г. Москва |
|
27 января 2021 г. |
Дело N А41-25605/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 января 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Виткаловой Е.Н., Марченковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания: Русаковым В.О.,
при участии в заседании:
от ООО "Сергиево-Посадский региональный оператор": не явились, извещены;
от ООО "Добрый город": не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Сергиево-Посадский региональный оператор" на решение Арбитражного суда Московской области от 15 июля 2020 года по делу N А41-25605/20 по исковому заявлению ООО "Добрый город" к ООО "Сергиево-Посадский региональный оператор" о взыскании неосновательного обогащения,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Добрый город" обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Сергиево-Посадский региональный оператор" о взыскании суммы неосновательного обогащения за февраль 2019 г. в размере 953 440 руб.
Решением Арбитражного суда Московской области от 15 июля 2020 года по делу N А41-25605/20 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом неправильно применены нормы материального права.
Стороны своих представителей в судебное заседание не направили.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей.
Рассмотрев дело в порядке ст. 268 АПК РФ, исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ООО "Добрый город", являясь управляющей организацией, осуществляет управление несколькими многоквартирными домами, расположенными в г. Химки Московской области, и обеспечивает потребителей жилищно-коммунальными услугами, в том числе услугой по обращению с ТКО.
В целях оказания потребителям данной услуги между ООО "Добрый город" и ООО "Сергиево-Посадский РО" заключен 10.10.2018 г. договор N СПРО-2018-0000031 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с п. 1.1 указанного договора ООО "Сергиево-Посадский РО" обязуется принимать ТКО в объеме и в месте, которые определены в настоящем договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а ООО "Добрый город" обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В связи с не размещением региональным оператором контейнеров в местах накопления ТКО, ООО "Добрый город" было вынуждено приобрести контейнеры на основании договора купли-продажи N ЭЛ/14/18 от 28.03.2018 г., товарной накладной N 103 от 26.03.2018 г. и разместить их для накопления отходов.
Письмом от 24.01.2019 г. исх. N 75-03-16/19 ООО "Добрый город" уведомило регионального оператора о необходимости заключения с 01.01.2019 г. договора аренды евроконтейнеров для сбора отходов, объемом 1,1 кубических метра, фактически используемых ответчиком с декабря 2018 г. для исполнения обязательств по договору от 10.10.2018 N СПРО2018-0000031.
11.09.2019 ООО "Добрый город" повторно уведомило ООО "Сергиево-Посадский РО" о необходимости заключения договора аренды контейнеров для сбора отходов, однако указанные письма оставлены без ответа.
Претензии, направленные региональному оператору 14.10.2019 г., 29.10.2019 г., а также 05.09.2019 г. с требованием заключить договор аренды евроконтейнеров для сбора отходов и погасить имеющуюся задолженность за период фактического пользования контейнерами с января по август 2019 года, оставлены ООО "Сергиево-Посадский РО" без ответа.
Ввиду того, что при оказании услуги по ТКО региональный оператор неправомерно пользовался мусорными контейнерами, принадлежащими управляющей организации, стоимость за пользование контейнерами не возместил, ООО "Сергиево-Посадский РО" обратилось в суд с рассматриваемыми требованиями.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из подтвержденности факта пользования ответчиком мусорными контейнерами истца без внесения соответствующей платы.
В обоснование приведенных в апелляционной жалобе доводов ответчик указывает, что именно на собственника помещений в многоквартирном доме, в чьей общедолевой собственности находится земельный участок, на котором сформировано место (площадка) накопления ТКО, возложена обязанность по содержанию контейнерных площадок для накопления ТКО (самих конструкций с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченных бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру), сбор и вывоз ТБО, образующихся в результате деятельности жильцов многоквартирного дома; в соответствии с требованиями действующего законодательства к обязанностям регионального оператора не относится создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО; обязанность по установке мусоросборников, в том числе в силу статей 209, 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, возложена на правообладателей земельного участка под 3 контейнерную площадку, но не на регионального оператора; у ответчика отсутствует неосновательное обогащение, т.к. региональный оператор не пользуется контейнерами, не владеет контейнерными площадками ни на каком праве, в предельный тариф фактически не включены расходы по приобретению и установке мусоросборников и бункеров; судами не проверено, установлено ли в необходимой валовой выручке ответчика расходы на приобретение контейнеров и бункеров для накопления ТКО и их содержание.
Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции, вышеприведенные доводы апелляционной жалобы отклоняет, ввиду следующего.
Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641".
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 24.6 Закона об отходах производства сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Статьей 24.7 закона об отходах производства предусмотрено, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
В рамках исполнения нормативных требований Министерством экологии и природопользования Московской области был проведен конкурсный отбор на право заключения соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО (извещение о проведении торгов N 210318/10813363/07).
В соответствии с Протоколом рассмотрения заявок от 18.04.2018 принято решение о заключении соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО с ООО "Сергиево-Посадский РО".
Согласно конкурсной документации, размещенной сайте проведения торгов https://torgi.gov.ru/index.html и пунктам 5.1.1, 5.1.14, 5.1.17 соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО в Сергиево-Посадской зоне регионального оператора от 28.04.2018 на ООО "Сергиево-Посадский РО" приняло на себя обязанности:
- провести обследование территории, входящей в зону деятельности регионального оператора и представить в течение 4 месяцев с даты вступления в силу соглашения организатору конкурсного отбора на согласование подписанный и заверенный печатью регионального оператора график сбора и транспортирования твердых коммунальных отходов, отражающий в том числе информацию о существующих местах (площадках) накопления, объектах обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения отходов, сроки размещения контейнеров бункеров;
- размещать и использовать для накопления ТКО контейнеры и бункеры, соответствующие требованиям порядка накопления ТКО (в том числе их раздельного накопления), утвержденного Министерством, требованиям действующего законодательства;
- обеспечить доставку контейнеров и бункеров в места (площадки) накопления в чистом и продезинфицированном виде.
Таким образом, исходя из условий конкурсной документации и соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Московской области в Сергиево-Посадской зоне от 28.04.2018, заключенным ответчиком с Министерством экологии и природопользования Московской области, а также Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156, а также Постановления Правительства РФ от 30.05.2016 N 484 "О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами", ответчик принял на себя обязательства по приобретению и размещению в местах накопления твердых коммунальных отходов контейнеров и бункеров.
Заключение соглашения посредством такой конкурентной процедуры подразумевает, что лицо, принимая для себя решение об участии в торгах, в полной мере ознакомилось с условиями аукционной документации и согласилось принять соответствующие риски исполнения соглашения на принятых условиях.
В нарушение принятых обязательств, ответчик не разместил в местах накопления ТКО контейнеры, при этом договор не расторг.
В нарушение соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Московской области в Сергиево-Посадской зоне от 28.04.2018, ответчик не разместил в местах накопления ТКО контейнеры для сбора мусора, принадлежащими ООО "Добрый город", в связи с чем, на его стороне образовалось неосновательное обогащение в заявленном размере.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 ГК РФ.
Функциональное назначение обязательств, возникающих из неосновательного обогащения, состоит в обеспечении восстановления имущественных потерь потерпевшего приобретателем, обогатившимся в результате неосновательного приобретения имущества потерпевшего или сбережения своего имущества за счет потерпевшего.
В рассматриваемом деле имеет место самостоятельная форма сбережения имущества - неосновательное обогащение в результате временного использования приобретателем чужого имущества без намерения приобретения юридического титула на него.
В силу пункта 2 статьи 1105 ГК РФ лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.
Чтобы взыскать неосновательное обогащение в форме платы за фактическое пользование недвижимостью, истец обязан доказать факт приобретения или сбережения имущества ответчиком, а на ответчика возлагается обязанность доказать наличие законных оснований для приобретения или сбережения такого имущества либо наличие обстоятельств, при которых неосновательное обогащение в силу закона не подлежит возврату.
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В ходе судебного разбирательства ООО "Добрый город" доказало факт сбережения региональным оператором своего имущества, а именно то обстоятельство, что ООО "Сергиево-Посадский РО" должно было разместить свои контейнеры для накопления отходов, но не израсходовало свое имущество благодаря затратам другого лица - управляющей организации.
Мусорные контейнеры, приобретенные и принадлежащие управляющей организации на основании договора купли-продажи N ЭЛ/14/18 от 28.03.2018, были размещены ООО "Добрый город", что подтверждается актами комиссионного обследования контейнерных площадок, подписанными собственниками помещений соответствующих многоквартирных домов.
Кроме того, ООО "Сергиево-Посадский РО" не представлены доказательства приобретения и размещения им в местах накопления ТКО принадлежащих ему контейнеров, а также подтверждающие наличие законных оснований для использования контейнеров в количестве 186 шт., принадлежащих управляющей организации.
Согласно представленному ООО "Добрый город" расчету размер неосновательного обогащения в форме сбережения составляет за февраль 2019 г. в размере 953 440 руб.
Расчет ООО "Сергиево-Посадский РО" не оспорен, документально не опровергнут.
Доказательств внесения платы за фактическое пользование контейнерами в материалах дела не имеется.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно исходил из представленного истцом расчета процентов.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, сделанных при рассмотрении настоящего спора по существу, апелляционным судом не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 15 июля 2020 года по делу N А41-25605/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Коновалов |
Судьи |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-25605/2020
Истец: ООО "ЮНИСЕРВИС"
Ответчик: ООО "СЕРГИЕВО-ПОСАДСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЕРАТОР"