации о недостоверности представленных сведений об адресе юридического лица, то есть о том, что такой адрес был указан без намерения использовать его для осуществления связи с юридическим лицом.
С учетом данных обстоятельств инспекцией отмечено, что отсутствие в документах, представленных на регистрацию указания на конкретные элементы адреса (адресные ориентиры объекта недвижимости путем указания конкретного помещения) в котором будет размещаться соответствующее юридическое лицо, не может свидетельствовать о представлении документов, отражающих действительный адрес юридического лица.
Представление в налоговый орган заявления о государственной регистрации, содержащего неполные и недостоверные сведения, равнозначно его непредставлению.
На основании вышеизложенного, расхождения в сведениях, содержащихся в представленных заявителем в регистрирующий орган документах, указание заявителем неполного адреса без указания конкретных помещений, по существу, является представлением недостоверных (неполных) сведений относительно местонахождения юридического лица.
Довод подателя жалобы о том, что общество получает корреспонденцию, как от суда, так и регистрирующего органа по адресу: 460024, г. Оренбург, ул. Туркестанская, д. 9, не влияет на правильность выводов суда.
Довод заявителя о том, что судом указаны неверные основания, по которым Инспекцией было отказано в государственной регистрации, не может быть принят во внимание, поскольку указанное не привело к принятию судом первой инстанции неправильного решения.
Таким образом, доводы заявителя апелляционной жалобы подлежат отклонению как не образующие оснований для отмены обжалуемого судебного акта, в удовлетворении заявленных требований отказано обоснованно.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основаниями к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы распределяются между сторонами в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и ввиду отказа в удовлетворении апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 13.10.2020 по делу N А47-8756/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Туристическое агентство "КруизЦентр" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
С.В. Матвеева |
Судьи |
Е.А. Позднякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-8756/2020
Истец: ООО "Туристическое агенство КруизЦентр", ООО "Туристическое агентство "КруизЦентр"
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 10 ПО ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд