Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 5 мая 2021 г. N Ф05-9364/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
26 января 2021 г. |
Дело N А40-44341/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 января 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи В.Р. Валиева,
судей О.Н. Лаптевой, Д.В. Пирожкова,
при ведении протокола судебного заседания секретарем С.В. Саватюхиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
МО РФ на решение Арбитражного суда г. Москвы от 23 октября 2020 года по делу N А40-44341/20, принятое судьёй Куклиной Л.А., по иску МО РФ к ОАО "РЖД" о взыскании,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Тришкин И.А. по доверенности от 04.12.2020
от ответчика: Наумов А.Г. по доверенности от 15.07.2020
УСТАНОВИЛ:
Министерство обороны Российской обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковыми требованиями к ОАО "Российские железные дороги" о взыскании неустойки в размере 25 427 630,75 руб.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 23 октября 2020 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судом первой инстанции решением, истец обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Заявитель доводы апелляционной жалобы поддержал, не согласен с решением суда первой инстанции.
Ответчик возражал против доводов апелляционной жалобы, считает решение суда законным и обоснованным, представил отзыв.
Исследовав представленные в материалы дела документы в их совокупности, с учетом положений ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив выводы суда первой инстанции, апелляционным судом не усматривается правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
При этом апелляционный суд исходит из следующего.
Между Министерством обороны Российской Федерации (Заказчик) и ОАО "РЖД" (Исполнитель) заключен государственный контракт от 31 мая 2018 г. N 257/7896/2947049 на оказание услуг по выполнению воинских железнодорожных грузовых перевозок для нужд Министерства обороны Российской Федерации во внутригосударственном сообщении.
Цена Контракта составляет 5 200 000 000 руб., включая НДС (пункт 4.1 Контракта).
Согласно пункту 2.2 Контракта Исполнитель обязуется в установленный Контрактом срок оказать Услуги, соответствующие качеству и иным требованиям, установленным Контрактом.
В соответствии с пунктом 12.2 Контракта срок оказания услуг по Контракту с 01.05.2018 г. по 31.05.2018 г.
Согласно пункту 8.2 Контракта в случае просрочки исполнения Исполнителем обязательства, предусмотренного Контрактом, Заказчик вправе потребовать уплату неустойки (пени). Неустойка (пени) начисляется за каждый день просрочки исполнения Исполнителем обязательства, предусмотренного Контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Контрактом срока исполнения обязательства, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты неустойки (пени) ставки рефинансирования Центрального Российской Федерации от цены Контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных Контрактом и фактически исполненных Исполнителем.
В обоснование исковых требований истец указывает, что услуги по подаче и уборке вагонов под погрузку и выгрузку на железнодорожные пути общего пользования Исполнителем оказаны с просрочкой, что подтверждается следующими документами:
Ведомость подачи и уборки вагонов N 046002. Нормативный срок - 23 апреля 2018 г. (10 ч. 00 мин.). Фактическая подача - 23 апреля 2018 г. (17 ч. 00 мин.).
Ведомость подачи и уборки вагонов N 046005. Нормативный срок - 24 апреля 2018 г. Фактическая подача - 26 апреля 2018 г.
Отказ от погрузки. Нормативный срок - 26 апреля 2018 г. Фактическая подача - 28 апреля 2018 г.
Отказ от погрузки. Нормативный срок - 24 апреля 2018 г. Фактическая подача - 27 апреля 2018 г.
Памятка приемосдатчика N 891. Нормативный срок - 26 апреля 2018 г. Фактическая подача - 27 апреля 2018 г.
Памятка приемосдатчика N 1165. Нормативный срок - 4 апреля 2018 г. Фактическая подача - 17 апреля 2018 г.
Памятка приемосдатчика N 199. Нормативный срок - 10 апреля 2018 г. Фактическая подача - 11 апреля 2018 г.
Памятка приемосдатчика N 200. Нормативный срок - 10 апреля 2018 г. Фактическая подача - 11 апреля 2018 г-
Памятка приемосдатчика N 196. Нормативный срок - 10 апреля 2018 г. (10 ч. 00 мин.). Фактическая подача - 10 апреля 2018 г. (10 ч. 30 мин.).
Памятка приемосдатчика N 195. Нормативный срок - 10 апреля 2018 г. (10 ч. 00 мин.). Фактическая подача- 10 апреля 2018 г. (10 ч. 10 мин.).
Отказ от погрузки. Нормативный срок - 10 апреля 2018 г. Фактическая подача- 10 апреля 2018 г. (10 ч. 10 мин.).
Отказ от погрузки. Нормативный срок - 16 апреля 2018 г. Фактическая подача - 16 апреля 2018 г. (10 ч. 05 мин.).
Отказ от погрузки. Нормативный срок - 17 апреля 2018 г. Фактическая подача - 20 апреля 2018 г.
Ведомость подачи и уборки вагонов N 041027. Нормативный срок -26 марта 2018 г. Фактическая подача - 31 марта 2018 г.
Памятка приемосдатчика N 345. Нормативный срок - 26 марта 2018 г. Фактическая подача - 31 марта 2018 г.
Памятка приемосдатчика N 177. Нормативный срок - 3 апреля 2018 г. Фактическая подача - 3 апреля 2018 г. (10 ч. 00 мин.).
Памятка приемосдатчика N 178. Нормативный срок - 3 апреля 2018 г. Фактическая подача - 3 апреля 2018 г. (10 ч. 30 мин.).
Памятка приемосдатчика N 179. Нормативный срок - 3 апреля 2018 г. Фактическая подача - 3 апреля 2018 г. (11 ч. 00 мин.).
Памятка приемосдатчика N 180. Нормативный срок - 3 апреля 2018 г. Фактическая подача - 3 апреля 2018 г. (15 ч. 00 мин.).
Памятка приемосдатчика N 187. Нормативный срок - 3 апреля 2018 г. Фактическая подача - 6 апреля 2018 г.
Памятка приемосдатчика N 182. Нормативный срок - 5 апреля 2018 г. Фактическая подача - 5 апреля 2018 г. (10 ч. 00 мин.).
Памятка приемосдатчика N 184. Нормативный срок - 5 апреля 2018 г. Фактическая подача - 5 апреля 2018 г. (17 ч. 00 мин.).
Памятка приемосдатчика N 187. Нормативный срок - 5 апреля 2018 г. Фактическая подача - 6 апреля 2018 г.
Памятка приемосдатчика N 189. Нормативный срок - 5 апреля 2018 г. Фактическая подача - 6 апреля 2018 г.
Памятка приемосдатчика N 190. Нормативный срок - 5 апреля 2018 г. Фактическая подача - 6 апреля 2018 г.
Истец поясняет, что по состоянию на 26 марта 2018 г. Исполнителем оказаны услуги на сумму 894 989 829,03 руб., по состоянию на 31 марта 2018 г. - на сумму 1 310 098 928,19 руб., по состоянию на 6 апреля 2018 г. - на сумму 1 525 055 179,53 руб., по состоянию на 11 апреля 2018 г. - на сумму 1 650 012 911,1 руб., по состоянию на 16 апреля 2018 - на сумму 1 902 576 378,25 руб., по состоянию на 21 апреля 2018 г. - на сумму 2 089 181 848 руб. 18 коп., по состоянию на 26 апреля 2018 г. - на сумму 2 280 813 019,68 руб.
По расчетам истца, общая сумма неустойки за просрочку исполнения обязательств по Контракту составила 25 427 630 руб. 75 коп., исходя из суммы оказанных услуг.
В соответствии с Контрактом в адрес Исполнителя направлена претензия от 01 октября 2018 г. N 212/6/3931, которая оставлена ответчиком без удовлетворения.
В соответствии со ст.ст. 309,310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Истец указывает, что ОАО "РЖД" оказало услуги по подаче и уборке вагонов с просрочкой, что привело к просрочке исполнения обязательств ОАО "РЖД" по контракту.
В соответствии с п. 2.1 контракта его предметом является оказание услуг по обеспечению и выполнению во внутригосударственном сообщении, в том числе в железнодорожно-паромном сообщении, воинских и специальных железнодорожных перевозок, а также перевозок подвижного состава собственности Заказчика в составе грузовых поездов или с отдельным локомотивом грузовой скоростью (далее - воинские грузовые перевозки), привлечение подвижного состава в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2016 г. N 1590 "Об оказании услуг по организации и осуществлению воинских и специальных железнодорожных перевозок", оказание дополнительных услуг в соответствии с Техническим заданием, перевозок домашних вещей военнослужащих.
В соответствии с п.2.2 контракта ОАО "РЖД" обязуется в установленный контрактом срок оказать Услуги в объеме, соответствующие качеству и иным требованиям, установленным контрактом.
В соответствии с п. 3.4.1 контракта Минобороны обязано в письменной форме сообщать ОАО "РЖД" о недостатках, обнаруженных в ходе оказания услуг, в течение 2 рабочих дней после обнаружения таких недостатков.
Минобороны и ОАО "РЖД" подписан сводный акт от 23.07.2018 г о том, что ОАО "РЖД" в обеспечило и выполнило воинские грузовые железнодорожные перевозки и оказало прочие услуги для Минобороны. Фактическое качество и объем оказанных услуг соответствует требованиям Минобороны.
При этом суд обращает внимание на то, что заключенный между Истцом и Ответчиком государственный контракта на оказание услуг по выполнению воинских железнодорожных грузовых перевозок для нужд Министерства обороны Российской Федерации во внутригосударственном сообщении, не содержит конкретных сроков доставки грузов либо порожних грузовых вагонов, как не содержит и сроков подачи и уборки вагонов.
В отсутствие предусмотренного Контрактом обязательства осуществить перевозку, подачу-уборку вагонов в конкретные сроки суд считает невозможным применение ответственности по п. 8.2 Контракта, поскольку в противном случае сторона будет нести ответственность за неисполнение обязательства, которое она в соответствии с условиями Контракта на себя не принимала.
Таким образом, к рассматриваемым правоотношениям сторон подлежат применению нормы Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", предусматривающие специальную ответственность.
Для применения неустойки, установленной п. 8.2. Контракта, необходимо наличие в Контракте не только обязательства, но и установленного в нем срока его исполнения.
В соответствии со ст. 100 УЖТ РФ за задержку по вине перевозчика подачи вагонов под погрузку и выгрузку грузов или на железнодорожные выставочные пути, а также за задержку уборки вагонов с мест погрузки и выгрузки грузов на железнодорожных путях необщего пользования или с железнодорожных выставочных путей в случае, если уборка вагонов осуществляется локомотивами перевозчика, либо за задержку по вине перевозчика приема вагонов с железнодорожных путей необщего пользования перевозчик уплачивает грузоотправителю, грузополучателю штраф в размере 0,2 размера минимального размера оплаты труда за каждый час задержки каждого вагона. Штраф начисляется за все время задержки с момента нарушения предусмотренных соответствующими договорами сроков подачи, уборки вагонов.
Сроки на подачу и уборку вагонов устанавливаются договорами на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования и договорами на подачу и уборку вагонов.
Это подтверждается следующим. Приказом МПС России от 18.06.2003 г. N 26 утверждены Правила эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования (зарегистрировано в Минюсте РФ 19.06.2003 г. N4764).
В соответствии с п. 2.3. Правил установлено, что договоры на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования и договоры на подачу и уборку вагонов должны учитывать технологию функционирования станции, к которой примыкает железнодорожный путь необщего пользования, и технологию функционирования железнодорожного пути необщего пользования, а в соответствующих случаях - единые технологические процессы работы железнодорожных путей необщего пользования и станции примыкания. Указанными договорами устанавливается порядок подачи и уборки вагонов, а также технологические сроки оборота вагонов.
В порядке ст. 65 АПК РФ в материалы дела не представлены договоры на подачу и уборки вагонов, договоры на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или иные документы, обосновывающие установление срока на подачу и уборку вагонов.
Условиями применения предусмотренного ст. 100 УЖТ РФ штрафа являются: задержка вагонов перевозчиком под погрузкой или выгрузкой, при подаче, уборке или приеме с путей необщего пользования; наличие договорных отношений по поводу подачи и уборки вагонов; установление договором сроков подачи и уборки вагонов; наличие у стороны по договору статуса грузоотправителя, грузополучателя.
Исходя из предмета спора и подлежащих применению к спорным отношениям норм материального права, в споре подлежат доказыванию наличие у истца статуса грузоотправителя или грузополучателя и момент, с которым ст. 100 УЖТ РФ связывает просрочку в задержке перевозчиком приема вагонов, подаваемых к месту передачи с путей необщего пользования
Штраф начисляется с момента нарушения предусмотренных соответствующими договорами сроков подачи, уборки вагонов.
Вместе с тем, какие-либо договоры, регулирующие отношения истца и ответчика по подаче или уборке вагонов или по эксплуатации железнодорожных путей необщего пользования, в порядке положений ст. 58 УЖТ РФ сторонами не заключены и обратное истцом в нарушение положений ст. 65 АПК РФ не доказано.
Таким образом, определение в соответствии с требованиями ст. 100 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации размера вменяемого штрафа не представляется возможным ввиду отсутствия между сторонами названных договоров и невозможности определения периода начисления штрафа.
Действующим законодательством, регулирующим отношения по перевозке железнодорожным транспортом, вообще не установлены какие-либо сроки приема порожних грузовых вагонов к перевозке.
Предъявляя штраф к перевозчику за просрочку уборки порожних вагонов с железнодорожных путей необщего пользования владельца в порядке статьи 100 Устава, истец должен представить документы, подтверждающие его статус в связи с перевозкой спорных порожних вагонов, наделяющий его правом заявления соответствующих требований.
Основанием для начисления штрафа являются транспортные железнодорожные накладные, ведомости подачи и уборки вагонов, акты общей формы, коммерческие акты и иные документы.
Взимание штрафа по статье 100 Устава должно производиться с учетом терминов "грузополучатель" и "грузоотправитель", "перевозочный документ", предусмотренных статьей 2 Устава и учета условий договора на эксплуатацию пути необщего пользования, то есть в совокупности, а не отдельно, исходя из условий договора на эксплуатацию пути необщего пользования и договора перевозки.
Штраф начисляется за все время задержки с момента нарушения предусмотренных соответствующими договорами сроков подачи, уборки вагонов.
Поскольку подобный договор между истцом и ответчиком отсутствует, а Истец ссылается в исковом заявлении на Контракт, можно сделать вывод об отсутствии между Истцом и Ответчиком каких-либо соглашений, предусматривающих ответственность перевозчика по статье 100 УЖТ РФ.
В исковом заявлении отсутствуют ссылки на нормы действующего законодательства Российской Федерации, предусматривающие конкретные сроки, в течение которых ОАО "РЖД" обязано произвести операцию по подаче-уборке вагонов.
Доводы апелляционной жалобой подлежат отклонению.
По аналогичным искам Минобороны к ОАО "РЖД" о взыскании неустойки по государственному контракту суды пришли к выводу о необходимости применения к спорным правоотношениям ст. 97 УЖТ РФ.
В соответствии с определением Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2019 по делу N А40-2675/18 (иск Минобороны к ОАО "РЖД" о взыскании 13 276 176,43 руб. неустойки за нарушение срока доставки груз по государственному контракту) установлено следующее (абз. 2-3 стр. 2):
"суды правомерно руководствовались судебной практикой рассмотрения контрактных споров, признающей приоритет за специальным законодательством, в данном случае - регулирующим правоотношения по перевозке - статьей 97 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации".
Указание заявителя на соответствие представленного им расчета утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042 Правилам неосновательно, поскольку они устанавливают порядок определения размера санкции, начисляемой за ненадлежащее исполнение сторонами предусмотренных контрактом обязательств, за исключением просрочки исполнения, явившейся основанием для предъявления требования о взыскании неустойки по рассматриваемому делу".
Верховным Судом Российской Федерации было рассмотрено 2 дело по иску Минобороны к ОАО "РЖД" о взыскании 6 498 776,69 руб. неустойки за нарушение срока доставки груза.
В соответствии с определением Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2019 по делу N А40-2081/18 установлено следующее (абз. 2-3 стр. 2):
"суд апелляционной инстанции правомерно руководствовался судебной практикой рассмотрения контрактных споров, признающей приоритет за специальным законодательством, в данном случае - регулирующим правоотношения по перевозке - статье 97 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации".
Указание заявителя на соответствие представленного им расчета утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042 Правилам неосновательно, поскольку они устанавливают порядок определения размера санкции, начисляемой за ненадлежащее исполнение сторонами предусмотренных контрактом обязательств, за исключением просрочки исполнения, явившейся основанием для предъявления требования о взыскании неустойки по рассматриваемому делу".
Истцом пропущен срок исковой давности для обращения в суд с данным иском.
Спорные отношения между Минобороны и ОАО "РЖД" вытекают из договора перевозки.
В соответствии с абз. 5 стр. 1 иска установлено, что "Услуги по подаче и уборке вагонов под погрузку и выгрузку на железнодорожные пути необщего пользования Исполнителем оказаны с просрочкой".
К иску приложены 3 ведомости подачи и уборки вагонов от 23.04.2018 и 26.04.2018 и 31.03.2018 г.:
ведомость N 046002 по ст. Новочеркасск Северо-Кавказской железной дороги;
ведомость N 046005 по ст. Темрюк Северо-Кавказской железной дороги;
ведомость N 041027 по ст. Новочеркасск Северо-Кавказской железной дороги
а также памятки приёмосдатчика:
N 891 (фактический срок исполнения - 27.04.2018 г.), N1165 (фактический срок исполнения - 17.04.2018 г.), N199 (фактический срок исполнения 11 апреля 2018 г.), N200 (фактический срок исполнения 11.04.2018), N196 (фактический срок исполнения 10 апреля 2018 г.), N195 (фактический срок исполнения - 10 апреля 2018 г.), N345 (фактический срок исполнения 31.03.2018), N177 (фактический срок исполнения 03.04.2018 г.), N178
(фактический срок исполнения - 03.04.2018 г.), N 179 (фактический срок исполнения 03.04.2018 г.), N180 (фактический срок исполнения 03.04.2018 г.), N187 (фактический срок исполнения 06.04.2018 г.), N182 (фактический срок исполнения - 05.04.2018 г.), N184 (фактический срок исполнения - 05.04.2018 г.), N186 (фактический срок исполнения 06.04.2018 г.), N189 (фактический срок исполнения - 06.04.2018 г.), N190 (фактический срок исполнения -06.04.2018 г.).
В иске указано (абз. С 7 по 14 стр. 1 и абз. с 1 по 18 стр. 2), что нормативный срок исполнения - с 26.03.2018 по 26.04. 2018 г., а фактический срок исполнения - с 31.03.2018 г. по 27.04.2018 г. По мнению истца, суть нарушений состоит в том, что вагоны были поданы с нарушением срока от одного дня до пяти дней.
Таким образом, срок исковой давности истекал 27.05.2019 с учетом срока на разрешение спора во внесудебном порядке - 30 дней.
Исковое заявление подано в Арбитражный суд города Москвы 06.03.2020.
Таким образом, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки имеющихся в деле доказательств в их совокупности, апелляционным судом признается законным и обоснованным решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 23 октября 2020 года по делу N А40-44341/20 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
В.Р. Валиев |
Судьи |
О.Н. Лаптева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-44341/2020
Истец: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
Хронология рассмотрения дела:
05.05.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-9364/2021
26.01.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-70479/20
23.10.2020 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-44341/20
13.03.2020 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-44341/20